Программа по обучению детей игре на клавишном синтезаторе «Гармония» (для детей от 7 до 15 лет)
Программа адресована учащимся, не имеющим начальной музыкальной подготовки. Программа несёт художественно-эстетическую ннаправленность. 1-2 год обучения младшие классы. 3-5 год обучения старшие классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp.docx | 37.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании методического объединения Директор ГБУ АО
педагогов дополнительного образования «Сольвычегодский детский дом»
ГБУ АО «Сольвычегодский детский дом» ______________И.Н. Сергеева
«___»____________________2017г. «____»_____________2017г.
протокол №____
ПРОГРАММА
По обучению детей игре на клавишном синтезаторе
«Гармония»
(для детей от 7 до 15 лет)
Составитель программы: музыкальный руководитель
Попова Ольга Андреевна
Сольвычегодск
2017г.
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………….3
- Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс…………………………………………………………………………………………………………..3
- Цели и задачи программы…………………………………………………………………………………………………………..3
- Основные этапы программы……………………………………………………………………………………………………….3
- Особенности методики…………………………………………………….………………………………………………………….3
- Формы, методы и приёмы работы……………………………………………………………..……………………………….4
- Структура занятий…………………………………………………………………………………………………………………………4
- Психолого-педагогические особенности каждого этапа обучения……………………………………………5
- Учебно-тематический план………………………………………………………………………………………………………….6
- Примерный перечень музыкальных произведений каждого года обучения………………………………………………………………………………………………………………………………………15
- Прогнозируемые результаты………………………………………………………………………………………………………21
- Техническое обеспечение программы……………………………………………………………………………………….21
8. Список литературы……………………………………………………….………………………………………………………………..22
1. Пояснительная записка
1.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс.
«Личность ученика развивает только развивающаяся личность педагога» В. Г. Ражников
Внедрение инновационных технологий в традиционный процесс обучения – занятие очень увлекательное и интересное, требующее от педагога-музыканта информационной грамотности, стремления к самообразованию, умения творчески и оригинально мыслить. Педагог-музыкант должен обладать соответствующим уровнем музыкальной компетентности, являющейся одной из сторон его профессионализма.
В качестве одного из инструментов информатизации музыкального обучения выступает клавишный синтезатор. Приобщение учащихся к новому виду деятельности – электронному музыкальному творчеству является актуальным в связи с общей тенденцией информатизации образования, что и привело автора к необходимости создания образовательной программы.
Программа адресована учащимся, не имеющим начальной музыкальной подготовки.
Программа несёт художественно-эстетическую направленность.
В основе данной программы лежат образовательная программа музыкальных школ «Программа фортепиано для учебных заведений культуры и искусства дополнительного образования» Министерства культуры Московской области, Москва, 2002г.
1-2 год обучения – младшие классы.
3-5 год – старшие классы.
1.2. Цели и задачи программы.
Целью данной программы является освоение навыков игры на синтезаторе, направленных на формирование всесторонне развитой, творческой личности.
Основные задачи программы заключаются в следующем:
формирование музыкальных навыков и умений;
совершенствование исполнительской техники;
развитие музыкальных способностей (память, слух, чувство ритма);
воспитание слушательской и исполнительской культуры;
формирование устойчивого представления о работе синтезатора, его устройстве, основных функциях;
овладение базовыми навыками аранжировки;
овладение навыков импровизации;
развитие творческой деятельности – сочинение и подбор по слуху мелодийвоспитание уважения к музыкальной культуре казахского народа.
Программа предусматривает проведение занятий в форме индивидуального урока педагог-ученик. Продолжительность занятий 45 минут, два раза в неделю.
1.3. Основные этапы программы
Период обучения делится на три этапа:
I этап – 1-2 год обучения – начальное обучение, освоение первоначальных навыков.
II этап – 3-4 годы обучения – этап основного обучения.
III этап – 5 год обучения – этап музыкального совершенствования.
2. Особенности методики
2.1. Формы, методы и приёмы работы.
Формы воспитательной и музыкально-образовательной деятельности можно разделить на основные, дополнительные и формы самообразования учащихся.
Основной формой учебной работы является индивидуальное занятие педагога с учеником. Такая форма работы создаёт необходимые условия для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ребёнка.
Методы и приемы, используемые на занятиях:
наглядный: исполнение музыки, наглядные пособия;
словесный: беседа, объяснение, пояснение, указание и замечание;
практический: систематические, последовательные, постоянные упражнения.
2.2. Структура занятий.
Структура занятий: разбор и разучивание произведения; чтение с листа; музыкально-теоретический анализ; аранжировка, импровизация, сочинение. Каждый урок включает проверку домашнего задания, освоение нового материала, повторение, закрепление изученного.
