Доклад "Хоровой театр как новый этап развития хорового искусства" (в рамках Всероссийской конференции "Герценовские хоровые ассамблеи")

Эльвира Шаргина

Доклад в рамках Всероссийской конференции "Герценовские хоровые ассамблеи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_horovoy_teatr.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Хоровой театр как новый этап развития хорового искусства.

В наши дни большое место в общей картине хоровой музыки занимают музыкальные произведения, написанные «современным языком», возникновение которых связано со стремлением композиторов более ярко выразить идею сочинения, найти новые приёмы эмоционального воздействия на слушателя.  Современное хоровое искусство тяготеет к объединению жанров, а именно - к театрализации. Всё чаще наблюдается отказ от привычной для концертного исполнения сценической статики и поиск новых форм освоения сценического пространства. Нередко допускаются не только элементы театрализации, но и вовлечение слушателя - зрителя в процесс исполнения, своего рода превращение зрителя в активного участника сценического действия. Таким образом, мы можем констатировать синтез искусств (музыки, пения и движения) при создании сценической композиции. Объединение жанров - одно из новых направлений в хоровом искусстве.

В младшем хоре музыкально - театральное творчество имеет особое значение. Оно не только раскрепощает детей, но и позволяет проявить индивидуальность, более глубоко проникнуть в суть исполняемого произведения. Наверняка у каждого квалифицированного хормейстера, в совершенстве владеющего своей профессией, в репертуаре младшего школьного хора присутствует одно - два интересных произведения. Под интересным произведением подразумевается не только понятный текст, красивая мелодия и аккомпанемент. Речь идёт об эффектных приёмах, о тех самых элементах театрализации, придающих произведению особый колорит и «живость». Рассмотрим некоторые из них.

Широкое распространение получила очень популярная в наши дни техника Body Percussion, которая включает следующие элементы: притопы различной силы, шлепки одной или двумя руками, хлопки раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами, щелчки языком, свист. Перечисленные элементы часто встречаются в сочинениях современных композиторов, написанных для школьного хора. В одних произведениях они присутствуют эпизодически, в качестве изобразительного эффекта, в других служат ритмическим аккомпанементом, в третьих становятся формообразующим фактором (А.Ростовская «Ехала деревня», «Трубы звонкие», «Баба сеяла горох», «Песня друзей», А.Думченко «Коза – дереза», В.Подвала «Дятел», И.Хрисаниди «Дорога малыша» и др.). Техника Body Percussion – это искусство играть музыку без использования музыкальных инструментов, способствующее координации движений, развитию чувства ритма у детей, развивающее навыки слушания и взаимодействия в хоровом коллективе. Хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами – всё это звуко – двигательные выразительные средства, которые широко используются в методике музыкального воспитания по системе К. Орфа. Общее их название – «звучащие жесты».

Использование инструментов шумового оркестра способствует созданию особого, неповторимого колорита, появлению оригинальных тембровых красок, помогает передать настроение хорового произведения, его эмоциональное состояние. Чаще других в качестве дополнения, обогащения аккомпанемента в произведениях используются треугольник, деревянная коробочка, трещотка, ксилофон, кастаньеты, бубен, бубенчики, деревянные ложки, глиняные свистульки (А.Ростовская «У кота», Е.Подгайц «Эхо», русская народная песня в обработке А.Логинова «Выходили красны девицы», А.Думченко «Дождик, лей» и др.). Использование в аккомпанементе музыкальных инструментов шумового оркестра способствует развитию чувства ритма, тембрового слуха, музыкальной памяти у детей. Как правило, партии шумовых инструментов исполняют участники хора.

Изобразительный эффект достигается и за счёт использования в произведениях живописных и изобретательных специфических приёмов. Одним из таких является ритмизованный говор с приблизительной звуковысотностью, - приём, наиболее часто встречающийся в песенно – хоровых сочинениях современных авторов. Различные интонации (крики, вздохи и т.п.), характерные ритмы, глиссандо, звукоподражания и другие эффектные приёмы насыщают произведения разными оттенками, яркими музыкальными красками, благодаря чему сюжеты и образы становятся интересными и запоминающимися  (А.Висков «Воробушек летит», Е.Носихина «Колыбельная», русская народная песня в обработке И.Рогановой «В сыром бору тропина», Е.Зарицкая «Музыкант», Е.Рушанский «Мыши», А.Думченко «Коза – дереза», М.Лазарев «Кузнечик», А.Орелович «Драка», И.Хрисаниди «В деревню к бабушке» и др.) Специфические шумовые эффекты, когда хор не поёт, а говорит или перешёптывается, способствуют созданию определённого фона, а иногда – гула (А.Думченко «Дождик, лей», М.Славкин «Снег» и др.).

Поэтические тексты произведений задают художественные образы, для воплощения которых нередко используются такие приёмы театрализации, как сценические движения. В таких случаях музыка воспринимается  иначе – она становится зрелищной, создаётся эффект присутствия зрительской аудитории внутри самого исполнительского действа (И.Хрисаниди «Детский джаз», «Я танцую Ча – ча – ча», М.Славкин «Снег», С.Екимов «Танго мухи», С.Желудков «Медведь, который научился петь», «Пень», А.Ростовская «Ехала деревня» и др.).

Внемузыкальные элементы театрализации могут быть представлены в виде условных декораций, атрибутов, в том числе из народно – танцевальных костюмов (платков) и т.д. (Е.Рушанский «Песенка о добрых зонтиках» - исполнение песни с зонтами; А.Ростовская «Ехала деревня» - взмахи руками с тканью красного цвета  – имитация огня;  русская народная песня в обработке А.Логинова «Выходили красны девицы» - использование платков или шали и др.).

Изобразительность и выразительность музыкального оформления песенно – хоровых сочинений достигается и за счёт обогащения аккомпанемента – насыщения его тембровыми красками. Ярким примером является творчество И.Хрисаниди, чьи песни привлекают изобретательностью музыкального языка. Индивидуальные черты, присущие авторскому стилю композитора, отчасти проявляются в насыщении аккомпанемента тембровыми красками, что придаёт произведениям неповторимость и делает их привлекательными для слушателей («Рождественская песня», «Слонёнок» - флейта, «Утренний блюз» - саксофон, «Волшебная свеча» - скрипка).

Приёмы и элементы театрализации делают «живой» как современную хоровую музыку, так и манеру её исполнения, благодаря чему она становится ещё интереснее как для исполнителей, так и для слушателей. Конечно, в репертуаре хора невозможно обойтись без произведений композиторов – классиков. Хормейстер – профессионал, обладающий музыкальным вкусом и индивидуальностью, всегда найдёт способ заинтересовать участников хора, сделать так, чтобы они с удовольствием разучивали и исполняли предложенный им репертуар.

Богатство специфических средств художественной выразительности и неограниченные возможности музыкального языка позволяют исполнять вокально – хоровую музыку в контексте театрального действа. Эксперименты современных композиторов в виде соединения различных музыкальных жанров в сочинениях для младшего школьного хора вызывают неподдельный интерес и положительные эмоции, как у исполнителей, так и у слушателей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что такое явление как хоровой театр в наши дни становится всё более востребованным и актуальным, чему способствует современная культурная ситуация.