"Педагогический проект по художественно - эстетическому развитию "Мир музыкальных инструментов""
Сообщение из опыта работы. В рамках совместного долгосрочного проекта "Маленькими шагами в юные музыканты" (МДОУ д/с №6 "Земляничка" - МБУ ДО "ДМШ №1") был проведён пед.проект "Мир музыкальных инструментов". Проект был предназначен для детей старшего дошкольного возраста и воспитателей детского сада, учащихся и педагогов детской музыкальной школы и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_muzykalnyh_instrumentov.docx | 28.71 КБ |
prezentatsiya_1.pptx | 732.31 КБ |
prezentatsiya_2.pptx | 2.45 МБ |
prezentatsiya_3.pptx | 1.67 МБ |
igra_orkestr_i_dirizhyor.docx | 15.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Слайд №1. Педагогический проект
по художественно-эстетическому развитию
«Мир музыкальных инструментов»
Я представляю сообщение из опыта работы на тему: « Педагогический проект по художественно – эстетическому развитию « Мир музыкальных инструментов»».
В настоящее время проектная деятельность приобрела довольно широкую популярность и стала частью образовательного процесса.
В Федеральном государственном образовательном стандарте данный вид деятельности определяется как один из наиболее продуктивных способов достижения предметных и личностных результатов учащихся, нацеленный на развитие познавательных интересов, который формирует активность, самостоятельность, инициативу обучающихся.
Проектная деятельность – это самостоятельная или коллективная творческая деятельность, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях. Результаты поиска обобщаются и объединяются в одно целое.
Слайд №2.
Любой проект имеет практически одинаковую структуру. Проект – это «пять П»:
- Проблема (которой посвящён проект);
- Проектирование (планирование) (действий хода проекта) ;
- Поиск информации (для решения поставленной проблемы);
- Продукт; (полученный в результате поиска информации)
- Презентация (это собственно отчет о проделанной работе и полученном результате проекта)
Проект «Мир музыкальных инструментов», который я сегодня представляю, был предназначен для детей старшего дошкольного возраста и воспитателей детского сада № 6 «Земляничка» , учащихся и педагогов детской музыкальной школы и родителей.
Слайд №3.
Актуальность. Художественно-эстетическое развитие по ФГОС дошкольного и школьного образования предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру.
Музыкальный инструмент – это тоже произведение искусства, требующее своего понимания, восприятия и осмысления.
Как произведения искусства, музыкальные инструменты являются инструментом (средством) выражений эмоций и чувств человека.
Музыкальные инструменты восхитительны не только благодаря своей прекрасной роли. В каждом инструменте есть душа. Душа дерева, из которого этот инструмент изготовлен, душа мастера, его создававшего. И когда инструмент попадает в руки музыканта, происходит чудо — рождается музыка.
Слайд №4.
Проблема в том, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста нет целостного представления и смыслового восприятия музыкальных инструментов, как произведений искусства.
Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов.
Слайд №5.
Гипотеза. Если развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира музыкальных инструментов, как произведений искусства, то это будет способствовать художественно – эстетическому развитию детей, а также развитию тембрового слуха, ритмических и творческих способностей.
Слайд №6.
Цель. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира музыкальных инструментов, как произведений искусства и приобщение детей к миру музыки.
Слайд №7.
Задачи.
- Расширять представления о разнообразии и видах музыкальных инструментов, вызвать интерес к истории создания музыкального инструмента.
2. Формировать представление об эстетической и художественной ценности музыкального инструмента.
3. Развивать представление о понятии «оркестр» и «дирижёр».
4. Развивать эмоциональную сферу, тембровый слух, ритмические и творческие способности дошкольников и учащихся.
5. Проявить интерес к концертной деятельности.
6. Заинтересовать детей и родителей к поступлению в музыкальную школу.
7. Осуществить преемственность «детский сад – музыкальная школа».
Слайд №8.
Этапы реализации проекта.
- Организационный этап.
- Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта.
- методической литературы для воспитателей и родителей.
- познавательная и энциклопедическая литература для детей.
- Подбор музыкального материала.
- Изучение интернет - ресурсов.
- Создание предметно – развивающей среды:
- подбор иллюстраций, фотографий, карточек с изображением музыкальных инструментов и музыкантов, играющий соло и в оркестре.
- дидактические игры и пособия.
- Создание и использование презентаций:
- «Музыкальное путешествие».
- «Виды оркестров».
- «Путешествие в мир симфонического оркестра».
