Открытый урок по музыке. Тема: "Волшебная палочка дирижера"

В рамках данного урока учащиеся познакомятся с такими понятиями, как симфонический оркестр, дирижер. Узнают фамилии великих композиторов и дирижеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_volshebnaya_palochka_dirizhera.docx26.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок. Составила: учитель музыки МБОУ «Гимназия №9» г. Казани Маршанская Марина Юрьевна

Волшебная палочка дирижера

Ход урока

Приветствие.

Сегодня мы поговорим о роли дирижера как руководителя оркестра, вспомним названия групп инструментов симфонического оркестра и виды оркестров. И познакомимся с новым словом «интерпретация».

Итак, интерпретация – это творческая переработка исполнения музыкального произведения. Одну и ту же мелодию можно исполнить по-разному: быстро или медленно, грустно или весело, и она от этого изменится. Исполняя одни и те же произведения, музыканты каждый раз делают это по-своему, интерпретируя сочинения композитора на свой лад.

Таким образом, интерпретация – это выбор средств музыкальной выразительности. Свою интерпретацию всякий раз использует и дирижер при исполнении музыки оркестром под его управлением. Бывает так, что у одного дирижера произведение звучит оживленно, у другого более протяжно, спокойно. В этом и заключается роль дирижера как руководителя оркестра. Дирижер должен знать специфику звучания каждой группы инструментов и их возможности, сочинение, над которым предстоит работать. Это интеллектуальная часть деятельности дирижера. А еще он должен готовиться к большой физической нагрузке, ведь его работа требует выносливости.

Сколько времени длится симфония и сколько в ней частей?

/// 2 минуты

Ученики: 30 минут, ведь она состоит из 4х частей.

И все это время дирижер руководит оркестром.

Запишите тему урока и заголовок «Действия дирижера» и перечислите некоторые из них.

Ученики:

  1. Продумывает замысел композитора, характер звучания музыки, темп.
  2. Разучивает произведение с оркестрантами.
  3. Руководит ими: указывает места вступления групп оркестра, динамику.

/// 4-5 минут

Теперь давайте вспомним и запишем группы инструментов симфонического оркестра.

Ученики: струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные.

А сейчас назовем музыкальные инструменты, которые входят в эти группы.

Струнные: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

Деревянные духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот. Они получили свое название по материалу, из которого были сделаны.

Медные: труба, валторна, тромбон, туба.

Ударные:

а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый).

б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.

Добавочная группа: арфа.

/// 5 минут

Теперь познакомимся с именами великих дирижеров прошлого и современности (показ портретов).

Евгений Мравинский, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков.

«Когда играешь Баха или Моцарта, Вивальди или Гайдна, Шостаковича или Щедрина, Губайдуллину или Шнитке, происходит работа души. Мне всегда хотелось, чтобы человек после концерта чувствовал себя окрыленным». Владимир Спиваков

Какой русский композитор и пианист был блестящим дирижером?

Ученики: Сергей Васильевич Рахманинов.

Верно, он автор 3х симфоний,

«Юношеская симфония» (1891)

Симфоническая поэма «Князь Ростислав» (1891)

Фантазия «Утёс» (по стихотворению М. Ю. Лермонтова, op. 7, 1893)

Каприччио на цыганские темы, ор. 12 (1894)

Симфоническая поэма «Остров мёртвых» (по картине А. Бёклина, ор. 29, 1909)

Симфонические танцы, ор. 45 (1940)

/// 5-6 минут

А также 3 концерта для фортепиано с оркестром, фрагмент одного из них мы сейчас послушаем и продирижируем. (звучит фрагмент концерта №3 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова)

/// 2-3 минуты

Ученики: пробуют дирижировать, называют характер произведения.

/// 1 минута

Итоги

Итак, какая музыка сегодня звучала на нашем уроке?

Ученики: Рахманинов, концерт №3

В чем заключается роль дирижера оркестра?

Ученики: продумывает, разучивает, руководит.

Какие группы инструментов есть в симфоническом оркестре?

Какие инструменты входят в состав каждой группы?

Что такое интерпретация музыкальных сочинений?

/// 1 минута

Ученики исполняют песню.

/// 5-7 минут