Взаимосвязь технического и художественного развития в классе специального фортепиано
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Унечская детская школа искусств»
Зональный открытый урок
Тема: «Взаимосвязь технического и художественного развития в классе специального фортепиано»
с учащейся 3 класса Семякиной Евой
Провела преподаватель
фортепиано
Андреева Л. Г.
Принято и одобрено на ЗМО
Протокол №___
от «___» _________ 20 __г.
2018
Тема урока: Взаимосвязь технического и художественного развития в классе специального фортепиано.
Цель: формирование представлений о единстве технического и художественного развития, необходимых для реализации творческого замысла композитора.
Задачи урока:
- Образовательные:
- освоение приемов технического развития и игровых навыков;
- формирование практических навыков;
- применение технических формул в сочетании с творческим художественным исполнением музыкальных произведений.
- Развивающие:
- развитие двигательно-игровых навыков;
- развитие музыкально-образного мышления;
- развитие творческой активности;
- развитие навыка слухового контроля.
- Воспитательные:
- воспитание навыков самоанализа и самоконтроля;
- воспитание эмоциональной отзывчивости;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, предмету и инструменту;
- воспитание эстетического вкуса.
Тип урока: комбинированный.
Форма работы: индивидуальная.
Методы:
-словесный, наглядный, практический;
-активизация слуха;
- обращение к музыкальному восприятию учащегося;
-развитие мышления.
Оборудование и учебно-материальное оснащение урока:
- фортепиано;
- нотная литература;
- ноутбук;
- презентация (слайды).
План урока:
- Организационный момент.
- Гамма a-moll. Ш. Ганон. Упр. № 1 ,4.
- К. Черни. Этюд D-dur.
- А. Билаш. Реквием.
- В. Гиллок. Кот ведьмы.
- Итог урока, домашнее задание.
Пояснительная записка
Для воспитания естественной рациональной техники необходимо знать возможности пианистического аппарата, понимать, что ученику мешает, какие движения вызывают неудобства; уметь анализировать состояние ученика, вовремя помочь, т. к. сам он часто не в состоянии заметить напряжение. При работе над техническими упражнениями опору стараться делать на то, чтобы учебный процесс сделать увлекательным. Следует отметить, что без технического совершенствования, формирования исполнительских навыков нельзя добиться художественного совершенства, воплощения замысла композитора. Техническое и художественное развитие неразрывно связаны между собой.
Очень важный момент в учебном процессе – научить ученика самостоятельной домашней работе, приучить его к ежедневному труду за инструментом. Этого можно достичь, ставя перед ним интересные задачи, требующие от учащегося творческого подхода.
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие, ознакомление с темой урока, эмоциональный настрой учащегося.
- Гамма a-moll. Ш. Ганон. Упр. №.1, 4.
При игре гаммы обратить внимание на аккуратное подкладывание 1-го пальца: правильный разворот руки, ее собранность, округлость, близость пальцев друг к другу. Рука, локоть ведет пальцы, кончики пальцев острые, чуткие.
Играть с динамикой, crescendo при движении вверх, diminuendo при движении вниз. Следить за точным соблюдением «аппликатурных формул», ровностью звучания, без толчков. Причины их возникновения в малой подвижности 1-го пальца. Подкладывать его незаметно, не меняя уровня кисти. Очень полезно поиграть упражнения на подкладывание 1-го пальца (приложение №1, приложение №2, приложение №3). А также любую гамму 1-2 1-2 1-2, 1-3 1-3 1-3, 1-4 1-4 1-4 пальцами.
При игре аккордов пальцы упругие, активные. Работает вся рука и корпус. Рука должна иметь форму свода, не прогибаясь в косточках. Задача исполнить аккорды ярко, не суетливо, с опорой на 5-ом пальце.
При игре арпеджио важна правильно выученная аппликатура. Пальцы собираются в направление движения. Гибкая рука в коротких арпеджио. Арпеджио полезно играть «забирая в руку» все звуки, предварительно «открыв» ладонь и пальцы (открыть-спрятать).
