«Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по предмету общий курс фортепиано»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maksimenko_e.v._metod.razrabotka.doc | 125.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление культуры администрации МО ГО «Сыктывкар»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Школа искусств»
«Искусствояс школа» содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй асшöрлуна учреждение
«Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по предмету общий курс фортепиано»
Сыктывкар
2020
Составитель: |
|
Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по предмету общий курс фортепиано: методическая разработка. / Сост. Е.В. Максименко. – Сыктывкар, 2020. – 9 с.
В предлагаемой методической разработке автор предлагает материалы, используемые им на уроках общего курса фортепиано школы искусств хореографического отделения.
Данные материалы могут быть интересны преподавателям школ искусств, детских образовательных центров, музыкальных школ.
© МАУДО «ШКОЛА ИСКУССТВ», 2020
Директор – Братусь Валентина Викторовна
167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Димитрова, д.1/3
МАУДО «Школа искусств»
Тел./факс приемной: 8 (8212) 32-93-08
Е-mail: artschool-komi@mail.ru
Официальный сайт: http://artrk.ru/
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. | ||
Введение | 4 | |
1. | «Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по предмету общий курс фортепиано» | 5 |
2. | Приложение – список литературы | 9 |
ВВЕДЕНИЕ
Школа искусств – лучшее место для развития творческих способностей, потому что искусство занимает первое место по своей удивительной способности вызывать в человеке фантазию. А урок фортепиано обладает очень большими возможностями для созидания, так как музыка есть предмет сотворчества автора музыкального произведения, учителя и ученика. Главное значение тут приобретают возможности ученика, его потребность и готовность к творчеству.
Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка. Нужно научить его из слова, ритма и движения создавать элементарную музыку.
Задача педагога в организации творческой деятельности заключается в поддержке стремления ученика найти решение самостоятельно. Поэтому особенно важно организовать произвольное, творческое музицирование, которое может пробудить внутренние силы ученика и доставить ему удовольствие. Можно сказать, что именно воспитание самостоятельности мышления и является главной целью всех творческих заданий. Важно дать ученику возможность попробовать себя в различных видах музыкального творчества, начиная с самых элементарных и вплоть до импровизации и сочинения музыки
Ритмическая импровизация в форме игры-диалога между учителем и учеником. Данный вид творчества доступен с первых занятий. Учитель играет и поет начальную фразу (вопрос) – ученик сочиняет ритмический рисунок (ответ)
Например:
Учитель (играет и поет): Вот стучится кто-то в дверь:
Ученик (хлопает или стучит): Тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. (в придуманном им ритме)
Учитель: Открывайте поскорей.
Ученик: Тук-тук, тук-тук-тук.
Затем можно поменяться ролями. Таким образом, происходит совместное творчество педагога и ученика. Можно предложить ученику поиграть в такую игру дома с родителями.
Второй вариант игры: Дождик нам стучит по крыше «кап-кап, кап-кап-кап-кап», Капельки дождя мы слышим «кап-кап-кап-кап, кап-кап-кап»
Взаимосвязь слова и ритма
Начинать лучше всего с несложных заданий, например, прохлопать ритмический рисунок слова или короткой фразы. Потом предложить придумать свой ритм. Или, наоборот, подобрать слово под ритмический рисунок (Ё-жик, а-пель-син, ба-боч-ка, доб-ро-е у-тро). Придумать фразу под более длинный ритмический рисунок. Потом придумать слова к мелодии чтобы получилась песенка.
Взаимосвязь слова и мелодии
При сочинении мелодии на стихотворение многим детям кажется сначала это задание слишком сложным и непривычным. Тогда следует начать с придумывания окончания для песенки. Для этого я беру любую песенку из сборников И. Корольковой, Н. Тороповой или О. Геталовой для первого года обучения и закрываю окончание песенки листом бумаги. При этом по ходу сочинения я объясняю ученику про тонику, куда тяготеют все звуки и куда мелодия должна прийти в конце, потому что без нее музыка будет казаться незавершенной.
Также сочиненное окончание мелодии должно совпадать с окончанием стихотворения по ритму. То есть количество слогов быть равным количеству нот. На этом этапе обычно ребенок немного корректирует свое творение.
Для детей, которые чувствуют себя в замешательстве перед таким огромным количеством клавиш, я ограничиваю область до 3-5 нот: (до-ми), (до-соль). Объясняю, что мелодия может пойди вверх или вниз, а некоторые звуки могут повторяться. Можно наступать на каждую ступеньку, а можно перепрыгивать через несколько. Наиболее удачный вариант мы проигрываем тут же, с аккомпанементом.
После этого мы открываем всю песенку и смотрим какое окончание придумал автор. Ребенок всегда испытывает сильные положительные эмоции, когда убеждается, что его вариант нисколько не хуже, а значит, можно сказать что он - настоящий композитор.
Следующим этапом можно считать сочинение песенок и попевок на заданные стихи. Стихи желательно подбирать короткие, интересные и доступные возрасту. Яркий выразительный образ обязательно привлечет внимание ученика и вызовет желание сочинить мелодию. Лучше предложить ребенку на выбор несколько стихотворений. Я обычно беру любое стихотворение из тех же сборников И. Корольковой, Н. Тороповой или О. Геталовой и предлагаю ребенку придумать на него мелодию. После удачного опыта сочинительства на предыдущих уроках эта задача уже не кажется ребенку невыполнимой, и нравится детям как только он убеждается, что это ему по силам.
