Увертюра "Эгмонт"

Семёнова Ирина Николаевна

Предлагается для изучения сонатной формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvertyura_egmont.pptx1.18 МБ
Файл urok.docx20.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«За родину сражайтесь, за вольность, за свободу!»

Слайд 2

Слова , близкие по смыслу и позначеню к слову- герой: Патриот Смелый Доблестный Отважный Храбрый Самоотверженный

Слайд 3

девиз всей жизни композитора звучал так: «От тьмы к свету, через борьбу к победе» Людвиг Ванн Бетховен великий немецкий композитор (1770-1827)

Слайд 4

Л. В. Бетховен – немецкий композитор, представитель венской классической школы. Первые музыкальные знания Бетховен получил от отца. Отец хотел, чтобы он стал «вторым Моцартом», и заставлял сына упражняться даже по ночам. Вундеркиндом Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование. Постоянной спутницей жизни композитора была художественная литература. В ней он черпал отдых от житейских забот и огорчений. Образы литературных произведений не раз вдохновляли его на создание замечательных творений.

Слайд 5

И . В. Гёте 1749−1832 Бетховен сильно увлекался поэзией Гёте. Он отмечал, что поэзия Гёте легко ложится на музыку.

Слайд 6

Увертюра «Эгмонт» Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» была закончена Бетховеном в 1810 году. Трагедия привлекла Бетховена своим героическим содержанием. События «Эгмонта» относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей — испанцев. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. Восстание закончилось победой в 1576 году. А в 1609 году было заключено перемирие, по которому Испания признала независимость Нидерландов. В увертюре Бетховен сумел показать основные моменты развития трагедии в сжатой форме. Программный замысел в «Эгмонте» определён содержанием произведения Гёте. С именем Л.ван Бетховена связано рождение нового симфонического жанра- программной увертюры

Слайд 7

Казнь графа Эгмонта 5 июня 1568 г.

Слайд 9

Вступление первая тема: Увертюра начинается медленным вступлением, здесь даны две резко контрастные темы. Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре ее исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь сарабанды.

Слайд 10

Вторая тема: Тема воспринимается как просьба, жалоба, «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. Зная содержание трагедии Гёте, можно с определенностью говорить о воплощении здесь образов двух враждебных сил: угнетателей-испанцев и страдающего под их властью нидерландского народа. Борьба этих сил составляет основу трагедии Гёте, развитие соответствующих музыкальных тем является содержанием увертюры. Как обычно, увертюра написана в форме сонатного аллегро.

Слайд 11

Главная партия Раскрывает образ народа и имеет волевой, героический характер. Сила и энергия ее постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano , затем подхватывается всем оркестром fortissimo . Ее героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей.

Слайд 12

Побочная партия также тесно связана с музыкой вступления ,— без труда можно узнать тему «поработителей ». И здесь эта тема поручена струнным инструментам. Тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления. Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию.

Слайд 13

Разработка очень невелика. В ней как бы продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. На робкие «просьбы» каждый раз следует неумолимый и жестокий «ответ». Но «борьба» на этом не заканчивается. Неравный поединок внезапно обрывается. Реприза заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. Бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта.

Слайд 14

Увертюра заканчивается большой кодой,в которой показан итог борьбы. Ее торжественный и ликующий характер говорит о победе народа. Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия.

Слайд 15

Рефлексия. Какая же идея заложена в произведении? Почему Бетховену очень близок граф Эгмонт? Почему вы так думаете? Почему композитор обратился к этой теме?

Слайд 16

Если бы вы встретились с великим композитором Людвигом ванн Бетховеном, то какие бы вопросы вы задали ему? Домашнее задание: «Интервью с Бетховеном».



Предварительный просмотр:

Урок музыки 7 класс

Героические образы в увертюре Людвига Ванн Бетховена «Эгмонт»

Цель:

Обогатить представления обучающихся о музыкальной драматургии на примере изучения увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена

Закрепить и углубить понятие “сонатная форма”.