В длинных арпеджио добиваться приема «скольжения» с позиции на позицию без соблюдения legato между 3 и 1, 4 и 1 пальцами, 1-й палец готовить заранее и незаметно, кисть вести на одном уровне и не поднимать ее перед подкладыванием 1-го пальца.
В хроматической гамме пальцы располагать близко друг к другу, высота подъема пальцев малая, с динамическими оттенками.
Очень полезно для развития техники включать в работу с учащимися упражнения Ш. Ганона, которые способствуют достижению растяжения между пальцами, беглости, крепости и равномерного развития пальцев (Упр. №1, 4). Играть ровно, равномерно по силе нажатия на клавиши, активными и четкими пальцами.
- К. Черни. Этюд D-dur.
Данный этюд полезен тем, что включает в себя несколько видов техники: гаммообразные пассажи, аккорды, арпеджио. Учащимся необходимо соблюдать точную аппликатуру, добиваться ровного звучания с динамическими оттенками, без остановок между тактами, соблюдать паузы, которые позволяют подготовиться к взятию аккорда заранее. Отдельно отработать заключительные фразы 1 и 2 разделов (предложений). Работу вести по принципу арпеджио в гаммах: гибкая кисть, движение к 5-му пальцу, пальцы собирать в сторону направления арпеджио. Целесообразно взять все звуки короткого арпеджио в виде аккорда, что позволит учащемуся его легче запомнить позиционно.
- А. Билаш. Реквием.
Драматическая по характеру пьеса позволяет научить исполнению вертикальных линий фактуры.
Реквием (от лат. – покой, упокоение) – часть заупокойной мессы в католической церкви. Торжественное, траурного характера, печальное и возвышенное произведение. С 18 века реквием стал не только частью богослужения, но и одним из наиболее популярных жанров духовной музыки (Гайдн, Моцарт, Брамс, Верди, Берлиоз, Кабалевский). Жанр реквиема проник и в литературу (Ахматова). Со временем превратился в концертное произведение, посвященное трагическим событиям, жертвам войны, природных катастроф, смерти человека.
Александр Иванович Билаш (1931-2003гг.) – украинский композитор, педагог, поэт, общественный деятель, народный артист СССР, Герой Украины. Автор романсов, концертов для фортепиано с оркестром, музыки к кинофильмам, опер, наиболее известен как автор песен.
Работа над пьесой состоит из 2 этапов:
- Технический (вертикаль, педаль).
- Художественный (образ).
При работе над 1 этапом необходимо уделить внимание полнозвучности аккордов, одновременному взятию звуков в правой и левой руке. Обратить внимание на то, что звук должен быть насыщенным и глубоким. Мелодическую линию провести в 5 и 4 пальце, не толчком, а сосредотачивая на верхнем голосе вес руки. Поработать над данной задачей можно двумя способами: сначала весом руки несколько раз извлечь верхний звук нужным пальцем, а затем исполнить оставшиеся. Можно это упражнение выполнить иначе: сначала взять аккорд, а затем остаться на 5 (4) пальце, отпустив все остальные звуки, таким образом, слушая верхний голос.
Особую важность играет работа с педалью. Наряду с фразировкой, динамикой, артикуляцией педаль является ярким средством выразительности, она придает звуку объем, насыщенность, сочность, певучесть.
Цель использования педали в данной пьесе – формирование навыка использования запаздывающей педали, воспитание слухового контроля и, конечно, разнообразить звучание, превратив аккордовые вертикальные последовательности в глубокую, объемную поступь.
Самое главное – постоянный слуховой контроль, не допускающий наслоение одного аккорда на другой, так называемой «грязи», и звуковых хвостов.
Использовать так называемое упражнение «Поющая педаль» в медленном темпе при постоянном слуховом контроле.
