«РАЗВИТИЕ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У УЧАЩИХСЯ ДМШ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО»
Формирование музыкального слуха начинается с первых уроков на инструменте.
Развитие мелодического слуха — это, в первую очередь, чистота интонирования.
Одним из важнейших видов работы над развитием гармонического слуха является пение в хоре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sluha.odt | 24.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У УЧАЩИХСЯ ДМШ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО»
Введение.
Природа звука.
Мир звуков, которые способен услышать и осознать человек, это мир природы. Шум дождя, пение птиц, стрекотание кузнечика- все это окружает нас с раннего детства. Первая погремушка в руках ребенка дает ему ощущение ритма, первая свистулька, подражая пению птички, дает понятие звукового регистра.
Все музыкальные инструменты произошли, так или иначе, благодаря желанию подражать звукам природы, чтобы быть частью этого мира. Естественно, что со временем они претерпели преобразования, стали более совершенными, обогатили свое звучание. Различные тембры, регистры инструментов позволили обогатить звуковое представление человека и создавать музыкальные творения, способные по своему эмоциональному накалу поднять человека над его обыденностью, подумать о вечном.
Формирование музыкального слуха начинается с первых уроков на инструменте. Музыкальный слух направлен на восприятие различных сторон музыки. Именно занятия музыкой помогают сформировать различные виды музыкального слуха( мелодический, гармонический, полифонический, тембродинамический). Очень важный вид — это внутренне слуховые представления, т.к. они не только слуховые, но двигательные, которые воспитывают руку исполнителя, подчиняя свои движения, и рука становится «слышащей».
Мелодический слух.
Очень часто на уроках специальности, педагог просит ученика « услышать» или « послушать» свою игру, ее исполнение. Но, дело в том что, скорее всего ребенок не понимает о чем идет речь. Ведь он прекрасно слышит, с точки зрения нормального человека. Специфика обучения в том и состоит, что нужно научить ученика разным граням слышания инструмента.
Развитие мелодического слуха — это, в первую очередь, чистота интонирования. В донотный период пение песенок и попевок позволяет не только раскрепостить ребенка, но и развить у него навык воспроизведения голосом услышанной мелодии. Изучение нотной грамоты позволяет встать на новую ступень слышания. Позволяет конкретизировать высоту звука зрительно, пропевать несложные пьески нотами и видеть движение руки, что позволяет ощущать звук тактильно. Очень полезно петь, сопровождая движение мелодии рукой в воздухе. Благодаря физическому ощущению ребенок воспринимает звук всем своим телом, что заставляет сопереживать, осознанно направляя движение мелодии в музыке.
Работа над музыкальной интонацией — это сложная исполнительская задача. Она требует от ребенка понимания движения мелодии, ее выразительностью. Членение музыкального предложения на мотивы, фразы — должно быть понятным . Работа над восприятием и воспроизведением мелодического целого— воспитывает «горизонтальный слух». Слышать далеко вперед, соединять начало и завершение целого требует большой сосредоточенности. «Петь» на инструменте — это самое большое мастерство музыканта
Методы
( основные из них, которые я использую в работе со своими учениками):
- Воспроизведение голосом в начальный период обучения отдельных звуков, сыгранных педагогом. Интонирование голосом небольших гаммаобразных последовательностей. Пропевание коротких мелодических отрывков (из репертуара у учащегося). Транспонирование их в пределах доступного учащемуся.
- Произвольное дублирование голосом (пение вслух). Очень полезно, чтобы ребёнок сольфеджировал мелодию пьесы, во время игры. Петь тему, одновременно играя её, очень полезный метод развития слуха.
- Пропевание одного из голосов 2-х, 3-х или 4-х голосной фактуры, с одновременным исполнением остальных, на фортепиано.
- Чередование в ходе разучивания фортепианного произведения мелодических фраз, исполняемых вокально, с фразами, исполняемыми на инструменте. Метод, который рекомендовал в своё время Г.Г.Нейгауз «Два-три такта играйте, потом пойте, опять играйте, опять пойте».
- Пропевание целиком от начала до конца основных тем, мотивов произведения.
Гармонический слух.
В широком смысле гармонический слух –это способность наслаждаться многоголосной фактурой. Поскольку в музыке присутствует два вида многоголосия- полифонический и гомофонно –гармонический, то и способность слышать их различается.