Занятия состоят из двух частей: теоретической и практической. Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений и последовательное возрастание трудности заданий. Учитывая индивидуальные способности, знания и умения учащихся, прилежание и желание заниматься, возраст, разный уровень подготовки — необходимо осуществлять дифференцированный подход обучения.
Этапы работы над произведением:
выбор произведения;
предварительная подготовка к его изучению;
анализ и выбор средств выражения (Tone, Style);
подбор вспомогательного технического материала (Intro, Original, Fill, Ending)
подбор режимов игры (Split, Dual);
творческое, исполнительское воплощение.
3. Психолого-педагогические особенности каждого этапа обучения
I этап обучения – 1-2 годы
Начальное обучение включает в себя введение ребёнка в мир цифровой музыки, знакомство с выразительными средствами клавишного синтезатора в доступной художественно-увлекательной форме.
Именно в младшем школьном возрасте происходит художественно-эстетическое развитие детей. Дети этого возраста обычно очень интересуются пением, музыкой, игрой на детских музыкальных инструментах. В процессе музыкальных занятий у детей формируются определенные личностные установки, такие, как установка на выполнение определенных норм поведения, согласование своих действий с интересами коллектива.5у
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов — восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Развитие этих процессов очень важно для обучения детей музыке, игре на музыкальных инструментах. Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.
Ребёнка этого возраста отличает исключительная конкретность восприятия музыкальных образов, чуткость к вокальному звучанию мелодий, сосредоточение слухового внимания лишь на коротких, лаконичных по структуре, ритму и интонациям музыкальных произведениях.
II этап обучения – 3-4 годы
На этом этапе обучения у ребёнка появляется способность к познанию музыки, сочетающем образно-эмоциональное и логически-смысловое её восприятие. Учащиеся совершенствуют полученные на I этапе обучении практические умения и углубляют музыкальные знания. Особое место занимает развитие технических навыков – свободное владение клавиатурой синтезатора и панелью управления. Техника игры на синтезаторе близка технике игры на фортепиано, особое внимание уделяется преодолению зажатости рук и корпуса, освобождению запястья, свободные пальцы. Ученик осваивает приёмы аранжировки и импровизации, пробует сочинять. Техника сочинения укрепляется, в ней могут появиться отдельные приметы продуманности замысла, авторской воли, поисков сочинительской свободы.
Естественная для этого возраста попытка осмысления своего «Я» в бесконечном по времени, пространству, динамике страстей мире не может не найти отражения в сочинительской деятельности. К импровизации и сочинению в этом возрасте впервые присоединяется желание и возможность интерпретации не по названию, а по сути деятельности. Только в этом возрасте мировосприятие учащегося может обеспечить ему незаимствованную, самостоятельную потребность высказать услышанное по-своему, выразить себя в сочинении другого человека, через его музыкальный взгляд на мир.
II этап формирует понятие особенностей музыкального языка: жанровый колорит, интонационно-ритмический рисунок, развитие основной темы, а также навыки самостоятельной работы. Совершенствуется работа ученика над аранжировкой, что способствует развитию музыкального воображения и мышления.
III этап обучения - 5 год
III этап — является завершающим в процессе обучения и, часто, приходится на переходный возраст учащихся. Требования к ученику повышаются во много раз. Основной характеристикой данного этапа является психологическая готовность к самоопределению, стремление к самостоятельности, растущие потребности в общении и самоутверждении.
Задачей, стоящей перед педагогом на этом этапе, является организация процесса обучения таким образом, чтобы ученик в полной мере овладел знаниями и навыками игры на синтезаторе; приобрёл хорошую музыкально-теоретическую базу; в дальнейшем расширял свой музыкальный кругозор; мог применить полученные практические и теоретические знания в разных видах музыкально-творческой деятельности. Что очень важно для формирования основ самостоятельной деятельности в сфере искусств после окончания школы. Повышенные требования в отношении качества домашней работы и степени самостоятельности её выполнения, способствуют формированию у учащегося принципов объективной оценки своей деятельности и способов её коррекции.
4. Учебно-тематический план.
4.1. Учебно-тематический план 1-го года обучения.
№ | Темы | Количество часов | ||||
всего | теория | практика | ||||
1. | Знакомство с инструментом - клавишный синтезатор | 4 | 2 | 2 | ||
2. | Посадка, постановка игрового аппарата | 6 | 2 | 4 | ||
3. | Изучение клавиатуры | 7 | 3 | 4 | ||
4. | Основы музыкальной грамоты | 14 | 7 | 7 | ||
5. | Функциональная характеристика клавишного синтезатора | 8 | 4 | 4 | ||
6. | Работа над репертуаром | 14 | 2 | 12 | ||
7. | Учебно - тренировочный материал | 8 | 2 | 6 | ||
8. | Чтение с листа | 8 | 2 | 6 | ||
9. | Академические концерты и выступления | 3 | 1 | 2 | ||
Итого: | 72 | 25 | 47 | |||
4.2. Содержание программы 1 год обучения
Тема 1: «Знакомство с инструментом – клавишный синтезатор»
Теория: Общая характеристика клавишных синтезаторов как представителей семейства электронных цифровых (компьютеризированных) музыкальных инструментов. Обращение с синтезатором: уход и техника безопасности, подготовка инструмента к работе (питание от электросети и батареек, подключение к инструменту педалей, наушников, усилителей).