Когда этот этап освоен можно перейти к разговору об образном содержании пьесы, передаче характера, замысла, музыкальной мысли. Провести краткий анализ формы. «Реквием» написан в одночастной форме, представляющей собой период квадратного строения из 3-х предложений по 8 тактов и пятитактовым дополнениям. Наличие в 3-м предложении секвенции (от лат. – последовательность) – последовательное повторение мелодической фразы или гармонического оборота на другой высоте.
Отметить, что в пьесе использована нисходящая секвенция, которая как правило применяется для создания эффекта «ухода», «потери», что как нельзя лучше соответствует смыслу пьесы.
Также можно отметить, что пьеса написана в ре миноре, тональности, которую принято ассоциировать с коричневым цветом, эта тональность считается патетической. Фразы строятся по принципу контраста движения и динамики, повторного строения.
- В. Гиллок. Кот ведьмы.
Вильям Гиллок (1917-1993гг.) – американский музыкант, композитор, педагог. Его часто называют романтиком ХХ века. Создатель огромного количества фортепианной музыки для детей и юношества. Его музыка считается современной классикой фортепианной детской музыки. Отличается мелодичностью, тонкой гармонизацией, разнообразием фактуры.
Пьеса «Кот ведьмы» - одна из миниатюр цикла «24 романтические прелюдии», где каждая пьеса имеет яркое название, музыкальный образ, различную исполнительскую задачу.
Работа над техничным исполнением арпеджированных пассажей, беглостью пальцев, четкой артикуляцией, ровностью звучания арпеджированных фигур. Работу вести по принципу арпеджио в гаммах, добиваясь подвижного 1-го пальца, гибкого кистевого движения, легкого, полетного звука. Пальцы собранные, активные, кончики цепкие, необходимо избегать излишнего давления на клавиши, с устремлением к основному звуку мотива.
По форме – трехчастное произведение (АВА), однотемное, где 2-я часть построена на интонационном материале 1-ой части., т.е. не вносит тематического контраста. 3-я часть является репризой с 4-х тактовым расширением в виде коды. Следует отметить красоту задержаний в 1-й части, прослушать их.
Кода – итог всего произведения, самое яркое, хоть и короткое построение, в плане динамики, характера, с последующим замедлением и затуханием звука.
Произведение имеет программное название, что облегчает работу над образным содержанием, т.к. оно во многом уже обусловлено в названии.
VI. Итог урока
Подводя итог урока напомнить ученику, что цель нашей работы – научиться создавать посредством музыкальных звуков музыкальное настроение, музыкальную картину, какой-то образ. Это можно сделать только тогда, когда исполнитель будет подготовлен технически. Для этого необходимо играть упражнения, гаммы со всеми техническими формулами, этюды на разные виды техники, которая включает в себя все: посадку, верно выбранную аппликатуру, свободу пианистического аппарата. Также необходимо учиться качественно исполнять штрихи: легкое staccato, певучее legato, они требуют умения координировать вес руки, т.к. верно найденное соприкосновение к клавише – залог качественного звучания. Сказать ученику, что об этом необходимо помнить, занимаясь самостоятельно дома, а все замечания конкретно по произведениям, над чем предстоит работать, записать в дневник – сделать домашнее задании е, выставить оценку, обосновав ее ученику.
Домашнее задание
Продолжить работу над произведениями с учетом поставленных задач.
Упр. №2 (Ш. Ганон).
Гамма A-dur.
Этюд D-dur (К. Черни) – 1-я часть 2-мя руками, 2-я часть – разбор.
Реквием (А. Билаш) – работа с педалью, ярче, динамический контраст, выучить наизусть два предложения.
Кот ведьмы (В. Гиллок) – отдельно мотивы из 16 нот, добиваясь технического совершенства, свободы, используя упражнения для арпеджио.