С первых нот аккомпанемента в левой руке ребенок погружается в мир красок гармонии. От простых созвучий в интервалах к звучанию мажора и минора. От примитивных трезвучий к сложным септаккордам. Расширяя теоретические знания о строении гармонических последовательностей, ребенок приобретает новые слуховые навыки, обогащая свой слух новыми красками гармонической палитры. Появляются новые понятия: аккомпанемент, гармоническое сопровождение, анализ тонального плана с модуляциями и отклонениями. Освоив основные законы гармонического движения в тональности ученик начинает заниматься подбором любимых произведений, что способствует развитию всех видов слуховой деятельности музыканта.
Одним из важнейших видов работы над развитием гармонического слуха является пение в хоре. Если на начальном этапе преследовалась цель развить чистоту интонации, то в данном случае исполнение в хоре 2х и3х голосия способствует слышанию и удержанию партии не зависимо от других голосов. Это требует определенной выучки и опыта, чему способствует обучение в ДМШ.
Методы :
1.Медленное проигрывание произведения, сопровождаемое напряженным вслушиванием во все гармонические модификации, смены гармонических структур;
2.Попутный гармонический анализ, который дает возможность осознания логики модуляций, чередования тональностей, закономерностей гармонического движения, гармонической структуры.
3.Каждая вертикаль, каждая последовательность аккордов —красочные функции. нужна и постоянная педагогическая установка на выявление образного смысла гармоний и гармонического движения.
4.Гармонический язык непрерывно развивается. требуется постоянное обогащения слухового опыта, «собственноручное» ознакомления с новой музыкой, включение в работу теоретических сведений, расширение музыкальных знаний, стимулирование музыкальных интересов.
Тембро-динамический слух.
Воспитание тембро-динамического слуха — самая благодатная и обширная часть обучения музыканта. Именно фортепиано ( или рояль) обладает столь многогранным звучанием тембров. А.Г.Рубинштейн говорил: «Вы думаете, что рояль – это один инструмент, а это сто инструментов». Ф. Бузони подчёркивал, что рояль «великолепный актёр»: ему дано имитировать голос любого музыкального инструмента, подражать любой звучности.
Тембро-динамический слух- это слуховое воображение учащегося. С первой минуты знакомства с инструментом закладываются первые слуховые восприятия. При изучении регистров ребенок четко осознает деление звуков на низкие, средние и высокие. Все пьесы начального периода строго направлены на конкретное раскрытие образа данного произведения (« Медведь в лесу», «Зайчик», « Гном», « Клоуны»), используя тот или иной регистр, и будят воображение ребенка. Прикасаясь к клавишам разной высоты ученик придумывает как отобразить в звучании музыки характер Бегемота или Белочки, что доставляет ему огромную радость сопереживания, позволяет чувствовать себя творцом- композитором. Самое яркое представление о тембрах может дать симфонический оркестр. Самое большое мастерство пианиста – умение передать окраску звучания того или иного инструмента. Отсюда грамотное прикосновение к инструменту, точные штрихи, умение пользоваться педалью .
Как художник на своей палитре набирает все больше оттенков красок, так музыкант, по мере своего взросления, открывает все больше возможностей звучания своего инструмента. Его игра становится многогранной, сложной и ни кто иной как педагог должен помочь ему в этом взрослении.
Тембр и динамика — важнейшие и сильнодействующие средства выразительности.Динамика дает возможность разнообразных сопоставлений звучания. Особенно велико ее эмоциональное воздействие — нагнетание напряженности, драматизма, передача конфликтов или уход от них — вплоть до растворения и покоя. Через сопоставление кульминаций и «обозначение» границ фраз и более крупных разделов она дает возможность организации формы произведения. Начиная с прямолинейного форте и пиано в младших классах, до сложнейшей динамической палитры, очень тонкой, как человеческие переживания и эмоции.
Говоря о тембро- динамических возможностях инструмента фортепиано, нельзя обойти вопрос об умении пользоваться педалью, этой «волшебной палочке», способной обогатить ( или испортить) звучание любого произведения. Умение пользоваться педалью — это умение слушать весь контекст произведения.
Для развития тембро-динамического слуха лучше всего выбирать программные произведения, с четко обозначенным сюжетом, поскольку у детей преобладает образно-ассоциативное мышление. Таким образом, им проще воплотить свой технический потенциал для наиболее полного, красочного раскрытия образа.
Методы:
- Определить, конкретизировать художественные требования к звуку.
- Одним из наиболее эффективных методов является слово педагога. Звуки фортепиано могут быть тёплыми и холодными, мягкими или острыми, светлыми или тёплыми, яркими или матовыми. Всё это надо образно пояснить, дать почувствовать ученику, иначе игра рискует оказаться бедной, бескрасочной.
