Методическая разработка открытого урока по сольфеджио для учащихся 4 класса предпрофессиональной программы на тему: «Тритоны повторяем, все их мы хорошо знаем»

Кулыгина Анастасия Алексеевна

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио для учащихся 4 класса предпрофессиональной программы на тему: «Тритоны повторяем, все их мы хорошо знаем»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка180.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Картинки по запросу задания на тритоны

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы

Урока

Время проведения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формирование УУД

Актуализация знаний.

       5 минут

Вступительное слово: (1слайд)

Больше кварты, меньше квинты. Кто же он?

Интервал такой колючий,

Интересный, жгучий, злючий?

Называется ТРИТОН!

- Добрый день, ребята! Сегодня тема нашего урока «Тритоны повторяем, все их мы отлично знаем». (2 слайд) 

 - Что такое тритон? (слайд 4)

-  Что такое интервал? (слайд 5)

- Какие интервалы вы знаете?

Простые? Характерные?

А вот какие тритоны вам знакомы? (слайд 6)

А какие он у вас вызывает эмоции при звучании?

(ответы детей)

Участвуют в диалоге с учителем.

Отвечают на вопросы.

Озвучивают свои эмоциональные ощущения.

Личностные: положительное отношение к обучению.

Познавательные: способность понимать информацию, представленную в изобразительной форме.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.

Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мы должны вспомнить все, что знаем о тритонах и соединить в один цельный образ наши знания и умения. Давайте вместе решим, какую цель на уроке мы перед собой поставим.

Цель нашего урока обобщить знания о тритонах с помощью разных форм работы, которыми мы пользуемся на сольфеджио.

- Как мы будем двигаться к цели. У каждого из вас есть свои сильные стороны: кто-то хорошо владеет музыкальной грамотой, другой обладает прекрасным слухом, третий умеет чисто интонировать. Объединив все эти способности, можно качественно усвоить тему. А чтобы наш урок не получился скучным и был активным, мы проведем его в форме соревнования.

- Задания, которые вас сегодня ждут, будут интересными, познавательными. Будьте внимательны и дружелюбны!

Формулируют цель урока.

Настраиваются на соревновательный процесс.

Демонстрируют готовность к заданиям.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, желание участвовать в учебном и творческом процессе.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: умеют сформулировать цель урока, организовать свою учебную деятельность.

Коммуникативные: организовывают работу с места

Обобщение и систематизация

знаний.

10 минут

- Тогда я желаю вам удачи и объявляю первый этап! Знание музыкальной грамоты. (7 слайд)

- Это блицтурнир. Работаем всей с места. На экране будут возникать вопросы, касающиеся грамматики о тритонах.  Кто первый поднимет руку и ответит правильно, тот получит вот такую медальку. Готовы? Начинаем!

Озвучивает вопросы.

  1. Почему тритоны так называются? Ответ: содержит три тона.
  2. Какие интервалы относятся к тритонам? О: увеличенная кварта, уменьшённая квинта.
  3. Назовите сокращенное название тритонов. О: ув.4, ум.5.
  4. На каких ступенях строятся тритоны? О: II, IV, VI, VII.
  5. По какому «номеру телефона» мы можем обнаружить тритоны? О: 47-62.
  6. Разрешаются ли тритоны? О: да
  7. Что при разрешении происходит с увеличенной квартой? О: расширяется.
  8. Назовите интервал. О: уменьшённая квинта.
  9. Превратите его в увеличенную кварту. О: до-фа#.
  10. Какая пара нот составляет интервал тритон на белых клавишах? О: фа-си.
  11. Перед вами D7 (Доминантсептаккорд), найдите в нем тритон. О: ми-сиЬ.

(8-17 слайды)

По количеству набранных медалек  подводит итоги.

Слушают правила игры.

Отвечают на вопросы.

Проверяют ответы на экране.

Личностные: совершенствуют имеющиеся знания.

Познавательные: систематизируют собственные знания, выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.

Коммуникативные: отвечают на вопросы.

Практическая и творческая деятельность.

15 - 20 минут

5 минут

15 минут

- Следующий тур называется «Лучший строитель». (18 слайд)

- Он посвящен теории и построению тритонов на нотном стане. Выполняться задание будет индивидуально.

(детям раздаётся задания на нотном листке)

1. Найди тритоны, которые разрешены не правильно. Разреши их правильно. Найди тональности в которые разрешаются данные тритоны. Все подпиши.

2. Сделать из ч.4 – ув.4, из ч.5 – ум.5 с помощью знаков альтерации (диез или бемоль), разрешить их

 (19 слайд)

Подведение итогов.

