Конспекты открытых уроков

Дедова Анжелика Анатольевна

разработки уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_otkrytyy_urok.doc46 КБ
Microsoft Office document icon urok_aleks.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХОЛМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

Конспект

открытого урока по теме:

Работа над артикуляцией и голосоведением при изучении полифонического произведения И. Баха

в младших классах  ДПОП «Фортепиано»

Выполнила:

Дедова Анжелика Анатольевна,

 преподаватель по классу фортепиано

высшей квалификационной категории

Холмск, 2020 г.

Дата проведения: 17 марта 2020 г.

Преподаватель: Дедова Анжелика Анатольевна

Обучающийся: Самира И.

Класс: 2 (8 ДПОП)

Тема урока: Работа над артикуляцией и голосоведением при изучении полифонического произведения И.С. Баха в младших классах ДПОП «Фортепиано»

Цель урока – выработка активной артикуляции и звуковедения голосов при работе над полифоническим произведением (И.С. Бах «Полонез g-moll» из Нотной тетради Анны Магдалены Бах).

Задачи:

Обучающие:

- освоить новые понятия, связанные с изучением произведений И.С. Баха: «уртекст», «артикуляция», «редакция»;

- наладить контакт пальцев ученика с клавиатурой для достижения нужного звукового результата;

- добиться отчетливой артикуляции на фортепиано, выразительного голосоведения, инструментовки голосов;

Развивающие:

- развивать слуховое внимание;

- развивать навыки координации при исполнении голосов;

- развивать метроритмическую точность;

Воспитательные:

- воспитывать навык полифонического слышания голосов;

- воспитывать активность и самоконтроль в работе, умение оценивать свою работу;

- формировать интерес к музыке И.С. Баха;

Методы и приемы проведения урока:

- слуховой;

- словесный;

- визуальный;

- практический показ;

План урока:

  1. Приветствие, вступительное слово – 5 мин
  2. Основная часть – 30 мин

1) Разминка, проверка домашнего задания  - 5 мин

2)Знакомство с уртекстом, понятие «редакция» - 5 мин

3) Работа над артикуляцией и голосоведением – 15 мин

4)Слушание музыки и беседа о тембрах – 5 мин

III. Подведение итогов урока, домашнее задание – 5 мин

Оборудование:

Фортепиано – 2 шт.

Нотный материал Полонеза g-moll – редакция Л. Ройзмана и уртекст.

Карточки с новыми терминами «Артикуляция», «Уртекст», «Редакция»

Компьютер

Ход урока:

  1. Вступительное слово.

- Озвучивание темы урока, психологический настрой ученика.

Беседа с учеником:

- что такое полифония;

- в чем трудности исполнения полифонических произведений;

- какие полифонические произведения изучались ранее;

- Изучение полифонических произведений составляет одно из важнейших звеньев воспитания пианиста. Уже с первого года обучения мы открываем ученикам интересный и сложный мир полифонической музыки. Вначале это несложные пьески, обработки народных песен и этюды с элементами полифонии. Важно, чтобы, подступая к изучению произведений И.С. Баха, ученик имел представление о том, что такое полифония, и опыт разучивания нетрудной полифонической музыки.

Я стремлюсь начать знакомить ученика с музыкой И.С. Баха по возможности раньше, так как само прикосновение к великой музыке уже имеет для ученика смысл, это его воспитывает и развивает. Конечно, отношение ученика к работе над непростой полифонией Баха во многом зависит от того, насколько педагог презентует этого композитора, насколько он сумеет скрыть все трудности работы той красотой, которую таит в себе эта музыка, чтобы ребенок понимал, что он изучает великую музыку великого композитора.

  1. Основная часть.

1) Разминка.  

Подготовка рук к координационным трудностям полифонии. Настройка на тональность. Игра гаммы соль минор в 2 октавы разными штрихами

- обеими руками нон легато, легато, стаккато;  

- усложнение задания: правая рука легато, левая нон легато и наоборот;

2) Проверка домашнего задания.

- исполнение  Полонеза целиком. Задание – собрать нотный текст двумя руками.

- ответы на вопросы:

 Что такое полонез (страна, характер танца, ритмический рисунок)

3) Изучение нового материала.

Знакомство с понятием «уртекст», беседа о загадках баховских текстов, о различиях между уртекстом и редакцией

- визуальное сравнение нотной записи Полонеза в виде уртекста и редакции Л. Ройзмана

4) Работа над артикуляцией и голосоведением.

- объяснение понятия «артикуляция», анализ штрихов в редакции Л. Ройзмана, качество штриха определенных длительностей;

- проработка 1 части по голосам в ансамбле с педагогом, выполняя артикуляционные задачи;

- Шестнадцатые исполняются штрихом legato, но очень отчетливо, выговаривая каждый звук; четверти и восьмые исполняются non legato, четверти глубоким протянутым шагом, восьмые коротко, раздельно и отчетливо. Правильное выполнение данных штрихов помогают приблизить звучание фортепиано к звучанию клавесина;

- во время выполнения артикуляционных задач от ученика требуется вслушиваться в собственное звучание, контролировать свою работу;

- голосоведение (объяснение понятия), работа над фразировкой голосов: анализ движения мелодической линии верхнего голоса 1 части с микро-кульминацией в 3м такте и ответом в кадансе; мотивное строение басового голоса 2 части, интонационное движение от слабой доли к сильной по нисходящему трезвучию;

      5) Слушание музыки и беседа о тембрах.

      - прослушивание Полонеза в записи для духовых инструментов с заданием угадать тембры, беседа об инструментовке голосов;

      - проигрывание 1 раздела двумя руками с тембральным разделением голосов (верхний голос – скрипка, нижний – виолончель);

      III. Подведение итогов урока.

  - что нового узнали на уроке;

  - домашнее задание – наладить штрихи в голосах, тембровую окраску, вслушиваться и контролировать свое звучание.

