«Круговые русские народные танцы как неотъемлемая составляющая музыкального образования»
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования музыкальной направленности, педагогов-организаторов, музыкальных руководителей детских садов. В этой работе заявленная тема раскрыта на примере русских круговых танцев, основанных на элементах русского хоровода. Вашему вниманию предлагается сценарий проведения праздника «Весна на пороге» — интерпретации традиционного праздника Масленицы. В работе представлены описания танцев, нотные примеры музыкального сопровождения для пения и игры на музыкальных инструментах орф-оркестра или шумового детского оркестра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект | 65.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский творческий центр «Театральная Семья»
Невского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка:
«Круговые русские народные танцы
как неотъемлемая составляющая музыкального образования»
План – конспект
праздничного мероприятия с использованием
разных видов русского хоровода
Автор: Прохонова Марина Ильинична,
педагог дополнительного образования
г. Санкт-Петербург
2019 г.
Аннотация
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования музыкальной направленности, педагогов-организаторов, музыкальных руководителей детских садов. В этой работе заявленная тема раскрыта на примере русских круговых танцев, основанных на элементах русского хоровода. Вашему вниманию предлагается сценарий проведения праздника «Проводы Зимы – встреча Весны» — интерпретации традиционного праздника Масленицы. В работе представлены описания танцев, нотные примеры музыкального сопровождения для пения и игры на музыкальных инструментах орф-оркестра или шумового детского оркестра.
"Танцуя эти старые формы, мы как будто оказываемся в другом времени, владеем древним знанием и воплощаем его в настоящем движении…"
Бернард Возиен,
профессор хореографии и основатель движения Sacred Circle Dances
Введение
Круговой танец служил особым языком общения с природой, богами, людьми и со своим собственным естеством. На протяжении многих веков он выражал настроения и чувства, копил опыт и стремления народа.
Происхождение круговых танцев теряется в доисторической глубине. Праздничные и простые, приуроченные к временам и событиям года: к посеву и сбору урожая – медитативные и задорные, исполняемые для заклинания стихий, духов солнца и дождя, для привлечения счастья и сохранения мира. Через танец люди разных национальностей передавали свои знания и понимания следующему поколению.
Круговые танцы – это древняя традиция и способ общения, повод для встречи и возможность поднять настроение. Участвовать в них может любой человек. Медленные и быстрые, простые и сложные, игривые и задумчивые. Круговые танцы знакомят нас с культурой, философией и традициями разных народов. В танце мы как бы путешествуем по странам, вбирая в себя лучшее, что бережно сохранялось людьми на протяжении многих лет и веков.
Шаги в народных танцах простые и логичные, поэтому легко запоминаются и исполняются. Народная музыка, в чём-то схожая, в чём-то различная, но всегда красивая, увлекательная. Танцующие, наслаждаясь прекрасной музыкой, через движение в едином темпе и ритме чувствуют единство круга, через контакты рук и глаз лучше понимают друг друга и себя. Движения и музыка, которым уже несколько сотен лет, будят рецепторы наших тел, развивают интуицию, давая уверенность движений, защищённость и теплоту.
У разных народов шаги танцев часто похожи, и складывается впечатление, что на планете был единый язык круга, некая общность человеческих проявлений, заложенная самой природой, и к которой мы возвращаемся, оказавшись в танцевальном кругу. Многие танцы отражают богатую и красочною природу: полет птиц, распускающиеся цветы. Как будто сама природа нашептывает нам ритм движения.
