"Поёт зима, аукает..."

Семёнова Ирина Николаевна

Использовать в 5-ом классе для воспитания любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poet_zima_aukaet.pptx1.03 МБ
Файл 5_klass_karta.docx27.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль стихов в музыке и роль музыки в стихах. Составил : учитель музыки МБОУ СОШ №14 г. Прокопьевск. Семенова Ирина Николаевна.

Слайд 2

Романс «Жаворонок»

Слайд 3

1. Посмотри, как всё красиво, Посмотри - простор какой. Точно мать, склонилась ива Над заснувшею рекой. Ветерок метнулся разом, Облаков прорвав кольцо. И ромашка жёлтым глазом Смотрит солнышку в лицо. Припев: Над Россией солнце светит, И дожди шумят над ней. /В целом свете, в целом свете Нет страны её родней, Нет страны её родней.-2р./ 2. Посмотри, леса какие И сады шумят кругом. Наша Родина - Россия Хорошеет с каждым днём. Видишь - яблони и сливы Вдоль дороги стали в ряд. О житье-бытье счастливом В русских сёлах говорят. 3. И берёзку молодую, И кустарник, и траву, - Беззаветно всё люблю я, Всё я родиной зову. Хорошо костер походный На поляне разжигать, Хорошо в стране свободной Мне с друзьями подрастать. Музыка: В.Локтев Слова: О.Высотская

Слайд 4

Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. С. Есенин

Слайд 5

Стихотворение «Поет зима аукает..» написано в 1910г. Опубликовано в журнале «Мирок» в 1914 году под заглавием «Воробушки»

Слайд 6

Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.

Слайд 7

А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.

Слайд 8

Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней.

Слайд 9

А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна.

Слайд 10

И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.

Слайд 11

Темп Тембр Динамика Лад Характер Изобразительность Исполнительский план

Слайд 12

Сергей Есенин «Поет зима аукает..» Специально для песен С. Есенин стихов не писал, но многие из них называл песнями: «Песнь о собаке», «Песня о хлебе», «Песня о великом походе», «Песнь о Евпатии Коловрате Для С. Есенина свойственна особая песенность . Поэтому поэзия Есенина не перестает привлекать внимание многих композиторов.

Слайд 13

Он сумел средствами музыки не только выразить любовь поэта к «стране березового ситца», но и создать образ Поэта, образ национального художника с его сложной судьбой. Георгий Васильевич Свиридов

Слайд 14

Г. В. Свиридов пишет музыкальную поэму «Поет зима аукает..» Об этой поэме композитор сказал: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось бы об этом сказать языком музыки»

Слайд 15

Что изображает музыка? Что рисует оркестровый эпизод? Есть ли эпизоды в мажоре? Есть ли эпизоды в миноре? Меняется ли темп? Домашнее задание: работа в тетради - записать определение кантаты и нарисовать рисунок «Поет зима аукает» Что услышали в музыке?

Слайд 16

Стихотворение « Россиюшка », которое написал наш современник-10 летний мальчик Леонид Протасов из города Екатеринбурга. … Мал еще я, но судить я вправе, И никто меня не упрекнет Нет страны прекраснее России, Этот вывод сделал наперед. И пускай поезжу я по миру Я уверен, к берегам родным. Будет тяга непреодолима, Хоть откуда, но вернусь я к ним. Потому, что здесь мой дом и школа И мои любимые друзья, Здесь красивая , чудесная природа, Речь родная , здесь моя семья…



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки

Класс: 5 класс

Автор УМК: по программе  Л. В. Школяр, В. О. Усачёвой «Музыка» (Образовательная система «Школа 2100)

Составил: учитель музыки МБОУ СОШ №14 г. Прокопьевск.   Семенова Ирина Николаевна.

Тема урока № 6. Роль стихов в музыке и роль музыки в стихах.

Задачи  для ученика 

1.Углубить знания  о вокальной и инструментальной музыки.

2. Уметь выявлять связь между музыкой и стихотворением.

3. Познакомиться с творчеством русского поэта С Есенина и композитора Г. Свиридова

Цель для учителя:

Образовательные: сформировать  у ребят понятие взаимосвязи музыки и литературы.

Развивающие: развитие вокально-хоровых навыков, творческого мышления, умения слушать и анализировать музыку.

Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, интереса к творчеству русских композиторов и поэтов, чувство любви и патриотизма к Родине

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Форма урока: урок-игра

Опорные понятия: Вокальная и инструментальная музыка, романс .

Новые понятия: исполнительский план, кантата

Формы контроля: устный опрос, самоанализ исполнения, наблюдение, игра.

Домашнее задание: записать определение кантаты и нарисовать рисунок  к стихам С. Есенина «Поет зима аукает».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы.

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1.

Организационный момент

Музыкальное приветствие. Проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Словесный, наглядный

Личностные: развивать доброжелательность  и эмоционально- нравственную отзывчивость.

Настрой детей на работу на уроке.

2.

