Коррекционно - развивающая программа " Изобразительное искусство в интеграции с музыкой"
Данная программа позволит соединить музыкальное искусство с живописью. Раскрыть духовный мир ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivopis_i_muzyka.docx | 43.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБУ СО « Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБУ СО ЕРЦ
_________ И.А.Осипова
Коррекционно – развивающая
программа
« Изобразительное искусство в интеграции с музыкой »
Разработали :
специалисты по реабилитационной
работе в социальной сфере
Смирнова М.А.
Цуркан В.К.
Пояснительная записка
К.Д.Ушинский «Ребенок мыслит красками,
звуками, ощущениями вообще».
В коррекционной работе с детьми, довольно широко применяется рисование под музыку, как один из приёмов арт-терапия. Такой вид самовыражения позволяет детям ощутить и передать своё внутреннее эмоциональное состояние, которое появилось в результате наблюдения явлений природы, слушания литературных, музыкальных произведений. Ведь даже, по мнению К.Д.Ушинского «Ребенок мыслит красками, звуками, ощущениями вообще». Поэтому слушание музыки и рисование музыкальных образов влияет на развитие эмоциональных качеств детей, что и позволяет сделать следующие выводы: 1) арт-терапия позволяет детям рассказать о своих эмоциях и чувствах; 2) обогащает способы регуляции собственных эмоций и чувств; 3) позволяет погашать негативные эмоции и учит реагировать на них адекватно.
На музыкальных занятиях осуществляется интегративные связи с другими видами искусства. Это даёт специалистам возможность создавать у детей целостное представление об искусстве, источником которого является сама жизнь. Интеграция осуществляется через взаимодействие разных видов искусства, комплексное освоение единого тематического содержания, установление связи между предметами, создание целостного образа средствами разных видов искусства, понимание интонации как основы художественного образа.
Выход за пределы музыки поможет специалисту в развитии у детей эстетического отношения к миру, мобилизовать их знания и впечатления, полученные по предметам гуманитарно - эстетического цикла, создать в представлении ребенка целостную картину жизни людей, их культуры, понять и осмыслить некоторые этапы исторического развития, образа самого искусства. Интеграция способствует созданию условий для выхода детей на продуктивную творческую деятельность, стимулируя самостоятельность, познавательную активность, обогащение новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в музыке, живописи. Такие занятия развивают творческое мышление, расширяют знания детей об окружающем мире, формируют яркие, положительные эмоции.
Для постижения “языка” различных видов искусства перед детьми ставятся конкретные творческие задачи: определить настроение, выраженное в произведении искусства; раскрыть замысел автора. С помощью специалиста дети стараются проникнуть в секреты художественной выразительности каждого вида искусства. Сопоставляя их между собой, ребенок приходит к важному выводу: средства художественной выразительности разных видов искусства во многом схожи между собой (мелодия сродни контуру рисунка; ритм – технике мазка, его пульсации, штриху; драматургия в музыке – сюжету в живописи, взаимодействию образов, персонажей; тембр – окраске, насыщенности цветовой гаммы; лад – освещению, настроению; темп и в музыке, и в живописи – развёртыванию сюжета).
Цель интеграции: Научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Воспринимать окружающее через мир музыки и живописи.
Цель занятий: Обогатить слуховой и зрительный опыт ребёнка через слушание произведений русских и зарубежных композиторов и демонстрацию репродукций художников. Развивать эмоциональную отзывчивость детей, показывая контраст настроений в музыкальных, изобразительных и поэтических произведениях.
Задачи: Побуждать ребенка активно использовать для выражений своих впечатлений цветовую гамму при выполнении рисунков: знакомить с оттенками цветов, получавшихся при смешивании красок. Использовать нетрадиционные техники рисования (монотипия, рисование по сырому листу, пальчиковая живопись, рисование восковыми мелками и акварелью).
Степень новизны заключается в освоении нетрадиционных дидактических приемов интегрированных занятий. Методический материал ориентирован на детей разного возраста, имеющих различные нарушения в развитии. Для успешного проведения интегрированных занятий необходимо опираться на особенности коллективной изобразительной деятельности детей и их родителей.
