Иновационные методы работы над ансамблем

Загоруйко Людмила Андреевна

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инновационные методы работы над ансамблем на уроках                                               фортепиано. Кабалевский говорил, что "интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней – обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнять свою воспитательную и познавательную роль". "Зажечь, "заразить" ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируются музыкальное мышление и умение работать, – писала А.Артоболевская, – Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков. Ребенка надо сразу "окунать" в музыку, давая ему возможность с первых же встреч активно действовать, создавая музыкальный образ. Каждое, даже самое маленькое произведение, должно запечатлечься в сознании ученика как целостный образ, который может заинтересовать и пробудить фантазию ребенка. А каждый образ диктует определенные исполнительские приемы. Более того, от яркости возникшего образа у ребенка подчас как бы сама собой рождается способность передать его необходимыми для этого движениями рук". Основная цель преподавателя – пробудить в ребенке интерес к музыке, соединить его жизнь и его игры с музыкой. Если ребенок понял музыкальный образ, у него возникает необходимость передать этот образ собственными силами. Более быстрому раскрытию индивидуальных способностей детей способствует совместная игра – игра в ансамбле. Она является частью музыкального воспитания. Ансамблевая игра развивает чувство ритма, слуховое внимание, но более ценным является то, что именно коллективные переживания воспитывают личную ответственность в общей работе и способствуют созданию уверенности в себе во время выступлений. Игра в ансамбле с педагогом – обязательная часть обучения. Обучение ансамблевой игре активизирует музыкальное развитие, расширяет восприятие музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств исполнительной выразительности. При изучении ансамбля ребенок вслушивается в звучание гармонии и ритма, элементов полифонии в партии педагога. При недостаточной эмоциональной отзывчивости на музыку рекомендуется на начальных занятиях использовать песенную литературу, которая пробуждает интерес ребёнка к музыке. До исполнения произведения необходимо познакомить ученика со словесным текстом, характером музыки и ее образным содержанием. Например, сборник ансамблей для маленьких пианистов Т. Шиндиковой «Мы играем и поем». Основу его составили детские песенки, которые можно ещё и петь. Педагог обращает внимание ученика на выразительное исполнение песенных мелодий. Ему необходимо научить ребенка в инструментальном звучании мелодии услышать её вокальные свойства – линию развития, яркие интонации, мелодическое дыхание. Мелодическая линия должна передаваться не разрозненными звуками, а в виде оформленных музыкальных мотивов – фраз, в которых имеются свои яркие интонации. Роль текста на первом этапе обучения очень важна. С его помощью определяется естественность дыхания, ясность фразировки, выразительность мелодии. Исполнение песни со словами и игра этой же песни на фортепиано с педагогом - понятная для ребёнка форма приобщения к музыке. Развитию и стимулированию важнейшего качества – умению хорошо слушать музыку и активно участвовать в её исполнении – служит игра в ансамбле. Эти качества совершенствуются, так как необходимо слушать партнера, согласовывать звучность и преемственность обеих партий. Ансамбли обогащают музыкальные представления ученика яркими ладо - гармоническими звучаниями, образной характеристичностью разных жанровых зарисовок Дети любят ансамбль по разным причинам. Ансамбль - это прекрасная отдушина, которая даёт на уроках фортепиано много разнообразия и удовольствия. Совместное исполнение музыкальных произведений развивает многие полезные качества. Например, ответственность друг за друга - если один ученик не выучил свою партию, то пострадает и другой. Ансамблевый репертуар интересный, яркий, есть из чего выбрать и по стилю, и по форме, и по жанру. Ансамблевое исполнение добавляет уверенности в своих силах, так как в четыре руки можно извлечь намного больше звуков. Игра в ансамбле помогает преодолевать волнение на сцене, потому что сбой в игре не может произойти одновременно у двоих, один будет продолжать играть, а потом и второй подхватит. Ансамблевое исполнение развивает специальные навыки ансамблевой игры. Если два ученика играют вместе одно и то же произведение, то это всё равно одно произведение, а не два. Во время игры многое должно совпадать, поэтому необходимо почаще играть вместе. 1. В ансамблевой игре должно быть временное совпадение, то есть атака звука должна производиться чётко одновременно, а не по очереди. Фортепиано - инструмент ударный, в случае несовпадения это портит впечатление от игры. 2. При игре в ансамбле динамика должна быть одинаковой. Если один ученик играет громко, то другой должен делать то же самое, и наоборот. 3.В ансамблевой игре необходимо точное совпадение штрихов. Если одна и та же тема проходит по очереди то у одного ученика, то у другого, то степень исполнения штрихов должна быть одинаковой. Например, штрих стаккато. Один ученик играет немного остро, а второй - более протяжно. Как результат - несовпадение штрихов приводит к неграмотному исполнению ансамбля. 4. Все текстовые метро - ритмические изменения - замедления, ускорения, возвращения к первоначальному темпу, ферматы, цезуры - в ансамблевой игре должны быть выучены и совпадать, как будто играет один человек. 5. Рассмотрим ансамбль для одного рояля. Получается, что первая партия ведёт мелодию, а вторая - аккомпанемент. Первую партию играть, конечно же, интереснее, но роль второй партии не менее важна. Вторая партия отвечает за единство темпа, за метро - ритм, за педализацию, поэтому ученик должен хорошо знать первую партию. Необходимо научить ребёнка снимать педаль вместе с окончанием музыкальных фраз. Роль второй партии в фортепианном ансамбле - очень важная и ответственная. 6. Характер исполняемого произведения должен быть понят учениками одинаково, а их эмоции - должны совпадать. 7. Всё перечисленное можно сделать только при одном условии - ученики должны научиться договариваться, общаться вежливо, учитывать взаимные интересы. Игра в ансамбле стимулирует умение слушать музыку, заставляет активнее участвовать в исполнении. Это происходит благодаря тому, что необходимо слушать партнёра, согласовывать звучание обеих партий. Совместная игра приводит к преодолению застоя в работе учеников, потому что они получают эстетическое и моральное удовлетворение, они будут стремиться к технической уверенности. Еще очень важный момент. „Вхождение” в музыку и возможности выражения себя в ней для малыша особенно эффективно в коллективе. Дети как бы включены в общую игру, в которой они способны освоить гораздо больше и глубже, нежели на индивидуальном занятии. И чем разнообразнее собравшиеся у инструмента дети - и по характеру, и по возрасту, и по склонностям, и по уровню музыкального развития - тем больше возможностей „взаимообмена” . Дети тогда учатся не только у педагога, но и друг у друга. И не только музыке, но и основам человеческого общения, взаимодействия в коллективе. Не следует забывать и то, что со стороны ребенок лучше и легче улавливает, видит, понимает. А желание не отстать, опередить товарища открывает зачастую дополнительные, скрытые для педагога резервы. У ребенка отсутствует социальное чувство, которое следует развивать как можно раньше на примерах товарищества, чтобы легко совершалось приспособление ребенка ко всем требованиям, которые позднее ставит жизнь уже взрослому человеку. В этом смысле чрезвычайно важна доброжелательная атмосфера класса. Педагогу ее следует культивировать и беречь. Надо учить детей радоваться успехам товарищей, и всякое недоброжелательство на почве зависти должно рассматриваться как серьезный проступок. Список источников: А. Артоболевская «Личность ученика и обучение».