разработка внеурочного мероприятия Гридин Виктор Федорович
Знакомство с творчеством Виктора Гридина популяризация творчества выдающегося земляка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gridin.docx | 120.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработка внеурочного мероприятия
Виктор Федорович Гридин
Гилязетдинова Надежда Владимировна,
учитель музыки
МБОУ» Густомойская СШО» Льговский район
Цели:
- Знакомство с творчеством Виктора Гридина, популяризация творчества выдающегося земляка
- Развитие интереса к его произведениям; умения видеть прекрасное рядом с собой; умения сотрудничать в ходе совместной работы.
- Воспитание любви к родному краю; к своей малой родине, умения гордиться выдающимися людьми края; развитие таких нравственных качеств учащихся, как доброта, любовь к ближнему;
Задачи: познакомить с музыкальными произведениями и биографией В.Гридина:
-способствовать развитию личности ребёнка средствами искусства;
-воспитывать интерес к музыкальному творчеству:
-создать условия для свободного самовыражения детей;
-формировать у уч-ся умения высказывать свои мысли и чувства;
-воспитание исполнительской и слушательской культуры
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД:
воспитание интереса к музыкальному искусству посредством восприятия и исполнения музыкальных произведений, формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы.
2. Регулятивные УУД:
планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.
3. Познавательные УУД:
формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о средствах музыкальной выразительности.
4. Коммуникативные УУД:
участие в ансамблевом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса, владение умениями совместной деятельности.
Оборудование. Мультимедийный проектор
Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о людях искусства – о тех, кто делает нашу жизнь прекрасной.
Я хочу рассказать вам о нашем замечательном земляке, выдающемся исполнителе-баянисте, композиторе, дирижере Викторе Федоровиче Гридине.
Виктор Фёдорович Гридин - советский и российский баянист-виртуоз, композитор, дирижёр, народный артист РСФСР (1987).
Родился 28 ноября 1943 г.в с. Пристенное Пристенского р-на Курской обл.
Семья Виктора Федоровича Гридина была одной из самых бедных на селе. Дети рано остались без родителей, потому за отца с матерью им была старшая сестра Виктора – Анна. Соседи любили семью Гридиных, в том числе и за музыкальности – почти каждый из детей играл на каком-нибудь инструменте.
После школы Виктор уехал к родственникам в Харьков. Там закончил музыкальное училище и отправился покорять Москву. Будущий баянист-виртуоз поступил в музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных.
Сразу же после окончания музыкального училища девятнадцатилетний музыкант был приглашен солистом Эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения под руководством известного советского дирижера Юрия Силантьева.
В 1968-1975 годах Виктор Фёдорович солист дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова. С легендарным ансамблем В. Гридин объехал полмира.
В 1975 году Виктор Федорович возглавил группу музыкантов, которая аккомпанировала известной певице — Людмиле Зыкиной. Годом позже они вместе создали знаменитый Государственный академический русский народный ансамбль «Россия». С 1976 по 1993 годы Гридин был главным дирижером и солистом этого ансамбля, а Людмила Зыкина — художественным руководителем.
С ансамблем «Россия» много гастролировал по городам СССР и заграницей. В 1987 году был с гастролями по гарнизонам ГСВГ. Часто приезжал на гастроли в Курск и родную Пристень.
Виктор Гридин был женат на Людмиле Зыкиной, народной артистке Советского Союза. У него родились двое детей – сын Валерий и дочь Мария. После 15-ти лет совместной жизни и плодотворной работы с Л. Зыкиной, В. Гридин ушёл к Надежде Крыгиной, которая была моложе его на 18 лет. Надежда Крыгина в настоящее время - Народная артистка России (2012), исполнительница народных песен. С ней он провел последние годы своей жизни.
«Заслуженный артист РСФСР» (28 апреля 1980 года) ,народный артист РСФСР(9 января 1987 года)
Гридин является автором многочисленных виртуозных сочинений для баяна, изданных в грамзаписях.
Наиболее известные произведения
- Рассыпуха
- Ехал казак за Дунай
- Утушка луговая
- Озорные наигрыши
- Цыганская рапсодия
- Дунайские волны
- На арене
Слушают произведение В. Гридина «Озорные наигрыши»» и «Утушка луговая» видиозапись.
- Поделитесь своими впечатлениями. Чем тронула вашу душу это музыкальное произведение?
- Какой характер музыки? (Радостный, праздничный, веселый, солнечный и т.д.)
Ученица: В Курске ежегодно проводится открытый конкурс молодых музыкантов им.В.Ф Гридина, обязательное условие которого – исполнение произведений В. Ф. Гридина.