Самоанализ открытого урока по фортепиано
преподавателя Андреевой Л. Г. с учащейся 3 класса Семякиной Евой
Характеристика учащегося: Семякина Ева – учащаяся 3 класса фортепиано. Без музыкальной подготовки. Имеет достаточно хорошие музыкальные данные: хорошую музыкальную память, устойчивое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух. Серьезна, самокритична. Обладает внутренней культурой и тактом, доброжелательна и контактна. К4 занятиям относится серьезно, добросовестно. Хорошо успевает по всем предметам. Хорошо чувствует музыку, но не всегда способна ее передать. В постановке рук большое неудобство доставляет 4-й палец – поджимает в ладонь, что не позволяет полностью освободить кисть, недостаточная крепость и активность 4-го и 5-го пальцев, низкое положение 1-го пальца. Ответственна и работоспособна.
Тема: Взаимосвязь технического и художественного развития в классе специального фортепиано.
Форма проведения: индивидуальное занятие.
Цель урока: формирование представления о необходимости развития технических навыков для реализации творческого замысла композитора.
В ходе урока я стремилась реализовать принципы воспитания, обучения и развития во всей полноте их единства. Поэтому ставились такие задачи:
- Образовательные:
- освоение приемов технического развития и игровых навыков;
- формирование практических навыков;
- применение технических формул в сочетании с творческим художественным исполнением музыкальных произведений.
- Развивающие:
- развитие двигательно-игровых навыков;
- развитие музыкально-образного мышления;
- развитие творческой активности;
- развитие навыка слухового контроля.
- Воспитательные:
- воспитание навыков самоанализа и самоконтроля;
- воспитание эмоциональной отзывчивости;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, предмету и инструменту;
- воспитание эстетического вкуса.
При подготовке и проведении урока я руководствовалась следующими принципами:
- единства воспитания, обучения, развития;
- связи с жизнью;
- научности;
- увлеченности, активности, самостоятельности и сознательности.
На уроке были использованы методы:
- словесный (объяснение, беседа);
- практический (слушание музыки, игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач);
- репродуктивный (воспроизведение выученного текста);
- музыкальное наблюдение;
- эмоциональная драматургия.
В ходе урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем, учащейся выполнялись осмысленно, творчески. Все этапы проведенного урока взаимосвязаны между собой. Цель урока достигнута.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок | 62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Унечская детская школа искусств»
Зональный открытый урок
Тема: «Взаимосвязь технического и художественного развития в классе специального фортепиано»
с учащейся 3 класса Семякиной Евой
Провела преподаватель
фортепиано
Андреева Л. Г.
Принято и одобрено на ЗМО
Протокол №___
от «___» _________ 20 __г.
2018
Тема урока: Взаимосвязь технического и художественного развития в классе специального фортепиано.
Цель: формирование представлений о единстве технического и художественного развития, необходимых для реализации творческого замысла композитора.
Задачи урока:
- Образовательные:
- освоение приемов технического развития и игровых навыков;
- формирование практических навыков;
- применение технических формул в сочетании с творческим художественным исполнением музыкальных произведений.
- Развивающие:
- развитие двигательно-игровых навыков;
- развитие музыкально-образного мышления;
- развитие творческой активности;
- развитие навыка слухового контроля.
- Воспитательные:
- воспитание навыков самоанализа и самоконтроля;
- воспитание эмоциональной отзывчивости;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, предмету и инструменту;
- воспитание эстетического вкуса.
Тип урока: комбинированный.
Форма работы: индивидуальная.
Методы:
-словесный, наглядный, практический;
-активизация слуха;
- обращение к музыкальному восприятию учащегося;
-развитие мышления.
Оборудование и учебно-материальное оснащение урока:
- фортепиано;
- нотная литература;
- ноутбук;
- презентация (слайды).
План урока:
- Организационный момент.
- Гамма a-moll. Ш. Ганон. Упр. № 1 ,4.
- К. Черни. Этюд D-dur.
- А. Билаш. Реквием.
- В. Гиллок. Кот ведьмы.
- Итог урока, домашнее задание.
