Сценарий открытого занятия в объединении по обучению игре на гитаре "Ознакомление с новым видом деятельности"

Сценарий открытого занятия

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Дворец творчества детей и молодежи городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

Финальный очный  этап    Всероссийского конкурса

                                профессионального   мастерства  работников сферы

 дополнительного  образования «Сердце отдаю детям»

                                Номинация: «Художественная»

Конспект  открытого  занятия

«Ознакомление с новым видом деятельности по

дополнительной общеобразовательной программе»

  «Открой гитаре сердце»    

                                                                 

Саитгалеев Дамир Радикович,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МАУДО Дворец творчества  

г.Нефтекамск, 2019г.

 

 

Наименование объединения:    объединение «Бекар»

Возраст обучающихся: 13-14 лет

Цель  занятия: формирование  у обучающихся мотивации к обучению игре на гитаре    Обучающие:

- знакомство  с историей струнных инструментов,  классификацией и  устройством
  гитары;

- развитие  чувства ритма;

- знакомство  с основными способами игры на гитаре;

- разбор простейших музыкальных композиций.  

Метапредметные:

-создание атмосферы позитивного отношения обучающихся к своим возможностям и  
способностям;

- приобретение коммуникативных умений и   навыков;

- развитие умения  использовать знаково-символические схемы.

Личностные:

- воспитание  любви к музыке через игру на гитаре;

- воспитание сознательности, гуманности,  гражданской позиции, целеустремленности,  уверенности в своих силах.

Здоровьесберегающие:

- создание  психологического комфорта, стиля  общения педагога с обучающимися, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности.

- динамическая пауза, включение   упражнений  для кисти рук.

Тип занятия: освоение новых знаний.

Форма организации деятельности обучающихся:   индивидуальная, по группам, всем составом.

Используемые технологии: информационно-коммуникативные,  личностно-ориентированные, уровневой  дифференциации, здоровьесберегающие , педагогики  сотрудничества, ситуации успеха, рефлексии.

Ведущие методы:  наглядные, мультимедийная презентация, словесные (вопросы, объяснения, творческие задания, обратная связь и поощрения), практические (групповая работа, выполнение творческих заданий).

Материалы и оборудование:

Классическая гитара  (по количеству  обучающихся)

Вестерн

Телевизор

Звукоусиливающее оборудование

Магнитно-маркерная доска

Магниты

Маркеры и фломастеры

Фотоматериалы:  табулатуры, игровое поле «Морской бой», изображения в форме гитар;

Аудиоматериалы: Qeen -Will rock, Don Armik –Gypsy flame (классическая гитара), Don Ross – Afraid to dance (фолк гитара), Acoustic alchemy – Better shoes (для рефлексии)

Видеоматериалы: Марк Гоффени, Уличные музыканты всего мира.

«Учитель – мастер, виртуоз. Как по нотам он играет свой урок»

«Музыка – дивная страна».

                                                                 Ход занятия

Этапы занятия

Виды

деятельности

                                   Содержание занятия

Мультимедийное сопровождение

I. Организаци-

   онный этап

 Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность,

активизация внимания

 

 Ритмические упражнения на проверку чувства ритма

Осмысление возможного начала работы

      Здравствуйте, ребята! Я, Саитгалеев Дамир Радикович руководитель  объединения «Бекар»  Дворца творчества  детей и молодежи г. Нефтекамск Республики Башкортостан, рад приветствовать  вас на открытом занятии.

Прежде чем погрузимся в творческую деятельность, давайте познакомимся.  А поможет нам изображение гитар разного цвета. Каждый цвет имеет свое значение:

- зеленый «умею играть на гитаре»;

- оранжевый «хотел(а) бы научиться».

Выберите тот  цвет, который  вам подходит, напишите свое имя и

прикрепите   на  одежду.

Вот мы с вами и познакомились.

 Теперь я вижу, что среди вас есть, умеющие играть на гитаре (называет имена), и те, кто хочет научиться играть на гитаре.

Думаю,   наше с вами общение сегодня  будет приятным, интересным и запоминающимся…

Ребята, чтобы   игре на гитаре необходимо  чувствовать ритм.     Упражнение «Отхлопай ритм».

      Сейчас, Предлагаю послушать отрывок из композиции «Золотая кукуруза» (играет композицию)  и  отхлопать ритм данного музыкального отрывка (Хлопают сначала 5 раз, затем 2 раза в такт музыки. Педагог играет, обучающиеся  хлопают.)

    Задание усложняется. Послушаем отрывок из песни «We Will Rock You...»  группы Queen. Данная композиция исполнена в стиле рок.  (Включается отрывок из песни «We Will Rock You...» группы Queen.)

