Романтики польской музыки
Использовать для уроков музыки в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frederik_shopen.pptx | 1.17 МБ |
urok.docx | 19.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Михаил Клеофас Огинскии ̆ Польский композитор-любитель, дипломат, политический деятель Речи Посполитой и Российской империи, один из лидеров восстания Костюшко , почётный член Виленского университета, член Правительствующего Сената, автор знаменитого «Полонеза Огинского». (1765 -1833 г. (68 лет)
Польский поэт Адам Мицкевич был в восторге от звуков полонеза, поэтому в произведении “Пан Тадеуш ”, эмоции переросли в стихотворные строки. Ударил вновь маэстро, И звуки разрослись в гром бурного оркестра Литавров медный звон, грохочут дробно бубны И полонез плывет, как будто голос трубный. ...Беспечно пары шли, кружились друг за другом, Развертывались, вновь закручивались кругом, Как бесконечный змей меняет переливы, Менялась радуга костюмов их красивых...
Руководитель белорусского ВИА « Песняры »- Вячеслав Шарапов сочинил слова к полонезу на русском и польском языке, и произведение приобрело другую окраску.
Стихотворение « Россиюшка », которое написал наш современник-10 летний мальчик Леонид Протасов из города Екатеринбурга. … Мал еще я, но судить я вправе, И никто меня не упрекнет Нет страны прекраснее России, Этот вывод сделал наперед. И пускай поезжу я по миру Я уверен, к берегам родным. Будет тяга непреодолима, Хоть откуда , но вернусь я к ним. Потому, что здесь мой дом и школа И мои любимые друзья, Здесь красивая , чудесная природа, Речь родная , здесь моя семья… Домашнее задание: Найти или сочинить стихи о разлуке с домом.
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 7 классе по теме: «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.
».
Цель: развитие эмоционально - чувственной сферы учащихся средствами музыки через слушание и исполнение.
Задачи: помочь детям ощутить радость от слушания и исполнения музыки.
Обратить внимание учащихся на высокое отношение к Родине.
Закрепить и обобщить понятия: музыкальный образ и музыкальная драматургия.
Личностные УУД: углубление понимания социальной функции музыкального искусства в жизни людей.
Познавательные УУД: развитие чувства любви к Родине через музыкальную драматургию « Полонеза Огинского.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничеств, работа в группах и в сотрудничестве с учителем.
Тип урока – формирование новых знаний.
Вид урока – комбинированный.
Дидактическое обеспечение урока: презентация.
Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран , проектор.
Музыкальный материал:»Полонез» Ф. Шопена, полонез « Прощание с Родиной» М. Огинского, песня «Наш Кузбасс»,
Структура урока:
- Организационный момент.
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Актуализация знаний
- Проблемная ситуация.
- Закрепление нового материала в процессе выполнения задания.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент.
Вход в класс под музыку Ф. Шопена. Полонез №3(ля мажор)
Приветствие.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Когда вы входили в класс , звучал полонез великого польского композитора Фредерика Шопена. Это было не случайно. Давайте вспомним жанр полонеза и какая роль ему отводится в музыкальной жизни композитора..
Полонез – польский танец, так как он родился в Польше. Сначала он исполнялся на народных гуляниях, а к концу 21 века превратился в пышный дворцовый танец – шествие в умеренном темпе, форма трехчастная.
Существовало великое множество характеристик этого танца: прекрасный, горделивый ,важный. Некоторые характеризовали его умеренный темп, другие отражали торжественность данного действия, третьи подчеркивали особенность шага в танце. А какую характеристику можно дать этому «Полонезу» .
Слушание полонеза М. К. Огинского в переложении для фортепиано.
Актуализация знаний. Полонез М. К. Огинского расширит наше представление о польской музыке. Он был предшественником польской национальной школы.
Все свое творчество Огинский посвятил своему народу. В 1794 г. в Польше было восстание за национальную независимость. Вместе со своим народом Огинский переживал события освободительной борьбы. Своим искусством он стремился помочь своему народу стать свободным, ни от кого независимым и народ отвечал ему преданностью и любовью к его сочинениям.