Пояснительная записка
Для воспитания естественной рациональной техники необходимо знать возможности пианистического аппарата, понимать, что ученику мешает, какие движения вызывают неудобства; уметь анализировать состояние ученика, вовремя помочь, т. к. сам он часто не в состоянии заметить напряжение. При работе над техническими упражнениями опору стараться делать на то, чтобы учебный процесс сделать увлекательным. Следует отметить, что без технического совершенствования, формирования исполнительских навыков нельзя добиться художественного совершенства, воплощения замысла композитора. Техническое и художественное развитие неразрывно связаны между собой.
Очень важный момент в учебном процессе – научить ученика самостоятельной домашней работе, приучить его к ежедневному труду за инструментом. Этого можно достичь, ставя перед ним интересные задачи, требующие от учащегося творческого подхода.
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие, ознакомление с темой урока, эмоциональный настрой учащегося.
- Гамма a-moll. Ш. Ганон. Упр. №.1, 4.
При игре гаммы обратить внимание на аккуратное подкладывание 1-го пальца: правильный разворот руки, ее собранность, округлость, близость пальцев друг к другу. Рука, локоть ведет пальцы, кончики пальцев острые, чуткие.
Играть с динамикой, crescendo при движении вверх, diminuendo при движении вниз. Следить за точным соблюдением «аппликатурных формул», ровностью звучания, без толчков. Причины их возникновения в малой подвижности 1-го пальца. Подкладывать его незаметно, не меняя уровня кисти. Очень полезно поиграть упражнения на подкладывание 1-го пальца (приложение №1, приложение №2, приложение №3). А также любую гамму 1-2 1-2 1-2, 1-3 1-3 1-3, 1-4 1-4 1-4 пальцами.
При игре аккордов пальцы упругие, активные. Работает вся рука и корпус. Рука должна иметь форму свода, не прогибаясь в косточках. Задача исполнить аккорды ярко, не суетливо, с опорой на 5-ом пальце.
При игре арпеджио важна правильно выученная аппликатура. Пальцы собираются в направление движения. Гибкая рука в коротких арпеджио. Арпеджио полезно играть «забирая в руку» все звуки, предварительно «открыв» ладонь и пальцы (открыть-спрятать).
В длинных арпеджио добиваться приема «скольжения» с позиции на позицию без соблюдения legato между 3 и 1, 4 и 1 пальцами, 1-й палец готовить заранее и незаметно, кисть вести на одном уровне и не поднимать ее перед подкладыванием 1-го пальца.
В хроматической гамме пальцы располагать близко друг к другу, высота подъема пальцев малая, с динамическими оттенками.
Очень полезно для развития техники включать в работу с учащимися упражнения Ш. Ганона, которые способствуют достижению растяжения между пальцами, беглости, крепости и равномерного развития пальцев (Упр. №1, 4). Играть ровно, равномерно по силе нажатия на клавиши, активными и четкими пальцами.
- К. Черни. Этюд D-dur.
Данный этюд полезен тем, что включает в себя несколько видов техники: гаммообразные пассажи, аккорды, арпеджио. Учащимся необходимо соблюдать точную аппликатуру, добиваться ровного звучания с динамическими оттенками, без остановок между тактами, соблюдать паузы, которые позволяют подготовиться к взятию аккорда заранее. Отдельно отработать заключительные фразы 1 и 2 разделов (предложений). Работу вести по принципу арпеджио в гаммах: гибкая кисть, движение к 5-му пальцу, пальцы собирать в сторону направления арпеджио. Целесообразно взять все звуки короткого арпеджио в виде аккорда, что позволит учащемуся его легче запомнить позиционно.
- А. Билаш. Реквием.
Драматическая по характеру пьеса позволяет научить исполнению вертикальных линий фактуры.
Реквием (от лат. – покой, упокоение) – часть заупокойной мессы в католической церкви. Торжественное, траурного характера, печальное и возвышенное произведение. С 18 века реквием стал не только частью богослужения, но и одним из наиболее популярных жанров духовной музыки (Гайдн, Моцарт, Брамс, Верди, Берлиоз, Кабалевский). Жанр реквиема проник и в литературу (Ахматова). Со временем превратился в концертное произведение, посвященное трагическим событиям, жертвам войны, природных катастроф, смерти человека.