Ритм данного музыкального отрывка мы будем не только хлопать, но и топать. (Педагог вместе с обучающимися на слабые доли отхлопывает ритм, на сильные доли топают ногами.)

Молодцы, ребята, чувство ритма у вас развито хорошо.

Как вы думаете, почему   наши любимые песни, музыку, которая нам нравится, чаще всего сопровождает гитара? (Ответы обучающихся)   

      Да, вы правы, гитара звучит мягко, душевно, лирично, проникновенно. Гитара – это превосходный инструмент, она  способна отображать разные эмоции, сопровождать человека в разных ситуациях, как настоящий друг.

    Основоположник  жанра бардовской песни в современной России, Владимир Высоцкий сказал: «Если хочешь услышать голос своей души  и жить с ней в гармонии – научись  играть на гитаре».  

Выбор изображения гитары определенного цвета

Аудиозапись

Queen Will Rock

II. Основной этап

Сообщение темы, цели занятия  

 

    Как вы уже поняли ,сегодняшнее занятие посвящено гитаре  и называется оно  «Открой сердце гитаре». Мы  с вами изучим устройство гитары, познакомимся с основными способами игры, научимся разбирать  музыкальные  композиции, узнаем много интересной информации из жизни музыкантов.

Сейчас предлагаю   посмотреть видеоролик.  Этот сингл  был записан  уличными музыкантами со всего мира при помощи сети интернет. Все началось на улицах Санта-Моники, в Калифорнии, с уличного музыканта Роджера Ридли.  

        Как вы думаете, почему это видео имело огромный успех? (ответы обучающихся).

Даю маленькую подсказку, может  быть, для музыки нет границ…(ответы детей), 

Правильно! Потому что они работали в команде!

(просмотр видеоролика «Уличные музыканты всего мира»)

Работа в группе, ответы на вопросы

Усвоение новых  знаний и способов действий

Задания на проверку музыкального слуха

Устройство гитары

      Я предлагаю вам тоже  поработать в команде.  Разделимся на  2 команды по цвету бейджиков.  Ваша  задача  ответить на поставленные    вопросы,  предварительно обсудив их в команде.

- Где появилась гитара?

Все верно гитара появилась в Испании провинции Андалузия.

-Сколько лет современной гитаре?

В том виде, в котором мы знаем гитару, она существует 700 лет, этот облик придал ей Ф. Таррега.

Кто из композиторов играл на гитаре?

Конечно Н. Паганини, он говорил: «Я король скрипки, а гитара моя королева».

В каком городе установлен данный памятник гитаре?

Памятник гитаре установлен в городе Н. Челны РТ.

   

     Ребята , перед вами лежат гитары. Все они разные. Как вы думаете, по каким признакам они отличаются (ответы обучающихся).    

      Конечно по размеру, форме, количеству струн.  Но одно из главных отличий -  это вид струн. На испанской гитаре (необходимо указать на гитару) установлены нейлоновые струны, а на фолк гитаре - металлические (необходимо указать на гитару).

   - Предлагаю вам сравнить инструменты по звучанию струн,   Будут сыграны два произведения Дон Армик «Фламенко». Тема из кинофильма «Такси». Как вы думаете, в чем разница? (далее следуют ответы).

      Давайте усложним наше задание и доверимся своему слуху. Ваша задача, определить в какой композиции используется та или иная гитара. (звучат две мелодии. Обучающиеся должны определить  какая гитара звучит  (ответы обучающихся).

    А сейчас перейдем к изучению устройства гитары

       Гитара состоит   из двух основных частей: грифа  и корпуса. Корпус является элементом звукообразования, т.е. за счет чего будет образовываться звук. Гриф является средством изменения звука. Разделения на грифе называются ладами. Ну и, конечно же, источник звука – струна. Самая тонкая струна - это первая. Самая большая в диаметре – это шестая.

 

Викторина:

вопросы отображаются на экране

Аудиозаписи

Don Armik –Gypsy flame (классическая гитара),

Don Ross – Afraid to dance (фолк гитара)

Данное изображение на экране

Диалог.

Ответы обучающихся

Динамическая пауза

(упражнение для кистей  рук)

Практическая работа

 Выполнение заданий  самостоятельно

  Текущий контроль

Обобщение и систематизация знаний

  

       Внимание на экран! Допустим, вы стоите перед многоквартирным домом. Какой подьезд будет первый?

 

      Конечно же, левый. Вот и применительно к грифу будет то же самое. Только вот остается определить, где левая сторона будет применительно к гитаре. Конечно, там где находится левая рука. Дорогие друзья, с устройством мы познакомились!

Вот здесь первый лад, второй и т.д. На какой лад я сейчас показываю? (показывает лады)

      Для  успешной игры на гитаре нужно иметь крепкие тренированные пальцы.