Тема 2: «Посадка, постановка игрового аппарата»
Теория: Расположение инструмента. Удобное расположение ученика за инструментом – стоя или сидя. Важно, чтобы локоть руки был на уровне клавиатуры. Свободное положение корпуса и рук.
Практика: Выполнение упражнений для постановки руки, начиная с третьего пальца. Развитие пальцевой техники, ориентированной на технику игры на фортепиано. Преодоление зажатости корпуса.
Тема 3: «Изучение клавиатуры»
Теория: Стандартный тип диапазона клавиатуры – 5 октав. С3 – инфразвуки, С2 – субконтроктава, С1 – контроктава, С – большая, с – малая, сl –малая, с2 – вторая, с3 – третья, с4 – четвёртая, с5 – пятая, с6 – шестая, с7 – ультразвуки. Регистры – низкий, средний, высокий. Деление клавиатуры – Split, Dual. Зона автоаккомпанемента.
Практика: Нахождение октав на клавиатуре, игра в режимах Split, Dual.
Тема 4: «Основы музыкальной грамоты»
Теория: Нотоносец, ключи, название нот и октав, ноты первой октавы, паузы, знаки альтерации — диез, бемоль. Длительности, метр, такт, затакт, размер, счёт. Знаки альтерации, музыкальный синтаксис – мотив, фраза, предложение. Буквенное и цифровое обозначение нот, понятие — мажор, минор. Запись аккордов для левой руки: C – мажорное трезвучие,Cm – минорное трезвучие. Сокращённое обозначения итальянских терминов: forte, piano, crescendo, diminuendo.
Практика: Работа с нотным материалом. Нахождение нот, мажорных и минорных аккордов на клавиатуре, исполнение мелодии со счётом вслух. Правильное прочтение итальянских терминов.
Тема 5: «Функциональная характеристика клавишного синтезатора»
Теория: Название и характерные особенности банков паттернов и голосов инструмента: Style, Tone. Главные клавиши управления: Family [<] [>], Select [<] [>], Start/Stop, Sync Start.
Практика: Выбор паттерна и голоса набором номера, клавишами Family, Select, воспроизведение партии ударных при нажатии клавиши Start/Stop, взятие различных звуков в режиме Sync Start.
Тема 6: «Работа над репертуаром»
Теория: Разбор нотного текста: звуковысотное строение мелодии, размер, темп, ритмический рисунок, аппликатура, штрихи – non legato, legato, staccato, ладовая окраска, динамический план, Style, Tone, Intro, Fill, Ending.
Практика: Навыки ориентировки на клавиатуре и панели управления, приёмы звукоизвлечения, постановка рук, игра с автоаккомпанементом, в режимах Split, Dual.
Тема 7: «Учебно-тренировочный материал»
Теория: Формула строения мажорной и минорной гаммы; мажорные и минорные тональности до двух знаков, аппликатура гамм, арпеджио, аккордов; понятие тональности, значение термина «Этюд».
Практика: Этюды; гаммы – До мажор, Соль мажор, Ля минор, Ми минор; арпеджио, аккорды, в этих тональностях; упражнения.
Тема 8: «Чтение с листа»
Теория: Анализ строения мелодии, ритмические группы в простых размерах, понятие о гармонических функциях, Tone, Style.
Практика: Исполнение произведения с листа в заданном режиме, предложенном Tone и Style, c использованием Intro, Fill, Ending. Нахождение рациональной аппликатуры.
Тема 9: «Академические концерты и выступления»
Теория: Беседа о внешнем облике и поведении исполнителя на сцене, его эмоциональный настрой, психологическая подготовка к выступлению.
Практика: Исполнение на академических концертах в I и во II полугодии. Участие в концертах, мероприятиях.
4.3. Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ | Темы | Количество часов | ||||
всего | теория | практика | ||||
1. | Особенности гармонизации для синтезатора | 11 | 5 | 6 | ||
2. | Игра в режимах Split, Dual | 6 | 2 | 4 | ||
3. | Автоаккомпанемент | 7 | 3 | 4 | ||
4. | Основы музыкальной грамоты | 7 | 3 | 4 | ||
5. | Изучение панели синтезатора | 8 | 4 | 4 | ||
6. | Работа над репертуаром | 14 | 2 | 12 | ||
7. | Учебно - тренировочный материал | 8 | 2 | 6 | ||
8. | Чтение с листа | 8 | 2 | 6 | ||
9. | Академические концерты и выступления | 3 | 1 | 2 | ||
Итого: | 72 | 24 | 48 | |||
4.4. Содержание программы 2 –го года обучения.
