Развитие музыкальных способностей детей в дополнительном образовании как средство воспитания здорового образа жизни

   В последние десятилетия в России наметилась тенденция к ухудшению здоровья населения, в том числе детского. Особую тревогу вызывает состояние здоровья учащихся общеобразовательных школ. Педагогический процесс в полной мере не обеспечивает реализацию требований государства к сохранению и укреплению здоровья обучающихся, что подтверждается отрицательной динамикой физического и психологического состояния школьников. За время обучения в школе количество здоровых детей уменьшается.

   Сегодня в педагогической теории и практике разработаны формы и методы, направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников. Эти средства в большинстве случаев носят профилактический характер и реализуются в двух основных направлениях: информационное просвещение детей (валеологические знания; беседы о вредных и здоровых привычках; мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни), профилактика аддиктивного поведения детей; укрепление физического здоровья через приобщение учащихся к различным видам спорта, физическим упражнениям. При этом школьники чаще всего не осознают ценности и связи физического и эмоционального здоровья, что на самом деле является важным. 

   Музыкальные занятия, в основе которых лежит музыка как один из эмоциональных видов искусства, обладают уникальными возможностями. Потенциал музыки заключается в воздействии на эмоциональную сферу ребенка, которая в свою очередь тесно связана с воспитательной и играет главную роль в здоровом образе жизни.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Автор работы:

Стригалева Елена Анатольевна

 РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

"Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

Сделайте его крепким и здоровым "

Ж.-Ж. Руссо

     Одной из актуальных задач на современном этапе является забота о здоровье подрастающего поколения. Высшей ценностью современного общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствовании его личных качеств и здоровья входят в круг важнейших проблем современного общества.

Процесс индивидуального самоопределения и развития личности неразрывно связан с физическим и социальным здоровьем человека. Чрезвычайно значимым периодом для формирования личности является детский возраст. Состояние здоровья детей и подростков – один из основных показателей благополучия государства.

   Сегодня в педагогической теории и практике разработаны формы и методы, направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников. За последние годы педагогическая наука накопила достаточный опыт в области моделирования здорового образа жизни (Н.М.Амосов, В.И.Жолдак), сохранения и укрепления здоровья (И.А.Аршавский, Н.А., Агаджанян, И.И.Брехман и др.). Раскрыты психолого-педагогические и организационно-педагогические условия, способствующие формированию и развитию здоровья (А.Г.Бусыгин, Г.К. Зайцев, Э.М.Козин и др.).

    Музыкальные занятия, в основе которых лежит музыка как один из эмоциональных видов искусства, обладают уникальными возможностями. В ряде педагогических исследований обосновывается влияние музыки на переосмысление жизненных ценностей человека, на духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое воспитание.

  Музыкальные занятия в дополнительном образовании становятся средством воспитания здорового образа жизни учащихся, если:

 - осуществляются последовательные действия педагогов при организации музыкально-творческой деятельности учащихся, включающие подготовку детей к пониманию музыкального языка как средства коммуникации; музыкальное воздействие на ребенка через эмоциональную сферу; рефлексивное осмысление этого воздействия; построение оптимистической стратегии будущего (определение задач и действий по сохранению и укреплению своего здоровья);

- обеспечивается гуманизация музыкального воздействия на личность учащихся; создается благоприятный психологический климат на занятиях; используется эстетический потенциал социального окружения при организации музыкальных занятий; осуществляется субъект-субъектное взаимодействие детей, родителей и педагогов в музыкальном творчестве; достигается координация и согласованность действий педагогов по воспитанию здорового образа жизни; используются методики организации занятий, упражнения, включающие элементы, усиливающие эмоциональное воздействие музыки и оказывающие влияние на здоровый образ жизни ребенка.

Здоровым считается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни.  Критерием эффективности жизнедеятельности ребенка является не поведение, а реальное увеличение количества здоровья, приобретенного в процессе развития.

По Л.Г.Татарниковой - обучение должно быть не фактором ассимиляции требующихся по разным "предметам" знаний или соответствующих умений, навыков, обычно пассивного (реактивного) усвоения, а активным процессом творческой переработки приобретаемых знаний, не только совершенствующих развивающегося ребенка в соматическом выражении, но и обогащающих его интеллектуальный, внутренний духовный мир в целом[29].