      Предлагаю  провести  гимнастику для рук.

 (На примере показывается, сколько пальцев на каждой руке участвует при игре на гитаре).

      Предположим, я дернул струну. Что же произошло? Конечно, прозвучал звук.

      Как вы думаете, можно ли изобразить его графически?  Да, конечно. Называется этот способ записи «табулатура».

      6 линий обозначены как шесть струн. Кроме струн мы считаем лады. Цифры, написанные на линии, как раз и будут их обозначать. Обращаю ваше внимание на то, что цифра пишется точно на линии! Цифры – лады. 0 открытая струна.  

       Хочу спросить -  ребята, знаете ли вы такую игру как морской бой. (На доске начертить поле и попросить обучающихся определить координаты корабля). Вот так же и на табулатуре. Две координаты. Одна координата струна, вторая лады              

        2

  Ребята, возьмем в руки гитару. Но, прежде чем начать, хочу обратить ваше внимание на правильную посадку в процессе игры,  необходимо держать осанку и держать гитару за гриф левой рукой в таком положении, чтобы вам было видно лады и струны.

     

  Давайте разберем следующую запись (музыкальные  упражнения на первой струне от 5 до 1 потом 0.

     

  Сейчас мы с вами разучим музыкальную композицию с которой начинают все молодые гитаристы, а название композиции вы мне скажете после разбора.

     (Разучиваем песню «В траве сидел кузнечик». Самостоятельная работа 1-2 минуты. (Кто-то из обучающихся  играет мелодию перед аудиторией, затем исполнение коллективно)

     Работаем  дальше. Данную мелодию мы играли на одной струне, а у нас их, как мы  помним, шесть. Рассмотрим тот случай, когда используются несколько струн. (Разбор «Чижик Пыжик»).

    Мы рассмотрели случай, когда используются несколько струн. Думаю, вы заметили, что каждый звук звучит отдельно. Как вы думаете, могут ли два звука звучать одновременно? Конечно могут (разбор «Сансара»).

    А сейчас  предлагаю самостоятельно  разобрать данную мелодию до конца. Это очень известная мелодия. Называется она «Сансара».

Кто готов исполнить   мелодию?  (исполнение произведения)

Спасибо, отлично справился с заданием!

Сейчас предлагаю исполнить мелодию коллективно.

     Первое время руки будут болеть очень сильно. Это некое испытание силы воли. Но в жизни бывают более серьезные ситуации. Приведу пример из  жизни  одного известного музыканта.  Марка Гоффени  всю жизнь тянуло к музыке. В настоящее время он известный и самый богатый гитарист. Но Марк родился без рук. Одним из многих достижений Марка является то, что он создал школу рока, где занимаются люди с ограниченными возможностями здоровья.

Почему я об этом  говорю?  Только  сильные духом, целеустремленные  люди, такие  как Марк, могут добиться успеха в жизни.

     На сегодняшнем занятии вы узнали много новой и полезной информации о гитаре, об известных исполнителях, сделали первые, довольно успешные шаги игры на гитаре.   Вы молодцы! Хочу пожелать, чтобы  вы продолжили  развивать свои способности в объединениях «гитара».

  изображение дома на экране

Данное изображение на доске

Игровое поле «Морской бой» доске

Табулатуры на доске

Видеоролик

III.Заключи-тельная часть

Рефлексия

Исполнение песни

105 таких же  ребят как вы, занимаются в  объединении «Бекар»,   которым я руковожу,   Наша деятельность многогранна. Здесь ребята учатся не только играть на гитаре, но и ценить дружбу, добро, справедливость, взаимопонимание, что очень ценно в современном мире.

      Наше занятие подходит к концу. Мне интересно знать,  ребята:

- что было интересного и что больше всего запомнилось?

- какие чувства появились,   когда  вы  в руки взяли гитару?

- появилось ли  у вас желание  продолжить обучение на гитаре и

  и  почему?  (ответы обучающихся).

Спасибо,  за ваши ответы, ребята. С вами было приятно работать!  

      У нас в объединении есть добрая традиция – каждое занятие заканчивать общей песней. Я предлагаю всем вместе спеть и сыгрыть вместе со мной песню  «Сансара», исполнителя   Баста.

      Отлично спели, молодцы!      Поблагодарим друг друга за это!  (аплодисменты).  

       Хочу завершить  занятие словами  гитариста Стива  Морза: «Играйте на гитаре, что вам нравится, чтобы завтра захотелось взять её в руки снова».

       До свидания!

Фотографии о деятельности объединения «Бекар»

Педагог исполняет аккорды на гитаре. Обучающиеся исполняют мелодию.

Текст песни на экране