Круговой паттерн движения присутствует во многих танцах народов мира:
- Хороводы – встреча времен года, праздники, свадьбы, изгнание русалок (Древняя Русь),
- Коло – круг (Сербия, Богемия, Хорватия),
- Хора (праздники, свадьбы): Молдавия, Румыния, Израиль
- Норвежская круговая (викинги)
- Ёхор – культ неба, земли и воды (Бурятия, Байкал, Алтай),
- «Изгнание злых духов», «Праздник кита» (Чукчи)
- Асланбий – во славу царя зверей – льва (народы Кавказа, Китай, Корея, Средняя Азия, Персия, Тибет)
- женский круговой танец сбора урожая (Корея)
- в Европе: менуэт (Франция), грюттмакерюнг (Германия), краковяк (Польша)
- Сиртаки, Нasapiko - танец мясников (Греция)
Методическое обоснование темы
«Элементарная музыка — это не музыка сама по себе; она связана с движением, танцем и словом» (Карл Орф) («Элементарное музыкально воспитание по системе Карла Орфа»/ Под. ред. Л. А. Баренбойма. – М., 1978., стр. 150)
Такое единство, которое и сегодня является чем-то самим собой разумеющимся для многих культур нашей земли и не нуждается там в специальной заботе, в большинстве цивилизованных стран в значительной мере утрачено и в чистом виде осталось разве лишь у детей. С этой целью, наряду с развитием музыкального и речевого начал, необходимо целенаправленно развивать и элементарные двигательные навыки, что в свою очередь — благодаря особому вниманию, уделяемому ритмическим элементам, — оказывает воздействие на формирование музыкальных способностей.
Музыкальное движение относится к так называемым «творческим», или активным, методам обучения. Их основная идея такова: вместо того, чтобы в процессе обучения формировать у ребенка отдельные навыки или натаскивать на шаблоны, по возможности создаются полноценные ситуации, требующие от детей самостоятельного, осмысленного действия. В музыкальном движении ребенок как бы «проживает» музыку своим телом. Специальные упражнения, задуманные как маленькие игры или этюды, предлагают пережить разные музыкально-двигательные образы в соответствии с характером и эмоциональным содержанием музыки. Например, все в детстве «прошли» через известный детский хоровод-игру «Каравай».
Таким образом, в движении и игре дети учатся слушать и понимать музыку и, самое главное, давать самостоятельный «ответ», ярко выражать свои чувства, вызванные музыкой.
Работа над точностью детского ответа идет совместно с ребенком, пробуждая его инициативу и одновременно привлекая внимание к содержанию музыки и средствам музыкальной выразительности.
Главный итог такой работы – глубокое и при этом естественное вхождение ребенка в мир музыки, овладение эстетическими переживаниями, умение выразить свои чувства в доступной художественной форме. Как распорядится приобретенным богатством ребенок, а потом взрослый, покажут жизнь и время. Очевидно одно: пробужденная душа, открытая через искусство миру человеческих переживаний и ценностей, имеет шанс вырасти в самостоятельную и творческую личность.
Особенности реализации программы-праздника
Цели и задачи
Цель программы – приобщение учащихся и их родителей к культурному национальному наследию, раскрепощению их творческого потенциала для позитивного творческого взаимодействия в коллективе.
- Основная задача – создание условий для развития и реализации творческого потенциала.
Задачи:
- обучающие – освоение песенного, игрового, стихотворного материала, получение новых знаний о природных явлениях и о связанной с этими явлениями деятельностью наших предков. Формирование навыков вокально-двигательной координации. Изучение национальных традиций.
- развивающие – развитие речи, памяти, внимания, мышления, воображения; развитие ритмической и музыкальной памяти;
- воспитательные – умение действовать по правилам, соотносить своё «Я» с коллективом, умение договариваться, уступать, помогать; воспитание творческой активности.
КОНЕЧНЫЙ ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Таким образом, полноценно реализованная предложенная программа может содействовать введению детей в мир народной культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта позитивной, созидательной самореализации в совместной со сверстниками и с родителями творческой деятельности.
Тип занятия – комбинированный, т.к. сочетает в себе этап закрепления полученных навыков, знаний и умений, этап систематизации и обобщения изученного материала, этап проверки полученных навыков, знаний и умений.
Вид занятия - творческая игра
Форма организации занятия – коллективная
Метод обучения: практико-ориентированной деятельность
Ссылка на видео-материал:
https://vk.com/id52038296?z=video52038296_456239085%2Fceaa78316acef5f31e%2Fpl_wall_52038296
Место проведения.
- Танцевальный зал
- сценическая площадка для орф-инструментов (в том числе и шумового оркестра)
2. Программа занятия рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому сориентирована на их возможности. Продолжительность 1- 1,5 часа (в зависимости от возраста).
3. Количество учащихся – 20–30 детей и их родители.
Оборудование.