В 1794 г.после поражения восстания Огинский вместе с другими патриотами покинул страну. И первым произведение, которое он сочинил на чужбине, стал полонез, настоящее название которого « Прощание с Родиной»
Это драматическая поэма о расставании с самым дорогим сердцу – отчим краем. Написан он был для фортепиано, но часто исполняется на других инструментах, симфоническим оркестром.
И сейчас мы будем слушать полонез М. К. Огинского в переложении для.
фортепиано
Проблемная ситуация .Обсуждение прослушанного( беседа по вопросам)
- Кому композитор посвятил свой полонез?
-Полонез называется « Прощание с Родиной» Почему прощание?
- какие чувства вызвала у вас музыка полонеза?
-Полонез Огинского – это драматическая поэма о расставании с самым дорогим сердцу – отчим краем. В музыке мы слышим чувства любви к Родине и тревоги за ее судьбу.
Чувства переполнявшие композитора не конфликтовали и не противостояли друг другу, а чередовались , заключая в себе один образ-образ родины. В слиянии и чередовании этих двух чувств и заключена драматургия знаменитого полонеза. Композитора тревожит судьба его страны, но он верит, что Польша будет свободной и независимой.
Закрепление нового материала в процессе выполнения задания.
Польский поэт Адам Мицкевич был в восторге от звуков полонеза, поэтому в произведении “Пан Тадеуш”, эмоции переросли в стихотворные строки.
Ударил вновь маэстро,
И звуки разрослись в гром бурного оркестра
Литавров медный звон, грохочут дробно бубны
И полонез плывет, как будто голос трубный.
...Беспечно пары шли, кружились друг за другом,
Развертывались, вновь закручивались кругом,
Как бесконечный змей меняет переливы,
Менялась радуга костюмов их красивых...
- Созвучна ли музыка М.Огинского с этими стихотворными фрагментами?
В музыке Огинского есть фрагмент, близкий по настроению стихам А.Мицкевича.
Как бесконечный змей меняет переливы,
Менялась радуга костюмов их красивых.
Полонез “Прощание с родиной”, написан для фортепиано, но часто его можно услышать в исполнении симфонического оркестра
Роль симфонического оркестра в звучании полонеза? (богатство тембральной палитры красок симфонического оркестра )
Какая группа симфонического оркестра является ведущей и почему? (струно –смычковые инструменты благодаря звукоизвлечению – затрагивают потайные стороны нашей души, её переживаний).
Определите музыкальную форму? (Рондо, вспомнить особенности структуры)
Полонез написан в 1794 году, но спустя два столетия привлекает внимание современных исполнителей
- Руководитель белорусского ВИА “Песняры” - Вячеслав Шарапов сочинил слова к полонезу на русском и польском языке, и произведение приобрело другую окраску. Этот вариант мы проанализируем в исполнении “Хора Турецкого”. Обратите внимание на музыкальные образы и ответьте на тему урока.
Любовь к Родине, к отчиму дому, к местам, где он родился и рос , живет в сердце каждого человека. И сегодня на уроке мы просто не можем не исполнить песню о нашей малой Родине.
Но перед тем , как мы исполним песню я хочу прочитать несколько строк из стихотворения « Россиюшка», которое написал наш современник-10 летний мальчик Леонид Протасов из города Екатеринбурга.
… Мал еще я, но судить я вправе,
И никто меня не упрекнет
Нет страны прекраснее России,
Этот вывод сделал наперед.
И пускай поезжу я по миру
Я уверен, к берегам родным.
Будет тяга непреодолима,
Хоть откуда , но вернусь я к ним.
Потому, что здесь мой дом и школа
И мои любимые друзья,
Здесь красивая , чудесная природа, речь родная , здесь моя семья…
Исполнение песни
Домашнее задание: Найти или сочинить стихи о разлуке с домом.
Рефлексия: Завершить урок мне хочется словами Платона: « Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему…. Ее можно назвать воплощение прекрасного и всего возвышенного».