Конспект мастер-класса
«Роль постановки дыхания на уроках вокала в процессе работы с одарёнными детьми»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 128.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодёжи»
Городское методическое объединение
«Развитие детской одарённости в условиях дополнительного образования детей»
Конспект мастер-класса
«Роль постановки дыхания на уроках вокала в процессе работы с одарёнными детьми»
Автор
Майорова Светлана Александровна
педагог дополнительного
образования
г. Волжск
2020 г.
Место проведения: МУ ДО «ДТДиМ» г. Волжска
Дата проведения: 04.02.2020 г.
Тема: «Роль постановки дыхания на уроках вокала в процессе работы с одарёнными детьми»
Участники: педагоги дополнительного образования, учителя
Цель: определить основную роль дыхания в процессе вокальной работы
Задачи:
- определить различие между речевым и певческим дыханием;
- определить типы дыхания, их различие и роль в вокальной практике;
- определить роль диафрагмы в певческом дыхании;
- показать практическую значимость использования комплекса упражнений на развитие певческого дыхания;
- создание комфортной непринуждённой атмосферы.
Технологии:
- сотрудничество;
- личностно-ориентированный подход;
- творческого развития;
- здоровьесберегающие технологии;
- рефлексия.
Методы и приемы:
-объяснение
- показ
Оборудование: синтезатор, стулья, трубочка из-под сока.
Предварительная работа педагога:
- изучение материалов по развитию певческого дыхания;
- подготовка раздаточного материала (трубочки из-под сока);
- составление конспекта мастер-класса.
Ход мероприятия:
- Организационный момент. Приветствие. Вступительная часть. Основные моменты.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас сегодня на городском методическом объединении, в рамках которого я проведу свой мастер-класс. Меня зовут Майорова Светлана Александровна, я являюсь педагогом дополнительного образования (педагог по вокалу) МУДО «ДТДиМ».
Современная образовательная среда – это условия, в которых каждый ребёнок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
От природы каждый человек имеет голос. С итальянского «вокал» переводится как «голос». В работе над голосом на уроках вокала важную роль играет дыхание.
Существует выражение: «Искусство пения – это искусство дыхания», таким образом, основа пения - это дыхание.
От дыхания зависит точность интонации, звуковедение, атака звука и красота голоса. Франческо Ламперти (итальянский музыкальный педагог, профессор пения в Миланской консерватории) в своём труде «Вокальная мудрость» писал: «Если эмоции не выражаются через звук, опирающийся на дыхание, то голос стирается».
Виды дыхания
Различают два вида дыхания: речевое и певческое.
Обычное жизненное – это самопроизвольный процесс, происходящий без нашего вмешательства, не зависит от нашего сознания. При жизненном дыхании (речевом) выдох примерно равен по времени вдоху. Речевое дыхание включает в себя две фазы: вдох – выдох.
Певческое дыхание - осознанный процесс. Главное отличие заключается в выдохе. Певческий выдох во много раз длиннее вдоха. И ещё певческое дыхание включает в себя три фазы: вдох – задержка дыхания – выдох. Надо отметить, несмотря на то, что строение дыхательного аппарата одинаково, у мужчин дыхание глубже, так как у мужчин во время дыхания больше работают мышцы брюшного пресса, а у женщин – мышцы грудной клетки.
Типы певческого дыхания
Различают несколько типов певческого дыхания:
1 – ключичное (клавикулярное)
Во время вдоха воздухом заполняются только верхушки легких, а плечи поднимаются.
Такое дыхание поверхностное, движение гортани ограничено и поэтому голосообразование затруднено, мышцы напряжены. Такой тип вокального дыхания неверный и вредный для пения, он распространён у начинающих вокалистов. Чтобы избегать пения с применением ключичного дыхания, нужно во время вдоха мысленно оттягивать плечи вниз.
2 – грудное или реберное (костальное)
При грудном дыхании (или рёберном) расширяются верхние рёбра и лёгкие заполняются воздухом. Грудное дыхание больше свойственно женщинам. Грудным дыханием пользуются при исполнении звуков в высокой тесситуре, пассажей, трелей, рулад.
