Работа над гаммами и этюдами в младших классах

Эбубекирова, Мельха, Абрековна

Художественное исполнительское мастерство подразумевает хорошую техническую подготовку. Для пианистов ее наработка обязательно включает в себя разнообразные виды упражнений, гамм, арпеджио, аккордов, все то, что входит в гаммовый комплекс. Освоив его технические формулы ребенку намного легче будет работать с нотным текстом, что ускорит процесс разучивания музыкальных произведений, в классических, фактурные пассажи которых включают в себя все виды гаммового комплекса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_1_kl._t.milana.docx24.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОКРЫТЫЙ УРОК

На секции

Преподавателя высшей категории МБУ ДО «Красногвардейская ДШИ»

Эбубекировой М.А. (фортепиано)

с обучающейся 1 класса – Турчиной Миланой

по теме: «Работа над гаммами и этюдами в младших классах»

Дата проведения урока - 05.03.2019г.

План-конспект урока по теме: «Работа над гаммами и этюдами в младших классах.»

Открытый урок с ученицей 1 класса.

1. Тема урока: Способы работы над гаммами и этюдами в младших классах.

2. Цель урока: Развитие у обучающегося самостоятельного контроля, формирование системного подхода в работе над гаммами и этюдами.

3. Задачи урока: Приобретение и закрепление различных пианистических навыков. Развитие внимания и слухового контроля.

4. Структура урока:

1). Приветствие.

2). Организационный момент.

3). Работа над гаммами.

4). Работа над этюдами.

5). Подведение итогов.

6). Домашнее задание.

7). Список литературы.

5. Оборудование:

    - фортепиано,

    - ноты,

    - стул

1. Приветствие.

2. Ученица садится за инструмент, педагог корректирует высоту стула подставки настраиваемся на активную работу.

Художественное исполнительское мастерство подразумевает хорошую техническую подготовку. Для пианистов ее наработка обязательно включает в себя разнообразные виды упражнений, гамм, арпеджио, аккордов, все то, что входит в гаммовый комплекс. Освоив его технические формулы ребенку намного легче будет работать с нотным текстом, что ускорит процесс разучивания музыкальных произведений, в классических, фактурные пассажи которых включают в себя все виды гаммового комплекса. Сегодня на уроке с   мы покажем некоторые упражнения, которые помогут в работе над гаммами. Как мы знаем, основная причина толчков и неровности игры гамм-малая подвижность первого пальца. Поэтому сегодня мы обратим на него больше внимание. Необходимо развивать его ловкость и легкость. И подкладывать его незаметно, готовя заранее, не меняя уровня кисти. При смене позиции кисть переносится через первый палец и свободно располагается на клавишах следующей позиции.

Легато при исполнении гамм ощущается как бы внутри ладони. Кисть ведется плавно и спокойно на одном уровне. Ровность и полнота звучания достигаются при постоянном ощущении опоры.

Пианистическая чистота и ровность обеспечиваются не только точным взятием звука, но и точным по времени снятием пальцев с клавиш. Гаммы полезно учить в медленном темпе половинными нотами, считая вслух на две четверти. Можно так же быстро и четко проговаривать названия нот-такой «приказ» заставляет пальцы работать подвижнее и четче.

3. а) гамма До мажор. Играем всю гамму двумя пальцами 1-4. Играем каждой рукой и в расходящемся движении.

    б) гамма Ре мажор сыграем 1-2 пальчиками.

    в) гамма Соль мажор 1-3 пальчиками.

Подкладывание 1 пальца дугообразным движением ниже уровня клавиатуры затрудняет подготовку новой позиции особенно в быстром темпе. Первый палец для этого всегда должен находиться начеку у кончиков пальцев.

Нейгауз требовал о предусмотрительности благодаря которой осуществляется стремление к самому выгодному положению пальца в каждый данный момент немыслимое без гибкости и предлагал упражнения на предусмотрительное подкладывание 1 пальца.

Выполнять это упражнение надо в разных тональностях добиваясь плавности. А в тональностях, имеющих диезы и бемоли надо избегать толчков на черной клавише и не поднимать кисть. Кисть спокойна- и только при перекладывании через 3-4-5 пальцы слегка поворачивается в горизонтальной плоскости.

4. Следующее упражнение развивающее подвижность 1пальца.

Варианты аппликатуры 1-3-1-3-1. 1-4-1-4-1. 2-1-2-1-2. 3-1-3-1-3. (Нейгауз).

Мы покажем в соль мажоре каждой рукой отдельно.


5. Следующее упражнение-гаммовые отрезки. Правая рука играет по позициям гаммы до конца клавиатуры и обратно, а левая вниз по позициям гаммы ля минор. Изучаем аппликатуру сразу двух гамм.

Легато играется на одном движении. Переносы выполняются всей рукой по дуге без взмахов кисти. (упражнение Крыжановского.) Сначала играем медленным сочным звуком потом ускоряем на сколько получится.

6. Это упражнение с задержанными звуками называется «Дятел» со станком. Развивает силу, независимость пальцев, укрепляя их сгибатели и ладонные межкостные мышцы. Играется без шлепков и нажима. Ладонь как бы сгибается посередине, пальцы, как бы открываются и закрываются все вместе.

«Захлопывающему» движению пальцев помогает небольшое боковое движение всей руки. (упр. Крыжановского.). Мы покажем это упражнение в гамме до мажора, каждой рукой отдельно.