В качестве художественного оформления используются:
- предметы национальной утвари (скатерти, самовары, посуда, прялка, лапти и т.д.);
- народные инструменты (гусли, балалайка, трещотки, шаркуны, окарины, свирели, бубны, бубенцы, деревянные ложки и т.п.);
- аудиозаписи с народными песнями, наигрышами;
- костюмы: косоворотки, кушаки, сарафаны, шали, панёвы, рубахи, бусы.
СЦЕНАРИЙ «ВЕСНА НА ПОРОГЕ»
(план-конспект)
Действующие лица.
- Ведущий
- Зима
- Весна
- «Птички» - свита Весны
- Музыканты-скоморохи – помощники Ведущего
- Участники (дети и родители)
***
Звучит народная музыка.
Участники входят в зал. На пороге их встречает Зима.
Участники - Здравствуй, Зимушка-Зима!
Зима- Здравствуйте, детишки-ребятишки! Зачем пожаловали?
Участники - Весну встречать!
Зима (огорчённо) - А как же я? Ведь я же лучше?
Участники - А тебя, Зимушка-Зима, будем провожать!
Зима - Да я обратно дорогу теперь не найду!
Участники - А мы тебе путь-дорожку укажем!
Ведущий – детям: - Давайте уведём Зиму по запутанной дорожке, чтобы она обратно к нам не скоро вернулась.
Танец 1. Хоровод «Метелица» (под оркестр и напевая песню «Как зима с весною…») Спокойная певучая музыка создаёт светлое, уравновешенное настроение, которое отражается в ходьбе.
Ход танца «змейка с воротцами»:
- Все встают друг за другом и, взявшись за руки, образуют цепочку и движутся за ведущим. Дети идут неторопливо, небольшими шагами, ставя ногу мягко на всю ступню, сохраняя непринуждённую осанку.
- Ведущий проводит учащихся по залу «змейкой», делает завитки то глубже, длиннее, то мельче, короче, но обязательно чередуя повороты направо и налево, в двухдольном размере (2/4).
- Два первых участника образуют воротца, взявшись за обе руки и подняв их. Когда вся цепочка пройдет через воротца, эти участники встают замыкающими.
- Ведущим становится 3-ий участник хоровода, который по ходу музыки образуют следующие воротца. И так далее.
Рекомендации: если группа многочисленна, то можно образовать 2 группы-змейки танцующих. Для участников складывается благоприятные условия для импровизации по ходу исполнения хоровода.
Движение завершается в кругу. Появляется Зима.
Зима: - Как это Зима с Весною повстречается? Пока я здесь, Весна не придёт!
Ведущий - Да у нас волшебные слова есть, веснянки-заклички. Услышит их Весна и придёт. Мы веснянку споём, Весну красную зовём!
Ведущий предлагает игру-соревнование, какая команда звонче перепоёт другую.
Танец 2. Ход танца «сторона на сторону».
- Такты 1-8. Ведущий проводит участников по кругу и разводит на 2 шеренги.
- Такт 9-12. 1-ая шеренга движется вперёд к стоящей против неё 2-ой шеренге. С концом фразы останавливается и отмечает ударом ноги (топ).
Такт 13-16. 1-ая шеренга, отступая, возвращается на место.
- Такты 17-20 и 21-24. То же исполняет 2-ая шеренга.
- Итак, несколько раз, как бы соревнуясь друг с другом.
Песня «Весна, весна красная» под оркестр с народными инструментами.
Зима берёт ведро со «снежками» и начинает бросать в детей, те поднимают и ловят снежки и забрасывают Зиму.
Зима: - Что-то я устала, ох, уморили вы меня…
Участники: - Уходи-ка, ты спать! Будем мы весну встречать!
Пора тебе на покой! А нам играть в весенние игры!
Участники оркестра с инструментами (ложки, бубенцы, колокольчики, бубны) встают полукругом и исполняют весёлые наигрыши, под которые остальные участникам предлагается поплясать, «согреть ноги».
Танец 3. «Птичий перепляс».
Пляска даёт возможность детям, у которых ещё нет никаких музыкально-двигательных навыков, поплясать, повеселиться.
Дети одевают заготовленные накидки-крылья, шапочки с клювами или полумаски.
Ход танца «Плясовая». Танец носит подражательный характер.
- Такты 1-4: участники то подпрыгивают поочерёдно на каждой ножке, то на двух, то замирают на одной.