Тема 1: «Особенности гармонизации для синтезатора»
Теория: Сильная доля метра, правильный подбор стиля и темпа. Изменение гармонии зависит от скорости темпа.
Практика: Нахождение сильных долей в размерах 4/4 и 3/4, подбор подходящего стиля к данной гармонии и произведению, использование Fill (сбивки) при смене гармонии.
Тема 2: «Игра в режимах Split, Dual»
Теория: Split – разделение клавиатуры на два голоса, тембра (для исполнения правой и левой руками без автоаккомпанемента). Dual – наложение тембров (для добавления к партии правой руки ещё одного тембра с воспроизведением автоаккомпанемента).
Практика: Разделение клавиатуры на тембры, удерживая нужную клавишу Split или Dual, регулировка громкости каждого голоса – Volume. Выбор соответствующей октавы для каждого тембра.
Тема 3: «Автоаккомпанемент»
Теория: Интерактивный аранжировщик, структура стиля автоаккомпанемента — Intro, Original, Variation, Fill, Ending, Balance, ритмический секвенсер. Основные действия при игре с автоаккомпанементом.
Практика: Настройки автоаккомпанемента перед исполнением — Arranger Band, Start/Stop, выбор стиля, владение основными клавишами управления на панели в процессе исполнения.
Тема 4: «Основы музыкальной грамоты»
Теория: Ноты большой, малой, второй, третьей октав. Различные виды синкоп, нечётное деление длительностей. Музыкальные жанры и формы, сложные и переменные размеры, особенности мелодической линии, ритмический рисунок в произведениях казахских композиторов. Итальянское обозначение основных темпов музыки.
Практика: Нахождение нужных нот на клавиатуре. Подбор характерных стилей к произведениям казахских композиторов. Определение жанров исполняемой музыки.
Тема 5: «Изучение панели синтезатора»
Теория: Знакомство с клавишей Function (меню синтезатора), с помощью которой можно получить доступ к таким настройкам: Metronome, Volume, Octave, KeySplit (точка разделения клавиатуры).
Практика: Самостоятельное изменение параметров, необходимых для исполнения произведения, с использованием клавиши – Function, Family, Select.
Тема 6: «Работа над репертуаром»
Теория: Анализ нотного текста, формы произведения, использование художественных возможностей синтезатора. Беседа о жанре, стилевых особенностях композитора, эпохе.
Практика: Отработка координации движения рук, развитие пальцевой техники, осознание средств художественной выразительности, овладение исполнительскими штрихами, формирование умений в области регуляции звучания.
Тема 7: «Учебно-тренировочный материал»
Теория: Три вида минора, мажорные и минорные тональности до трёх ключевых знаков.
Практика: Гаммы в прямом движении, арпеджио, аккорды, этюды на разные виды техники.
Тема 8: «Чтение с листа»
Теория: Буквенное обозначение аккордов, основные ладовые функции – T-S – D; T – S – T; T – D – T, оборот «качалка» — I – IV – II – V.
Практика: Играть аккорды в буквенном обозначении левой рукой с автоаккомпанементом и без, в различных тональностях находить T – S – D. Играть оборот «качалку» в тональностях – До мажор, Соль мажор, Фа мажор.
Тема 9: «Академические концерты и выступления»
Практика: Развитие навыков сценического выступления, участие в концертах, мероприятиях, конкурсах. Выступления на академических концертах в I и во II полугодии.
4.5. Учебно-тематическое планирование 3-го года обучения.
№ | Темы | Количество часов | ||||
всего | теория | практика | ||||
1. | Освоение простейших приёмов аранжировки на синтезаторе | 6 | 2 | 4 | ||
2. | Простейшие основы импровизации | 4 | 2 | 2 | ||
3. | Игра в ансамбле | 6 | 1 | 5 | ||
4. | Основы музыкальной грамоты | 12 | 4 | 8 | ||
5. | Сочинение | 4 | 2 | 2 | ||
6. | Работа над репертуаром | 22 | 4 | 18 | ||
7. | Учебно - тренировочный материал | 8 | 2 | 6 | ||
8. | Чтение с листа | 6 | 1 | 5 | ||
9. | Концерты и выступления | 4 | 0,5 | 3,5 | ||
Итого: | 72 | 18,5 | 53,5 | |||
4.6. Содержание программы 3 год обучения.
Тема 1: «Освоение простейших приёмов аранжировки на синтезаторе»
Теория: Жанры и стили различной музыки. Гармонизация мелодии.
Практика: Анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки, подбор звуковых средств.
Тема 2: «Простейшие основы импровизации»
Теория: Повторение и закрепление понятий: ритм, интервалика, регистры, интонации.