Участники: дети с ОВЗ отделения « Мать и дитя»
Срок реализации: долгосрочный
Проведение интегрированных занятий один раз в неделю.
Ожидаемый результат реализации программы:
Ребёнок эмоционально развивается. Он способен воспринимать, переживать и понимать музыку, рассуждать о произведении, выражать музыкальный образ в рисунке. Ребёнок ознакомлен с традиционными и нетрадиционными техниками рисования.
Используемые произведения живописи в рамках реализации программы
- К.Коровин « Святочные гадания»
- К. Трутовский « Святочные гуляния»
- С. Дарбишир « У камина»
- А.В.Маскаев « У камина Кошачьи посиделки»
- И. Грабарь « Февральская лазурь», « Сказка инея и восходящего солнца»
- В. Кустадиев « Масленица»
- И.Вельц « Украинская ночь»
- Ю. Клевер « Закат солнца зимой», « Зимний закат в еловом лесу», « Зимний вечер в деревне»
- А. Мещерский « Зимний вечер в Финляндии»
- И. Левитан « Последний снег», « Весна большая вода», «Дуб», « Вечерний звон», альбом « Осень»
- И.И Ендогуров « Начало весны»
- Ю.Мельков « Весна в лесу»
- П.В. Рыженко « Ранняя Пасха»
- М.Муха « Весенние березы»
- А.В. Варваров « Весна уже рядом»
- М. Врубель « Сирень»
- Музыкальные инструменты в живописи ( часть 125 – виолончель № 4)
- Клод Моне « Яблони в цвету», « Весна в Живерне», « Деревья в цвету»
- К. Юон « Майское утро. Соловьиное место»
- А. Рылов « Зеленый шум»
- И.Шишкин « Ивы, освещённые солнцем»
- И.Айвазовский « Черное море», « Волна»
- Ф.Васильев « Перед грозой»
- В.И Панич « Золотой рассвет»
- С.А. Малярчук « На зорьке»
- В.П Золотцев « Восход солнца на лугу»
- Г.Мясоедов « Страдная пора»
- Н. Пимоненко « Жатва»
- Ван Гог « Красные маки и маргаритки»
- Н. Сверчков « Царь Алексей Михайлович с боярами на охоте»
- С. Свиридов « Вальс дождя»
- В.В. Потапов « Осень в старом парке»
- А. Веснецов « Осень»
- А.Саврасов « Поздняя осень»
- И. Бородинский « Поздняя осень»
- А.А. Пластов « Первый снег»
- П. Грузинский « На трояках»
- С. А. Виноградов « Первый снег»
- А.К. Саврасов « Пейзаж с избушкой»
- Картины А.И. Вельца « Зима»
- Гари Мослер « Рождественское утро»
Прослушиваемые художественные произведения по реализации программы
- А. Вивальди « Цикл. Времена года»
- П. Чайковский « Времена года», « Детский альбом», фрагменты балета
« Щелкунчик» ( Вальс снежных хлопьев, Марш), « Ноктюрн ( Виолончель и фортепиано)
- С.Рахманинов « Сирень», « Маргаритки»
- С.Прокофьев « Детская музыка» ( Дождь и радуга)
- М. Мусоргский « Картинки с выставки», « Рассвет на Москва – реке» из оперы « Хованщина»
- Ф. Шопен « Весенний вальс», « Вальс дождя», « Осенний вальс»
- К. Дебюси « Лунный свет»
- Н.Римский – Корсаков « Сказка о Царе Салтане »
- Л.В. Бетховен « Золотая осень»
- В.А. Моцарт « Соната Ля Минор ( Менуэт 2 – часть)
- Э.Григ « Утро»
- М. Чюрлёнс « Симфоническая поэма « Море»
- Пьеса С. Майкапара « Облака плывут»
Список использованной литературы
1.Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М., 1980
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. Спб.,1997
3. Грибовская А.А. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество, М.,2010
4.Комарова Т.С. Дети в мире творчества, М.,1995
5.Под ред, Медведевой Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. М., 2002
6.Радынова О.П.Музыкальное развитие детей в 2 частях М.,1997
7.Радынова О.П. Музыкальные шедевры: настроения, чувства в музыке. М., 2009
8.Радынова О.П. Музыкальные шедевры: природа и музыка. М.,2009
9.Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. М.,2011
10. Гришанкина О. Н., Соловьянова И. Г. Интеграция различных видов искусства посредством художественного творчества и музыки у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №47.1. — С. 53-56. — URL https://moluch.ru/archive/181/46597/
Перспективное планирование на 2020г.