Слайд №1,2
2. Реализация проекта.
Наш проект начался с интересной встречи. Учащиеся музыкальной школы - выпускники детского сада, подготовили концерт «Музыкальное путешествие»
Слайд №3. и своей игрой продемонстрировали, как звучит флейта, гитара, баян, фортепианный ансамбль. Дети получили яркие впечатления от встречи, что вызвало интерес и побудило желание продолжить знакомиться с музыкальными инструментами.
Слайд №4. При дальнейшем знакомстве с музыкальными инструментами и видами оркестров были проведены занятия и беседы с использованием презентации «Виды оркестров», где дети и учащиеся познакомились с разными оркестрами, их составом. Слушали произведения в исполнении духового, народного, джазового и симфонического оркестра.
Слайд №5. Проводились дидактические игры: «У кого струны, у кого клавиши?», «Что как звучит?», игра «Угадай инструмент!», «Создай свой оркестр», «Соло на ладошках», подвижная игра «Оркестр».
Слайд №6. В рамках проекта я провела ряд занятий, с использованием пособия Радыновой Ольги Петровны «Музыкальные инструменты и игрушки», которые были посвящены симфонической сказке Сергея Прокофьева «Петя и волк».
Слайд №7,8. Муз. руководитель д/с №122 г. Пенза Александрова Ирина Алексеевна создала презентацию к этой сказке «Путешествие в мир симфонического оркестра», благодаря которой мы с ребятами познакомились с музыкальными инструментами, которые озвучивали героев этой сказки. После просмотра симфонической сказки, детям была дана возможность поиграть и проверить себя, как они запомнили инструменты и их звучание.
Слайд №9. Работа по реализации проекта велась и воспитателями в группах. Они с детьми читали и смотрели сказки, в которых встречались музыкальные инструменты. Это сказка «Бременские музыканты» братьев Гримм, Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик», Л. Легут «Музыкальный магазин».
Слайд №10. В продуктивной деятельности дети рисовали муз. инструменты, лепили из пластилина гитару, барабан.
Слайд №11. В ходе педагогического проекта, когда дети знакомились с разными инструментами, видами оркестров и их звучанием, возник вопрос: «А кто же в оркестре главный? Или какие из инструментов главнее всех?». Чтобы ответить на него, необходимо обладать более глубокими знаниями. И тогда, у детей появилось желание узнать историю создания музыкальных инструментов (может быть, именно там есть ответ на возникший вопрос).Дети выбрали свой любимый инструмент и вместе с родителями готовили свои проекты.
Проекты у детей получились самые разные.
Прасолова София подготовила устный рассказ о «ксилофоне».
Слайд №12.(Показ видео «Проект ксилофон».)
Слайд №13. Многие ребята подготовили проекты в печатном виде с иллюстрациями, картинками и своими рисунками.
Алейникова Алиса вместе с родителями творчески отнеслась к работе, они создали видео проект «Фортепиано».
Слайд №14.(Показ видео «Проект фортепиано»).
Слайд №15. Познакомившись с проектами своих товарищей, дети пришли к выводу, что в оркестре нет самого главного инструмента – все музыкальные инструменты очень важны. И сказка Сергея Янаки «Кто в оркестре самый главный?» помогла детям прийти к единому мнению, что в оркестре тогда наступает лад и согласие, когда у него есть дирижёр. Он то и будет главный в оркестре!
Слайд №16.С детьми была разучена и проведена игра «Оркестр и дирижёр». Дети точно старались воспроизвести ритмический рисунок на инструментах и с увлечением брали на себя роль дирижера, руководя маленьким оркестром.
Сейчас я вам хочу показать видео, как проводится эта игра. Многие преподаватели ходят в детские сады с концертами, и этой игрой вы можете воспользоваться (так – как детям дошкольного возраста необходимо в мероприятия включать игру и частую смену деятельности для того, чтобы удержать их внимание, интерес и для того, чтобы они не уставали).
Слайд №17.(показ видео игра «Оркестр»)
Слайд №1,2.
3. Заключительный этап.
В заключение реализации проекта было проведено совместное мероприятие с учащимися, преподавателями ДМШ и родителями - создание мини-музея «Музыкальных инструментов». Не только дети, но и взрослые увлеклись темой музыкальных инструментов и пополняли музей новыми экспонатами.
Слайд №3. Детей заинтересовали расписные свистульки из дерева, глины, керамики,
Слайд №4. а также такой необычный народный инструмент «рубель».