Задачи:

Образовательные

Формировать знания учащихся о строении, образном содержании увертюры «Эгмонт».

Расширить понятие “сонатная форма”

Воспитательные:

Воспитать в учащихся стремление к защите Родины, к справедливости, к победе через борьбу.

Через музыку Бетховена выйти на духовный мир ребёнка, направленный на оптимистичность, добро и искренность. Активизировать чувство сопереживания, эмоционального отклика на музыку.

Развивающие:

Умение анализировать произведение, развивать умение выразить свое отношение к музыке Л.Бетховена в процессе слушания и исполнения.

Развивать чувства музыкальной формы, представление о ее связи с образным содержанием произведения, расширение ассоциативного поля школьников.

Ход  урока:

1. Организационный момент и мотивация. Задача этапа:

-включить учащихся в учебную деятельность;

Эпиграф на доске

«За родину сражайтесь, за вольность, за свободу!»

Учитель: Ребята, как вы думаете , прочитав эпираф к нашему уроку, с каким человеком мы познакомимся сегодня?

Возможно мы познакомимся с человеком-героем.

2.Актуализация знаний

Задачи этапа: - актуализировать учебное содержание, необходимое и   
достаточное  для восприятия нового материала.

Учитель: Давайте выпишем на доске слова , близкие по смыслу и значению к слову -Герой

Действительно, герой-этот тот человек . который самоотверженно и доблестно свершает великий поступок, подвиг.

Приведите примеры музыкальных произведений, в основе которых показан героизм народа.

Что общего между этими людьми?

 Этих людей объединяет высокое чувство патриотизма.

Скажите пожалуйста, с именем какого композитора в мировой классической музыке ассоциируется образ «героя», смелого, гордого, мужественного, чей девиз звучал так: «От тьмы к свету, через борьбу к победе»?

Информация о Людвиге ванн Бетховене.

В центре внимания Бетховена – жизнь героя, протекающая в непрестанной борьбе за всеобщее прекрасное будущее. Героическая идея красной нитью проходит через всё творчество Бетховена. Бетховенский герой неотделим от народа. В служении человечеству, в завоевании для него свободы, он видит цель своей жизни 

Л. В. Бетховен – немецкий композитор, представитель венской классической школы.  Первые музыкальные знания Бетховен получил от отца .Отец хотел, чтобы он стал «вторым Моцартом», и заставлял сына упражняться даже по ночам. Вундеркиндом Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование. Постоянной спутницей жизни композитора была художественная литература. В ней он черпал отдых от житейских забот и огорчений. Образы литературных произведений не раз вдохновляли его на создание замечательных творений. Бетховен сильно увлекался поэзией Гёте. Бетховен отмечал, что поэзия Гёте легко ложится на музыку. Бетховен и Гете.

Сегодня я предлагаю вам прослушать увертюру Бетховена «Эгмонт»

Скажите, что такое увертюра?

С именем Л.ван Бетховена связано рождение нового симфонического жанра-программной увертюры

Созданные как музыкальные вступления к театральным спектаклям, увертюры Бетховена обрели жизнь самостоятельных симфонических произведениУвертюра –это музыка, которая открывает оперу, драматический спектакль, кинофильм

Увертюра посвящёна одной из знаменитых страниц освободительной борьбы нидерландского народа с жестоким испанским владычеством в 16 веке. В основу сюжета положена одноименная трагедия Гете. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. В этом произведении Гёте многое привлекало Бетховена: героические образы, трагедийный пафос, массовые народные сцены. Бетховен написал 10 музыкальных номеров к трагедии: увертюру, 4 антракта, 2 песни Клерхен, «смерть Клерхен», монолог Эгмонта и Победную симфонию. Но наибольшей известностью пользуется увертюра к трагедии.

3 Этап восприятия музыки

Анализ прослушанного произведения.

