Открытый урок по предмету Сольфеджио 1 класс

Сутыркина Ольга Александровна

Сольфеджио – комплексная дисциплина, где формируются навыки, позволяющие будущему музыканту свободно ориентироваться в сфере музыкально-выразительных средств.                                                             Ритм здесь играет одну из главных ролей. Работа над ритмом и метром является одной из самых трудных в практическом освоении всех музыкальных дисциплин (занятия сольфеджио, на инструменте, хор), поэтому ритмическое сольфеджио существует в ряду важнейших составляющих каждого урока – интонационных упражнений, сольфеджирование по нотам, музыкального диктанта и т.д.,таким образом развитое чувство ритма существенно помогает учащимся в исполнительской практике.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_predmetu_solfedzhio_1_klass.docx28.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОРГНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им.А.В.Ливна»

План открытого урока по сольфеджио на тему:                                            «МЕТРОРИТМИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО                                      В 1 КЛАССЕ»

Преподаватель:                                                                                                                                   Сутыркина Ольга Александровна

Излучинск                                                                                                                                                   2019г.

Пояснительная записка

Сольфеджио – комплексная дисциплина, где формируются навыки, позволяющие будущему музыканту свободно ориентироваться в сфере музыкально-выразительных средств.                                                                                                 Одной из самых актуальных проблем современного преподавателя сольфеджио является проблема преподнесения сложного музыкально-теоретического материала как можно максимально просто и доступно.                                                                        Ритм здесь играет одну из главных ролей. Работа над ритмом и метром является одной из самых трудных в практическом освоении всех музыкальных дисциплин (занятия сольфеджио, на инструменте, хор), поэтому ритмическое сольфеджио существует в ряду важнейших составляющих каждого урока – интонационных упражнений, сольфеджирование по нотам, музыкального диктанта и т.д.        ,таким образом развитое чувство ритма существенно помогает учащимся в исполнительской практике                        Научить умению чувствовать соотношение длительностей, пульсацию долей — одно из главных направлений работы на уроках сольфеджио с самого начального этапа обучения.                                                                                                 Тема открытого урока «Метроритмическое восприятие на уроках сольфеджио в 1 классе».

Цели и задачи урока.

Цель:

  • развитие и организация ритмического и мелодического слуха
  • повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у обучающихся путём применения различных форммузыкальной деятельности.

Задачи:

1.Образовательные:

  • Закрепить понятие ритма, ритмического рисунка на примере работы с ритмическими упражнениями.
  • Привить детям начальные навыки сольфеджирования.

2. Развивающие:

  • Развивать чувства метроритма.
  • Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей.
  • Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские.
  • Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.
  • Формировать в детях психологическое раскрепощение и коммуникабельность.
  •  Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».

3. Воспитательные:

  • Воспитывать в детях любовь к сольфеджированию и музыкальной культуре в целом.
  • Формировать в детях коммуникативные качества.

Этапы урока:

  • Организационный: подготовка к занятию, подготовка атрибутов и дидактических материалов урока.
  • Теоретический: подведение итогов, осознание знаний, умений и навыков; этап всесторонней проверкизнаний.
  • Практический: сольфеджирование, исполнение заданий.
  • Заключительный: выводы урока, подведение итогов, домашнее задание, поощрение участников.

Используемые методы: 

  • словесный,
  • наглядный,
  • практический,
  • размышления,
  • активизация музыкального опыта учащихся,
  • закрепление знаний, умений, навыков в разных видах деятельности,
  • поощрения, похвала.

Форма организации урока: групповая, фронтальная.

Тип урока: интегрированный урок систематизации и обобщения знаний.

Продолжительность урока: 60 минут


Используемые педагогические технологии

  • Технология проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций. Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при игре на фортепиано, восприятии музыки, выполнении занимательных и интеллектуальных заданий.
  • Технология развивающего обучения. Принцип последовательности в освоении учебного материала является одной из существенных тенденций в современном подходе к развитию ученика. Обязательным условием  эффективного обучения должна быть система.Методы развивающего обучения можно разделить на 3 группы: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение музыкальной информации, творческое оперирование с учебным материалом.
  • Технология формирования мотивации к деятельности. При разработке планов, при подборе материала к урокам учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся. Для этого содержание учебного материала должно быть доступным, исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в тоже время материал должен быть достаточно сложным и трудным.
  • Здоровьесберегающая технология. Стиль общения педагога с учениками влияет на состояние здоровья школьников. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создает эффекта перегрузки. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию к изучению предмета, помогает вызвать положительные эмоции.  

Оборудование и наглядные материалы:

  • раздаточный материал: карточки с изображение длительностей
  • дидактический материал: ритмические карточки;
  • фортепиано
  •  ноутбук
  • классная доска

План классной доски: оформляется учителем.

Содержание урока:

Дети приняты в школу без подготовительного отделения, возраст – 1 класс общеобразовательной школы. Мы, покажем вам, чему научились за 3 месяца учёбы, покажем то, над чем работаем.

