Гаммы. Играть или нет?

Дементьева Галина Сергеевна

У многих людей слово «гамма» вызывает не самые приятные ощущения. Интересно, почему?

Причины для этого могут быть самые разнообразные: трудно выучить пальцы, скучно играть одно и то же, не получается и т.д.. Как же быть, если хочется сразу играть сонаты и прелюдии, а приходится разучивать гаммы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gammy.docx15.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гаммы. Играть или нет?

Давно известно, что Рихтер никогда не играл гаммы (пример: его личные слова в фильме «Монсежона»), в то время как Рахманинов играл их на протяжении всей своей жизни, у него даже была «немая» клавиатура для занятий в поездках. И оба великие... Так что же играть или не играть?

Гамму для поступенного звукоряда придумал музыкант XI века Гвидо де Ареццо. Игра гамм развивает такие технические качества как беглость, ловкость, четкость и точность звукоизвлечение, силу и выносливость, независимость и самостоятельность пальцевых движений, координацию движений в партиях обеих рук, вырабатывает аппликатурные привычки. Но в работе над гаммами мало развивать только простую моторику (скорость и точность). Фортепианную технику мы рассматриваем в органической связи с проблемами художественно - исполнительского мастерства, поэтому между художественными и техническими задачами разрыва быть не должно.

Исходя из вышесказанного, существует мнение, что гаммы важны до определенного момента, и, начиная с какого-то момента, их играть уже нет смысла, так как в произведениях встречаются куда более сложного вида пассажи. Нейгауз рекомендовал делать упражнения для «разыгрывания» из таких пассажей и прочих «сложных мест».

Художественные и пианистические способности учащегося должны развиваться в комплексе. Ведь гаммы могут являться составной частью фактурных произведений, и мы должны учить ученика выполнять художественные задачи, заключенные в них, подчинять этим задачам и качество звука. По выражению Г. Нейгауза готовить своего рода «заготовки», «полуфабрикаты» для игры фортепианных пьес. А это невозможно без работы слуха. Необходимо постоянно будить слуховую активность ученика, которая проявляется в первоначальном внутреннем внутренним слуховом представлении звучания, а затем слуховом контроле над качеством своего исполнения.

И еще важный момент. Необходимо, чтобы ученик осознавал, что в зависимости от характера звучат различные и пианистические движения, что качество звука связано с соответствующим движением корпуса, руки, палацев. У ученика постепенно должна выработаться автоматическая связь между желаемым звучанием и пианистическим движением, то есть сформироваться так называемое мышечное чувство. Добиваясь необходимого звукового результата, ученик будет совершенствовать свои пианистические движения, физически приспосабливаясь к выполнению постоянной цели. Поэтому, играя гаммы, мы должны стоять перед учащимся конкретные звуковые задачи, учить гаммы различными способами, направляя слуховое внимание на звуковой результат.

Звуковые задачи при игре гамм:

1. Вслушиваться в мелодический характер гаммы, слышать длительное дыхание мелодической линии, учиться на гаммах навыкам певучести и выразительности игры legato.

2. Играть гаммы с различной артикуляцией (различными штрихами).

3. Развивая методическую точность, играть гаммы с акцентами и в разных ритмах.

4. Играть гаммы с различной нюансировкой, тембровыми и динамическими красками.

5. Во время игры гамм можно развивать полифонический и ансамблевый слух.

Различные методы работы над гаммами повышают у учащихся интерес к их игре, занимают ребят и стимулируют их. Ученик не должен играть гаммы механически, формально, ради темпа, не слушая, что получается. Быстрая игра не должна допускаться в ущерб ровности, точности, отчетливости звукоизвлечения и правильности пианистических движений. Основная задача при работе над гаммами – это улучшение качества исполнения. Темп берется тот, в котором все прослушивается и получается.

Гилельс много занимался гаммами. Лист – тоже. Кому-то это, возможно, не нужно (речь о взрослых музыкантах). Но попробовать стоит всем, особенно в начале обучения.

 Только не нужно гаммы превращать в формальность. От выдалбливания, конечно, толку не много. Но если подойти к гамме, как к художественному произведению, добиться по-настоящему красивого, ровного (или, наоборот, попробовать с разной динамикой) звучания, принесет большую пользу.