№ | Срок реализации | Тема занятий | Живопись | Музыка |
1. | 11.01 – 31.01.20 | 1.Рождественские святки | К. Трутовский « Святочные гуляния» К.Коровин « Святочные гадания» | П. Чайковский « Времена года . Декабрь. Святки» |
2.Зимняя сказка | С. Дарбишир « У камина» А.В.Маскаев « У камина Кошачьи посиделки» | П.Чайковский Альбом « Времена года. У Камелька» | ||
3. Обобщающее занятие. Подведение итогов. Выставка детских работ. | ||||
2. | 3.02. – 23.02.20. | 1. Февральская история | И. Грабань « Февральская лазурь» | А. Вивальди « Времена года. Зима» |
2.Рисуем зиму | Зима в картинах великих художников | А. Вивальди « Времена года» | ||
3. Обобщающее занятие. Подведение итогов. Выставка детских работ. | ||||
3. | 25.02 - 16.03.20. | 1. Масленица | В. Кустадиев « Масленица» | П. Чайковский альбом « Времена года. Февраль « Масленица» |
2. Краски ночи | И. Вельц « Украинская ночь» Ю.Клевер « Закат солнца зимой» А.Мещерский « Зимний вечер в Финляндии» Ю.Клевер « Зимний закат в еловом лесу» Ю.Клевер « Зимний вечер в деревне» | К. Дебюси « Лунный свет» | ||
3.Обобщающее занятие. Подведение итогов. Выставка детских работ. | ||||
4. | 18.03.- 07.04.20 | 1.Улыбка весны | И.Левитан « Последний снег» И.Грабарь « Сказка инея и восходящего солнца» | А. Вивальди « Времена года. Весна» В.А.Моцарт « Соната Ля Минор ( Менуэт 2 – часть) |
2. Начало жизни | И.С. Остроухов « Ранняя весна» И. Левитан « Весна большая вода» И.И. Ендогуров « Начало весны» Ю. Мельков « Весна в лесу» П.В. Рыженко « Ранняя пасха» М.Муха « Весенние березы» А.В. Варваров « Весна уже рядом» | П. Чайковский « Времена года. Апрель. Подснежник» | ||
3. Обобщающее занятие. Подведение итогов. Выставка детских работ. | ||||
5. | 09.04. – 29.04.20 | 1.Весенние цветы | М.Врубель « Сирень» | С.Рахманинов « Сирень» |
2.Музыка в живописи | Музыкальные инструменты в живописи ( часть 125 - виолончель № 4) | П.Чайковский « Ноктюрн ( Виолончель и фортепиано) | ||
3.Обобщающее занятие. Подведение итогов. Выставка детских работ. | ||||
6. | 01.05.-21.05.20 | 1.Цветущая весна | Клод Моне « Яблони в цвету» « Весна в Живерне» « Деревья в цвету» | Ф. Шопен « Весенний вальс» |
2.Зеленое кружево | К.Юон « Майское утро. Соловьиное место» | Э. Григ « Утро» | ||
3.Обобщающее занятие. Подведение итогов. Выставка детских работ. | ||||
7. | 23.05.-12.06.20 | 1.Лес. Дерево | А. Рылов «Зелёный шум» И. Шишкин «Ивы, освещённые солнцем» И. Левитан «Дуб» | М.Мусоргский «Картинки с выставки» |
2. Шум природы | А.Рылов « Зеленый шум» | П.Чайковский « Времена года» | ||
3.Обобщающее занятие. Подведение итогов. Выставка детских работ. | ||||
8. | 15.06.- 05.07.20 | 1.Стихия воды | И.Айвазовский « Черное море» « Волна» | М.Чюрлёнис « Симфоническая поэма « Море» |
