Открытый урок "Музыкальная азбука русского фольклора"
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок по программе «Театр народной песни»
Музыкальная азбука русского фольклора
- Приветствие
Фоном звучит русская народная мелодия. Дети заходят в класс. Учитель поклоном встречает детей. Рассаживает их в полукруг.
- Здравствуйте! Что особенного мы сказали друг другу, просто здравствуйте! Как вы думаете, почему я поздоровалась с вами именно так, а не сказала вам привет? Потому что именно так ещё со стародавних времён люди приветствовали друг друга, желая тем самым «здравия»- здоровья.
2.Знакомство
- Меня зовут Наталья Рафиковна, я преподаватель по фольклору и сегодня я к вам пришла в традиционном русском народном костюме Самарской области.
Я немного рассказал вам о себе. А теперь я хочу познакомиться с вами. А сделаем мы это необычным способом. Так как наша встреча состоялась весной, то у меня с собой есть кукла – веснянка. Сейчас мы с вами по очереди будем передавать её друг другу, называть своё имя и одним словом характеризовать себя. Начну я – меня зовут Наталья Рафиковна – я весёлая.
Знакомство (представление себя, сопровождающееся передачей куклы «веснянка»). Вот мы и познакомились.
Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие.
Сегодня мы встретились с вами, чтобы окунуться в сказочный мир русского музыкального фольклора.- А кто мне скажет, что означает это слово? Знакомо ли оно вам?
Фольклор – устное народное творчество (дословно его можно перевести, как народная мудрость), которая передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и сегодня мы можем соприкоснуться с ним.
А скажите мне, сопровождает ли фольклор вас в повседневной жизни?
(ждём ответа)Если отвечают включаемся в разговор.
Вы родились и ваши мамы, чтобы успокоить вас – пели вам колыбельные песни, как вы думаете – это фольклор? Правильно - это музыкальный фольклор.
И вот вы подросли и стали старше, ваши мамы читали вам перед сном сказки, скажите мне – это фольклор? Правильно это – устный фольклор.
И вот сейчас, вы уже взрослые и в свете недавних событий, скажите мне - где вы могли встретиться с фольклором?
Сегодня мы везде и всюду сталкиваемся с лучшими образцами фольклора. Основа, сердце и душа любой национальной культуры - фольклор, это тот кладенец, это то, из чего выросла и литература, и музыкальное искусство, и театр, и хореография. Русская народная культура подарила человечеству целую плеяду великих русских литераторов, музыкантов, художников, которых знает и почитает весь мир:
Пушкин А.С., Жуковский В.А, Лермонтов М.Ю., Гоголь Н.В., Тургенев И.С, Толстой Л.Н. Достоевский Ф.М., Чехов А.П.
Римский-Корсаков Н.А., Чайковский П.И., Мусоргский М.П., Бородин А.П., , Рахманинов С.В., Стравинский И.Ф., Прокофьев С.С.
Суриков В.И., Левитан И.И., Айвазовский И.К., Шишкин И.И., Васнецов В.Н., Репин И.Е., Рерих Н.К.
Мы назвали лишь самых-самых, кого знает весь мир. И каждый из них в большей или меньшей степени обращался в своем творчестве к истокам народной культуры, использовал в своих произведениях народные мотивы, сюжеты былин и сказок. Вот, например, всем известная картина «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова, который в своём творчестве обратился к русским былинам (устному фольклору), балет Игоря Стравинского «Петрушка», пьеса Александра Николаевича Островского «Снегурочка» созданная на основе сказочного, песенного и песенно-обрядового материала русского фольклора, в творчестве композиторов Игоря Стравинского, Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Георгия Свиридова и многих других, а также фильмы и мультфильмы. Вы мне сейчас сами назовёте их (Алёша Попович и Тугарин змей, три богатыря на дальних берегах, Марья Искусница и др.).
В свете недавних событий, вы, наверное, все помните замечательную победу наших «Бурановских бабушек» на Евровидении, которые вышли на сцену в старинных костюмах XIX века, сохранившихся от их бабушек и прабабушек, и спели на своём родном языке. А совсем недавно вы видели открытие Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи, где за основу театрализованных представлений на открытии были взяты национальные элементы русского фольклора (лоскутное одеяло, как основной фон всей рекламной продукции, медведь и заяц, как основные герои русских народных сказок, барс, как герой сказок народов Кавказа, скоморохи, хороводы и т.д.)
Сегодня мы с вами познакомимся с музыкальной азбукой русского фольклора. Первый и главный элемент этой азбуки – песня.
Для начала нам необходимо разучить народную песню. Эта песня родилась на Самарской земле. Я её сама записала в фольклорной экспедиции по Самарской области, услышав от бабушек. А сегодня хочу поделиться ею с вами. Это плясовая песня – «Где ж ты заинька, был, побывал». Сначала я спою её, а вы послушайте, а потом мы попробуем выучить и спеть.
(звучит мелодия)
1.Где ж ты, заинька, был, побывал
Где ж ты, серай, был, побывал
А я был, побывал, в огороде ночевал.
А я был, побывал, в огороде ночевал.
2.Чай, тебя заинька, видели,
Чай, тебя серай, видели
И видели, барин мой, а видели, сударь мой,
И видели барин мой, а видели сударь мой,
3.Чай, тебя заинька, побили,
Чай, тебя серай, побили.
А побили, барин мой, а побили, сударь мой,
А побили, барин мой, а побили, сударь мой.
