"Восточная сказка Н.А.Римского-Корсакова"
Методическая разработка по музыкальной литературе на тему "Восточная сказка Н.А.Римского-Корсакова" для выступления ученицы 6 класса фортепианного отделения на Девятом открытом региональном творческом конкурсе "Юный музыковед" в г.Воронеж 2019г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya_sheherazada_.docx | 559.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по музыкальной литературе преподавателя МКУДО «Верхнемамонская ДШИ» Мячиной О.И. для выступления ученицы 6 класса Горягиной Марии на Девятом региональном творческом конкурсе «Юный музыковед» в городе Воронеж. Тема : Восточная сказка Н.А. Римского-Корсакова.
Задачи:
Образовательные: познакомить с сюитой как музыкальным жанром.
Воспитательные: приобщать детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.
Развивающие: развивать познавательные и мыслительные навыки, формирование музыкального вкуса, развивать артистизм, грамотное владение речью, умение заинтересовать аудиторию.
Оборудование: фортепиано, ноты.
Сказка… Ее причудливый мир, в котором вымысел так естественно сплетается с реальностью, привлекал многих русских композиторов.
Николай Андреевич Римский-Корсаков - великий сказочник в русской музыке и настоящий чародей музыкальной живописи.
Языком сказки он рассказал о высоких человеческих чувствах, о великой силе искусства, нарисовал живописные картины природы.
Но не меньше чем сказка, манило композитора море, молодым морским офицером три года провел в плавании. Морское путешествие познакомило Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт. Море оживет в его симфонических поэмах «Садко» и «Антар», в сюите «Шехеразада», в оркестровых картинах сказочных и былинных опер. Композитора можно сравнить со знаменитым маринистом Айвазовским, который так же ярко и правдоподобно запечатлел море.
Римского-Корсакова по праву считают непревзойденным мастером оркестра. В предисловии к «Основам оркестровки» он писал, что «инструментовка есть одна из сторон души самого сочинения». Следуя глинкинским традициям, композитор предпочитает прозрачность фактуры, «чистые» тембры, часто использует солирующие инструменты .
Но не только русскими сказками был увлечен композитор, сказки востока воплотились яркими образами в симфонической сюите «Шехерезада».
«Шахерезада» - одно из лучших симфонических произведений Н. А. Римского-Корсакова, сочинена в течение лета 1888 года и 22 октября того же года исполнена под управлением автора. На создание сюиты композитора вдохновили увлекательные арабские сказки "Тысяча и одна ночь"— памятник средневековой арабской литературы.
В начале 18 века появился первый перевод сказок на французский язык.
Француз Галлан те сказки миру подарил.
Очаровал и Пушкина, и Диккенса.
Ну, кто ж историй тех не посетил
Ночей забавных не познал без сна?!
Средневековый тот арабский край
Имел свои причуды и мораль…
Была у мудрого визиря дочь -
Придумала, как девушкам помочь.
Тот план несложен, и лукав -
Шехеразада, сказочку начав
Ее закончить, вовсе не спешила.
До первых петухов была мила …..
С зорей, и дозволеньем шаха, спать ушла…
Отсрочил казнь на день ….,затем, еще на срок…..,
А сказок не кончается поток!
В основу «Шехеразады» легли «отдельные, не связанные друг с другом» эпизоды... Картины, выбранные Римским-Корсаковым, не объединены общим сюжетом, это не повествование о каком-либо из героев «Тысячи и одной ночи».
Первоначально каждая часть сюиты имела своё название, но затем композитор отказался от них: он не хотел, чтобы его сочинение воспринималось лишь как музыкальная иллюстрация каждого их сюжетов, желая слушателю самому ощутить красочность восточного повествования с калейдоскопом сказочных образов и чудес.
Первая часть называлась «Море. Синдбадов корабль».
Шархиар и Шехеразада. Грозный царь и мудрая рассказчица.
