Развитие образного мышления на уроках слушания музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 348.03 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint2.pptx | 1.84 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие образного мышления
на уроках слушания музыки.
Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, побуждая его к сопереживанию, способствует гармоничному формированию его личности. Психологи подтверждают, что эмоции как физиологическое явление поддаются развитию. Умению слушать и слышать музыку необходимо учить, и в центре внимания должен быть художественный образ произведения и постижение его через эмоциональное сопереживание. Известный физиолог И. Павлов доказал, что если подаваемая информация не подкреплена эмоциями, то в коре головного мозга формируются центры ее нейтрализации. В связи с этим воспитание эмоционально-образного мышления у детей в процессе слушания и восприятия музыки является актуальной проблемой современной музыкальной педагогики.
Образное мышление - один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением.
Образное мышление носит как непроизвольный, так и произвольный характер. Приемом непроизвольного являются: сновидения, грезы. Произвольные широко представлены в творческой деятельности человека.
С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления - установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.
В музыкально - педагогической практике известно, что процесс развития музыкально-образного мышления многогранен. Поэтому для его осуществления необходимо на уровне учителя музыки иметь целостную систему приемов и методов по развитию музыкально-образного мышления учащихся.
Какие же существуют приемы для развития образного мышления?
Я применяю следующие приемы:
- Визуализация
- Система вопросов и заданий
- Перевод музыки на язык другого вида искусства
- Эмоциональный отклик
- Узнай по описанию
Предлагаю остановиться на каждом более подробно.
Период школьного возраста является сензитивным для развития музыкального мышления. В это время школьники стремятся удовлетворить свою повышенную потребность в творчестве. Именно эти особенности школьников помогают вовлечь их в творческую деятельность.
Учащиеся школьного возраста еще не всегда способны воспринимать музыку адекватно и откликаться на выразительность отдельных музыкальных элементов.
Поэтому, на начальном этапе развития мышления я использую
Прием визуализации. Визуализировать - значит вывести наружу, сделать видимым. Действие осуществляется как перенос внутреннего ощущения в зрительный образ. Перед применением этого приема предлагаю ребятам проблемную ситуацию. Например, при знакомстве с новым произведением предлогаю ученикам помечтать, представить себе образ или ситуацию, и прошу поделиться впечатлением, своими мыслями.
Например, при знакомстве с балетом "Золушка" С.С.Прокофьева -Вы оказались в сказке. Находитесь на балу, где танцуют Принц и Золушка (звучит "Вальс"). Что вы ощутили, какие чувства вызвала музыка? - Счастье, праздник, радость, сияние, любовь и т.д. - И в одно мгновение сказка исчезла. А вам так хочется остаться с теми прекрасными моментами из сказки и чтобы внутренне ощущение радости не покидало вас. Что вы будете делать, чтобы эти воспоминания остались с вами? Учащиеся начинают рассуждать, искать ответы. В итоге приходят к выводу, что музыку можно выразить в движении, линиях, цвете и т.д |
Предлагаю отразить внутренне ощущение различными зрительными моделями:
- спонтанное рисование;
- цветовое и графическое изображение;
- пластическое движение (руки, тело).
Данный прием позволяет визуализировать, перевести в зрительную модальность не только средства музыкальной выразительности, которые имеют графические обозначения, но и эмоциональное состояние, впечатления.
Для учащихся постарше использую приём со схемно-знаковыми моделями информации. Более подробно расскажу о кроссенсе.
«Кроссенс» -это загадка, головоломка, ассоциативная цепочка в виде изображений.
Классический кроссенс представляет собой 9 квадратов, в которые помещены изображения, каждое из которых связанно с предыдущим и последующим по смыслу.
Читаются изображения, как правило, слева направо и сверху вниз. В центральном квадрате должно быть изображение, связанное со всеми остальными.
Задача ученика объяснить кроссенс, составить рассказ по изображениям.
|
Варианты могут быть различными, использовать можно на разных этапах урока: Определение темы урока, оценка уровня знаний по теме и выявление затруднений, закрепление материала, на этапе рефлексии, составление кроссенса может быть домашним заданием.
Что ещё помогает мне в работе?
Прежде всего система вопросов и заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства. Они представляют собой диалог и рождают у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений.
Важна направленность вопроса: нужно, чтобы он заострял внимание ребенка не на вычленение отдельных средств выразительности (громко, тихо, медленно, быстро), а обращал бы его, к его осознаваемым и неосознаваемым чувствам, мыслям, реакциям, впечатлениям, рождающимся в его душе под воздействием музыки.
Слайд 5. Возможны такие вопросы:
Помните ли вы свои впечатления, полученные от этой музыки на прошлом уроке?
Что важнее в песне музыка или слова?
А в человеке, что важнее ум или сердце?
Как ты себя чувствовал, когда звучала эта музыка?
Где бы она могла звучать в жизни, с кем бы ты хотел ее слушать?
Что переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел передать?
Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?
Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?
Важно не только задавать детям вопросы, но и услышать ответы, часто оригинальные, нестереотипные, а это очень важно и ценно.
Часто ребята дают противоречивые, недосказанные ответы, но зато в них уже сквозит индивидуальность, личностная окрашенность - это я и пытаюсь услышать.
На уроках обобщения применяю прием "Узнай по описанию", так как он предполагает накопление музыкального багажа. Предлагаю детям выбрать карточку с названием музыкального произведения, которое ему хорошо знакомо. Далее предлагаю описать словами это произведение, чтобы другие дети могли его узнать в ряду прочих. Это развивает внимание и учит анализировать, расширяет речевые возможности ребенка.
Развитие образного мышления необходимо: невозможно понимать музыку, изучать шедевры мировой музыкальной классики, не погружаясь в неё полностью. И учить этому надо с самых первых занятий. "Если в раннем детстве", - писал В.А. Сухомлинский - "донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возможны такие вопросы: Помните ли вы свои впечатления, полученные от этой музыки на прошлом уроке? Что важнее в песне музыка или слова? А в человеке, что важнее ум или сердце? Как ты себя чувствовал, когда звучала эта музыка? Где бы она могла звучать в жизни, с кем бы ты хотел ее слушать? Что переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел передать? Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда? Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?