7. Одна из трудностей, требующая специального внимания педагога и специальной работы-это подкладывание первого пальца при переходе на новую позицию. Это упражнение из школы Т. Лешетицкого. Играется оно триолями, две триоли на каждую пару соседних нот по ходу вверх. Затем следует две триоли на следующую пару нот, начиная сверху на соседнюю ноту вниз. Ученица играет это упражнение со словами (Змейка). Упражнение в до мажора.

8. На примере гаммы Ре мажор мы покажем такое упражнение. Перенос руки с одной позиции гаммы на другую. «Вкладывайте» ладонь в клавиатуру, расширяя ее, с последующим возвращением ее в прежнее положение. Свод не проминайте. Правая рука играет вверх и обратно до конца клавиатуры., левая в противоположном движении. Пальцы 1-3 и 1-4. Упражнение позволяет почувствовать в руке каждую позицию гаммы и помогает ученикам лучше усвоить аппликатурную формулу 3+4. Играть во всех тональностях полезно. Мы его сыграем в ре мажоре.

Мы назвали это упражнение «Мостик»:

9. Следующее упражнение на плавное подкладывание первого пальца и переносы через него остальных пальцев на стыках позиций гаммы (упр. Г. Нейгауза) левая рука играет вниз и обратно: Играть ровным звуком. Кисть слегка поворачивается. Тот же мостик, только разложенный мелодически. В той же гамме ре мажор.

10. Увеличение гаммообразной линии. Заучиваются подвороты после 3-4 пальцев на первый. В до мажора.

11. а) Чтобы разнообразить формы работы над гаммами сейчас мы будем ставить разнообразные артикуляционные задачи. Гамма Соль мажор. Играем на форте, нон легато. Представляем себе медведя, но, чтобы звук не был резким медведя, обуваем в тапочки. Звук глубокий, но не резкий.

б) играем на пиано представляя себе хрустальные капельки росинок. Ту же гамму.

в) для того чтобы пальчики точно попадали на клавиши мы используем ритмические задачи. Гамму До мажор мы сыграем долями с

опорой на первый звук - Ви-ка,

опора второй звук - вес-на крас-на,

опора на третий - ма-моч-ка,

опора на четвертый - мас-ле-ни-ца,

Для развития полифонического слуха используем следующие виды работы. Левая рука мужской голос, играем глубоко, правая рука женский - играем нежно. Играем слушаем.

г). Левая рука легато (лодка, плывущая по воде) правая рука легкий дождик и наоборот. Есть еще много других методов.

4. Работа над этюдами.

Мы взяли 3 этюда, композиторов разных эпох.

а) Арвид Янович Жилинский - латвийский, советский композитор, пианист, педагог. Народный артист СССР. Этюд соль мажор. Написан по позициям гаммы. Все подвороты которые мы отрабатывали в упражнениях в нем есть. Маленький, но полезный.

Добивались ровности в исполнении, связное легато в гаммах (по фразочкам) и плавные, без задержек переходы между ними. Работали над подворотами первого пальчика. Но зная, как играются гаммы, и зная в них аппликатуру, ученице не составило труда в его разборе.

б) Елена Фабиановна Гнесина - российская, советская пианистка, педагог. Этюд №2 До мажор - Три ноты под лигой. Связная игра трех звуков, (при опоре на последний из них) аналогична приему исполнения двух звуков под лигой (при опоре на второй). Первые 2 звука мотива играются легкими, четкими и подвижными пальцами, «без веса». На опорную ноту нужно хорошо «шагнуть», чтоб ощутить вес руки. При этом запястье пружинит и мгновенно освобождается. Учитель предложила играть этюд со слоговой поддержкой. Ти-ти та. А также «поиграть» па крышке инструмента. Такой способ дает возможность пальцам быть более активными.

в) Даниель Готлоб Тюрк - немецкий композитор, пианист и педагог. В детстве учился у Л.Бетховена. Создал одну из крупнейших пианистических школ 1 половины 19 века. Среди учеников - Ф.Лист, Т.Лешетицкий (некоторые упражнения его, мы сегодня показали). Важную часть наследия Черни составляют многочисленные этюды и упражнения, которые до настоящего времени успешно используются в педагогической практике. Этюд №3 Соль мажор. Старинный танец. Сочетание легато и стаккато. Педагог рассказала об эпохе, сравнила этюд с менуэтом. Придумали образы, (мальчик, девочка, длинное платье, повороты, реверансы, шаги и т.д.) Исполнение в среднем темпе. Перед ученицей ставилась задача научиться играть отдельно каждой рукой, добиться правильных штрихов, ведения мелодии, и соединения двумя руками вместе. Добивались чистоты и точности в исполнении.

5. Подведение итогов.

Педагог: - Милана, над чем мы сегодня работали?

Ученица: - Мы работали над упражнениями, которые помогут запомнить аппликатуру в гаммах. Научат 1 палец работать ловко.

Педагог: - Что нового ты узнала?

Ученица: - Я поняла, что игра гамм — это совсем не скучно. Здесь есть и «мостики», и «змейки», и «медведь в тапочках».

Оценивание: - Милана, ты молодец!!! Работала активно, с интересом. За урок тебе пятерка.

6. Домашнее задание.

Выучить гамму Ля мажор, используя все приемы и упражнения, изученные сегодня на уроке.

7. Список литературы.

1. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»

2. И. К. Метнер «Повседневная работа пианиста и композитора»

3. Б. Милич «Воспитание ученика-пианиста» (1-2класс)                                            

    «Фортепианная техника в удовольствие»-сборник этюдов и пьес.

5. А. Д. Артоболевская «Первая встреча с музыкой»

6. О. Геталова «В музыку с радостью»