Конечно, бабушки мне спели восемь куплетов, но восемь куплетов мы с вами выучить не успеем. Если вы захотите узнать, чем закончилась история про заиньку, подойдите ко мне после урока, я вам расскажу.
Готовы! Давайте сначала выучим слова. (Разучивание слов каждого куплета).
Слова мы с вами выучили – теперь давайте попробуем её спеть.
Второй важный элемент музыкальной азбуки – танец. Наша песня, если вы помните, плясовая. Вот мы с вами и попробуем петь и танцевать одновременно. Для этого нам нужно будет выучить одну дробь (перестукивание ногами). Я вас попрошу всех встать со своих мест и попробовать вместе со мной потопать в ритме. Вот смотрите (детям показывается дробь). А теперь попробуйте вы, в одном ритме. Молодцы. А теперь мы попробуем соединить песню и дробь (выбирается 6 человек, которые лучше всего справились с дробью, под песню они выходят в центр и на проигрыше дробят, затем выходит следующая пара и так до конца песни).
И чтобы наша песня была ещё веселее, мы с вами будем сами себе подыгрывать на музыкальных инструментах. Вот вам и еще один элемент музыкальной азбуки – народные музыкальные инструменты. Некоторые из них я вам сегодня принесла, давайте познакомимся с ними и попробуем сыграть.
1.Бубен (играет он вот так - показать) - (выбираем ребёнка из класса) Попробуй! Молодец!
2.Трещотки (а на них играют так – показать) - теперь попробует сыграть (выбираем ребёнка из класса).
3. Ложки (они играют так). И на них сегодня у меня будут играть - (выбрать несколько детей из класса), давайте попробуем сыграть, на счёт раз.
4.Веерные ложки (а вот на них нужно так играть - показать) - выбираем ребёнка из класса, и просим его сыграть.
5. И круговая трещотка (а на ней играют так - показать) - выбираем ребёнка из класса, и просим его сыграть.
Оркестр наш готов! Так, а теперь сыграем все вместе. Начинают ложки!!! На счёт раз, на счёт два к ним присоединяется бубен, на счёт три трещотки, веерные ложки и круговая трещотка. Молодцы! А теперь все вместе одновременно, под счёт, и (пробуем сыграть в темпе звучащей фонограммы) давайте попробуем под музыку сначала спеть, а потом сыграть. Готовы! (звучит фонограмма)
1 куплет поём (во время пения не играем), играем по моей команде…(играем в проигрыше). А теперь в этом проигрыше выходят наши плясуны.
2 куплет – поём, играем, танцуем.
3 куплет – поём, играем, танцуем.
Ну вот, мы отрепетировали, наш музыкальный номер. А теперь обыграем его, для этого нам нужно переодеться в праздничные костюмы. Для мальчиков у меня есть нарядные кушаки (пояса), ну а девочкам мы наденем нарядные бусы. Давайте повернёмся к нашим зрителям.
Ну и конечно, в старину ни один праздник не обходился без настоящего русского хоровода. А в нашей музыкальной азбуке добавился еще один важный элемент. Но прежде чем мы с вами встанем в круг, я вас попрошу руки не отпускать. Готовы?
(Хоровод, капустка, змейка, потом по парам пляска)
Поплясали. Молодцы. А теперь садитесь.
Ребята, а кто мне скажет, какой скоро праздник мы с вами будем праздновать? (ответ - вербное воскресение) Правильно. И в честь этого праздника я хочу вам подарить каждому по веточке вербы, но не просто так. После того как я вам их раздам вы каждый обменяетесь веточкой со своим одноклассником и пожелаете ему всего самого хорошего. Начну я - (Саша) я желаю тебе оставаться таким же весёлым и жизнерадостным (и дальше).
А теперь я вас прошу подойти ко мне, вот моя веточка, а давайте к моей веточке присоединим ваши в знак нашей крепкой дружбы (веточки нужно завязать красной лентой общий букет). Возьмитесь за ленточки. Будьте всегда такими же дружными и весёлыми. И помните, что если вы будете вместе, то всё у вас в жизни сложится. Садитесь.
Вы помните как звучала тема нашего занятия (не урока!!!) (обращаемся к слайду с темой урока) Музыкальная азбука русского фольклора. Азбука – это основа, то без чего нельзя стать грамотным, образованным. С какими же основными формами музыкального фольклора мы сегодня с вами познакомились.
Ребята называют песню, хоровод, оркестр, пляс и т.д.
И в завершение нашего урока я хочу у вас узнать, что нового вы узнали сегодня о фольклоре?
(если нет ответа)- Чем занимались? (пели – (песенный фольклор), танцевали – (танцевальный фольклор), попробовали сделать театральное действие (театральный фольклор), играли на шумовых инструментах – (инструментальный фольклор).
2.Встречаемся ли мы с фольклором в современной жизни?
3. Какую песню мы с вами сегодня выучили? К какому региону она относится?
Заключение
- Спасибо вам ребята за активное участие. Мне очень понравилось сегодня работать с вами. Если вам понравилось наше занятие, мы можем продолжить общение в моем театре народной песни «Забавушка», который находится в Детской школе искусств № 3.
На память о нашей встрече я хочу подарить вашему коллективу эту куколку веснянку, как символ весны, этот букетик вербы, как символ крепкой дружбы, и вот эти баранки, с сюрпризом. К каждой баранке прикреплён бумажный ангелочек, на котором написано пожелание лично для каждого из вас. Я от всей души дарю их вам!