Романтики польской музыки

Семёнова Ирина Николаевна

Использовать для уроков музыки в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frederik_shopen.pptx1.17 МБ
Файл urok.docx19.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фредерик Шопен - польский композитор и пианист. В зрелые годы жил и работал во Франции. Один из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма. (1810 - 1849 г. (39 лет )

Слайд 2

Михаил Клеофас Огинскии ̆ Польский композитор-любитель, дипломат, политический деятель Речи Посполитой и Российской империи, один из лидеров восстания Костюшко , почётный член Виленского университета, член Правительствующего Сената, автор знаменитого «Полонеза Огинского». (1765 -1833 г. (68 лет)

Слайд 3

Польский поэт Адам Мицкевич был в восторге от звуков полонеза, поэтому в произведении “Пан Тадеуш ”, эмоции переросли в стихотворные строки. Ударил вновь маэстро, И звуки разрослись в гром бурного оркестра Литавров медный звон, грохочут дробно бубны И полонез плывет, как будто голос трубный. ...Беспечно пары шли, кружились друг за другом, Развертывались, вновь закручивались кругом, Как бесконечный змей меняет переливы, Менялась радуга костюмов их красивых...

Слайд 4

Руководитель белорусского ВИА « Песняры »- Вячеслав Шарапов сочинил слова к полонезу на русском и польском языке, и произведение приобрело другую окраску.

Слайд 5

Стихотворение « Россиюшка », которое написал наш современник-10 летний мальчик Леонид Протасов из города Екатеринбурга. … Мал еще я, но судить я вправе, И никто меня не упрекнет Нет страны прекраснее России, Этот вывод сделал наперед. И пускай поезжу я по миру Я уверен, к берегам родным. Будет тяга непреодолима, Хоть откуда , но вернусь я к ним. Потому, что здесь мой дом и школа И мои любимые друзья, Здесь красивая , чудесная природа, Речь родная , здесь моя семья… Домашнее задание: Найти или сочинить стихи о разлуке с домом.



Предварительный просмотр:

Урок музыки в 7 классе по теме: «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.

».

Цель: развитие эмоционально - чувственной сферы учащихся средствами музыки через слушание и исполнение.

Задачи: помочь детям ощутить радость от слушания и исполнения музыки.

Обратить внимание учащихся на высокое отношение к Родине.

Закрепить и обобщить понятия: музыкальный образ и музыкальная драматургия.

Личностные УУД: углубление понимания социальной функции музыкального искусства в жизни людей.

Познавательные УУД: развитие чувства любви к Родине через музыкальную драматургию « Полонеза Огинского.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничеств, работа в группах и в сотрудничестве с учителем.

Тип урока – формирование новых знаний.

Вид урока – комбинированный.

Дидактическое обеспечение урока: презентация.

Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран , проектор.

Музыкальный материал:»Полонез» Ф. Шопена, полонез « Прощание с Родиной» М. Огинского, песня «Наш Кузбасс»,

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний
  4. Проблемная ситуация.
  5. Закрепление нового материала в процессе выполнения задания.
  6. Домашнее задание.
  7. Рефлексия.


Ход урока

Организационный момент.

Вход в класс под музыку Ф. Шопена. Полонез №3(ля мажор)

Приветствие.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Когда вы входили в класс , звучал полонез великого польского композитора Фредерика Шопена. Это было не случайно. Давайте вспомним жанр полонеза и какая роль ему отводится в музыкальной жизни композитора..

Полонез – польский танец, так как он родился в Польше. Сначала он исполнялся на народных гуляниях, а к концу 21 века превратился в пышный дворцовый танец – шествие в умеренном темпе, форма трехчастная.

Существовало великое множество характеристик этого танца: прекрасный, горделивый ,важный. Некоторые характеризовали его умеренный темп, другие отражали торжественность данного действия, третьи подчеркивали особенность шага в танце. А какую характеристику можно дать этому  «Полонезу» .

Слушание полонеза М. К. Огинского в переложении для фортепиано.

Актуализация знаний. Полонез М. К. Огинского расширит наше представление о польской музыке. Он был предшественником польской национальной школы.