- Детализированное, скрупулезное выявление тембро-динамических градаций в музыкальном произведении.
- Работа с оттенками, погружаться в гармонию звуков, искать тончайшие нюансы в игре.
- Учащемуся предлагается мысленно «оркестровать» фортепианную фактуру, представить себе специфическое звучание того или иного оркестрового инструмента. Таким путём достигается особая заострённость, конкретность тембро-динамических ощущений ученика.
Полифонический слух.
Сложность развития данного вида слуха заключается в сложном восприятии многоголосия и включает целый ряд способностей предыдущих навыков слышания. Это и мелодический слух (так как полифонический комплекс состоит из мелодий), и гармонический слух (так как мелодии соотносятся в вертикали в гармонические комплексы), и тембро-динамический слух (так как каждый голос характеризуется своим тембром и отличной от другого динамикой), чувство ритма (так как он часто различен в сочетающихся линиях). Сюда входят также такие грани музыкального восприятия, которые являются общими для музыкального слуха и характерны для художественной одаренности вообще: определенные свойства памяти, внимания. Высокоразвитые формы внутреннего слуха ложатся в основу чувства музыкальной формы полифонического произведения. Процесс осмысления полифонической музыки и заключается в том, что в течении ее освоения в сознании создаются не только конкретные образы прослушанных произведений, но и обобщенные представления о полифонических комплексах, о полифонии как специфическом музыкальном складе.
Фортепианная педагогика накопила значительное количество методических приёмов, способствующих развитию полифонического слуха.
Методы (наиболее эффективные):
Проигрывание поочерёдно и в отдельности каждого из голосов полифонического произведения. Осмысление их мелодической самостоятельности.
- Проигрывание отдельных пар голосов (1 и 3, 2 и 3, 1 и 2 и т.д.). Требование при этом прежнее: выявление индивидуальной мелодико-тематической характерности каждого голоса.
- Совместное проигрывание (учитель – ученик) полифонического произведения по голосам, по парам голосов.
- Пропевание вслух или про себя одного из голосов полифонического произведения, одновременно игра остальных на фортепиано.
- Исполнение вокальным ансамблем (педагога и учащегося) голосов полифонического произведения.
- Проигрывание полифонического произведения с концентрацией внимания на каком-либо одном голосе при намеренном затушевании, приглушении остальных голосов (метод рекомендовавшийся А.Б. Гондельвейзером, Г.Г.Нейгаузом и рядом других известных пианистов).
Внутренний слух.
Внутренний слух – понимание музыки как особой способности к представлению и переживанию её вне опоры на внешнее звучание, способности к мысленному представлению музыкальных тонов и их классическому определению Н.А.Римского-Корсакова.
Методы (основные из них):
- Подбор музыки по слуху (практикуемый обычно в начальный период обучения). Подбор как особый вид пианистической деятельности исключительно полезен, поскольку со всей непреложностью требует от ученика ясных и чётких слуховых представлений – здесь всё от слуха.
- Исполнение пьесы в замедленном темпе, с установкой на предслышание (разведку слухом) последующего развёртывания музыки.
- Проигрывание музыкального произведения способом «пунктира» — одну фразу «вслух», другую «про себя», сохраняя в то же время ощущение непрерывности. Слитности движения звукового потока.
- Беззвучная игра на клавиатуре инструмента это обостряет внутренний слух у учащегося.
- Прослушивание в записи произведения при одновременном прочитывании нотного текста.
- Мысленное проигрывание музыкального произведения (исполнение «про себя»). Учиться читать глазами нотный текст.
Заключение.
Формирование музыкального слуха как высокоразвитой профессиональной способности- важная часть развивающего обучения в музыкально-исполнительском классе.
Формированием широкого круга музыкально-исполнительских умений и навыков, повышает общую профессиональную культуру обучающегося музыке. Применяемые при этом методы обучения формируют навыки самостоятельной работы, развивают профессиональное и творческое мышление учащегося. А расширение учебного репертуара за счет произведений современных композиторов не только стимулирует познавательную деятельность и обогащает музыкальный опыт, но и вооружает ученика ценностными критериями, необходимыми для правильной ориентировки в новых и сложных музыкальных явлениях современности.
Список литературы:
1.Алексеев А.А. Методика обучения игре на фортепиано. М., — 1978г.
2..Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. К., 1982г.
3.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.,-1988г.
4.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М.; Л., 1947.
5.Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., — 1984г.