Практика: Имитация голосов животных и птиц, изображение диалогов животных, упражнения по определению и запоминанию интервалов путем ассоциаций: «сигнал трубы», «клаксон автомобиля», «гудок тепловоза» и др.
Тема 3: «Игра в ансамбле»
Теория: Ансамбль, составы ансамблей, фактура.
Практика: Формирование навыков игры в ансамбле, анализ нотного текста, развитие навыков полифонического слышания, умение «поймать» свою партию с любого места.
Тема 4: «Основы музыкальной грамоты»
Теория: Знаки альтерации – дубль-диез, дубль-бемоль; интервалы. Структура музыкальных построений, формы произведений – сложная двух- и трёхчастная, соната, вариации. Фактура: мелодия, аккомпанемент, гомофония, полифония.
Практика: Умение определять форму и фактуру произведения.
Тема 5: «Сочинение»
Теория: Пьесы с ярко выраженной собственной программой. Способы художественной выразительности. Жанровость, форма, фактура.
Практика: Сочинению пьес по типу пройденных с точностью звукоподражания, изобразительных моментов, в определённом жанре, с точной мелодической линией, в определённой форме и фактуре.
Тема 6: «Работа над репертуаром»
Теория: Предварительный разбор нотного текста, форма и фактура произведения, сведения о композиторе, эпохе, стиле.
Практика: Анализ и самостоятельное разучивание музыкального произведения, работа над художественной интерпретацией музыкального образа.
Тема 7: «Учебно-тренировочный материал»
Теория: Аппликатура в мажорных и минорных гаммах от чёрных клавиш.
Практика: Исполнение гамм, арпеджио, аккордов в более быстром темпе, Этюды на разные виды техники.
Тема 8: «Чтение с листа»
Теория: Гармонический анализ; зрительный анализ мелодического движения, фактуры, формы. Сильные и слабые доли. Особенности нотации для синтезатора.
Практика: Чтение с листа различных произведений с автоаккомпанементом и без. Умение слышать и отличать сильные и слабые доли в автоаккомпанементе.
Тема 9: «Концерты и выступления»
Практика: Выступление на зачётах и академических концертах, мероприятиях в течение года. Закрепление навыков сценического выступления.
4.7. Учебно-тематический план 4-го года обучения
№ | Темы | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
1. | Настройка синтезатора | 4 | 2 | 2 | |
2. | Освоение новых приёмов аранжировки | 5 | 2 | 3 | |
3. | Аранжировка сочинённых произведений | 6 | 2 | 4 | |
4. | Основы музыкальной грамоты | 12 | 4 | 8 | |
5. | Жанровая импровизация | 5 | 2 | 3 | |
6. | Работа над репертуаром | 22 | 4 | 18 | |
7. | Учебно - тренировочный материал | 8 | 2 | 6 | |
8. | Чтение с листа | 6 | 1 | 5 | |
9. | Концерты и выступления | 4 | 0,5 | 3,5 | |
Итого: | 72 | 19,5 | 52,5 |
4.8. Содержание программы 4 год обучения
Тема 1: «Настройка синтезатора»
Теория: Режим автоаккомпанемента, стиль, тембр, громкость, темп, деление клавиатуры Split, Dual, октавы.
Практика: самостоятельная настройка параметров синтезатора перед исполнением музыкального произведения.
Тема 2: «Освоение новых приёмов аранжировки»
Теория: Освоение новых приёмов синтезаторной аранжировки: гармонизация мелодии в режиме автоаккомпанемента с применением главных трезвучий и D7; выбор аккомпанирующего паттерна в стилях народной и современной популярной музыки; художественно обоснованный выбор мелодического голоса, относящегося к той или иной группе струнных, духовых, клавишных инструментов.
Практика: Аранжировка произведений различных жанров, стилей.
Тема 3: «Аранжировка сочинённых произведений»
Теория: Опорные тоны мелодии, мелодическая интонация и форма, вспомогательные и проходящие звуки, гармонизация.
Практика: Определение стиля сочинённого произведения, формы; гармонизация, подбор средств художественной выразительности.
Тема 4: «Основы музыкальной грамоты»
Теория: Понятие о стиле и жанре; стилевые особенности творчества композиторов разных народов и эпох.
Практика: Работа с нотным материалом.
Тема 5: «Жанровая импровизация»
Теория: Жанры: марш, танец, песня. Фактурные варианты аккомпанементов в этих жанрах. Секвенция. Мелодическая импровизация и орнаментика. Орнаментика казахской народной музыки, особенности гармонизации.
Практика: Импровизация в разных жанрах, в казахском народном стиле, гармонизация; использование при гармонизации мелодии главных ступеней лада (I – IV — V), подбор басового голоса с применением этих ступеней. Игра простых секвенций на синтезаторе. Импровизация орнаментики в изучаемых произведениях.