3 - брюшное (абдоминальное)
При брюшном дыхании активизируется диафрагма, что дало дыханию другое название – диафрагмальное дыхание. Благодаря усиленной работе брюшного пресса в процессе диафрагмального дыхания, легкие в полной мере заполняются воздухом (не только верхняя часть, но и нижняя).
4 - смешанное – грудобрюшное (косто-абдоминальное), нижнерёберное-диафрагмальное. Чаще всего это дыхание называют нижнереберно-диафрагмальное.
Воздух во время вдоха проходит чрез полость носоглотки, трахеи, бронхи и попадает в легкие. Легкие увеличиваются в своем объеме. Нижние ребра раздвигаются, передняя стенка живота идет наружу, и диафрагма отжимается под давление воздуха книзу. Поэтому дыхание так и называется нижнереберно-диафрагмальное.
Диафрагма (Рисунок 1)
Диафрагма – перегородка из мышц, отделяющая грудной отдел от брюшного. Она напоминает собой форму купола и поддерживает органы грудной клетки. Когда легкие при вдохе наполняются воздухом, диафрагма под напором воздуха отжимается книзу. Ученикам можно объяснить процесс дыхания следующим образом.
Наши легкие состоят из альвеол. Это маленькие пузырьки. Можно представить их в виде воздушных шариков. Когда мы вдыхаем, альвеолы наполняются воздухом, как воздушные шарики. Шарики расправляются, увеличиваются в объеме, и грудная клетка приподнимается и тоже увеличивается в объеме. При этом нижние ребра расходятся в стороны, а диафрагма-перегородка опускается за счет увеличения в объеме легких. При выдохе эти шарики сдуваются, и грудная клетка опускается.
Диафрагму, как и любую другую группу мышц, для лучшей её работы нужно прокачивать (тренировать), так как прокаченная (натренированная) диафрагма – это опора дыхания, а значит опора при пении. Отсутствие опоры в пении – это вялое дыхание как следствие форсированное пение (вдох шумный с перебором количества воздуха), надрывный, неровный звук.
Смешанный вид дыхания считается самым лучшим типом дыхания для пения, так как при этом типе дыхания проще всего организовать певческий аппарат, получить достаточное количество воздуха и затем экономно его расходовать. Он не вызывает перенапряжения мышц, полностью наполняет лёгкие воздухом, а значит обогащает их кислородом.
В целом вокальные упражнения на развитие дыхания полезны не только для обучения вокалу, но и для здоровья.
Дыхательные упражнения, используемые вокалистами, увеличивают объем легких, лучше обогащают организм кислородом. Во время дыхательных упражнений происходит естественный массаж внутренних органов.
- Практическая часть. Основной блок упражнений – общие упражнения, упражнения на «прокачку» диафрагмы, распевки на включение диафрагмы, на расширение объёма дыхания. Догоговорки.
УПРАЖНЕНИЯ
- Подготовка-настрой
Встать прямо, руки на рёбрах, ноги на ширине плеч. Расслабиться. Вдох производится медленно через нос, как бы принюхиваясь (вдох - на 6 счётов, задержка дыхания - на 6 счётов, выдох - на 6 счётов).
Упражнение повторять 3-5 раз.
- Прокачка диафрагмы
- кисти рук на животе – вдох – выдох на слог «ХА» (слог помогает раскрыть глотку, звук «х» раскачивает мышцы живота). Со сбросом дыхания производится толчок животом. По мере освоения упражнения можно добавлять гласные «ХА» - «ХЭ» - «ХИ» - «ХО» - «ХУ».
Для того чтобы лучше ощутить диафрагму в данном упражнении, выдох можно выполнять через нос на согласный звук «М». Ещё можно использовать трубочку из-под сока.
- кисти рук на пояснице – вдох производится в наклоне (так можно лучше ощутить диафрагму) – выдох на слоге «ХА». Со сбросом дыхания производится толчок животом. По мере освоения упражнения можно добавлять гласные «ХА» - «ХЭ» - «ХИ» - «ХО» - «ХУ».
