"Создание здоровьесберегающего пространства в процессе певческой деятельности учащихся".
Обобщение опыта по теме: "Создание здоровьесберегающего пространства в процессе певческой деятельности учащихся".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Создание здоровьесберегающего пространства в процессе певческой деятельности учащихся | 17.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Создание здоровьесберегающего пространства в процессе певческой деятельности учащихся
В последние годы наблюдается тенденция к ухудшению здоровья детей. В связи с этим, остро стоит необходимость создания в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Одним из основных и доступных видов музыкальной деятельности, является пение. Именно пение позволяет привлечь детей к активной музыкальной деятельности, способствует нравственно – эстетическому развитию личности, а так же дает специальные знания и умения в этой области искусства. Наряду с развивающими и образовательными задачами, обучение пению, успешно решает и ещё одну немаловажную задачу – оздоровительную.
Приступая к певческой деятельности, необходимо познакомить учащихся с правилами певческой установки, которые способствуют формированию правильной осанки. Правильная осанка благотворно влияет на развитие и укрепление нервной и мышечной системы голосового аппарата, увеличивает диапазон дыхательного процесса, улучшается кровообращение, позволяет идеально располагать внутренние органы относительно друг друга.
В процессе обучения пению необходимо уделять также большое внимание формированию навыков правильного дыхания, что является фундаментом певческого процесса. Систематические занятия тренируют диафрагму и мышцы, ответственные за движение ребер при дыхании, оптимизируют процесс вентиляции легких. Правильное пение требует быстрого вдоха и медленного, постепенного выдоха. При этом увеличивается концентрация углекислого газа в крови, что способствует активизации иммунной системы. Дети становится более устойчивыми к сезонным простудным заболеваниям, реже страдают от патологий горла, поскольку благодаря улучшению кровообращения укрепляются стенки сосудов, голосовые связки и лимфоузлы. В результате работы над певческим дыханием учащиеся овладевают навыками регулировки вдоха и выдоха, правильной работы диафрагмы, у них увеличивается активный объем легких, укрепляется сердечная мышца.
Обучение правильному певческому дыханию одна из сложных задач музыкального воспитания, поэтому целесообразно включать в занятия дыхательно-игровую гимнастику. В своей работе я использую следующие упражнения:
- «Ромашка и одуванчик». Глубокий вдох через нос, будто нюхая ромашку, стараясь втянуть в себя весь её аромат, затем дуем на одуванчик – максимально выдыхая ртом.
- «Бегемотик». Положив руки на область диафрагмы, плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд. Выдох производится через рот плавно и полно. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается.
- «Водолаз». Предложить учащимся представить, что они находятся в море и опускаются под воду. Нужно сделать глубокий вдох и постараться как можно дольше задержать дыхание.
Занятия дыхательной гимнастикой помогают научить детей дышать правильно во время пения, а также благотворно влияют на учащихся, присутствие игрового момента, помогает снять усталость и напряжение. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает качественное функционирование сердечнососудистой системы.
В медицинской практике пение рассматривается и как средство лечения заикания и любых других видов речевой патологии. Специалистами доказано, что легкую степень заикания можно устранить полностью, поэтому роль певческой деятельности при совершенствовании речевых функций очень велико. Основной же трудностью для тех, кто заикается, является произношение в слове первого звука. При пении формируется плавность, слова, перетекая друг в друга, сливаются с музыкой. Слушая, как поют другие, ребенок с речевыми трудностями старается попасть в такт, при этом ненужные акценты в речи сглаживаются. Посредством пения упражняется артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению. Поэтому в своей работе я большое значение уделяю скороговоркам. Таким как: «Карл у Клары», «Ехал Грека через реку», «Покупки», «Выдра в тундре», «В шалаше», «Кащей» и т.д.
Движение артикуляционного аппарата активизирует работу нижней челюсти, губ, щёк и языка. Качественное исполнение песен стимулирует речевую активность, тренирует дикцию, улучшая произношение и практику разговорной речи, вследствие чего речь учащихся становится четкой, последовательной, без дефектов.
Опыт работы с детскими вокальными коллективами позволяет утверждать, что, несомненно, певческую деятельность следует рассматривать как средство укрепления организма учащихся. По собственным наблюдениям, учащиеся, занимающиеся певческой деятельностью, реже обращаются к врачу и меньше болеют, что помогает им являться участниками и призерами фестивалей и конкурсов институционального, муниципального, регионального и международного уровней.
Коллективное пение - это музыкальная терапия, при которой создаются условия для снятия психологического и эмоционального напряжения, улучшается настроение, повышается жизненный тонус, усиливается способность к концентрации внимания, увеличивается физическая и интеллектуальная активность, происходит адаптация личности к жизненным ситуациям. Только здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, систематический тренаж могут служить основой, на которой выстраиваются высокие творческие достижения.