Первый открытый областной конкурс баянистов и аккордеонистов, посвященный памяти народного артиста Виктора Гридина, прошел в 1998 году в Курчатове, спустя год после смерти композитора. С 2003 года конкурс проводится в Курске один раз в два года, чередуясь с фестивалем. Конкурс и фестиваль с самого начала их возникновения проходили при поддержке народной артистки СССР Людмилы Зыкиной и ансамбля «Россия», художественным руководителем которого Виктор Гридин был много лет.
С 2012 года конкурс получил статус всероссийского.
28 февраля 2019года, в Курске состоялось торжественное открытие I Международного конкурса баянистов имени народного артиста РСФСР Виктора Гридина. Он продлится до 4 марта. В этом году конкурс, который проводится уже 20 лет, приобрел международный статус. Он традиционно приурочен ко дню рождения прославленного баяниста-виртуоза. В этом году Виктору Федоровичу исполнилось бы 76 лет.
28 февраля 2013 года у здания Курской государственной филармонии установлен бюст Виктора Гридина
Скончался 4 апреля 1997 года от цирроза печени. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. На могиле В.Ф. Гридина установлен памятник работы народного художника России В.М. Клыкова.
Памятник у здания Курской областной филармонии.
Рефлексия.
Учитель: Что нового мы узнали?
1 этап.
*Удар 'шапочками" перед грудью.
* Удар "шапочками" над головой, руки при этом должны быть либо согнуты, либо полностью выпрямлены у всех детей.
* Удар "шапочками" по ножкам стула, на котором сидит ребенок
* Удар "шапочками" по полу, туловище при этом нагибается вперед. Выполняя это движение, следует добавить, что оно будет смотреться лучше, если лица исполнителей будут не опущены вниз, а наоборот, будут смотреть на зрителей.
* Удар "шапочками" попеременно, то у правого уха, то у левого. Это
движение выглядит более красиво, если за движением рук следует движение туловища, то есть оно не много покачивается, то в одну сторону, то в другую.
* Переменный удар правой ложкой то по "шапочке", то по « корешку" левой ложки. При этом "шапочка'' левой ложки зажимается в ладони. Звучание ложки при таком ударе меняется. А если одновременно с ударом менять положение ладошки левой руки, то будет меняться тон ложек.
* Переменный удар по внешней стороне шапочки" и по внутренней ее стороне, то есть ложка, которая находится в левой руке, меняет свое положение. Этот прием помогает передать динамические оттенки, так как удар по внутренней стороне "шапочки" более тихий. Можно один и то же ритм сыграть вначале громко, затем тихо.
* Ударяя "шапочки" друг о друга, руки медленно поднимаются вверх на первые четыре доли. На другие четыре доли руки плавно опускаются через стороны вниз.
*Приём «Игра парами». Дети поворачиваются лицом друг к другу и играют так : удар перед грудью, удар правой ложкой о правую ложку товарища, опять удар перед грудью, удар левой ложкой о левую ложку товарища.
*Приём «Игра с соседями» - Удар перед грудью, руки разводят в стороны и ударяют «шапочками" о ложки соседей с обеих сторон.
* Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;
* Прием "Ножницы". Руки вытянуты вперед. Затем одна рука опускается вниз, другая поднимается вверх. Затем руки меняют свое положение. В тот момент, когда руки соединяются, "шапочки" скользящим движением ударяются друг о друга. Движение будет смотреться более красиво, если амплитуда рук будет большой.
*Приём «Скольжение»- это скользящие удары ложки об ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки нужно держать в горизонтальном положении.
Приведенные выше приемы игры обязательно надо разнообразить ритмическими рисунками. Основываясь даже на таких простейших приемах, с юными исполнителями можно сделать маленькую концертную программу, главное добиться синхронного исполнения всех участников ансамбля.
2 этап.
Следующий этап более сложный. Две ложки вкладываются в правую руку таким образом, чтобы указательный палец правой руки находился между «корешками". Большой палец прижимает сверху правую ложку, а три нижних пальца поддерживают снизу вторую ложку. Таким образом, ложки как бы зажимаются в тисках, окончания «корешков» плотно удерживаются в ладошке. В начале обучения можно выбрать такие ложки, у которых "корешки" не круглые, а плоские. Такие ложки легче удержать в маленькой ручке. Иногда ложки скрепляют за «корешки», в этом случае ложки просто держат в ладошке, не ставя пальчик между «корешками». Вот ложки в руках у маленького музыканта и теперь добиваемся такого удара, чтобы от ложек получался хлопок. Это будет не сразу, и от педагога потребуется не мало терпения, чтобы научить ребенка выдать такой хлопок.
* Самый простой прием это, когда ложки ударяют о левую ладошку. Можно украсить это движение, постепенно поворачивая кисть левой руки, ударяя то по внутренней стороне, то по внешней стороне кисти.
