Методическая разработка открытого урока по сольфеджио для учащихся 4 класса предпрофессиональной программы на тему: «Тритоны повторяем, все их мы хорошо знаем»
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио для учащихся 4 класса предпрофессиональной программы на тему: «Тритоны повторяем, все их мы хорошо знаем»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 180.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Организационная структура (сценарий) урока | |||
Этапы Урока Время проведения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Актуализация знаний. 5 минут | Вступительное слово: (1слайд) Больше кварты, меньше квинты. Кто же он? Интервал такой колючий, Интересный, жгучий, злючий? Называется ТРИТОН! - Добрый день, ребята! Сегодня тема нашего урока «Тритоны повторяем, все их мы отлично знаем». (2 слайд) - Что такое тритон? (слайд 4) - Что такое интервал? (слайд 5) - Какие интервалы вы знаете? Простые? Характерные? А вот какие тритоны вам знакомы? (слайд 6) А какие он у вас вызывает эмоции при звучании? (ответы детей) | Участвуют в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. Озвучивают свои эмоциональные ощущения. | Личностные: положительное отношение к обучению. Познавательные: способность понимать информацию, представленную в изобразительной форме. Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли. |
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Мы должны вспомнить все, что знаем о тритонах и соединить в один цельный образ наши знания и умения. Давайте вместе решим, какую цель на уроке мы перед собой поставим. - Цель нашего урока обобщить знания о тритонах с помощью разных форм работы, которыми мы пользуемся на сольфеджио. - Как мы будем двигаться к цели. У каждого из вас есть свои сильные стороны: кто-то хорошо владеет музыкальной грамотой, другой обладает прекрасным слухом, третий умеет чисто интонировать. Объединив все эти способности, можно качественно усвоить тему. А чтобы наш урок не получился скучным и был активным, мы проведем его в форме соревнования. - Задания, которые вас сегодня ждут, будут интересными, познавательными. Будьте внимательны и дружелюбны! | Формулируют цель урока. Настраиваются на соревновательный процесс. Демонстрируют готовность к заданиям. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, желание участвовать в учебном и творческом процессе. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: умеют сформулировать цель урока, организовать свою учебную деятельность. Коммуникативные: организовывают работу с места |
Обобщение и систематизация знаний. 10 минут | - Тогда я желаю вам удачи и объявляю первый этап! Знание музыкальной грамоты. (7 слайд) - Это блицтурнир. Работаем всей с места. На экране будут возникать вопросы, касающиеся грамматики о тритонах. Кто первый поднимет руку и ответит правильно, тот получит вот такую медальку. Готовы? Начинаем! Озвучивает вопросы.
(8-17 слайды) По количеству набранных медалек подводит итоги. | Слушают правила игры. Отвечают на вопросы. Проверяют ответы на экране. | Личностные: совершенствуют имеющиеся знания. Познавательные: систематизируют собственные знания, выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме. Коммуникативные: отвечают на вопросы. |
Практическая и творческая деятельность. 15 - 20 минут 5 минут 15 минут | - Следующий тур называется «Лучший строитель». (18 слайд) - Он посвящен теории и построению тритонов на нотном стане. Выполняться задание будет индивидуально. (детям раздаётся задания на нотном листке) 1. Найди тритоны, которые разрешены не правильно. Разреши их правильно. Найди тональности в которые разрешаются данные тритоны. Все подпиши. 2. Сделать из ч.4 – ув.4, из ч.5 – ум.5 с помощью знаков альтерации (диез или бемоль), разрешить их (19 слайд) Подведение итогов. Познавательная минутка: - А пока у нас считается общее количество баллов, несколько интересных фактов о тритонах. Знаете ли вы, что первое значение слова Тритон – имя древнегреческого бога, вестника глубин. Его изображали в людском облике с дельфиньими хвостами вместо ног. Тритон во время сражения с гигантами нашел раковину, выдолбил ее, затрубил, и все враги сбежали. (22 слайд) Вот такое звуковое воздействие. Теперь название «Тритон» носит еще спутник Нептуна, восьмой планеты от солнца. (23 слайд) Подведение итогов. | Выполняют задание письменно. Проверяют правильность выполнения. Воспринимают визуально и на слух новую информацию. | Личностные: совершенствуют имеющиеся знания, стремятся к преодолению трудностей Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме Регулятивные: планируют необходимые действия, замечают и корректируют допущенные ошибки Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли. |