Педагогика здоровья предполагает реализацию основных принципов кодекса «Здоровье: «Не мир, а ребенок»; «Индивидуальное право»; «Особенность, а не отличие»; «На минимуме информации — максимум коммуникации».

  Система воспитания здорового образа жизни включает следующие аспекты:

- цель образовательного процесса, включающая самореализацию учащимся своих способностей в условиях здорового образа жизни;

- содержание обучения должно быть скорректировано с учетом приоритета ценности здоровья для человека и общества в целом;  

- образовательный процесс, который не будет иметь негативного влияния на здоровье детей, а также учитывать  факторы и условия формирования здорового образа жизни.

     Влияние образовательного учреждения и семьи, двух важнейших социальных институтов, будет эффективнее, если они будут  взаимодействовать.

  Воспитательный потенциал музыкальных занятий определяется широким спектром воздействия на эмоциональную и нравственную сферы личности ребенка, на развитие оптимистического проектирования своего будущего и мотивов бережного отношения к себе и к миру.

     В детском возрасте особую значимость наряду с другими социальными институтами, такими как семья, школа, имеет дополнительное образование. К преимуществам дополнительного образования можно отнести следующие важные моменты:

  1. Высокий уровень мотивации детей к занятиям.
  2. Учащиеся осуществляют свободный выбор деятельности по интересам.
  3. Индивидуальный подход в обучении.
  4. Объем количества учебных часов сравнительно незначителен, небольшая учебная нагрузка.
  5. Отход от классно-урочной системы позволяет использовать различные инновационные формы занятий, обеспечивающие максимальный комфорт учащихся.

      Еще одна важная особенность дополнительного образования, которую необходимо отметить как фактор укрепления здоровья, это организация свободного времени детей и подростков и наполнение его содержательным досугом. Деятельность и занятость ребенка, особенно подросткового возраста, помогает исключить такие угрозы, как наркотизация подростков, криминализация и саморазрушение, нарушение адаптации в семье, учебном заведении, обществе.        

   Незаменимое воздействие на формирование универсально-личностных качеств и ценностно-смысловых установок ребенка оказывает музыкальное воспитание, в процессе которого совершенствуется мышление, внимание, аналитические способности, развивается фантазия и творческое восприятие окружающего мира.

     Музыкальные занятия в дополнительном образовании успешно решают задачу воспитания здорового образа жизни учащихся. Воздействуя на эмоциональную сферу, музыка становится проводником позитивных эмоций, впечатлений.

Без сохранения здоровья, эмоционального благополучия ребенка нет развития его индивидуальности, творческого потенциала. Воспитывать культуру здорового образа жизни является главной задачей семьи и общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бахтин Ю. К., Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Формирование культуры здоровья - ответственная задача учреждений народного образования // Молодой ученый. - 2012. №4. — С. 445-447. — URL https://moluch.ru/archive/39/4635/ (дата обращения: 08.06.2019).
  2. Бобик Т.С., Проектирование и реализация здоровьесберегающей среды в начальной школе, магистерская диссертация, Тольятти 2016.
  3. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия //Руководство по психотерапии / под ред. В.Е. Рожнова. - 3-е изд. - Тверь, 1985.
  4. Жукова И. Влияние музыки на здоровье детей.  https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-na-ped-sovet-vlijanie-muzyki-na-zdorove-detei.html.
  5. Котлярова, И.О., Сериков, С.Г. Укрепление здоровья детей в системе дополнительного образования. – Вестник ЮУрГУ. №13. Серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 12, 2011. – с.103-111.
  6. Петрова, Н. Ф. Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе современной школы // МНКО. 2013. №6 (43). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-vobrazovatelnom-protsesse-sovremennoy-shkoly (дата обращения: 20.05.2016).
  7. Сухомлинский, В.А. Педагогика / В. А. Сухомлинский. - М., 1979. - 558 с
  8. Татарникова Л.Г. Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии. Научно-методическое пособие к полипредметной программе «Педагогическая валеология» - креативная система оздоровления информационной образовательной среды». Санкт-Петербург, 2009.
  9. Хохоль А.Н., «Музыка как средство формирования здорового обраа жизни у детей дошкольного возраста»,  infourok.ru.