Мы продолжаем знакомство с особенностями строения сонатной формы, показом и развитием основных тем увертюры «Эгмонт».

Как разворачивалась эта борьба, мы проследим, слушая музыку увертюры.

(Слушание увертюры)

Как развивались основные образы увертюры?

Как использует Бетховен принцип контраста в своей музыке?

Опишите тембры инструментов, исполняющих основные темы увертюры. Какой характер у этой темы?

Слушание 2 темы вступления

Опишите тембры инструментов, исполняющих основные темы увертюры. Какой характер у этой темы?

Увертюра написана в сонатной форме. Запишите разделы этой формы.

Разделы сонатной формы
экспозиция
(выставка) –показ главной и побочной партий; эти партии или противопоставляются друг другу, либо дополняют одна другую;
разработка ( развитие) – главная и побочная партии звучат по-новому;
реприза (повторение) повторяются партии  из экспозиции;
кода – ( окончание,) – итог действия сочинения

Слушание главной партии экспозиции

Какой характер у этой темы.

Какие инструменты использовал композитор, чтобы показать этот характер? Какая динамика ?

Слушание побочной партии экспозиции

Какой характер у этой темы.

Какие инструменты использовал композитор, чтобы показать этот характер? Какая динамика ?

Слушание разработки

Как разворачивается разработка. Что вы услышали в ней?

Слушание репризы

Почему композитор использовал тихую динамику?

Бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта.

Слушание коды

Какой характер у завершающей части увертюры?

Увертюра начинается медленным вступлением. Здесь прослеживаются разные по характеру музыкальные темы. Менялись образы и инструменты.

Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре её исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь сарабанды.

Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии скорбный характер. Тема воспринимается как просьба, жалоба.

Главная партия имеет волевой, героический характер. Сила и энергия её постепенно возрастают.

Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов на пиано, затем подхватывается всем оркестром под фортиссимо.. Её героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей

Побочная партия также тесно связана с музыкой вступления. С первых тяжеловестных аккордов без труда можно узнать тему «поработителей». Изложенная в мажоре, она звучит теперь не только торжественно, но и победно. И здесь эта тема поручена струнным инструментам. Тихое звучание деревянных духовых инструментов.

В ней продолжается сопоставление контрастных тем вступления. Тема «испанских поработителей» звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и ещё более жалобно и умоляюще - тема народа. Неравный поединок внезапно обрывается.

Реприза заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов

Характер торжественный .Звучат призывные звуки духовых инструментов.

Рефлексия. итог

Какая же идея заложена в произведении? 

Почему Бетховену очень близок граф Эгмонт?

Почему вы так думаете?

Почему композитор обратился к этой теме?

Людвиг Ван Бетховен обратился к вечной теме, которая никогда не утратит своей значимости, не смотря на то, какой на дворе век. Сегодня эта тема не утратила своей злободневности. Во всем мире многие народы, в том числе и в России, борются за свою независимость. Хочется верить и надеяться, что, как и в произведении «Эгмонт», они смогут отстоять свои права. Ведь защищать свое отечество, свободу и независимость не только своей земли, но и личную, - всегда было огромной честью, и считалось правым делом.

Два контрастных музыкальных образа воплощают непримиримо враждебные силы. Они — источник драматического развития и тематическая основа увертюры.

Бетховен - сильная личность.

Он потерял слух ,был глухим, но не был глух к людским страданиям, к человеческому горю. В жизни — труд и тяжёлая доля, в творчестве — героическая борьба. Через упорство, целеустремлённость к
своей цели, он достиг победы, не упал духом,боролся и победил.

Это тема противостояния добра и зла, светлых и темных сил, образа народа, сумевшего отстоять свою свободу и независимость.

6 заключительный этап.

Если бы вы встретились с великим композитором  Людвигом ванн Бетховеном, какие бы вопросы вы задали ему?

Домашнее задание: «Интервью с Бетховеном».