Слайд №5. Но особый восторг у детей вызвал западноафриканский барабан «Джембе».
Слайд №6. За участие в проекте дети были награждены грамотами и дипломами и получили приглашения на отчётный концерт в Детскую музыкальную школу Гимназии №1.
Слайд №7.
Оркестр детского сада «Весёлые нотки» исполнил на отчётном концерте «Зимний вальс» Евгения Доги.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Дети проявляли инициативу в познавательно - исследовательской деятельности.
2. Дети сами могут определить вид музыкального инструмента, оркестра, различают их звучание, составить рассказ о музыкальных инструментах, пытаются сами объяснить, как устроены музыкальные инструменты, и определить их роль в оркестре.
3. Дети могут точно воспроизводить ритмический рисунок, играть на музыкальных инструментах и быть эмоционально отзывчивыми.
4. Дети, учащиеся и родители с удовольствием общались друг с другом и принимали участие в поисковой деятельности и концертных выступлениях.
5. В этом году в 1 класс музыкальной школы пришли учиться 8 выпускников детского сада № 6 «Земляничка».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект – это «пять П»: .
Актуальность. Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру.
Проблема. У детей дошкольного и младшего школьного возраста нет целостного представления и смыслового восприятия музыкальных инструментов, как произведения искусства.
Гипотеза. Если развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира музыкальных инструментов, как произведений искусства, то это будет способствовать художественно – эстетическому развитию детей, а также развитию ритмических и творческих способностей.
Цель: Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания мира музыкальных инструментов, как произведений искусства и приобщение детей к миру музыки.
1. Расширять представления о разнообразии и видах музыкальных инструментов . Вызвать интерес к истории создания музыкального инструмента. 2 . Формировать представление об эстетической и художественной ценности музыкального инструмента. 3 . Развивать представление о понятии «оркестр», «дирижёр». 4 . Развивать эмоциональную сферу и творческие способности дошкольников. 5.Проявить интерес к концертной деятельности. 6. Заинтересовать детей и родителей к поступлению в ДМШ. 7. Осуществить преемственность «детский сад – музыкальная школа». Задачи:
Этапы реализации проекта: 1. Организационный этап
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2. Реализация проекта
ВИДЫ ОРКЕСТРОВ
С. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»
?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
3. Заключительный этап
Предварительный просмотр:
Игра «Оркестр и дирижёр»
Песня «Добрый мастер»
Автор: Злотник О. Долгалева О. Холодная И. исп Ю.Селиверстова
1. Добрый мастер в сказке славной инструменты мастерил
Ложки, дудки, погремушки, детям с радостью дарил.
Припев: Тук-тук, ложки в руки, тук-тук, туки- туки!
Тук-тук, поиграйте, от меня не отставайте!
Тук-тук, ну-ка вместе, тук-тук, эту песню!
Тук-тук, посмелее, тук-тук, веселее!
2. Добрый мастер в сказке славной погремушки вырезал,
Песенки припев забавный он все время повторял!
Припев: Динь- динь, погремушка, динь - динь, возле ушка!
Динь - динь, поиграйте, от меня не отставайте!
Динь - динь, ну-ка вместе, динь - динь эту песню!
Динь - динь, посмелее, динь - динь, веселее!
3. Добрый мастер в сказке славной даже бубны вырезал!
Песенки припев забавный он все время повторял.
Припев: Шлеп - шлеп, бубен в руки, шлеп-шлеп, туки – туки!
Шлеп - шлеп, поиграйте, от меня не отставайте!
Шлеп - шлеп, ну-ка вместе, шлеп-шлеп, эту песню!
Шлеп - шлеп, посмелее, шлеп-шлеп, веселее!
4. Добрый мастер в сказке славной инструменты мастерил,
Колокольчики, звоночки детям с радостью дарил!
Припев: Дзынь - дзынь, пошумите, дзынь – дзынь, позвените!
Дзынь - дзынь поиграйте, от меня не отставайте!
Дзынь - дзынь, ну-ка вместе, дзынь – дзынь, эту песню!
Дзынь - дзынь, посмелее, дзынь - дзынь, веселее!
5. Добрый мастер в сказке славной очень музыку любил
Музыкальных инструментов много детям подарил!
Припев: Тук-тук, ложки в руки, тук-тук, туки -туки!
Динь- динь, погремушка, динь- динь, возле ушка!
Шлеп-шлеп, ну-ка вместе, шлеп-шлеп, эту песню!
Дзынь - дзынь, посмелее, дзынь - дзынь, веселее!