Александр Иванович Билаш (1931-2003гг.) – украинский композитор, педагог, поэт, общественный деятель, народный артист СССР, Герой Украины. Автор романсов, концертов для фортепиано с оркестром, музыки к кинофильмам, опер, наиболее известен как автор песен.
Работа над пьесой состоит из 2 этапов:
- Технический (вертикаль, педаль).
- Художественный (образ).
При работе над 1 этапом необходимо уделить внимание полнозвучности аккордов, одновременному взятию звуков в правой и левой руке. Обратить внимание на то, что звук должен быть насыщенным и глубоким. Мелодическую линию провести в 5 и 4 пальце, не толчком, а сосредотачивая на верхнем голосе вес руки. Поработать над данной задачей можно двумя способами: сначала весом руки несколько раз извлечь верхний звук нужным пальцем, а затем исполнить оставшиеся. Можно это упражнение выполнить иначе: сначала взять аккорд, а затем остаться на 5 (4) пальце, отпустив все остальные звуки, таким образом, слушая верхний голос.
Особую важность играет работа с педалью. Наряду с фразировкой, динамикой, артикуляцией педаль является ярким средством выразительности, она придает звуку объем, насыщенность, сочность, певучесть.
Цель использования педали в данной пьесе – формирование навыка использования запаздывающей педали, воспитание слухового контроля и, конечно, разнообразить звучание, превратив аккордовые вертикальные последовательности в глубокую, объемную поступь.
Самое главное – постоянный слуховой контроль, не допускающий наслоение одного аккорда на другой, так называемой «грязи», и звуковых хвостов.
Использовать так называемое упражнение «Поющая педаль» в медленном темпе при постоянном слуховом контроле.
Когда этот этап освоен можно перейти к разговору об образном содержании пьесы, передаче характера, замысла, музыкальной мысли. Провести краткий анализ формы. «Реквием» написан в одночастной форме, представляющей собой период квадратного строения из 3-х предложений по 8 тактов и пятитактовым дополнениям. Наличие в 3-м предложении секвенции (от лат. – последовательность) – последовательное повторение мелодической фразы или гармонического оборота на другой высоте.
Отметить, что в пьесе использована нисходящая секвенция, которая как правило применяется для создания эффекта «ухода», «потери», что как нельзя лучше соответствует смыслу пьесы.
Также можно отметить, что пьеса написана в ре миноре, тональности, которую принято ассоциировать с коричневым цветом, эта тональность считается патетической. Фразы строятся по принципу контраста движения и динамики, повторного строения.
- В. Гиллок. Кот ведьмы.
Вильям Гиллок (1917-1993гг.) – американский музыкант, композитор, педагог. Его часто называют романтиком ХХ века. Создатель огромного количества фортепианной музыки для детей и юношества. Его музыка считается современной классикой фортепианной детской музыки. Отличается мелодичностью, тонкой гармонизацией, разнообразием фактуры.
Пьеса «Кот ведьмы» - одна из миниатюр цикла «24 романтические прелюдии», где каждая пьеса имеет яркое название, музыкальный образ, различную исполнительскую задачу.
Работа над техничным исполнением арпеджированных пассажей, беглостью пальцев, четкой артикуляцией, ровностью звучания арпеджированных фигур. Работу вести по принципу арпеджио в гаммах, добиваясь подвижного 1-го пальца, гибкого кистевого движения, легкого, полетного звука. Пальцы собранные, активные, кончики цепкие, необходимо избегать излишнего давления на клавиши, с устремлением к основному звуку мотива.
По форме – трехчастное произведение (АВА), однотемное, где 2-я часть построена на интонационном материале 1-ой части., т.е. не вносит тематического контраста. 3-я часть является репризой с 4-х тактовым расширением в виде коды. Следует отметить красоту задержаний в 1-й части, прослушать их.