* Приём «Мячик». На 1,2,3,4, ударяют ложкой по колену, ложки как мячик отскакивают от колена. Затем этот приём усложняют.
* Приём « Плечики» Ударяют ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева.
* Приём « Коленочки» Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.
* Приём «Дуга» На счёт 1-удар по колену. На счёт 2-удар по локтю левой руки.
*Приём « Треугольник» Очень красивое движение, когда ложки по очереди ударяют по ладошке, по плечу левой руки и по колену правой ноги. Таким образом, получается треугольник.
* Можно сделать просто несколько ударов по левой руке и в конце, на четвертую долю ударить ложками о правую коленку. Этот прием обязательно нужно делать с движением головы, т. е. голова ребенка следует за рукой.
* Прием «Радуга». Левая рука плавными движениями очерчивает полукруг над головой; сначала в правую сторону, затем в левую. При этом правая рука следует точно за левой. В этом движении сразу надо определить 4 точки удара, чтобы в коллективном исполнении получилась синхронность.
*Практически такой же прием, только полукруг с движением вниз, одновременно нагибая туловище.
*Прием «Солнышко». Начинается с удара над головой и затем перед собой очерчивается полный круг, сначала вправо, затем влево. Правая рука делает уже 8 ударов, по указанным точкам.
* Прием «Восьмерка». Левая рука на поясе. Правой рукой ударяем о правое колено и затем рука опускается вниз, вдоль ноги, затем очерчивая круг рука медленно поднимается к левому плечу, ударяет ложками о плечо и поднимается вверх также очерчивая плавный круг, затем вновь опускается к колену. Таким образом, получается как бы восьмерка.
* Прием «Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;
* Приём «Усложнённая трещотка». Поочередный удар то по правому, то по левому колену. Можно добавить левую руку, то есть ложки от колена отскакивают вверх и ударяются о ладонь левой руки.
* Приём « Тремоло». Если ложками стучать в быстром темпе, то отлетая от колена ударяясь о ладонь левой руки и возвращаясь опять к колену получается прием «тремоло».
* Приём «Поклон». Еще один, очень красивый прием. Левая рука на поясе, а правая рука делает в начале четыре удара по правой ноге, при этом удары постепенно опускаются и туловище делает как бы поклон, затем четыре удара по левой ноге, поднимаясь выше, с каждым ударом туловище выпрямляется.
* Прием «Маятник» Это удары ложки об ложку, напоминающие движение маятника. Ложки двигаются вправо и влево. Движение рук повторяет и корпус.
* Приём «Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;
* Приём «Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;
* Приём «Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.
Приведенные выше приемы игры обязательно надо разнообразить всевозможным ритмическим кружевом. Тогда в каждом произведении они всегда будут смотреться по-новому.
Темы уроков вокала и методических докладов
— Основные формы обучения в МШ материал для аттестации
— Певческая установка
— Строение органов голосообразования
— Определение типа голоса
— Работа над звукоизвлечением
— Выработка качественной интонации у учащихся
— Пение в высокой позиции
— Строение голосового аппарата
— Звукообразование
— Правильное формирование гласных в сочетании с согласными
— Артикуляционная гимнастика
— Выработка «округлого» звучания
— Развитие диапазона голоса
— Дыхание певческое и речевое
— Развитие певческого дыхания с помощью упражнений
— Развитие музыкального слуха
— Развитие чувства ритма
— Разбор произведения
— Выработка вокально-технических навыков
— Развитие внимания и памяти
— Работа над штрихами
— Работа над кантиленой
— Работа над художественным образом произведения
— Цифровая поэзия. Выработка эмоциональности и артистичности детей
— Межпредметные связи: урок по специальности и музыкально-теоретические предметы
— Формирование исполнительских навыков
— Понятие о резонаторах
— Понятие о вибрато
— Охрана детского голоса
— Снятие мышечных зажимов
— Пение на опоре и атака звука
— Вокальная орфоэпия
— Исполнительский язык музыки
— Самостоятельная работа дома
— Работа над подвижностью и гибкостью голоса
— Работа над динамическими оттенками
— Формирование навыков вокально-сценического мастерства
— Волевые качества вокалиста
— Подготовка к выступлению
— Средства художественной выразительности
— Работа над концертным репертуаром
— Развитие и воспитание голоса детей
— Работа по сглаживанию регистров
— Смысловое единство вокального текста и музыки
— Работа над техникой исполнения
— Активизация учебного процесса
— Инновационные методы обучения
— Методика проведения урока в музыкальной школе (тема для методического доклада)
— Открытый урок в музыкальной школе (тема для методического доклада)
Тему урока вокала из данного списка можно взять за основу, объединить схожие темы в одну единую. А можно взять какую-то свою.
Так что дерзайте! И успехов на поприще преподавания вокала, уважаемые коллеги!
С уважением, Ирина Анищенко