Список литературы:

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1978.
  2. Бах И. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. Редакция И. Ройзмана. М., Музыка, 2010
  3. Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе – Спб, Композитор, 2004
  4. Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. – Л, Музыка, 1988



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Конспект открытого урока по теме:

Работа над освоением гаммового комплекса в классе специального фортепиано в условиях реализации ФГТ

Составитель:

Дедова Анжелика Анатольевна                                                                                                                                                                          Преподаватель высшей квалификационной  категории

 Александровск-Сахалинский

2017 г.

Дата проведения: 05.02. 2017 г.

Преподаватель: Дедова Анжелика Анатольевна

Обучающийся: Анастасия К.

Класс: 4 ДПП «Фортепиано»

Тема урока: Работа над освоением гаммового комплекса в классе специального фортепиано в условиях реализации ФГТ

Цель урока – Показ работы над гаммовым комплексом при подготовке к техническому зачёту 

Задачи:

Обучающие:

- Закрепить изученные теоретические знания;

- Совершенствовать технику исполнения гамм, аккордов и арпеджио;

- Изучить приемы работы над преодолением технических трудностей;

Развивающие:

- Развить музыкальное мышление;

- Развить навык слухового контроля;

Воспитательные:

- Воспитать усидчивость и трудолюбие;

- Воспитать интерес к работе над техническим развитием.

Методы урока:

- словесный;

- практический;

План урока:

I. Организационный момент

II. Вступительное слово преподавателя

III. Основная часть.

- работа над гаммой Ми мажор для показа в максимальном темпе.

- работа над остальными пройденными гаммами для показа в среднем темпе.

IV. Заключение

Оборудование:

фортепиано, стул, ноты.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Сообщение темы, целей урока.

  1. Вступительное слово преподавателя.

Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является необходимой составной частью воспитания пианиста. Гаммы играются для выработки и накопления пианистического мастерства. Игра гамм развивает такие технические качества как беглость, ловкость, четкость и точность звукоизвлечение, силу и выносливость, независимость и самостоятельность пальцевых движений, координацию движений в партиях обеих рук, вырабатывает аппликатурные привычки. Фортепианную технику мы рассматриваем в органической связи с проблемами художественно - исполнительского мастерства, Поэтому между художественными и техническими задачами разрыва быть не должно. Художественные и пианистические способности учащегося должны развиваться в комплексе. Ведь гаммы могут являться составной частью фактурных произведений, и мы должны учить ученика выполнять художественные задачи, заключенные в них, подчинять этим задачам и качество звука. По выражению Г. Нейгауза готовить своего рода "заготовки", "полуфабрикаты" для игры фортепианных пьес.

У ученика постепенно должна выработаться автоматическая связь между желаемым звучанием и пианистическим движением, то есть сформироваться так называемое мышечное чувство. Добиваясь необходимого звукового результата, ученик будет совершенствовать свои пианистические движения, физически приспосабливаясь к выполнению постоянной цели. Поэтому, работая над гаммами, мы должны ставить перед учащимся конкретные звуковые задачи, учить гаммы различными способами, направляя слуховое внимание на звуковой результат.

  1. Основная часть

1) Гамма Ми мажор в прямом и расходящемся движении.

- игра гаммы в различных артикуляционных, динамических и темповых вариантах;

- работа над звуковой ровностью, упражнения на подвижность 1го пальца;

- отработка смен позиций в гамме;

- работа над ритмической ровностью – игра гаммы с пульсацией квартолями.

 - работа над наращиванием темпа в гамме:

    а) игра короткими линиями, упражнение с "броском" вверх и вниз с последующем              заполнением.

    б) игра с остановками по четыре звука и по восемь с остановкой на тонике, затем с остановкой через 2 октавы.

Активизация внимания к работе пальцев, рук и плечевого пояса.

2) Аккорды Т3 с обращениями

При игре аккордов внимание ученицы направлено на:

- использование веса рук при взятии аккорда;

- гибкость запястий, освобождение рук при снятии;

- на готовность пальцев в воздухе перед взятием аккордов;

- на звуковой результат – аккорды должны звучать торжественно и празднично, с опорой на 5 пальцы.

3) Короткие арпеджио Т3 с обращениями по 4 звука

- внимание к аппликатуре в позициях;

- выравнивание пальцев, достижение звуковой ровности;

- ритмическая ровность, пульсация;

- кистевые движения, освобождающие руки;

4)Длинные арпеджио

- подготовка новой позиции;

- выработка подвижности кисти при смене позиции;

- активное подкладывание и перекладывание 1 пальцев;

5) Хроматическая гамма

- ритмическая пульсация с опорой по шесть звуков;

- интонация между точками пульса, не проваливать звуки;

- следить за высоким положением кисти и пальцев, близким расстоянием между пальцами;

- минимальный подъем и активное взятие каждого звука;

- движение руки по направлению игры;

6) Проигрывание отдельных видов гаммового комплекса соль минор, си минор, Ля мажор, Ре мажор в спокойном темпе

Такой вид технической работе рекомендован для показа на техническом зачете как показатель быстрой ориентации ученика на клавиатуре, в тональностях, выработке устойчивых аппликатурных формул, двигательной реакции.

IV. Заключение

Подведение итогов урока, домашнее задание

Список литературы.

  1. Корыхалова Н. Играем гаммы. - М.: Музыка, 1995.
  2. Макуренкова Е. О педагогике В.В. Листовой. - М.: Музыка, 1971.
  3. Милич Б. Воспитание ученика - пианиста. - Киев: Музыкальная Украина, 1977.
  4. Нейгауз Г. Об исскустве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1988.