Мотивы Востока

Семёнова Ирина Николаевна

Можно использовать на уроках музыки для знакомства с музыкой разных народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivy_vostoka.pptx2.4 МБ
Файл urok.docx23.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.

Слайд 14

Домашнее задание: Нарисовать восточные мотивы.



Предварительный просмотр:

ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ. 4 класс.

Вид —  урок постановки и решения проблемы  с элементами анализа и  моделирования

Цель: закрепить представления о поэтизации Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах.

Задачи: 1. Закрепить и расширить ранее полученные представления об интонационном своеобразии музыки народов Востока через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими  музыкальными образами в музыке Н.А. Римского-Корсакова, расширить знания о жанре симфонической сюиты, о средствах выразительности музыки;

2. Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока; устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, архитектурой; развивать внимание, память.

3. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей.

Коммуникативные учебные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановку вопросов, разрешение конфликтов,  умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог..

Познавательные учебные действия: выделение и формулирование  познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания,

постановка и решение проблемы формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.).

Знаково-символические учебные действия моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно–графическую или знаково–символическую) и преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Музыкальный материал

  1. Звуковой эффект взлета самолета,
  2. «Фристайл» — «Восточная»,
  3. Рус. нар. песня «Вниз по матушке по Волге»
  4.  Н.А Римский-Корсаков, симф. Сюита  «Шахерезада» тема Шахерезады,
  5. М. П. Мусоргский «Танец персидок» из оперы «Хаванщина»,
  6. А. П. Бородин «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»,
  7.  Песня «Звезда Россия» (плюс и минус).

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, шумовые инструменты.

Ход урока

Оргмомент Музыкальное приветствие

Слайд №1

 Мы с вами очень много говорили о музыке какого народа?(русского) А почему? сегодня попытаемся поговорить о музыке других народов. А для этого я вам предлагаю отправиться в путешествие, путь будет не близким на чём мы с вами доберёмся быстрее всего, на каком виде транспорта? (машина , ……самолёт)

Да ребята мы полетим на самолёте, а что надо чтобы он заработал? (заливаем бензин , двигатель должен работать и мотор)Правильно и ваша группа покажет голосом как работает мотор и ррррррррррррррр, а ваша группа покажет голосом турбины самолёта когда он  поднимается в воздух уууууууууууууууууууууууу. Молодцы самолёт взлетел, и так   командир корабля  командует «пристегнуть ремни» (щщик щщик) .     

(Звучит восточная музыка (слайд №2)

— В какую страну мы попали, в мир какой музыки?  (в мир восточной музыки )   

— Да, действительно, это Восток.  Этот загадочный восточный мир, который пахнет сладостями, фруктами и пряностями   и сейчас у нас в классе будет аромат восточных пряностей.       И так этот загадочный в чём то мир востока привлекал многих композиторов, в том числе и русских ,которые заинтересовались востоком  и писали восточную музыку. И так  как вы думаете, как будет  звучать тема нашего урока?

ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.  Слайд №3

— Подумайте, есть ли в этой теме противоречие или какая-то проблема ,которую нужно решить? (русские композиторы писали в основном русскую музыку , а здесь они пишут восточную)

-да ребята правильно  вот она проблема (задача) которую следует разрешить, почему композиторы писали  восточную музыку. Чем же она их так привлекала? Мы сейчас попробуем в процессе урока определить.

— А что мы должны сделать, какие музыкальные действия совершать, чтобы решить эту проблему?

Слушать музыку, сравнить её с русской музыкой и т. д.

Да ребята сегодня на уроке мы постараемся решить эту проблему и выделим особенности восточной музыки  при этом сравнивая её  с  русской музыкой. 

