Духовная музыка

Семёнова Ирина Николаевна

Можно использовать на уроках 5-х классов с помощь интерграции музыки и изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovnaya_muzyka_i_izobrazitelnoe_iskusstvo.pptx2.29 МБ
Файл urok.docx25.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно c ть в искусстве. Интегрированный урок Музыка и ИЗО 5 класс.

Слайд 2

Храм

Слайд 6

Собор Рождества Иоанна Предтечи расположен в живописном месте города Прокопьевска в сосновом бору. Построен в 2004 году, освящен в 2005 году для постоянного богослужения. Сегодня это один из самых главных центров духовной культуры для жителей Прокопьевска. Первый камень в основание этого храма, который расчитан на 1200 человек, был заложен архиепископом Кемеровским и Новокузнецким владыкой Софронием в 1995 году. По личному распоряжению патриарха Московского и всея Руси Алексия II прокопьевский храм, который стоит на одной из самых высоких точек города, был удостоен высокой чести именоваться кафедральным Собором Рождества Иоанна Крестителя. К тому же, это единственный на территории России памятник всем погибшим шахтерам.

Слайд 7

Духовная музыка

Слайд 8

Молись дитя, мужай с годами И пусть на склоне долгих лет Такими ж светлыми очами Тебе глядеть на белый свет.

Слайд 9

«Молитва» сл. и муз. Б. Окуджавы Пока Земля ещё вертится, пока ещё ярок свет, Господи, дай же ты каждому чего у него нет. Умному дай голову, трусливому дай коня, Дай счастливому денег и не забудь про меня. Я знаю, ты всё умеешь, я верую в мудрость твою, Как верит солдат убитый, что он проживает в раю. Как верит каждое ухо тихим речам твоим, Как веруем и мы сами, не ведая, что творим.

Слайд 10

А. Рублев «Троица» С. Рахманинов « Всеношное бдение»

Слайд 11

Карл Фаберже

Слайд 14

Памятник пасхальному яйцу.

Слайд 15

Музей писанки в Коломне

Слайд 18

Развод – пересечение кругов и овалов

Слайд 20

Будь добр и милосерден Будь честен перед собой, И ты никогда не обманешь другого Люби... Мир тебе.

Слайд 21

Домашнее задание: Сами себе придумайте такое домашнее задание, которое было бы связано с нашей темой урока.



Предварительный просмотр:

                        Управление образования администрации города Прокопьевска

                        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                         «Средняя общеобразовательная школа №14»

Использование нестандартных форм в образовательном процессе.

Интегрированный урок (Музыка и ИЗО) 5 класс по теме: 

Духовное   искусство.

                                                                            Выполнил:

                                                                      Семенова И. Н. учитель музыки  

                                                               Боганчук Т. В. учитель ИЗО

г. Прокопьевск 2015 г

Урок музыки в 5 классе. «Духовное   искусство».

Цель урока:  выявление и осмысление глубоких духовных связей  русского народного  музыкального и изобразительного творчества.  Закрепить в понимании учащихся знаний о духовной православной музыке как о неотъемлемой части русской духовной культуры; воспитание чувство уважения  к православной культуре, к православным традициям, чувство патриотизма, любви к Родине. 

Личностные: формировать мотивации к изучению духовного искусства, умение  в процессе рефлексии проводить самооценку;

формировать устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Предметные:  воспринимать и  исполнять музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам, выделять нравственную проблематику литературных текстов   как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, развивать  умения и навыки  при последовательном выполнении художественной росписи; научить  устанавливать связи между музыкальными и художественными  произведениями различных жанров и видов искусства.

Метапредметные: научить проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки и изобразительного искусства;

научить объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей, формировать мотивацию к изучению музыки и изобразительного искусства, умение  в процессе рефлексии проводить самооценку.

Познавательные: научить анализировать, сравнивать музыкальные и  изобразительные произведения, научить  владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса; способствовать развитию эмоций посредством создания на уроке ситуаций эмоционального переживания в процессе музыкального восприятия;   развивать интерес к духовной музыке, элементарные певческие навыки, навыки культуры слушания  и анализа музыкальных произведений, формирование и развитие навыков миниатюрной росписи, составление декоративной композиции.

Регулятивные: научить  исполнять музыку, передавая художественный смысл научить определять и формулировать  тему и проблему урока.

Коммуникативные:  научить организовывать работу в паре; научить сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в паре.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, компьютерная презентация Power Point, фортепиано.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский «Детский альбом», «Колокольные звоны», Б.Окуджава «Молитва», С. В. Рахманинов «Всеношное бдение».

Дополнительный материал: белый лист, фломастеры, ножницы,  клей, цветная бумага, линейка.

                                                          Ход урока

Вход. Звучит музыка С. В. Рахманинова «Всеношное бдение»

Учитель: Где  может звучать эта музыка?

Дети: в храме.

Учитель: Как вы понимаете это слово «Храм»? (слайд)

Дети: (объясняют)

Учитель: Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (Просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. слайды храмов.

Очень интересны памятники древнего искусства, монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней. И у нас в Прокопьевске есть свой храм,(слайд) которым мы гордимся. ( рассказ о нашем храме)

Учитель: А в храме звучит музыка? Какая?

Дети: Духовная  музыка (слайд )

Учитель: Сможете теперь определить, о чем будет наш урок? Какие у нас  главные слава нашего урока? Что вы знаете о духовной музыке?

Дети: Эта музыка предназначена для церковного богослужения, призвана эмоционально выражать смысл и содержание проводимой службы, обогащать углублять и усиливать чувства и переживания верующих.

Учитель: Служба в храме –  прежде всего молитва. Мы с ней познакомимся через музыку   П. И. Чайковского  «Детский  альбом».