Тема 6: «Работа над репертуаром»
Теория: Жанровые особенности произведения, форма, фактура, стиль.
Практика: Самостоятельное определение жанра, особенностей стиля, художественная интерпретация произведений.
Тема 7: «Учебно-тренировочный материал»
Теория: Мажорные и минорные гаммы до 5-ти знаков, хроматическая гамма от чёрных клавиш.
Практика: Исполнение гамм до 5-ти знаков, аккордов, арпеджио, хроматических гамм от чёрных клавиш. Этюды на разные виды техники.
Тема 8: «Чтение с листа»
Теория: Анализ произведения: жанр, форма, фактура, особенностей нотации для синтезатора.
Практика: Чтение с листа пьес в жанре — песня, танец, марш, с автоаккомпанементом и без.
Тема 9: «Концертыи выступления»
Практика: Выступление на зачётах и академических концертах, мероприятиях в течение года. Совершенствование навыков сценического мастерства.
4.9. Учебно-тематический план 5-го года обучения
№ | Темы | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
1. | Акустика и эффекты | 4 | 2 | 2 | |
2. | Звукорежиссёрское редактирование электронной композиции | 6 | 2 | 4 | |
3. | Запись музыки на многодорожечный секвенсер инструмента | 4 | 2 | 2 | |
4. | Режим записи ALL | 10 | 3 | 7 | |
5. | Джазовая импровизация | 4 | 2 | 2 | |
6. | Работа над репертуаром | 26 | 4 | 22 | |
7. | Учебно - тренировочный материал | 6 | 2 | 4 | |
8. | Ансамблевая импровизацая | 6 | 2 | 4 | |
9. | Выпускные экзамены | 6 | 2 | 4 | |
Итого: | 72 | 21 | 51 |
Содержание программы 5 год обучения.
Тема 1: «Акустика и эффекты»
Теория: Процессор мульти-эффектов – MFX, реверберация.
Практика: С помощью клавиши Function выбирается функция «Effects» для обработки звучания.
Тема 2: «Звукорежиссёрское редактирование электронной композиции»
Теория: Звуковые эффекты, громкостный и пространственный баланс.
Практика: Работа над произведением с использованием процессора мульти-эффектов — MFX.
Тема 3: «Запись музыки на многодорожечный секвенсер инструмента».
Теория: Функциональное членение музыкальной фактуры – мелодия, бас, гармонические голоса, подголосок, как основа её разделения при записи на многодорожечный секвенсер. Режимы записи – ALL, Count – In, Single, Punch I/O.
Практика: Запись на 16 – трековый рекодер инструментов в режимах ALL, Count – In, Single, Punch I/O.
Тема 4: «Режим записи ALL»
Теория: Запись автоаккомпанемента в режиме ALL. Описание функции применения каждой дорожки трекового рекордера.
Практика: Поэтапная запись каждого голоса, выбор подходящих тембров.
Тема 5: «Джазовая импровизация»
Теория: Джазовая гармония, ритм. Сравнительный анализ аккордики классической гармонии с джазовой. Септаккорды как основа джазовой гармонии.
Практика: Упражнения на гармонизацию мелодии с использованием обращений доминантсептаккордов. Простейшие виды аккомпанирующей левой руки в джазе.
Тема 6: «Работа над репертуаром»
Теория: Закрепление всех полученных знаний.
Практика: Применение на практике всех полученных знаний и умений, самостоятельное осмысление музыкального образа произведения.
Тема 7: «Учебно-тренировочный материал»
Теория: Повторение всех мажорных и минорных гамм до 5-ти знаков, аккордов и арпеджио, хроматические гаммы.
Практика: Исполнение всех мажорных и минорных гамм до 5-ти знаков в быстром темпе, аккордов и арпеджио, хроматические гаммы. Этюды на разные виды техники.
Тема 8: «Ансамблевая импровизация»
Теория: Виды ансамблевой импровизации. Эскиз и общий рисунок композиции. Психофизическое состояние и эмоциональная совместимость.
Практика: Распределение партии соло, аккомпанемента.
Тема 9: «Выпускные экзамены»
Теория: Настрой на положительный результат и стимулирование желания выступать на сцене.
Практика: Исполнение в течение учебного года экзаменационной программы. Выступление в конце года на выпускном экзамене.
5. Примерный перечень музыкальных произведений каждого года обучения
5.1.Первый год обучения
Гаммы:
До и Соль мажор, Ля и Ми минор в две октавы каждой рукой отдельно; тонические трезвучия аккордами без обращения в тех же тональностях, арпеджио.