Сюита открывается воинственной фразой, которая исполняется в унисон медными духовыми и струнными инструментами. Она звучит грозно-величаво, напоминая слушателю о свирепом нраве восточного повелителя Шахриара.( тема)
После мягких тихих аккордов духовых инструментов вступает нежная мелодия скрипки соло, поддержанная лишь отдельными арпеджиато арфы. Это — прекрасная Шехеразада. Мелодия скрипки вьется извилистым тонким узором и напоминает изысканный восточный орнамент.(тема)
Шехеразада не только красива , но и мудра!Обе темы являются не просто лейтмотивами, объединяющими все произведение: на их основе Римский-Корсаков, используя вариационные приемы музыкального развития, создает различные образы, даря слушателю настоящие волшебные превращения.
За вступлением следует основной раздел, написанный в сонатной форме без разработки. Главная партия, написана в Ми-мажоре. Известно, что Римский-Корсаков обладал уникальным природным даром - цветным слухом. Выбор тональности Ми-мажор для темы Моря не случаен. Ми мажор в восприятии Корсаковым цветозвуковых соотношений окрашивался в темно-синий, сапфировый тон — цвет морской воды.
Мелодия главной партии основана на теме Шахриара. Но теперь она спокойна, величава и рисует не грозного султана, а безбрежные морские просторы. Мелодия переливается медленными, ровными волнами на фоне могучего и мерного колыхания сопровождения. Временами возникают и мгновенно гаснут короткие «всплески». (тема)
Побочная партия состоит из двух тем: первая До-мажор
Море тихо и спокойно. Среди его синего безбрежья на горизонте показывается корабль Синдбада-морехода. Он плывет мягко качаясь на волнах, и его плавное скольжение по воде рисует светлая тема в исполнении деревянно-духовых инструментов. (тема)
Вторая тема Побочной партии (си-минор) возникает у солирующей скрипки; она рождается из лейтмотива Шехеразады, но теперь это красочная панорама волнующего моря. (Тема)
Лирический центр сюиты - III часть, сказка о царевиче и царевне. Ее главные персонажи обрисованы с помощью двух тем восточного характера – мечтательной и нежной темы влюбленного царевича и грациозно-кокетливой темы царевны. Схожестью интонаций композитор подчеркивает общие нежные чувства между героями.
Тема Царевича — лирическая, плавная, танцевального склада с простыми гармониями на выдержанном органном пункте, с внезапно вторгающимися гаммообразными пассажами ( тема)
И тема Царевны, сходную с первой интонационно, но более оживленную, кокетливую, порученную солирующему кларнету, с характерным сопровождением малого барабана, выбивающего прихотливые ритмические фигуры.(тема)
Эти темы повторяются, варьируются, обогащаются новыми оркестровыми красками.
Третья часть так же как и первая написана в сонатной форме без разработки.
«…Дошло до меня, о счастливый царь», - начинает новую сказку Шехеразада.
Но теперь ее мелодия звучит взволнованно, ведь она собирается рассказать не только о радостных, но и о страшных событиях.Так начинается 4 часть сюиты
Яркая картина народного праздника в Багдаде - грандиозный финал сюиты - объединяет многие ее темы, словно «собирает» героев произведения на веселом празднике. (тема)
Но неожиданно веселье сменяется картиной грозного, бушующего моря. Корабль несется неудержимо к гибели и разбивается о скалу с медным всадником. Медленно и мощно накатывают огромные волны на скалы, приближая корабль к гибели. Драматизм нарастает, композитор в оркестровой обработке достигает совершенства!
Тема праздника звучит устрашающе и грозно!
И завершает сюиту, возникшая уже не полностью, а отзвуками, постепенно растворяясь в верхнем регистре, поэтичная тема прекрасной султанши. ( тема)
Таким образом, в сюите нет единого сюжетного развития, то есть в каждой из частей композитор творит новую сказку, объединяющей нитью которых является тема очаровательной сказочницы Шехеразады, рассказывающей грозному султану свои чудесные сказки.
Сказочное повествование подходит к концу. Мудрая Шехеразада и музыка Николая Андреевича усмирили свирепый характер Шахрияра.
Использованные ресурсы:
1. А.А. Соловцов «Симфонические произведения Римского-Корсакова». – М., 1960.
2. Р. Лейтес «Музыкальные сказки Шехеразады» из сб.«Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова». – М., 1987.