- в руке держим мяч (мягкую игрушку) – активный вдох – активный выдох. На сбросе дыхания выпрямляем руки и бросаем мяч (мягкую игрушку) со звуком «УФ».
3. Расширение объёма дыхания
- упражнение «Воздушный шар»
И.П. Стоя, руки перед собой, как будто держим в руках шар, ноги на ширине плеч, упор на две ноги.
Спокойный вдох (на 2 счёта) – задержка дыхания (на один счёт) –выдох на звук «С…» (на 5-6 счётов – для начинающих).
- упражнение «Свеча»
И.П. Стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч, упор на две ноги.
Спокойный вдох – задержка дыхания (на один счёт) – продолжительный бесшумный выдох, как будто дуем на пламя свечи так, чтобы оно не колебалось.
- упражнение «Лёгкий ветерок»
И.П. Стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч, опора на двух ногах.
Вдох – задержка дыхания (на один счёт) – отрывистый продолжительный выдох на звук «УФ» (настолько, насколько хватает дыхания). Для усиления эффекта можно использовать трубочку из под сока.
- долгоговорки
Стихотворение «Наша Таня громко плачет…» (сначала на одном дыхании одно четверостишие, со временем довести до двух четверостиший на одном дыхании)
Долгоговорка «Шли семь Фролов, говорили про горох…» (сначала на одном дыхании одно прочтение, со временем довести до двух прочтений на одном дыхании)
Долгоговорка «Как на горке, на пригорке встали 22 Егорки…. » (на одном дыхании досчитать до 22-ух).
Распевки:
- на включение диафрагмы
- Упражнение «Сова»
Звук «У-У-У-У-У-У…» (15 раз петь на одной ноте).
- Упражнение «Теннисные мячики»
МА-МА-МА-МА-МА (распев на мажорное трезвучие: ДО – МИ – СОЛЬ – МИ - ДО) – во рту как будто теннисные мячики, которые нужно извлечь по одному;
- Упражнение «Ёжик»
ХМ – ХМ – ХМ – ХМ- ХМ (распев натри звука: ДО – РЕ – МИ – РЕ – ДО).
- Упражнение на стаккато
МИ – И –И – И – Я – А –А – А – А… (петь на трезвучие До – РЕ – МИ – РЕ –До – РЕ – МИ – РЕ – ДО).
- на расширение объёма дыхания
- Вдох - на звук «М» или «У» продолжительный выдох (петь на одной ноте поднимаясь по полутонам вверх, затем обратно вниз);
- Вдох – на одном дыхании пропевать цепочку гласных «АААА-ЭЭЭЭ-ИИИИ-ОООО-У» (петь до-ре-ми-ре-до, поднимаясь по полутонам вверх, затем обратно вниз).
- Итог. Анализ проведённого мастер-класса.
- Итак, дорогие педагоги, на этом наш мастер-класс подошёл к концу. Я прошу вас высказать своё мнение, какие упражнения понравились, какие показались сложными.
Присутствующие выражают свои мнения по поводу проведённого мероприятия
- Рефлексия. Каждому присутствующему предлагается пропеть на диафрагме определённый слог, соответствующий определённой оценке:
ХА-ХА-ХА – понравилось
ХИ-ХИ-ХИ – не совсем, были недочёты
ХО-ХО-ХО – хорошо
ХЫ-ХЫ-ХЫ – не понравилось
Спасибо вам, за ваши оценки, всего вам доброго, успеха в работе, до новых встреч!
Литература:
- Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства – Ростов-на-Дону «Феникс», 2008г.
- Исаева И.О. Учимся петь – Минск «Современная школа», 2006 г.
- Музыкально-эстетическое воспитание личности: методические рекомендации по работе с детскими вокально-хоровыми коллективами / под ред. Ю. И. Соловьёва. – Йошкар-Ола: ВИСТА-Принт, 2011 г.
Рисунок 1