- Следующий этап нашего соревнования – переход от теории к практике. Раунд называется «Внимательный слушатель». (24 слайд) Каждому участнику соревнования раздаются карточки с тритонами с разными разрешениями. Преподаватель играет тритон с разрешением, дети определяют какой тритон звучит и с каким разрешением и поднимают соответствующую карточку. Познавательная минутка: - Тритоны могут активно участвовать в создании музыки тревожной, сердитой, резкой. Именно поэтому, на протяжении почти пятисот лет, в средние века, когда музыка звучала только в церквях, применение тритона строго запрещалось, и его называли «дьявольским» интервалом. Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И. Чайковского «Баба-Яга», вы услышите как ярко здесь выделяется тритон, вот он посмотрите. (слайд | Слушают задание, воспринимают информацию. Решают поставленную задачу – услышать количество тритонов. Рассуждают над образом прослушанных произведений и определяют роль тритонов в них. | Личностные: стремятся к преодолению трудностей. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных музыкальных произведений, приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности. Регулятивные: проверка учащимся результатов учебно-познавательной деятельности. Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, осуществляют совместную деятельность в командах. | |
- Немного отдохнули и переходим к следующему раунду – «Чистая интонация». ( слайд) Вы уже догадались какое задание предстоит вам выполнить? Нужно будет спеть тритоны, в любой выбранной вами тональности, которые появятся на экране. Правильно исполненный интервал оценивается в пять баллов, с ошибкой – 3. (Игроки по очереди настраиваются на нужную тональность с помощью Т53 и пропевают заданный интервал с разрешением неустойчивых ступеней). Подведение итогов. | Слушают задание. Выбирают представителя от своей команды для прохождения испытания. Выполняют интонационное задание. Оценивают исполнение. | Личностные: стремятся к преодолению трудностей. Регулятивные: планируют необходимые действия, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: Желание участника помочь своей команде и поддержка его среди товарищей. | |
- Ребята, на уроке мы уже успели повторить тритоны, прослушать и исполнить. Знаем даже какой у них характер. Я предлагаю сейчас объединить все наши умения и провести последний тур состязания, который называется «Творческий подход». (31 слайд) Чтобы справиться с ним, каждый из вас должен сочинить небольшую мелодию по заданному шаблону. Раздает нотные листки ученикам, на которых указана тональность, размер, количество тактов. - Главное условие – в ваших мелодиях минимум один раз должен присутствовать тритон. Обратите внимание на тональности. Каждый из игроков должен презентовать мелодию, исполнив её на инструменте или спеть. В этом туре оцениваться будет логика музыкального построения, правильное использование тритона, грамотное оформление длительностей и совпадение нотной записи и исполнения. Максимальный балл – 5. Задание понятно? Можете выполнять! Подведение итогов. | Знакомятся с темой раунда, слушают задание. Выполняют задание – сочинение мелодии. Исполняют мелодию. С учителем выясняют, соответствует ли выполненное задание критериям оценивания. | Личностные: совершенствуют имеющиеся знания. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности. Регулятивные: планируют необходимые действия, действуют по плану. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в командах. | |
Рефлексия. | - Последнее задание осталось позади, значит, время подвести итоги нашего урока и соревнования. Хочу спросить вас, ребята: цель урока – обобщить знания о тритонах с помощью разных форм работы, нам удалось ее выполнить? Возникнут ли теперь у вас трудности в будущих встречах с тритонами? Понравился вам урок? Что больше всего сегодня запомнилось? Каждый из вас попытался помочь своей команде? (слайд) - Ну, а теперь, давайте объявим победителей состязания. Награждение грамотами за I, II, III место. (слайд) |