Актуальность музыкальных занятий в обучении русскому языку как иностранному
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Актуальность музыкальных занятий в обучении русскому языку как иностранному.
Последнее десятилетие миграционные процессы, происходящие в нашем государстве, ставят перед обществом задачи, требующие решения целого ряда проблем : экономических, политических, межнациональных. Мигранты, прибывающие в Россию, также сталкиваются с проблемами, одной из которых является включение самих мигрантов и их детей в коммуникацию через освоение новой языковой среды. В данном случае речь пойдёт об обучении русскому языку детей, которые не владеют русским языком и не знакомы с культурой и традициями русского народа. Дети, попадая в незнакомую для себя социокультурную, языковую среду, испытывают настоящий
“ информационный шок”( отсутствие коммуникации”), так как для них всё, что непонятно воспринимается на уровне шума, т.е.хаоса. При этом возникает стрессовая ситуация. Поэтому актуальной является адаптация детей- мигрантов в инокультурном образовательном пространстве.
Я расскажу как музыкальные занятия способствуют обучению русскому языку детей- мигрантов в системе дополнительного образования. В нашем кружке “ маленький гений” или “ школа дошколят” проводятся музыкальные занятия .польза этих занятий очевидна , так как с помощью музыки возможно комплексное решение практических, образовательных, воспитательных, развивающих задач через проникновение в эмоциональную и образную сферы ребёнка. Известно, что музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции человека. Как сказал композитор Сергей Слонимский “ музыка- самое мирное и интернациональное по своему языку искусство”. Можно сказать , что музыка- связующее звено между людьми.
Хотелось бы отметить общие черты, присущие разговорной и музыкальной речи: темп, тембр, динамика, интонация- изобразительная и выразительная, метроритмическая основа, артикуляция, мелодекламация, что при изучении иностранного языка играет важную роль.
Для того, чтобы музыкальные занятия были продуктивными необходимо учитывать психофизические и возрастные особенности детей, языковую принадлежность. К нам на занятия приходят дети из бывших союзных республик , как правило из Средней Азии и Юга России. Так как дети маленькие от 4 до 7 лет, то наши занятия для них первые в их жизни. На учителе лежит большая ответственность- создать спокойную, доброжелательную обстановку на занятиях, привить интерес к русскому языку и к своему предмету. Для этого необходим комплексный подход к выбору музыкальных методов и технологий. Учитель должен планировать разные формы работы по музыкальному развитию детей иностранцев.
В наши занятия входят логопедические упражнения. Мы показываем картинку животного, напрмер лошади, и цокаем языком. В песенке про лошадку учимся цокать быстрее, медленнее под музыку. Цоканьем изображаем ,как лошадка убегает вдаль. У нас есть книга, где изображены разные животные, и нажав на кнопочку ,можно услышать, как они мычат, кукарекают, каркают, пищат и т. д. Детям очень нравится самим нажимать на кнопочку и повторять записанные звуки. Также пополняется их словарный запас.
Нужно сказать, что мы стараемся подкреплять знания полученные на музыкальных занятиях другими формами обучения, например рисованием. Поучили песенку про лошадку-- рисуем лошадку. И т.д…
Ритмопластика- это движение под музыку. Этот метод работы используется нами очень активно. Мы поём и танцуем, изображаем действия , которые происходят в песне. Важно отметить, что топаем, хлопаем, прыгаем, становимся в круг, берёмся за руки мы все вместе. Таким образом учимся общению в коллективе. Приобретаем навыки коммуникации, накапливаем опыт социального поведения.
Например песня “ едет , едет паровоз, две трубы и сто колёс”.Дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи соседа и двигаются вперёд., изображая паровоз. В песне четыре куплета, и в начале каждого куплета машинистом становится другой. Так, играя, дети выучивают слова всей песни. Учатся подстраиваться под настроение куплета ( быстро , медленно, весело , грустно) .
Разучивание фольклорных детских попевок, скороговорок на наших занятиях подкрепляется ритмическими заданиями. Для этих целей нами собраны инструменты для шумового оркестра. Например, учим детскую песенку “ Баба Яга” сначала под аккомпанемент, а потом с инструментами. Дети учатся попадать в такт музыки, учатся улавливать динамические и ритмические изменения музыки.
Игровая направленность музыкальных занятий помогают детям преодолеть скованность, замкнутость, страх. Таким образом дети - мигранты лучше проходят адаптационный период, улучшается их эмоциональное состояние. Дети быстрее налаживают связи с русскоговорящими детьми, приобретают друзей, с которыми в дальнейшем пойдут в школу.
Приведем пример песни- игры. “ до, ре, ми, фа, соль, ля, си, кошка едет на такси. Заплатила 100 рублей и отправилась в музей” вместо “ кошки” на такси едет каждый присутствующий ребёнок ( подставляем его имя). Затем все вместе придумываем кто может ехать на такси: слоник, дети, муха, цапля, мамы и т. д.
Дети начинают понимать юмор, посильно участвуют в творческом процессе.
В заключении хочется сказать, что музыкальные занятия должны быть интересными и увлекательными для детей, отличаться плотностью подачи материала, разнообразием видов художественной деятельности. А для детей- мигрантов наши занятия являются хорошим дополнением в изучении русского языка, их адаптации и социализации.