Преподаватель:Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас здоровыми и счастливыми. давайте примем правильную осанку и настроимся на активную творческую работу на протяжении всего урока. Сегодня у нас не обычный урок. К нам пришли гости, и я думаю, мы с удовольствием покажем, как занимаемся на уроках сольфеджио, чему учимся и что уже знаем и умеем. Вы согласны?

Ответ детей

Преподаватель: Давайте начнём наш урок с музыкального приветствия!?

Дети: Давайте!

исполняется музыкальное приветствие

Преподаватель: Ребята, без чего не может существовать музыка?

Дети: без ритма.

Преподаватель: Правильно! С понятием метроритм мы с вами сталкивались не только на уроках сольфеджио, но и на уроке «Слушание музыки». Это одно из выразительных средств музыки. Давайте дадим определение что такое «Метр» и что такое «Ритм».

Дети:Метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей.

Ритм – это закономерное чередование долгих и коротких звуков.  

Преподаватель: Молодцы, правильно! Какие бывают длительности?

Дети: Длинные и короткие.

Преподаватель: Какие длительности мы с вами знаем

Дети: Половинная, четверть, восьмые.

Преподаватель: Молодцы! Ребята, я предлагаю вам «погулять» по ритмическому лабиринту.

Задание 1.«Лабиринт»

Проговаривая ритмослогами каждую ритмическую группу дважды, обучающиеся стучат ритм.

Выполнение задания

Преподаватель: Очень хорошо! Ребята, посмотрите на стол. У меня много карточек, я попрошу четырёх обучающихся взять по одной карточке и выстроиться в линейку. У нас получился ритмический рисунок. Давайте простучим его «умными» ладошками (условными движениями.)

Дети стучат ритмический рисунок

Выполнение задания

Преподаватель:Молодцы! Очень хорошо! Скажите пожалуйста отчего ещё зависит ритм?

Дети: От размера.

Преподаватель: Правильно!Ритм зависит не только от длительностей, но и от размера, который ставится в начале мелодии. А что означают цифры в размере?

Ответ детей

Задание 2.«Найди ошибку»                                

Преподаватель на доске пишет ритмический рисунок. Задача обучающихся найти ошибку и правильно расставить тактовые черты.

Выполнение задания

Задание 3.«Угадай ритмический рисунок»

На доске выписано три ритмических рисунка. Один из обучающихся по своему выбору простукивает понравившийся ритмический рисунок, а остальные дети должны отгадать какой и простучать его проговаривая ритмослогами.

Выполнение задания

Преподаватель: Молодцы!

Задание 4. Вокально – интонационные упражнения.

  1. Пение гаммы в ритме заданном преподавателем.
  2. Пение номера с предварительным проговариванием нотного текста в ритме.

Выполнение задания

Задание 5.«Речевые потешки» (ритмическая партитура)

Выполнение задания

Вместе с преподавателем проговаривается с хлопками следующая фраза: «Киска учится считать». На доске записывается ритм слов. При помощи наводящих вопросов выясняется где ставится тактовая черта, какая доля в такте сильная, а какая слабая.                 Такая же работа выполняется с фразой: «Кисонька, глупая, что считать ты будешь?».        Получившуюся ритмическую партитуру обучающиеся читают ритмослогами с хлопками, разделившись на две группы.

Задание 6. Ритмический диктант.

Преподаватель: И у нас осталось последнее и самое любимое задание — это ритмический диктант.

Каждому ученику раздается набор карточек с длительностями нот. Задача за 6 проигрываний(возможно меньше) выложить карточки согласно их порядку.

Домашнее задание.

Преподаватель:Вы сложили ритм, который я вам играла, а домашним заданием вам будет придумать свой ритм и записать его в тетрадь.

Подведение итогов:

Преподаватель: Ну, вот и подошел к концу наш такой насыщенный и сложный урок, где мы осваивали тему — метроритм. Какие понятия мы с вами, ребята, сегодня вспомнили?

Ответ детей (метр, ритм)

Вы сегодня очень хорошо поработали, у вас сегодня многое получилось потому, что вы работали не только каждый в отдельности, но и все вместе, дружной, командой, как единый ансамбль, как хор.                                                                                        А закончить урок мне бы хотелось словами музыковеда Эмиля Финкельштейна: «Ритм – это узоры музыкального времени, красивые и разумные.Метр размечает время, когда звукам появляться в узоре.Темп говорит, с какой скоростью разворачиваться узору.А сам узор, т.е. Ритм – это уже музыка!»Спасибо за работу!

Список использованной литературы:

  1. Ермакова О. уроки музыкальной литературы: первый год обучения – Ростов н/Д: изд. Феникс, 2018
  2. Жакович В.В. Музыкальная грамота для самых маленьких в сказках, стихах и картинках – Ростов н/Д: изд. Феникс, 2014
  3. Камаев А.Ф., Камаева Т.Ю. Азартное сольфеджио: метод. пособие по сольфеджио и теории музыки – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС; ЦРТС Доминанта, 2004
  4. Котляревская –Крафт М. Сольфеджио: учебное пособие для подготовительных отделений детских музыкальных школ – М. – С.-П.: изд. Музыка, 1995
  5. Фролов Ю. Сольфеджио. Подготовительный класс – Ростов н/Д: изд.Феникс,2000