Архивариус: П. И. Чайковский «Детский альбом» сочинил для своего племянника Володи Давыдова и для всех детей. Сам композитор писал: «Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями».

Учитель: Какие пьесы из «Детского альбома» вы знаете?

Дети: «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла».

Учитель: Оказывается, что самая первая пьеса в «Детском альбоме» - это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского. Что же может испытывать во время молитвы? Мы сейчас это состояние попробуем ощутить на себе, слушая музыку. Обратите внимание на движение мелодии.

( Слушание «Утренняя молитва»  П. И. Чайковского)

Архивариус читает  при прослушивании  

Молись дитя, мужай с годами

И пусть на склоне долгих лет

Такими ж светлыми очами

Тебе глядеть на белый свет.

Учитель: Какая музыка по характеру, темпу? Что вы чувствуете при слушании этой музыке? Какие образы представились перед вами?

Дети: Светлая, спокойная, потому что ребенок молится.

Учитель: Да он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя. Мелодия молитвы заимствована из церковного обихода, и в наши дни   композиторы пишут   свои  произведения – молитвы (Исполняется «Молитва» Б. Окуджавы) Давайте и мы приобщимся к этой музыке.

Исполнение песни « Молитва» Б. Окуджава

Учитель: При звучании этой песни мы понимаем, Что каждый человек молится не просто так,  он обращается Господу, к иконе. А что такое икона?

Архивариус: Слово «икона» по-гречески – образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду – в храме, в доме, в дороге. Самые древние иконы, которые дошли до наших дней бережно передавались из поколение в поколение. Одна из таких икон знаменитая «Троица» Андрея Рублева (слайд), который написал эту икону в память о Сергии Радонежском, благословившем князя Дмитрия на Куликовскую битву и предсказавшем ему победу над врагом. Отец Сергий  совершил подвиг духовный, а князь Дмитрий Донской – подвиг ратный во спасение Отечества от татаро-монгольского ига. (Рассказ о иконе проходит под музыку «Всеношное бдение» С. Рахманинова)

Учитель: Можно ли увидеть  эту музыку в иконе? Что объединяет музыку и икону?  Какие музыкальные средства помогаю этому? Какие образы увидели в музыке? Какие виды духовной музыки вы знаете?Дети: свои ассоциации о музыке и об иконе.

Архивариус: Три ангела сидят у стола, на нем жертвенная чаша, они включены в круг - символ вечности. Линии самих фигур плавны и певуче округлы. Ритмичные повторы закругленных крыльев, чередующихся с контурами нимбов, еще более подчеркивают слитность, единение изображенных фигур. Ангелы, мирно беседуя, смотрят друг на друга. Неразделимая Божественная троица – Бог-отец, Бог-сын, Бог-Святой Дух.

Учитель: Какие вопросы у вас возникли по этой иконе?

Дети: Почему  их лица  печальны?

Архивариус: Мысли о святой троице сочетаются с печалью о толпящихся внизу людях и любви к сыну,  посылаемого к людям в жертву.

Дети: Во имя чего приносится жертва?

Архивариус: Бог-отец послал на землю сына, чтобы он страданиями своими искупил грехи человеческие.  Как определить жертву?

Учитель: Эти произведения вызывают благодатные чувства, воспитывая в человеке лучшие качества, любовь к окружающему миру, любовь к Отечеству, благочестие, терпимость, доброту и милосердие. Сколько поколений воспитала, укрепляла и напутствовала в жизнь такая музыка! (Звучат Колокола)

Храм- молитва в камне.

Икона- молитва в красках

Колокол- молитва в звуках

На какой большой праздник пригласили нас колокола? Пасхи.

Учитель: У каждого  большого праздника есть свои приметы. Какие приметы у Пасхи?

Дети: Куличи, творожные пасхи и крашеные яйца.

Учитель: Символ Пасхи являлось красное яичко. Почему пасхальное яйцо красят в красный цвет?

Дети: Напоминает  кровь Христа.

Архивариус: Еще задолго до появления Христа, древние народы считали яйцо прообразом Вселенной – из него родился мир. У христиан яйцо связано с плодородием земли. С весенним возрождением природы.

Учитель: Пасхальные яйца выполняли из дерева, кованного метала, стекла, украшали бисером. Один из первых попытался соединить пасхальное яйцо с ювелирными украшениями, был русский ювелир Карл Фаберже.(слайд) В настоящее время многие его пасхальные яйца хранятся в музеях как в России, так и за рубежом. Есть даже памятники пасхальным яйцам.

Архивариус: С незапамятных времен яйца не только красили. Но и рисовали на них магические знаки, тем самым, устанавливая связь с силами природы. Их называли «писанки», «крашенки» и т.д.. Узоры «писанок» наделяли глубоким смыслом, были символичны. Эту символику разделяли на несколько групп.

Солнечные

символы

Растительные символы

Животные

 символы

Геометрические символы

Свет, тепло, разгоняет темные силы, дает жизнь на земле.

Подсолнух, дубовый листок, яблоки. Сосновые ветки символизируют здоровье, силу, красоту.

Волк, сокол, пчела, но изображали только крылышко, брюшко усики.

Треугольник, ромб символизирует счастье в жизни.

Цвет: Белый - чистота, голубой – духовное начало, красный – радость жизни, бордовый, коричневый – принадлежит земле, синий – связь неба с ночью, черный – неизвестность, бесконечность. А теперь за работу. Возьмите свои заготовки и создайте свои писанки или крашенки.

Учитель: Создайте свои яйца в таком цвете,  насколько понравился вам урок

Будь добр и милосерден 
Будь честен перед собой,
И ты никогда не обманешь другого.
Люби... Мир тебе.

Домашнее задание: Сами себе придумайте такое  домашнее задание, которое было бы связано с нашей темой урока.