Познавательная минутка:

А пока у нас считается общее количество баллов, несколько интересных фактов о тритонах. Знаете ли вы, что первое значение слова Тритон – имя древнегреческого бога, вестника глубин. Его изображали в людском облике с дельфиньими хвостами вместо ног. Тритон во время сражения с гигантами нашел раковину, выдолбил ее, затрубил, и все враги сбежали. (22 слайд) Вот такое звуковое воздействие. Теперь название «Тритон» носит еще спутник Нептуна, восьмой планеты от солнца. (23 слайд)

Подведение итогов.

Выполняют задание письменно.

Проверяют правильность выполнения.

Воспринимают визуально и на слух новую информацию.

Личностные: совершенствуют имеющиеся знания, стремятся к преодолению трудностей

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме

Регулятивные: планируют необходимые действия, замечают и корректируют допущенные ошибки

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.

- Следующий этап нашего соревнования – переход от теории к практике. Раунд называется «Внимательный слушатель». (24 слайд) 

Каждому участнику соревнования раздаются карточки с тритонами с разными разрешениями. Преподаватель играет тритон с разрешением, дети определяют какой тритон звучит и с каким разрешением и поднимают соответствующую карточку.

Познавательная минутка:

- Тритоны могут активно участвовать в создании музыки тревожной, сердитой, резкой. Именно поэтому, на протяжении почти пятисот лет, в средние века, когда музыка звучала только в церквях, применение тритона строго запрещалось, и его называли «дьявольским» интервалом.

Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И. Чайковского «Баба-Яга», вы услышите как ярко здесь выделяется тритон, вот он посмотрите.

(слайд    

Слушают задание, воспринимают информацию.

Решают поставленную задачу – услышать количество тритонов.

Рассуждают над образом прослушанных произведений и определяют роль тритонов в них.

Личностные: стремятся к преодолению трудностей.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных музыкальных произведений, приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности.

Регулятивные: проверка учащимся результатов учебно-познавательной деятельности.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, осуществляют совместную деятельность в командах.

- Немного отдохнули и переходим к следующему раунду – «Чистая интонация». ( слайд) Вы уже догадались какое задание предстоит вам выполнить? Нужно будет спеть тритоны, в любой выбранной вами тональности, которые появятся на экране. Правильно исполненный интервал оценивается в пять баллов, с ошибкой – 3.

(Игроки по очереди настраиваются на нужную тональность с помощью Т53 и пропевают заданный интервал с разрешением неустойчивых ступеней).

Подведение итогов.

Слушают задание. Выбирают представителя от своей команды для прохождения испытания.

Выполняют интонационное задание.

Оценивают исполнение.

Личностные: стремятся к преодолению трудностей.

Регулятивные: планируют необходимые действия, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: Желание участника помочь своей команде и поддержка его среди товарищей.

- Ребята, на уроке мы уже успели повторить тритоны, прослушать и исполнить. Знаем даже какой у них характер. Я предлагаю сейчас объединить все наши умения и провести последний тур состязания, который называется «Творческий подход». (31 слайд) Чтобы справиться с ним, каждый из вас  должен сочинить небольшую мелодию по заданному шаблону. Раздает нотные листки ученикам, на которых указана тональность, размер, количество тактов.

- Главное условие – в ваших мелодиях минимум один раз должен присутствовать тритон. Обратите внимание на тональности. Каждый из игроков должен презентовать мелодию, исполнив её на инструменте или спеть. В этом туре оцениваться будет логика музыкального построения, правильное использование тритона, грамотное оформление длительностей и совпадение нотной записи и исполнения. Максимальный балл – 5. Задание понятно? Можете выполнять!

Подведение итогов.

Знакомятся с темой раунда, слушают задание.

Выполняют задание – сочинение мелодии.

Исполняют мелодию.

С учителем выясняют, соответствует ли выполненное задание критериям оценивания.

Личностные: совершенствуют имеющиеся знания.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности.

Регулятивные: планируют необходимые действия, действуют по плану.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в командах.

Рефлексия.

- Последнее задание осталось позади, значит, время подвести итоги нашего урока и соревнования. Хочу спросить вас, ребята: цель урока – обобщить знания о тритонах с помощью разных форм работы, нам удалось ее выполнить? Возникнут ли теперь у вас трудности в будущих встречах с тритонами? Понравился вам урок? Что больше всего сегодня запомнилось? Каждый из вас попытался помочь своей команде? (слайд)

- Ну, а теперь, давайте объявим победителей состязания.

Награждение  грамотами за I, II, III  место. (слайд)