Конспекты открытых уроков
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХОЛМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
Конспект
открытого урока по теме:
Работа над артикуляцией и голосоведением при изучении полифонического произведения И. Баха
в младших классах ДПОП «Фортепиано»
Выполнила:
Дедова Анжелика Анатольевна,
преподаватель по классу фортепиано
высшей квалификационной категории
Холмск, 2020 г.
Дата проведения: 17 марта 2020 г.
Преподаватель: Дедова Анжелика Анатольевна
Обучающийся: Самира И.
Класс: 2 (8 ДПОП)
Тема урока: Работа над артикуляцией и голосоведением при изучении полифонического произведения И.С. Баха в младших классах ДПОП «Фортепиано»
Цель урока – выработка активной артикуляции и звуковедения голосов при работе над полифоническим произведением (И.С. Бах «Полонез g-moll» из Нотной тетради Анны Магдалены Бах).
Задачи:
Обучающие:
- освоить новые понятия, связанные с изучением произведений И.С. Баха: «уртекст», «артикуляция», «редакция»;
- наладить контакт пальцев ученика с клавиатурой для достижения нужного звукового результата;
- добиться отчетливой артикуляции на фортепиано, выразительного голосоведения, инструментовки голосов;
Развивающие:
- развивать слуховое внимание;
- развивать навыки координации при исполнении голосов;
- развивать метроритмическую точность;
Воспитательные:
- воспитывать навык полифонического слышания голосов;
- воспитывать активность и самоконтроль в работе, умение оценивать свою работу;
- формировать интерес к музыке И.С. Баха;
Методы и приемы проведения урока:
- слуховой;
- словесный;
- визуальный;
- практический показ;
План урока:
- Приветствие, вступительное слово – 5 мин
- Основная часть – 30 мин
1) Разминка, проверка домашнего задания - 5 мин
2)Знакомство с уртекстом, понятие «редакция» - 5 мин
3) Работа над артикуляцией и голосоведением – 15 мин
4)Слушание музыки и беседа о тембрах – 5 мин
III. Подведение итогов урока, домашнее задание – 5 мин
Оборудование:
Фортепиано – 2 шт.
Нотный материал Полонеза g-moll – редакция Л. Ройзмана и уртекст.
Карточки с новыми терминами «Артикуляция», «Уртекст», «Редакция»
Компьютер
Ход урока:
- Вступительное слово.
- Озвучивание темы урока, психологический настрой ученика.
Беседа с учеником:
- что такое полифония;
- в чем трудности исполнения полифонических произведений;
- какие полифонические произведения изучались ранее;
- Изучение полифонических произведений составляет одно из важнейших звеньев воспитания пианиста. Уже с первого года обучения мы открываем ученикам интересный и сложный мир полифонической музыки. Вначале это несложные пьески, обработки народных песен и этюды с элементами полифонии. Важно, чтобы, подступая к изучению произведений И.С. Баха, ученик имел представление о том, что такое полифония, и опыт разучивания нетрудной полифонической музыки.
Я стремлюсь начать знакомить ученика с музыкой И.С. Баха по возможности раньше, так как само прикосновение к великой музыке уже имеет для ученика смысл, это его воспитывает и развивает. Конечно, отношение ученика к работе над непростой полифонией Баха во многом зависит от того, насколько педагог презентует этого композитора, насколько он сумеет скрыть все трудности работы той красотой, которую таит в себе эта музыка, чтобы ребенок понимал, что он изучает великую музыку великого композитора.
- Основная часть.
1) Разминка.
Подготовка рук к координационным трудностям полифонии. Настройка на тональность. Игра гаммы соль минор в 2 октавы разными штрихами
- обеими руками нон легато, легато, стаккато;
- усложнение задания: правая рука легато, левая нон легато и наоборот;
2) Проверка домашнего задания.
- исполнение Полонеза целиком. Задание – собрать нотный текст двумя руками.
- ответы на вопросы:
Что такое полонез (страна, характер танца, ритмический рисунок)
3) Изучение нового материала.
Знакомство с понятием «уртекст», беседа о загадках баховских текстов, о различиях между уртекстом и редакцией
- визуальное сравнение нотной записи Полонеза в виде уртекста и редакции Л. Ройзмана
4) Работа над артикуляцией и голосоведением.
- объяснение понятия «артикуляция», анализ штрихов в редакции Л. Ройзмана, качество штриха определенных длительностей;
- проработка 1 части по голосам в ансамбле с педагогом, выполняя артикуляционные задачи;
- Шестнадцатые исполняются штрихом legato, но очень отчетливо, выговаривая каждый звук; четверти и восьмые исполняются non legato, четверти глубоким протянутым шагом, восьмые коротко, раздельно и отчетливо. Правильное выполнение данных штрихов помогают приблизить звучание фортепиано к звучанию клавесина;
- во время выполнения артикуляционных задач от ученика требуется вслушиваться в собственное звучание, контролировать свою работу;
- голосоведение (объяснение понятия), работа над фразировкой голосов: анализ движения мелодической линии верхнего голоса 1 части с микро-кульминацией в 3м такте и ответом в кадансе; мотивное строение басового голоса 2 части, интонационное движение от слабой доли к сильной по нисходящему трезвучию;
5) Слушание музыки и беседа о тембрах.
- прослушивание Полонеза в записи для духовых инструментов с заданием угадать тембры, беседа об инструментовке голосов;
- проигрывание 1 раздела двумя руками с тембральным разделением голосов (верхний голос – скрипка, нижний – виолончель);
III. Подведение итогов урока.
- что нового узнали на уроке;
- домашнее задание – наладить штрихи в голосах, тембровую окраску, вслушиваться и контролировать свое звучание.