Этюды:
К.Черни, соч. 599, №1, № 2,№ 3
Петренко – Этюд
Шитте — Этюд
В.Б.Пороцкий — Этюд
Пьесы:
Гнесина – Песня
Руббах – Воробей
Арман – Пьеса
Эрнесакс – Паровоз
Кургузов – Блюзик
Кургузов — Марш
Роули – Акробаты
Бетховен – Сурок
Бетховен – Финал IX симфонии
Петренко – Аленький цветочек
Петренко — Полечка
Орф – Жалоба
Пьесы композиторов Казахстана:
Ж.Тезекбаев – Аяз ата сыйлығы
Ж.Тезекбаев – Әншi бала
А.Абдинуров – Би
А.Абдинуров – Бесiк жыры
Е.Ташев – Балдаурен
А.Таниева – Аналар мерекесi
Ансамбли:
А.Островский – До, Ре, Ми, Фа, Соль
Т.Хренников – Токкатина
Латвийский народный танец – Рыбачок
Н.Римский-Корсаков – Колыбельная из оперы «Золотой петушок»
М.Черняк – Красная шапочка
Как на дубчике два голубчика
5.2. Второй год обучения
Гаммы:
Ре мажор, Си минор, Фа мажор, Ре минор, Си бемоль мажор, Соль минор, аккорды с обращениями, арпеджио в две октавы двумя руками.
Этюды:
К.Черни, соч. 599, № 5, № 6, № 9
Л.Петренко – Этюд
Д.Кабалевский – Маленькая арфистка, соч. 89, № 24
А.Гедике – Арабеска, соч. 46, № 9
Пьесы:
С.К.Фостер – Домик над рекой
Н.Мясковский – Беззаботная песенка
Е.Мелартин – Песня
Шёнбергер – Нашёптывая
Ф.Шуберт – Форель
Л.Моцарт – Колыбельная песня
Л.Моцарт – Бурлеска
Э.Градески – Счастливые буги
Л.Книппер – Полюшко-поле
С.Кургузов – Трубач
С.Кургузов – Весна
Русская народная песня – Чёрный ворон
Ламбада
В.Шаинский – Улыбка
Пьесы композиторов Казахстана:
Ансамбли:
П.Чайковский – Зелёное моё ты виноградье
Русская народная песня в обработке А.Флярковского и Р.Щедрина – Жили да были два братца
Н.Смирнова – Хорошее настроение
В.Беляев – Стрекоза и муравей
Я.Ванхаль – Пьеса
Как ходил гулял Ванюша
5.3.Третий год обучения
Гаммы:
Ля мажор, Фа диез минор, Ми бемоль мажор, До минор, Ля бемоль мажор, Фа минор, аккорды, арпеджио в три октавы. Хроматическая гамма от «До», «Ре», «Ми», «Фа».
Этюды:
К.Черни – Этюд, соч. 599, № 7, № 8
А.Гедике – Этюд, соч. 32, № 19
А.Гедике – Этюд, соч. 6, № 5
А.Гедике – Этюд, соч. 36, № 26
О.Питерсон – Джазовый этюд ми бемоль мажор
Пьесы:
Р.Шуман – Весёлый крестьянин
Б.Мокроусов – Я за реченьку гляжу
Г.Пёрселл – Менуэт
И.Пахельбель – Гавот
Б.Кемпферт – Путники в ночи
А.Зацепин – Найди себе друга
А.Волохонский – Под небом голубым
Дж.Дассен – Привет
Л.Делиб – Вальс из балета «Коппелия»
Латвийская народная полька
С.Кургузов – Джазовые бусинки №2
С.Кургузов – Джазовые бусинки №3
С.Кургузов – Муха
С.Джоплин – Регтайм
Ансамбли:
Ф.Шуберт – Лендлер
Л.Бетховен – Три немецких танца
Русская народная песня в обработке А.Флярковского и Р.Щедрина – Уж как по лесу – Как по сеням
М.Глинка – Хор «Славься»
З.Левина – Неваляшки
Л.Бетховен — Контрданс
5.4. Четвёртый год обучения
Гаммы:
Ми мажор, До диез минор, Ля бемоль мажор, Фа минор, Си мажор, Соль диез минор, аккорды, арпеджио
Этюды:
К.Черни – Этюд, соч. 139, № 19
К.Черни – Этюд, соч. 599, № 10, № 11
А.Лешгорн – Этюд, соч. 65, № 8
В.Новожилов – Этюд
М.Шух – Джазовая импровизация — Этюд
Пьесы:
С.Шевченко – Весёлый день
Украинская народная песня – Ой, летает сокол
Ш.Брукс – Однажды
Д.Г.Тюрк – Сонатина
Г.Кингстей – Воздушная кукуруза
Н.Рота – Слова любви
Дж.Мендел – Твоей улыбки тень
В.Лебедев – Голубка
Моцарт — Бурре
Польский танец – Краковяк
П.Чайковский – Итальянская песенка
Дж.Каччини – Амарилис
Л.Бетховен – Шуточный канон
Дж.Верди – Марш из оперы «Аида»
А.Исакова – Смешной фаготик
Ансамбли:
М.Глинка – Кавалерийская рысь
А.Абдинуров – Туған жер
А.Казелла – Маленький марш из цикла «Марионетки»
Я.Ванхаль – Пьеса
Н.Смирнова – Полька и танго
5.5. Пятый год обучения
Этюды:
К.Черни – Этюд, соч. 599, № 12, № 13
А.Лемуан – Этюд, соч. 37, № 22
А.Гедике – Этюд, соч. 46, № 44
Шмитц – Этюд фа мажор
И.Беркович – Этюд фа маж
Пьесы:
П.Чайковский – «Времена года» — Июнь
С.Кургузов – Прогулка
К.Веласкес – Besame Mucho
Ф.Лей – История любви
З.Абрэу – Тико-тико
С.Майкапар – Полька
Гендель – Сарабанда
Перуанская народная мелодия – El condor pasa
Дж.Леннон, П.Маккартни – Мишель
Венгерский народный танец
И.Красильников — Из-под дуба, из-под вяза – Вариации
О.Питерсон – Упражнение на блуждающий бас
Б.Баяхунов – Считалка
Брусиловский – Колыбелная
Ансамбли:
Н.Смирнова – Регтайм
П.Чайковский – Колыбельная в бурю
М.Мусоргский – Гопак
Татарская народная песня
Доницетти – Баркарола
Н.Смирнова — Фокстрот
6. Прогнозируемые результаты
- В результате прохождения программного материала учащийся должен:
- иметь представление об устройстве синтезатора, практическом его применении;
- свободно владеть основными понятиями и терминами, характерными для данного инструмента;
- уметь работать в оперативных режимах: Normal, Split, Dual;
- ориентироваться в музыкальных стилях, направлениях и жанрах;
- знать основные тембры голосов;
- знать понятия ладовой и гармонической основы, буквенно-цифровые обозначения;
- создавать самостоятельно аранжировки, используя стили и тембры, характерные данной эпохе, национальному колориту, жанровым особенностям музыкального произведения;
- владеть панелью управления синтезатора;
- уметь подбирать по слуху различные мелодии, а также, аккомпанемент к ним;
- читать с листа;
- уметь сочинять.
7. Техническое обеспечение программы.
Клавишный синтезатор YAMAHA PSR-290 – 1 шт.
Клавиатура: 61 динамически чувствительная клавиша, 5 октав.
Звуковой источник: PCM семплы.
Максимальная полифония: 64 голоса.
Тоны: 510 звуков на рабочей панели, +542 XG совместимых звуков,+256 GM2 совместимых звуков.
Барабанные наборы: 20 Drum Kits, 11 Drums kits XG совместимых, +9 Drums Кits GM2 совместимых.
Тип дисплея: новый большой ЖКИ дисплей.
Коммутация: порт USB: MIDI обмен информацией и перекачка файлов, MIDI IN, OUT.
Эффекты: Reverb: 8 типов, Multi – FX: 47 типов.
Функции: 2 простых режимах: Piano/Solo, Arranger/Band.
Требования к кабинету:
кабинет площадью 9-15 кв.м. с возможностью естественной вентиляции, с освещением и температурным режимом, соответствующим санитарно-гигиеническими нормам.
Мебель:
стол – 1;
стулья – не менее 5;
подставка для синтезатора – 1;
книжный шкаф – 1.
Оборудование и оснащение:
синтезатор;
подставки на стул и под ноги разных размеров для детей различного возраста;
магнитофон и проигрыватель для прослушивания музыкальных записей;
грампластинки, видео- и аудиозаписи;
нотная литература;
руководство пользователя;
книги по музыке, справочные издания.
8. Список литературы
1. Будкина Е.М. Программа «Электронные музыкальные инструменты: синтезатор»
2. Красильников И. Проблемы построения методики игры на синтезаторе. Искусство в школе. №2, №3. – М.,1996.
3. Красильников И. Синтезатор на уроке? / Искусство в школе. №2. –– М., 1995.
4. Красильников И.М. Программа «Электронные музыкальные инструменты», 2001г.
5. Красильников И.М., Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна: Феникс+, 2007 г.
6. Красильников И.М. Примерные программы по учебным дисциплинам «клавишный синтезатор», «ансамбль клавишных синтезаторов», «студия компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. – М.: Министерство культуры Российской Федерации. Научно-методический центр по художественному образованию, 2002. – 55 с.
7. Мухина В. Возрастная психология, М., 1998
8. Пешняк В., Самоучитель игры на синтезаторе.
9. Порунов А.В., Порунова И.В. Программа «Клавишный синтезатор-предмет по выбору для учащихся фортепианного отделения»
10.Рапецкая Лариса Викторовна. Образовательная программа по предмету синтезатор. Пермский край г. Добрянка, 2010 г.