- Такты 5-8. На смену музыки «взмахивая» крыльями, кружатся на месте вокруг себя.
- На проигрыш произвольно перелетают на новое место, меняясь с другим участником. И танец повторяется.
Зажигательное настроение формируется благодаря образности танца и импровизации. Дети не боятся ошибок и с удовольствием придумывают свой танец.
Появляется Весна в сопровождении «свиты» (дети, одетые в костюмы птиц).
Весна – Здравствуйте, мои дорогие! Спешу к вам, а как флейты услыхала, так бегом побежала!
Ведущий: - Возьмём ложки, бубенцы, и приветствуем Весну.
Зима: – Ладно уж, сама уйду, коли не люба я вам. Только последнюю игру со мной сыграйте.
Участники: - Нам морозом не грози! Через год приходи!
Зима (стелет коврик и ложится): - Вот не много отдохну и тогда от вас уйду.
Весна: - Знаю я, как Зиму с места поднять. Да есть одно средство!
- Чего Зима боится? - Правильно, огня! Разведём-ка мы костёр.
Танец 4. Хоровод «Гори, гори ясно!»
Ход танца напоминает известный детский хоровод «Каравай»:
- Движение по часовой стрелке и против часовой стрелки.
- Движение в центр круга и из центра (сужение и расширение).
Участники выполняют этот хоровод, напевая народную детскую попевку:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят!
Участники исполняют песню всё громче и громче, крещендо изображает разгорающийся костёр.
Весна: - Теперь попрыгаем через костёр! И ты Зима с нами!
Все перепрыгивают по очереди
Зима (перепрыгивает и охает): - Ох, горячо! Ох, растаю! Ой, убегу по добру, по здорову, а то спалят меня на этом костре!
Зима убегает из зала.
***
Ведущий – Вот и Зима отправилась на отдых, а вместе с ней и снег и лёд растаяли. И зажурчали. Зазвенели ручейки по полям, по улицам. А мы с вами поиграем в ещё в одну игру - в «Ручеёк».
«Ручеёк» — это древний обрядовый хоровод, его водили весной.
Этот обряд символизировал таяние снега и журчание ручьёв. В настоящее время ни один хороводный праздник не обходится без хороводных ручейков. Возможно, потому что люди в этом хороводе чувствуют единение, связь и гармонизацию окружающего пространства.
Танец 5. Ход танца «Ручеёк».
- Такты 1-8. Ведущий проводит участников по кругу и разводит на 2 шеренги, которые встают близко к друг другу, «визави» берутся за руки и делая воротца, из которых формируется коридор.
- Далее непарный участник проходит через воротца, выбирая себе пару, и проводит участника до конца коридора.
- Пары движутся мелкими шагами вперёд, что позволяет сохранять постоянное движение внутри коридора.
Ведущий – Вот и праздник к нам пришёл! Для тебя, Весна, мы приготовили подарки своими руками.
Дети берут у родителей своих «птичек» (окарины из глины, раскрашенные детьми с родителями) и несут Весне.
- Ах, какая красота! Неужели вы сами их раскрасили? Потрудились вы на славу.
Весна и Ведущий: - А теперь встали все в кружок, и как, мои птицы: скок да скок.
«Скок, скок, поскок» - танец (6) «Круговой перепляс» под пение и оркестр.
Ход танца.
- Участники встают парами по кругу: один лицом в круг, другой спиной к центру круга. 1-ая фраза топают ритм ногами поочередно, руки на поясе. 2-ая фраза – хлопают крест-на-крест в ладоши друг с другом.
- На последней доле каждый участник делает шаг вправо по кругу и оказывается лицом к лицу с другим участником. Движения повторяются.
- Таким образом, получается 2 круга, которые движутся в противоположные по отношению к друг другу стороны. Темп постепенно ускоряется.
Меняющиеся пары, ускорение, весёлая музыка и активные ритмичные движения – всё это создаёт энергичный финал и позволяет поставить точку праздника на яркой эмоциональной ноте.
Финал. Участники по сигналу бубна встают в круг.
Весна: – И я без дела не сидела, угощенье вам пекла и на праздник принесла.
Достаёт из корзинки фигурные пряники.
- Мышки, да зайчишки,
Олени да котишки
Вы в ладошки их возьмите
И домой отнесите.
