план конспект урока "В зимний холод всякий молод"
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Боровская Олеся Гильфановна,
педагог дополнительного образования,
МАУ ДО «Центр детского творчества»,
г.Пыть - Ях, Ханты - Мансийский автономный округ
План-конспект открытого занятия
Тема занятия: "В зимний холод — всякий молод"
Аннотация.
В условиях изменившегося духовно – нравственного состояния современной школы роль предметов эстетического цикла, а так же сопряжённых с ними различных видов дополнительного образования детей как нельзя более актуальна и значима. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания школьников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.
Оборудование:
ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук. Шумовые музыкальные инструменты: ложки, рубель, трещотки, вертушка. Дидактический материал: карточки с поговорками и пословицами о зиме.
Цель занятия: приобщение воспитанников к духовной культуре русского народа через малые жанры фольклора на примере разучивания пословиц, считалок, скороговорок, прибауток поговорок о зиме.
Форма занятия: групповая и мелкогрупповая
Методы и приемы проведения занятия:
- наглядность
- словесное объяснение
- иллюстрации.
Тип занятия: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Задачи:
- Повторить и разучить малые жанры фольклора.
- Повторить народные игры.
Ход занятия:
План-конспект открытого занятия
Тема занятия: "В зимний холод — всякий молод."
(Слайд 1).
Сегодня мы, ребята, отправимся в путешествие в давние, давние времена, чтобы узнать, как же жили раньше наши предки, чем занимались, какие праздники справляли зимой.
Фольклор в переводе с английского означает – (народная мудрость)–это народное творчество чаще всего устное. Почему это творчество называют русское народное? Это творчество – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.
Как вы думаете, что это значит "В зимний холод — всякий молод"? (ответы)
Пыть-Ях...Югра...Сибирь...Россия...
Нет для меня земли красивей,
Роднее нет и нет дороже,
В ненастный день и день погожий.
Мы живём с Вами в Ханты-Мансийском автономном округе и наш край отмечал недавно свой День рождения. Знаете об этом? Здесь большую часть года с октября по апрель стоят холодные дни. А зима у нас морозная и суровая. И чтобы хоть немного научиться предугадывать зимние деньки, я расскажу вам о народном зимнем календаре и его приметах.
(Слайд 2)
Зима в народном календаре наступает еще с ноября, но в начале декабря по приметам могут быть ледяные морозы, а могут случаться оттепели. На декабрь приходится солнцеворот, кстати, когда, он у нас, Спиридон-солнцеворот, кто знает? (ответы). Спиридон в народном календаре празднуется 25 декабря - Спиридон Солнцеворот – самая длинная ночь, и самый короткий день в году. Солнце – на лето, зима – на мороз. Медведь в берлоге переворачивается на другой бок. Если солнце светло, лучисто – Новый год будет морозным, ясным, а если хмуро и на деревьях иней – теплым и пасмурным.
(Слайд 3):
- Зима снежная - лето дождливое.
- Зима морозная - лето жаркое.
- Если ночью был иней, днём снег не выпадет.
- Декабрь замостит, декабрь загвоздит, и саням дорогу даст.
Прочитайте эти поговорки и приметы вместе со мной, пожалуйста (Слайд 3)
Каждый день в народном календаре имеет свои приметы. Сегодня 12 декабря Парамон-зимоуказатель, Парамонов день. Предсказывали погоду на всю зиму, для чего смотрели на утреннюю зарю. «Зима на мороз, а солнце на лето». К этому времени земля уже была укутана снегом, а речка замерзала: «На Парамона речка стынет, земля каменеет». Если на Парамона с утра хорошая погода, весь декабрь будет ясным.
Разогрев голосовых связок
Ну а теперь, я вам предлагаю разогреть наши голосовые связки. И начнём мы с физических упражнений, чтобы заставить кровь разбежаться по телу. Наклоны вправо, влево, вперёд, назад. Присели, встали, потянулись пальчиками к солнышку. И еще раз повторим. А теперь давайте выполним упражнение «Макароны». Представим что мы макарончики, и мы варимся в воде (быстрые повороты вокруг свои оси, наклоны корпуса вниз, вращательные движения рукой).
Присаживаемся ребята, сразу в правильной певческой установкой. Ноги упираются всей стопой в пол. Потому как опора должна быть твёрдая, звук потерявший опору становится неточным, спина прямая, корпус и шея выпрямлены, чтобы звук не был вялым, расслабленным.
Давай, вместе «разогреем» наш голосовой аппарат. Для этого нам нужно выполнить несколько дыхательных и артикуляционных упражнений. Мне хочется рассказать вам о педагоге, который создал уникальные дыхательные упражнения. Эту женщину зовут Александра Николаевна Стрельникова. Она была одновременно и театральным педагогом и оперной певицей.
-Вы когда-нибудь слышал эту фамилию? (ученик отвечает)
Она разработала эту гимнастику вместе со своей мамой, профессиональной певицей. У Александры Николаевны было много учеников, которые известны и в настоящее время.