Слайд№4 

Да ребята  многие композиторы писали восточную музыку , но ярче всего Восток  заиграл в творчестве русского композитора Н.А. Римского-Корсакова.  Когда  он был такой маленький как вы он очень увлекался морем, читал много книги про мореплавателей , а став морским офицером  он отправился в кругосветное плавание,  и  побывал в разных странах, встречался с разными людьми и особенно его заинтересовал  Восток . поэтому мотивы восточные очень ярко были выражены в его творчестве  Слайд№5 

Восток заиграл в его симфонической сюите «Шахерезада».

Итак ребята ,что же означает слово  сюита, пока не знаете ,давайте попробуем узнать проведя исследование , в слове сюита вставьте пропущенную букву, чтобы получилось имя существительное с другим значением с__ита,  

свита

правильно свита, объясните мне значение этого слова пожалуйста

-это люди которые сопровождают короля, шейха, правителя и т. д.

-замечательно а давайте в схеме это нарисуем      (рис. круг в кругу шейх,а вокруг его люди) так вот ребята сюита имеет одну музыкальную главную тему, и сопровождают эту тему несколько различных частей , но все они привязаны к главной музыкальной теме, то есть к теме нашей рассказчицы Шахерезады . а героиней какого литературного произведения является Шахерезада? Слайд№6-7

— тысяча и одна ночь.

Давайте послушаем, как изобразил образ Шахерезады в своей сюите Римский-Корсаков…      (слушание темы Шахерезады)    

тихая,  загадочная, осторожная, мягкая, грациозная , добрая милая ,красивая

Какому инструменту доверил композитор исполнение этой темы? (скрипке) а скажите ребята темп быстрый или медленный.

-Медленный потому что она рассказывает сказки, а сказки надо рассказывать тихо, спокойно, не спеша и т. Д

  Вот она наша героиня , нравиться ребята?

— потому что она спокойная, тихая

— да ребята правильно она тихая спокойная и мягкая

   А какая музыка?

 — извилистая, неровная, узорчатая ,гибкая и т.  д.

— Помните, мы хотели сравнить восточную музыку с русской. Наша песня «Вниз по матушке по Волге» (слушаем песню)

-давайте запишем  её графический рисунок (один ученик у доски) (русская она ровная , прямая) и вот именно это и привлекло русских композиторов особенности мелодии

ТАБЛИЦА 

Итак,  ребята мы с вами выделили все особенности восточной музыки  и теперь давайте заполним таблицу

Русская народная музыка

Восточная музыка

Мелодия: Ровная, плавная

Мелодия: извилистая, неровная, гибкая

Ритм: ровный

Ритм: четкий, упругий

Исполнение акопела

Шумовые инструменты

 

— Итак, почему же восточная музыка привлекала русских композиторов? ( она интересна, изменчивая, можно добавить шумовые инструменты и т. д.)

— Так ребята а вы не забыли, что мы в гостях? А что принято делать в гостях? (дарить подарки)

Я предлагаю оставить музыкальный подарок нашей Шахерезаде.

 Давайте подарим восточный «танец персидок» из оперы «Хаванщина» М. П. Мусогского Слайд№8-9  (ребята выполняют движения восточного танца)

— Я думаю, у нас хороший подарок получился.

А вот какие пляски происходят в опере «Князь Игорь» А. П. Бородина Слайд№10-11 

 Итак, нам пора возвращаться. Ребята, давайте подумаем, что вы расскажете о своем путешествии на Восток  вашим друзьям и родным?

— о том как пели песню, как танцевали, слушали, говорили о том какой разной бывает музыка.

(рефлексия) Слайд№12 

Почему же русских композиторов привлекала восточная музыка?

— то что она веселая ,танцевальная, много инструментов шумовых….

Хорошо ребята, но нам пора и наш самолет сейчас взлетит. Слайд№13 

Итак, команда по местам!  «Пристегнуть ремни!» Рев моторов, турбин…

(на фоне звучит «Звезда Россия»  )

Спасибо, ребята! Вы  так замечательно пели и мы все почувствовали, как вы любите свою  Родину. Слайд№14 

Домашнее задание: найти или нарисовать восточные мотивы.

Спасибо за урок! До свидания.