Все свое творчество Огинский посвятил своему народу. В 1794 г. в Польше было восстание за национальную независимость. Вместе со своим народом Огинский переживал события освободительной борьбы. Своим искусством он стремился помочь своему народу стать свободным, ни от кого независимым и народ отвечал ему преданностью и любовью к его сочинениям.

В 1794 г.после поражения восстания Огинский вместе с другими патриотами покинул страну. И первым произведение, которое он сочинил на чужбине, стал полонез, настоящее название которого « Прощание с Родиной»

Это драматическая поэма о расставании с самым дорогим сердцу – отчим краем. Написан он был для фортепиано, но часто исполняется на других инструментах, симфоническим оркестром.

И сейчас мы будем слушать полонез М. К. Огинского в переложении для.

фортепиано

Проблемная ситуация .Обсуждение прослушанного( беседа по вопросам)

Кому композитор посвятил свой полонез?

-Полонез называется « Прощание с Родиной» Почему прощание?

- какие чувства вызвала у вас музыка полонеза?

-Полонез Огинского – это драматическая поэма о расставании с самым дорогим сердцу – отчим краем. В музыке мы слышим чувства любви к Родине и тревоги за ее судьбу.

Чувства переполнявшие композитора не конфликтовали и не противостояли друг другу, а чередовались , заключая в себе один образ-образ родины. В слиянии и чередовании этих двух чувств и заключена драматургия знаменитого полонеза. Композитора тревожит судьба его страны, но он верит, что Польша будет свободной и независимой.

Закрепление нового материала в процессе выполнения задания.

Польский поэт Адам Мицкевич был в восторге от звуков полонеза, поэтому в произведении “Пан Тадеуш”, эмоции переросли в стихотворные строки.

Ударил вновь маэстро,
И звуки разрослись в гром бурного оркестра
Литавров медный звон, грохочут дробно бубны
И полонез плывет, как будто голос трубный.

...Беспечно пары шли, кружились друг за другом, 
Развертывались, вновь закручивались кругом,
Как бесконечный змей меняет переливы,
Менялась радуга костюмов их красивых...

- Созвучна ли музыка М.Огинского с этими стихотворными фрагментами?

В музыке Огинского есть фрагмент, близкий по настроению стихам А.Мицкевича.

Как бесконечный змей меняет переливы,
Менялась радуга костюмов их красивых.

Полонез “Прощание с родиной”, написан для фортепиано, но часто его можно услышать в исполнении симфонического оркестра

Роль симфонического оркестра в звучании полонеза? (богатство тембральной палитры красок симфонического оркестра )

Какая группа симфонического оркестра является ведущей и почему? (струно –смычковые инструменты благодаря звукоизвлечению – затрагивают потайные стороны нашей души, её переживаний).

Определите музыкальную форму? (Рондо, вспомнить особенности структуры)

Полонез написан в 1794 году, но спустя два столетия привлекает внимание современных исполнителей

- Руководитель белорусского ВИА “Песняры” - Вячеслав Шарапов сочинил слова к полонезу на русском и польском языке, и произведение приобрело другую окраску. Этот вариант мы проанализируем в исполнении “Хора Турецкого”. Обратите внимание на музыкальные образы и ответьте на тему урока.

Любовь к Родине, к отчиму дому, к местам, где он родился и рос , живет в сердце каждого человека. И сегодня на уроке мы просто не можем не исполнить песню о нашей малой Родине.

Но перед тем , как мы исполним песню я хочу прочитать несколько строк из стихотворения « Россиюшка», которое написал наш современник-10 летний мальчик Леонид Протасов из города Екатеринбурга.

… Мал еще я, но судить я вправе,

И никто меня не упрекнет

Нет страны прекраснее России,

Этот вывод сделал наперед.

И пускай поезжу я по миру

Я уверен, к берегам родным.

Будет тяга непреодолима,

Хоть откуда , но вернусь я к ним.

Потому, что здесь мой дом и школа

И мои любимые друзья,

Здесь красивая , чудесная природа, речь родная , здесь моя семья…

Исполнение песни

Домашнее задание: Найти или сочинить стихи о разлуке с домом.

 Рефлексия: Завершить урок мне хочется словами Платона: « Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему…. Ее можно назвать воплощение прекрасного и всего возвышенного».