Там кусочки отломите,
Всех родных угостите,
Вкусным чаем напоите!
Ведущий: - Вот и празднику конец! Кто пришёл к нам – молодец!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Дети должны почувствовать, что движение и музыка органически связаны содержанием, характером, формой. У детей воспитывается восприятие целостности каждого музыкального произведения.
Активное использование элементов музыкального движения на основе народных танцев помогает учащимся качественнее осваивать разделы программы «Элементарное музицирование»:
- В вокале и игре на блокфлейте мелодия «оживает», дети чувствуют движение музыки в пространстве, что благотворно сказывается на дыхании и исполнении.
- Ритм и темп произведений, пропущенный через тело с использованием ритмических, танцевальных композиций, позволяет учащимся чувствовать себя более раскованно и ритмически организованно.
- Формы народных танцев, как правило, просты, но через их исполнение доходчивее понимается музыкальная форма.
- Народные танцы часто исполняются под пение. Это очень важная особенность в освоении народного творчества, которая помогает развитию координации между движением и вокалом, формирует сложные комбинации навыков, развивает способность к распределённой деятельности.
- Коллективное творчество, партнёрские конструктивные отношения, радость творческого созидания – всё это бесценные семена для развития учащихся, для коррекции внутренних качеств и личностного становления.
Методические рекомендации
При подготовке и проведении занятия педагогу следует:
- добиться максимальной активности учащихся,
- включить в творческий процесс всех участников,
- сформировать устойчивый интерес к изучаемому предмету,
- побудить получать знания и приобретать конкретные умения.
Для успешного освоения материала следует добиваться «погружения» учащихся в тему с помощью разнообразной деятельности:
- Знакомство с литературной основой фольклора: сказки, игры, поговорки и т.д.
- Использование наглядных материалов: просмотр видео, слушание музыки, иллюстрации, таблицы. (Приложение 1.)
- Изучение народных орнаментов через прикладное творчество. (Приложение 1.)
- Изготовление элементов костюмов, реквизита.
- Запись и проигрывание ритмических рисунков танца. (Приложение 2.)
- Пение мелодий и песен разных народов, сопровождающих танец.
- Музицирование на инструментах.
Интернет ресурсы.
- https://samopoznanie.ru/schools/krugovye_tancy/#ixzz63UiNikxB
- Ссылка на видео-материал:
https://vk.com/id52038296?z=video52038296_456239085%2Fceaa78316acef5f31e%2Fpl_wall_52038296
Список литературы для педагогов
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой. - М., 1987.
- Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.
- Арисменди. Музыкальное воспитание. – М., 1989.
- Виноградов Л. В. Элементарное музицирование. – М., 2001.
- Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей дет. сада / Сост. А. В. Кенеман; под ред. Т. И. Осокиной. – М., 1989.
- Джон Бин, Амилия Оулфилд. Волшебная дудочка. Развивающие музыкальные игры. Москва, «Теревинф», 2000.
- Дыкман Л. Гармоничный ребёнок. Как этого достичь? (Игры, музыка, праздники года), Санкт-Петербург, «Петро-РИФ», 1998.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Музыка и чудеса. Музыкально-двигательные фантазии. С-Пб., «Композитор», 2000.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения, Москва, «Педагогика», 1986.
- Музыкальное воспитание Венгрии / Под. ред. Л. А. Баренбойма. – М., 1989.
- Науменко Г. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки скороговорки, считалки, игры. Москва, «Советский композитор», 1984.
- Науменко Г., Новлянская З. От Зимы до Осени: Фольклорный праздник в школе. М., «Детская литература», 1982
- Науменко Г. Солнышко, покажись! (Русские народные скороговорки, заклички, игры) М., «Детская литература», 1977.
- Пшеницына Н.А. Времена года (песни, пословицы). М., «Владос», 2003.
- Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. С-Пб., Издательский центр «Гуманитарная Академия», 2000.
- Элементарное музыкально воспитание по системе Карла Орфа/ Под. ред. Л. А. Баренбойма. – М., «Советский композитор», 1978.
- Э.Жак-Далькроз. Ритм. М., Издательский дом «Классика ХХI», 2019.
Приложение 1.
Основные фигуры хоровода.
Приложение 2.
Ритмические таблицы.