Список литературы:
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1978.
- Бах И. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. Редакция И. Ройзмана. М., Музыка, 2010
- Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе – Спб, Композитор, 2004
- Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. – Л, Музыка, 1988
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Конспект открытого урока по теме:
Работа над освоением гаммового комплекса в классе специального фортепиано в условиях реализации ФГТ
Составитель:
Дедова Анжелика Анатольевна Преподаватель высшей квалификационной категории
Александровск-Сахалинский
2017 г.
Дата проведения: 05.02. 2017 г.
Преподаватель: Дедова Анжелика Анатольевна
Обучающийся: Анастасия К.
Класс: 4 ДПП «Фортепиано»
Тема урока: Работа над освоением гаммового комплекса в классе специального фортепиано в условиях реализации ФГТ
Цель урока – Показ работы над гаммовым комплексом при подготовке к техническому зачёту
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить изученные теоретические знания;
- Совершенствовать технику исполнения гамм, аккордов и арпеджио;
- Изучить приемы работы над преодолением технических трудностей;
Развивающие:
- Развить музыкальное мышление;
- Развить навык слухового контроля;
Воспитательные:
- Воспитать усидчивость и трудолюбие;
- Воспитать интерес к работе над техническим развитием.
Методы урока:
- словесный;
- практический;
План урока:
I. Организационный момент
II. Вступительное слово преподавателя
III. Основная часть.
- работа над гаммой Ми мажор для показа в максимальном темпе.
- работа над остальными пройденными гаммами для показа в среднем темпе.
IV. Заключение
Оборудование:
фортепиано, стул, ноты.
Ход урока:
- Организационный момент.
Сообщение темы, целей урока.
- Вступительное слово преподавателя.
Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является необходимой составной частью воспитания пианиста. Гаммы играются для выработки и накопления пианистического мастерства. Игра гамм развивает такие технические качества как беглость, ловкость, четкость и точность звукоизвлечение, силу и выносливость, независимость и самостоятельность пальцевых движений, координацию движений в партиях обеих рук, вырабатывает аппликатурные привычки. Фортепианную технику мы рассматриваем в органической связи с проблемами художественно - исполнительского мастерства, Поэтому между художественными и техническими задачами разрыва быть не должно. Художественные и пианистические способности учащегося должны развиваться в комплексе. Ведь гаммы могут являться составной частью фактурных произведений, и мы должны учить ученика выполнять художественные задачи, заключенные в них, подчинять этим задачам и качество звука. По выражению Г. Нейгауза готовить своего рода "заготовки", "полуфабрикаты" для игры фортепианных пьес.
У ученика постепенно должна выработаться автоматическая связь между желаемым звучанием и пианистическим движением, то есть сформироваться так называемое мышечное чувство. Добиваясь необходимого звукового результата, ученик будет совершенствовать свои пианистические движения, физически приспосабливаясь к выполнению постоянной цели. Поэтому, работая над гаммами, мы должны ставить перед учащимся конкретные звуковые задачи, учить гаммы различными способами, направляя слуховое внимание на звуковой результат.
- Основная часть
1) Гамма Ми мажор в прямом и расходящемся движении.
- игра гаммы в различных артикуляционных, динамических и темповых вариантах;
- работа над звуковой ровностью, упражнения на подвижность 1го пальца;
- отработка смен позиций в гамме;
- работа над ритмической ровностью – игра гаммы с пульсацией квартолями.
- работа над наращиванием темпа в гамме:
а) игра короткими линиями, упражнение с "броском" вверх и вниз с последующем заполнением.
б) игра с остановками по четыре звука и по восемь с остановкой на тонике, затем с остановкой через 2 октавы.
Активизация внимания к работе пальцев, рук и плечевого пояса.
2) Аккорды Т3 с обращениями
При игре аккордов внимание ученицы направлено на:
- использование веса рук при взятии аккорда;
- гибкость запястий, освобождение рук при снятии;
- на готовность пальцев в воздухе перед взятием аккордов;
- на звуковой результат – аккорды должны звучать торжественно и празднично, с опорой на 5 пальцы.
3) Короткие арпеджио Т3 с обращениями по 4 звука
- внимание к аппликатуре в позициях;
- выравнивание пальцев, достижение звуковой ровности;
- ритмическая ровность, пульсация;
- кистевые движения, освобождающие руки;
4)Длинные арпеджио
- подготовка новой позиции;
- выработка подвижности кисти при смене позиции;
- активное подкладывание и перекладывание 1 пальцев;
5) Хроматическая гамма
- ритмическая пульсация с опорой по шесть звуков;
- интонация между точками пульса, не проваливать звуки;
- следить за высоким положением кисти и пальцев, близким расстоянием между пальцами;
- минимальный подъем и активное взятие каждого звука;
- движение руки по направлению игры;
6) Проигрывание отдельных видов гаммового комплекса соль минор, си минор, Ля мажор, Ре мажор в спокойном темпе
Такой вид технической работе рекомендован для показа на техническом зачете как показатель быстрой ориентации ученика на клавиатуре, в тональностях, выработке устойчивых аппликатурных формул, двигательной реакции.
IV. Заключение
Подведение итогов урока, домашнее задание
Список литературы.
- Корыхалова Н. Играем гаммы. - М.: Музыка, 1995.
- Макуренкова Е. О педагогике В.В. Листовой. - М.: Музыка, 1971.
- Милич Б. Воспитание ученика - пианиста. - Киев: Музыкальная Украина, 1977.
- Нейгауз Г. Об исскустве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1988.