Дыхательные упражнения (слайд 4):
1. Упражнение «Ладошки».
Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи.
2. Упражнение «Погончики».
Исходное положение – стоя, ноги немного уже ширины плеч, руки на уровне пояса, ладони сжаты в кулаки. На вдохе резко опустите руки, разжав кулаки и растопырив пальцы, причем в этот момент старайтесь с максимальной силой напрягать кисти и плечи.
3. Упражнение «Насос».
Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом.
Артикуляционные упражнения:
1. Протыкаем щечку язычком
2. «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.
3. «Часики» в одну сторону, в другую, сломались.
4. «Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки.
5. «Рыбка», «Собачка», «Уточка», «Крокодильчик»
9. «Барабан» – язык упирается в верхние зубы, рот приоткрыт, многократно и отчетливо произносим Д-Д-Д, затем ТД -ТД-ТД.
10. «Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3.
Дикционные упражнения, проговаривание скороговорок
(слайд 5):
«Расскажите про покупки, про какие, про покупки, про покупки, про покупки, про покупочки свои»; «Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка, чертили черными чернилами чертеж»; «Сшит колпак не по колпаковски, надо его переколпаковать, выколпаковать»; «Ты нас мама не ищи, щиплем щавель мы на щи, в роще травы шевеля мы нащиплем щавеля.»
Скороговорка «Ты нас мама не ищи» в разном характере.
При помощи скороговорки «Четыре черненьких…» выполним упражнение на координацию между голосом и движениями рук и ног. На 1, 3,5,7слово вы должен один раз хлопнуть в ладоши. А теперь на 4 слово и 8 топнуть ногой 2 раза, а 1 и 5 слово хлопнуть.
Распевание:
Молодцы ребята! А теперь мы с вами научимся распеваться, как настоящие певцы. Распевание – это попевки из песен, а у нас с вами из игры, которые помогают голосу проснуться и заработать.
1. «Андрей воробей» (формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты).
2. «Как под горкой, под горой» (упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда. Если в исполнении верхнего звука присутствует вялость, я прошу детей сымитировать руками движение по лесенке вверх и вниз, но прошу обязательно на верхнюю ступеньку наступить сверху, а не «вползать» на неё. Обычно такое предложение вызывает улыбки и смех, и впоследствии, правильное исполнение поставленной задачи).
Народна игра (слайд 6)
1.«Баба яга». Один из играющих ребят – Баба Яга, он становится в углу кабинета. Ребята подходят к нему и поют дразнилку. После Баба Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать одного из увертывающихся и бегающих детей. Кого Баба Яга поймает, с тем меняется ролями и игра продолжается).
2.«Ловись рыбка». Перед началом игры нужно выбрать двух водящих, сделать это можно с помощью любой детской считалки. Эти двое детей берутся за руки, они «невод». Остальные ребята – рыбки. «Невод» стоит на месте, подняв руки как воротца. «Рыбки» берутся хороводом за руки и проходят под этими воротцами, при этом поют попевку. Как только произносят последнее слово, «невод» опускает руки. Та «рыбка», которая оказалась пойманной, присоединяется к «неводу». Играют, до двух последних «рыбок».
Ребята, вы помните, какой пословицей мы начали наше занятие? (ответы детей). А теперь я вам предлагаю, такое задание, я раздаю каждому из вас карточки, где написаны приметы и пословицы зимы, но я эти карточки разрезала пополам, вам необходимо их правильно соединить (Совместное работа детей).
(Слайд 7). А по народному календарю завтра 13 декабря Андрей Первозванный. В этот день также «наслушивали» воду подо льдом и в колодцах: не волнуется, тихая — к хорошей тёплой зиме, с малым числом метелей. Шумная вода, если она гуляет и стонет, предвещает морозы, буранам, метелям.
Ребята, я вас попрошу поискать информацию по этому дню и приметы на 13 декабря.
Оказывается, кроме телевидения, видео, компьютеров, в мире существует много нового и интересного, в том числе и народные песни, игры, сказки, обычаи, которые помогают нам в жизни. Чему же учит народное творчество?
Ответы детей с помощью педагога: только хорошему: добру, помогать друг другу, приходить на помощь в трудную минуту, заботиться о младших, помогать старшим, любить свою Родину, родной дом; пословицы и поговорки учат правилам поведения.
Время идёт, бабушки стареют, и наша задача – сохранить народные традиции, которые передавались из поколения в поколение.
Наше занятие закончим поклоном. А теперь похлопаем, поблагодарим за занятие, друг другу (хлопаем по ладошке, начиная с одного пальца). На этом наше занятие заканчивается, я очень рада, что познакомилась и подружилась с вами, не забывайте хорошо и тепло одеваться, ведь мороз не велик, стоять не велит!
Всего вам доброго! До новых встреч!