Редактирование.
Ученику предлагается добавить к сочиненному композитором недостающий элемент. Например, динамические оттенки, соответствующие характеру музыки, выбрать более подходящий регистр, подобрать аппликатуру и т.д. Можно, например, изучив песенку "Елочка" Красина, предложить ученику исполнить ее от имени лесных жителей: (Медведь, Зайчик, Лиса, Птичка, Волк и др.), используя для этого знакомые средства музыкальной выразительности (регистр, темп, штрихи, динамика).
Подбор мелодии по слуху, это конечно более сложное занятие, и не каждый ребенок способен на это только потому, что не каждый ребенок, который поступил в школу искусств на хореографическое отделение, имеет слух и способен чисто интонировать. Начинать обучение подбору мелодии следует с того, что дети осознают не просто отдельные музыкальные звуки, а слышат направление движения мелодии, ее звуковысотную линию. Для этого необходимо разучивать короткие песенки и прибаутки со словами, потом пропевать их на какой-либо слог и анализировать движение мелодии, мы разбираем, куда пошла мелодия – вверх, вниз, осталась на месте? Если мелодия двигается, то поступенно или скачкообразно? После чего проигрываем мелодию на фортепиано и записываем её нотами.
Следующий этап работы – это гармонизация подобранных и сочиненных мелодий. Первый опыт подбора аккомпанемента должен быть простым – один звук – Т (тоника), либо бурдон. Далее можно включать в работу песни с последовательностью Т-D. Мелодию может сыграть педагог, а ученик левой рукой - бас – I и V ступени тональности, определяя на слух самостоятельно место каждой из них. Затем необходимо включить в аккомпанемент и субдоминанту, записать бас на второй нотной строчке и разучить песню двумя руками.
Потом используем трезвучия. Пробуем на практике как можно видоизменить аккорд чтобы получить разный по характеру аккомпанемент. Выбираем лучший вариант. Исполняем песенку.
Невозможно переоценить возможности синтезатора для творчества на уроках ОКФ. Тут и различные тембры, и различные стили музыки. Я не буду на этом останавливаться на этом, потому что занятия по ОКФ в нашей школе искусств проходят в классах, где стоят только акустические пианино, поэтому возможности синтезатора мы не используем, во всяком случае, пока.
Также из творческих заданий можно в зависимости от возраста предложить ученику следующие задания:
Решение и придумывание музыкальных ребусов, задач и загадок имеет большое развивающее значение, т.к. разгадывая загадки, решая кроссворды ребенок начинает думать, размышлять. Такие игры вызывают большой интерес у детей, а так же помогают проверить качество и прочность знаний. В современных пособиях «Пианист-фантазер» можно найти образцы загадок, ребусов, кроссвордов для начального этапа обучения, а в «Музыкальной мозаике» В. Кузнецова - для старшего возраста. Можно предложить нарисовать рисунок по произведению, которое изучаем, придумать слова (если музыка без подтекстовки, или просто свой вариант текста), придумать сказку «Что случилось в музыке», про что произведение, которое ты исполняешь, что там происходит? Ну и конечно, очень хорошо подготовить небольшой праздничный концерт для родных и друзей. Выступление на публике очень помогают почувствовать себя настоящим артистом.
Что требуется от педагога:
- поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка
- не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;
- уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была “глупой” или “неправильной” - не подавлять ее своим “правильным” отношением и мнением;
- предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
- безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;
- не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то “не так”, и подавить в дальнейшем желание экспериментировать и самостоятельно искать;
- творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;
- не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;
- уделять больше внимания самому творческому процессу, а не результатам;
- поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.
Литература
• Альтерман С. «Сорок уроков обучения музыке детей 4-6 лет». 1 и 2 тетради "Композитор" - Спб., 1999г.
• Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие. М.: Советский композитор, 1990.
• Л. Борухзон, Л. Волчек, Л. Гусейнова. «Азбука музыкальной фантазии». В шести тетрадях. "Композитор" - Спб., 1996 – 1997
• Булаева О., Геталова О. «Учусь импровизировать и сочинять» Творческая тетрадь I, II, III – Спб., 1999
• Геталова О. «Обученье без мученья» Учебное пособие на материале детских песен. "Композитор" - Спб., 2007
• Камаевы Т. и А. «Чтение с листа на уроках фортепиано», М., Классика XXI, 2007.
• Кузнецов В. «Музыкальная мозаика.» – М.: Советский композитор, 1989
• Сиротина Т. «Подбираем аккомпанемент». Учебное пособие. Вып. 1. I-IV, V-VII классы ДМШ, Издательство "Музыка" Москва 2010
• Смирнова Т. «Аллегро. Интенсивный курс. Методические рекомендации». М., 1994
• Тургенева Э. Малюков А. «Пианист – фантазер». Учебное пособие по развитию творческих навыков и транспонированию. М.: Советский композитор.1987.
• Яценко Т. «Музыка для детей». Самоучитель игры на фортепиано и клавишных инструментах в сказках и картинках, М., 2013