2. Стихия природы | Ф.Васильев « Перед грозой» | Пьеса С. Майкапара «Облака плывут» | ||
3.Обобщающее занятие. Подведение итогов. Выставка детских работ. | ||||
9. | 08.07. – 28.07.20 | 1. Время суток | В.И. Панич « Золотой рассвет «С.А. Малярчук « На зорьке» В.П. Золотцев « Восход солнца на лугу» | К. Мусоргский « Рассвет на Москва – реке» из оперы « Хованщина » |
2. Вечерний звон | И.Левитан « Вечерний звон» | Н.Римский – Корсаков « Сказка о Царе Салтане » | ||
3.Обобщающее занятие. Подведение итогов. Выставка детских работ. | ||||
10. | 30.07.- 19.08.20 | 1. Лето красное | Картины великих художников « Лето красное» | П. Чайковский « Времена года « Лето» |
2. Жизнь в деревне | Г.Мясоедов « Страдная пора» | П.Чайковский « Времена года» Июль. Песня косаря» | ||
3.Обобщающее занятие. Подведение итогов. Выставка детских работ. | ||||
11. | 21.08- 10.09.20 | 1. Вот моя деревня ….. | Н. Пимоненко « Жатва» | П.Чайковский « Времена года. Август. Жатва» |
2. Цветы на лугу | Ван Гог « Красные маки и маргаритки» | С.Рахманинов « Сирень» « Маргаритки» | ||
3.Обобщающее занятие. Подведение итогов. Выставка детских работ. | ||||
12. | 13.09. – 03.10.20 | 1. Царские забавы | Н. Сверчков «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте» | П.Чайковский « Времена года. Сентябрь. Охота» |
2. Грусть природы | Картины С.Свиридова « Вальс дождя» | Ф.Шопен « Вальс дождя» | ||
3.Обобщающее занятие. Подведение итогов. Выставка детских работ. | ||||
13. | 05.10 – 25.10.20 | 1. Осенний лес | Картины великих художников «Золотая осень» | П.Чайковский « Времена года. Осень» |
2. Красота осеннего леса | В.В. Потапов « Осень в старом парке» Картины И.Левитана из альбома « Осень» | Ф. Шопен « Осенний вальс» | ||
3.Обощающее занятие. Подведение итогов. Выставка детских работ. | ||||
14. | 27.10 -16.11.20 | 1.Золотая осень | А. Васнецов « Осень» А.Саврасов « Поздняя осень» И.Бродский « Поздняя осень» | Л.В. Бетховен « Золотая осень» |
2. Первый снег | А.А. Пластов « Первый снег» | П. Чайковский « Зимнее утро» | ||
3.Обобщающее занятие. Подведение итого. Выставка детских работ. | ||||
15. | 18.11. – 8.12.20 | 1. Зимние забавы | П. Грузинский « На тройках « | П. Чайковский « Времена года . Ноябрь» |
2. Зимушка - зима | И. Левитан « Первый снег» С.А. Виноградов» А.К. Саврасов « Пейзаж с избушкой» | П.Чайковский « Времена года. Декабрь» | ||
3.Обобщающее занятие. Подведение итогов. Выставка детских работ. | ||||
16. | 10.12.- 30.12.20 | 1.Змняя природа | Картины А.И .Вельца « Зима» | А. Вивальди цикл « Зима» |
2. Встреча нового года | Гари Мослер « Рождественское утро» | П.Чайковского балет « Щелкунчик» « Украшаем рождественскую елку» | ||
3.Обобщающее занятие. Подведение итогов. Выставка детских работ. |