Кода – итог всего произведения, самое яркое, хоть и короткое построение, в плане динамики, характера, с последующим замедлением и затуханием звука.
Произведение имеет программное название, что облегчает работу над образным содержанием, т.к. оно во многом уже обусловлено в названии.
VI. Итог урока
Подводя итог урока напомнить ученику, что цель нашей работы – научиться создавать посредством музыкальных звуков музыкальное настроение, музыкальную картину, какой-то образ. Это можно сделать только тогда, когда исполнитель будет подготовлен технически. Для этого необходимо играть упражнения, гаммы со всеми техническими формулами, этюды на разные виды техники, которая включает в себя все: посадку, верно выбранную аппликатуру, свободу пианистического аппарата. Также необходимо учиться качественно исполнять штрихи: легкое staccato, певучее legato, они требуют умения координировать вес руки, т.к. верно найденное соприкосновение к клавише – залог качественного звучания. Сказать ученику, что об этом необходимо помнить, занимаясь самостоятельно дома, а все замечания конкретно по произведениям, над чем предстоит работать, записать в дневник – сделать домашнее задании е, выставить оценку, обосновав ее ученику.
Домашнее задание
Продолжить работу над произведениями с учетом поставленных задач.
Упр. №2 (Ш. Ганон).
Гамма A-dur.
Этюд D-dur (К. Черни) – 1-я часть 2-мя руками, 2-я часть – разбор.
Реквием (А. Билаш) – работа с педалью, ярче, динамический контраст, выучить наизусть два предложения.
Кот ведьмы (В. Гиллок) – отдельно мотивы из 16 нот, добиваясь технического совершенства, свободы, используя упражнения для арпеджио.
Самоанализ открытого урока по фортепиано
преподавателя Андреевой Л. Г. с учащейся 3 класса Семякиной Евой
Характеристика учащегося: Семякина Ева – учащаяся 3 класса фортепиано. Без музыкальной подготовки. Имеет достаточно хорошие музыкальные данные: хорошую музыкальную память, устойчивое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух. Серьезна, самокритична. Обладает внутренней культурой и тактом, доброжелательна и контактна. К4 занятиям относится серьезно, добросовестно. Хорошо успевает по всем предметам. Хорошо чувствует музыку, но не всегда способна ее передать. В постановке рук большое неудобство доставляет 4-й палец – поджимает в ладонь, что не позволяет полностью освободить кисть, недостаточная крепость и активность 4-го и 5-го пальцев, низкое положение 1-го пальца. Ответственна и работоспособна.
Тема: Взаимосвязь технического и художественного развития в классе специального фортепиано.
Форма проведения: индивидуальное занятие.
Цель урока: формирование представления о необходимости развития технических навыков для реализации творческого замысла композитора.
В ходе урока я стремилась реализовать принципы воспитания, обучения и развития во всей полноте их единства. Поэтому ставились такие задачи:
- Образовательные:
- освоение приемов технического развития и игровых навыков;
- формирование практических навыков;
- применение технических формул в сочетании с творческим художественным исполнением музыкальных произведений.
- Развивающие:
- развитие двигательно-игровых навыков;
- развитие музыкально-образного мышления;
- развитие творческой активности;
- развитие навыка слухового контроля.
- Воспитательные:
- воспитание навыков самоанализа и самоконтроля;
- воспитание эмоциональной отзывчивости;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, предмету и инструменту;
- воспитание эстетического вкуса.
При подготовке и проведении урока я руководствовалась следующими принципами:
- единства воспитания, обучения, развития;
- связи с жизнью;
- научности;
- увлеченности, активности, самостоятельности и сознательности.
На уроке были использованы методы:
- словесный (объяснение, беседа);
- практический (слушание музыки, игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач);
- репродуктивный (воспроизведение выученного текста);
- музыкальное наблюдение;
- эмоциональная драматургия.
В ходе урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем, учащейся выполнялись осмысленно, творчески. Все этапы проведенного урока взаимосвязаны между собой. Цель урока достигнута.