Актуализация имеющихся знаний

Учитель организует закрепление изученного,  через прослушивания незнакомой музыки М. Балакирева «Жаворонка»

Учитель организует познавательную деятельность учащихся по определению темы урока.

- Мелодия вам знакома?

- Кого вам изображает музыка птицу или животное? Птица маленькая или большая?

- Какие музыкальные средства помогли определить?

- Это инструментальная музыка или вокальная?

- По каким признакам определили?

- На какое знакомое произведение с прошлого урока похоже?

- Определите сходство и различие  «Жаворонка» М. Глинки и «Жаворонка» М. Балакирева

Проверка домашнего задания: найти информацию о романсе. 

Что послужило основой для возникновения жанра романса?

- Где проще определить образ жаворонка? Почему?

- Существует связь между музыкой и литературой?

Учащиеся самостоятельно выводят тему  прошлого урока Вступают в диалог с учителем, выявляют, проговаривают и осознают результат проблемы, используют информацию ИКТ и выбирают главное значение романса и где можно услышать романс.

Методы: интонационного постижения музыки, словесный, наглядно-слуховой, анализа и сравнения

репродуктивный, применение ИКТ слайды портреты М. Глинки и  М.  Балакирева.

Познавательные: уметь осмыслять и обобщать полученную информацию, формировать собственное отношение к изученному.

Коммуникативные: уметь анализировать и оценивать ответы одноклассников

Регулятивные: уметь слушать вопросы и отвечать на них.

Личностные: усвоение жизненного содержания музыки, познание окружающего мира

Различать на слух разные музыкальные произведения с одним образом, выявлять характерные особенности инструментальной и вокальной музыки. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление.

3.

Основная часть урока

Восприятие музыки . исполнение.

Учитель организует закрепление вокально-хоровой работы  в песне «Песня о России»       В.Локтева.                    

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

С. Есенин

Есенин русский поэт- певец природы. Его  любовь к России, к природе объединяет с русскими композиторами.

Беседа и показ презентации о творчестве С Есенина. 

- Специально для песен С. Есенин стихов не писал, но многие из них называл песнями: «Песнь о собаке», «Песня о хлебе», «Песня о великом походе», «Песнь о Евпатии Коловрате» и др.

- Почему?(песенные) Поэтому поэзия Есенина не перестает привлекать внимание многих композиторов.

Учитель предлагает игру « Мы – композиторы»

Делит класс на группы с названиями музыкальных средств выразительности.

Предлагает к стихам С. Есенина «Поет зима аукает» составить исполнительский план, который поможет сочинить музыку.

Предлагает сравнить свой  исполнительский план с музыкой Г. Свиридова. Г. В. Свиридов пишет поэму «Памяти Сергея Есенина». Об этой поэме композитор сказал так: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось об этом сказать языком музыки»

Домашнее задание: работа в тетради - записать определение кантаты и нарисовать рисунок «Поет зима аукает»

Чередование коллективного и индивидуального исполнения.

Работают в группах: с текстом стихотворения С. Есенина «Поет зима аукает», составляют исполнительский план музыки, которую они бы сочинили, если были бы композиторами:

1.Вокальная или инструментальная.

2.Кто исполняет.

3.Динамика.

4.Темп.

5 Изобразительность.

6.Характер.( используют словарик эстетических эмоций)

Зачитывают те строки стиха, которые соответствуют названию группы( «Форте» - ..сто звона сосняка, «Пиано» - …и дремлют пташки нежные». «Темп» - …а вьюга с ревом бешенным», «Мажор»..и снится им прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весн» и т. д.

Сравнивают и                                                                                                                        анализируют свои исполнительские планы с кантатой «Поет зима аукает» Г. Свиридова. Устанавливают связь музыки и литературы.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, анализа и сравнения

репродуктивный,  применение ИКТ слайды: портреты С.Есенина и Г. Свиридова, презентация творчества С. Есенина. Игровой прием: «Ты - композитор».

Коммуникативные:

петь хором, общаться и взаимодействовать в процессе коллективного исполнения, планирование сотрудничества и согласованность действий в групповой работе

Личностные: развивать оригинальность мышления в процессе творческого задания,  развивать потребность в самостоятельной работе  в тетради.

Метапредметные: работать с разными источниками информации.

Познавательные: уметь сравнивать музыкальные произведения

Использовать изученные правила пения при исполнении новой песни, эмоционально воспринимать характер песни,  мимикой и пантомимой передать смысл слов песни.

4. Закрепление изученного.

Итог урока.

Рефлексия

Итог урока.

Закрепление

- Что стало б с кантатами, вокально-симфоническими поэмами, если б не было литературы?

- Какой музыки было больше на уроке вокальной или инструментальной? Почему?

Обобщают по проблеме урока «Роль стихов в музыке и роль музыки в стихах».Оценивают свою роль в решении проблемы урока цветовыми карточками

Словесный, наглядно слуховой

Регулятивные: самооценка работы на уроке

Предметные: развивать интерес  к  поэзии и к музыке.

Создание ситуации успеха, рефлексии.