| Этапы работы | Содержание этапа
|
1.
3 мин | Организационный момент, включающий: - постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
- определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
- описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
| Приветствие, организационный момент - Цель для обучающегося: принять удобную хорошо просматриваемую посадку, правильно установить инструмент для проведения открытого урока, размять пальцы.
- Задача учителя: подготовить обучающегося технически и морально к записи видео-урока.
- Знакомство с планом урока: разминка, проверка домашнего задания основная тема урока, закрепление учебного материала, задание на дом.
Методы организации работы – словесные (рассказ, приглашение к сотрудничеству), практические – игра гамм. - Разминка (игра 2-х октавной мажорной гаммы в типовой аппликатуре от 5-й струны в 3-х тональностях и разных ритмах). |
2.
10 мин | Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: - определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
- определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
- описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
- описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
- определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
- описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
- описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
| Проверка домашнего задания (отработка ритмического рисунка в стиле «свинг» в пьесе А.Виницкого «Бабушкина шкатулка») - Цель для обучающегося: продемонстрировать наилучшим образом самостоятельно отработанный материал (А.Виницкий «Бабушкина шкатулка» … такты), с использованием программы «Groove Agent 2» (Groove Agent 2 – виртуальный инструмент от Steinberg – виртуальный барабанщик, Барабанный модуль с множеством готовых ритмов, любого стиля, также можно писать свои ритмы).
Релиз упакован последними ритмами и стилями ударных и без вспомогательных средств, исполнение пьесы целиком. - Цель для учителя: мониторинг качества усвоенных обучающимся знаний, умений, навыков (ЗУН) по предыдущей теме (ритм «свинг»). Задачи: определить уровень освоенности ритма и правильной расстановки акцентов – удовлетворительный, неудовлетворительный.
- Методы решения задач – практические: слухового анализа, тактирования, напевания, личного примера, исполнения пьесы обучающимся с ритмическим аккомпанементом «Groove Agent 2» и без вспомогательных средств.
- Критерии достижения цели – метроритмическая правильность исполнения произведения в целом без вспомогательных средств, красивое звучание пьесы в едином выбранном темпе.
- Повторение домашнего задания, принятие решения о возвращении к теме в будущем на уроке в случае неудовлетворительного уровня освоенности (в связи со спецификой индивидуального подхода к обучению по классу гитары).
- Игра дуэтом с преподавателем.
- Методы мотивирования активности – создание благоприятного климата, поощрение.
- Оценка обучающегося -
Удовлетворительная: 5 – убедительное исполнение пьесы соответствующим ее характеру звуком с грамотным использованием динамики, агогики, штрихов и аппликатуры; 4 – невыполнение 1-2 пунктов предыдущего критерия с безусловным сохранением правильности нотного текста; 3 –отсутствие штрихов, агогики, текстовые запинки, аппликатурные ошибки, с условием сохранения целостности произведения, небрежное, неубедительное исполнение; Неудовлетворительная: 2 – остановки, частые запинки с потерей метроритма, невыученность нотного текста. |
3.
17 мин | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: - постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
- определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
- изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
- описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
- описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала
| Основная тема урока «Развитие беглости пальцев левой руки при исполнении приёмов нисходящего и восходящего легато на гитаре» (на примере упражнений Э. Пухоля, Р. Изнаола, видео-школ В. Канненгайзера и Ф. Хэнда) - Цель для обучающегося: отрабатывание и уверенное исполнение приемов нисходящего и восходящего легато 1,2,3 и 4 пальцами левой руки, как отдельного элемента от произвольно взятого звука, так и внутри изучаемого музыкального произведения.
- Цели для учителя: подвести обучающегося к осознанию необходимости особенных дополнительных упражнений, как на прием «легато», так и в дальнейшем на любой другой прием, вызывающий затруднение при исполнении.
Задачи: после первичного исполнения обучающимся русской народной песни «Пряха» в обработке М. Высотского, определить трудные места на прием «легато», сделать вывод о необходимости специальных упражнений, освоение упражнений. - Ознакомление обучающегося с различными видео-уроками:
- В. Канненгайзера - Ф. Хэнда - упражнениями № 96-97 Э. Пухоля - упражнениями № 34 Ф. Хэнда, которые решают проблему уверенного исполнения приема «легато» похожими средствами: упражнениями на всевозможные сочетания пальцев (1-2, 1-3, 1-4, 1-0, 2-0, 3-0, 4-0, 2-3, 2-4, 3-4) на всех струнах в медленном темпе громким звуком с дополнительным мышечным движением оттягивающего струну пальца в сторону ладони (нисходящее легато) и дополнительным мышечным усилием ударяющего струну пальца (восходящее легато), в дальнейшем темп игры увеличивается. Особое внимание уделить параллельности расположения ладони левой руки относительно грифа и вертикальности расположения на грифе мизинца. - Методы преподнесения материала: наглядно-иллюстративные – показ отрывков видео-школ, разбор упражнений, метод личного показа учителя, метод слухового анализа и самоанализа.
- Методы организации индивидуальной деятельности обучающегося различаются по степени самостоятельности:
- работа под непосредственным контролем учителя, - совместная работа, - самостоятельная работа. - Критерии уровня внимания: проявление интереса к решению поставленных задач, дополнительные вопросы по теме, выполнение упражнений с охотой, хорошее качество освоения приема, удовлетворение от проделанной работы.
- Методы мотивирования активности – создание благоприятного климата на уроке, поощрение, сравнение с показанными высокими образцами.
|
4.
8 мин | Закрепление учебного материала, предполагающее: - постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
- определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
- описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
- описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
- описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
| Закрепление учебного материала (на примере русской народной песни «Пряха» в обработке М. Высотского) - Цель для обучающегося: применить отработанные навыки исполнения нисходящего и восходящего «легато» на изучаемой пьесе - русской народной песни «Пряха» в обработке М. Высотского, исполнить ее на более высоком техническом уровне.
- Цели для учителя: соединить навык исполнения приема «легато» в упражнении с музыкальной тканью русской песни, закрепить в сознании обучающегося взаимосвязь: проблема – поиск решения – отработка соответствующего упражнения.
- Методы достижения поставленных целей: многократное повторение приема «легато» в разных позициях, анализ тактильных ощущений.
- Критерии степени усвоения: чистота исполнения приема в пьесе, правильная постановка левой руки во время исполнения, темп исполнения.
- Благожелательное поправление ошибок обучающегося, дополнительные разъяснения их причин, ободрение.
|
5.
2 мин | Задание на дом, включающее: - постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
- определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
- определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
| Задание на дом - Цели для обучающегося: использовать выученные упражнения в качестве разминки для пальцев в самостоятельных домашних занятиях, в дальнейшем совершенствовать навык игры приема «легато».
- Цель для учителя: Закрепить в сознании обучающегося наиболее эффективный способ преодоления трудностей – отрабатывание приемов с помощью специальных упражнений.
- Домашнее задание формулирует сам обучающийся. Критерии успешного выполнения домашнего задания: наиболее точное визуально и чистое на слух воспроизведение приема «легато» в соответствии с показанными образцами.
|