Открытый урок по предмету Сольфеджио 1 класс
Сольфеджио – комплексная дисциплина, где формируются навыки, позволяющие будущему музыканту свободно ориентироваться в сфере музыкально-выразительных средств. Ритм здесь играет одну из главных ролей. Работа над ритмом и метром является одной из самых трудных в практическом освоении всех музыкальных дисциплин (занятия сольфеджио, на инструменте, хор), поэтому ритмическое сольфеджио существует в ряду важнейших составляющих каждого урока – интонационных упражнений, сольфеджирование по нотам, музыкального диктанта и т.д.,таким образом развитое чувство ритма существенно помогает учащимся в исполнительской практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_predmetu_solfedzhio_1_klass.docx | 28.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОРГНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им.А.В.Ливна»
План открытого урока по сольфеджио на тему: «МЕТРОРИТМИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В 1 КЛАССЕ»
Преподаватель: Сутыркина Ольга Александровна
Излучинск 2019г.
Пояснительная записка
Сольфеджио – комплексная дисциплина, где формируются навыки, позволяющие будущему музыканту свободно ориентироваться в сфере музыкально-выразительных средств. Одной из самых актуальных проблем современного преподавателя сольфеджио является проблема преподнесения сложного музыкально-теоретического материала как можно максимально просто и доступно. Ритм здесь играет одну из главных ролей. Работа над ритмом и метром является одной из самых трудных в практическом освоении всех музыкальных дисциплин (занятия сольфеджио, на инструменте, хор), поэтому ритмическое сольфеджио существует в ряду важнейших составляющих каждого урока – интонационных упражнений, сольфеджирование по нотам, музыкального диктанта и т.д. ,таким образом развитое чувство ритма существенно помогает учащимся в исполнительской практике. Научить умению чувствовать соотношение длительностей, пульсацию долей — одно из главных направлений работы на уроках сольфеджио с самого начального этапа обучения. Тема открытого урока «Метроритмическое восприятие на уроках сольфеджио в 1 классе».
Цели и задачи урока.
Цель:
- развитие и организация ритмического и мелодического слуха
- повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у обучающихся путём применения различных форммузыкальной деятельности.
Задачи:
1.Образовательные:
- Закрепить понятие ритма, ритмического рисунка на примере работы с ритмическими упражнениями.
- Привить детям начальные навыки сольфеджирования.
2. Развивающие:
- Развивать чувства метроритма.
- Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей.
- Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские.
- Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.
- Формировать в детях психологическое раскрепощение и коммуникабельность.
- Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».
3. Воспитательные:
- Воспитывать в детях любовь к сольфеджированию и музыкальной культуре в целом.
- Формировать в детях коммуникативные качества.
Этапы урока:
- Организационный: подготовка к занятию, подготовка атрибутов и дидактических материалов урока.
- Теоретический: подведение итогов, осознание знаний, умений и навыков; этап всесторонней проверкизнаний.
- Практический: сольфеджирование, исполнение заданий.
- Заключительный: выводы урока, подведение итогов, домашнее задание, поощрение участников.
Используемые методы:
- словесный,
- наглядный,
- практический,
- размышления,
- активизация музыкального опыта учащихся,
- закрепление знаний, умений, навыков в разных видах деятельности,
- поощрения, похвала.
Форма организации урока: групповая, фронтальная.
Тип урока: интегрированный урок систематизации и обобщения знаний.
Продолжительность урока: 60 минут
Используемые педагогические технологии
- Технология проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций. Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при игре на фортепиано, восприятии музыки, выполнении занимательных и интеллектуальных заданий.
- Технология развивающего обучения. Принцип последовательности в освоении учебного материала является одной из существенных тенденций в современном подходе к развитию ученика. Обязательным условием эффективного обучения должна быть система.Методы развивающего обучения можно разделить на 3 группы: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение музыкальной информации, творческое оперирование с учебным материалом.
- Технология формирования мотивации к деятельности. При разработке планов, при подборе материала к урокам учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся. Для этого содержание учебного материала должно быть доступным, исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в тоже время материал должен быть достаточно сложным и трудным.
- Здоровьесберегающая технология. Стиль общения педагога с учениками влияет на состояние здоровья школьников. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создает эффекта перегрузки. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию к изучению предмета, помогает вызвать положительные эмоции.
Оборудование и наглядные материалы:
- раздаточный материал: карточки с изображение длительностей
- дидактический материал: ритмические карточки;
- фортепиано
- ноутбук
- классная доска
План классной доски: оформляется учителем.
Содержание урока:
Дети приняты в школу без подготовительного отделения, возраст – 1 класс общеобразовательной школы. Мы, покажем вам, чему научились за 3 месяца учёбы, покажем то, над чем работаем.
Преподаватель:Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас здоровыми и счастливыми. давайте примем правильную осанку и настроимся на активную творческую работу на протяжении всего урока. Сегодня у нас не обычный урок. К нам пришли гости, и я думаю, мы с удовольствием покажем, как занимаемся на уроках сольфеджио, чему учимся и что уже знаем и умеем. Вы согласны?
Ответ детей
Преподаватель: Давайте начнём наш урок с музыкального приветствия!?
Дети: Давайте!
исполняется музыкальное приветствие
Преподаватель: Ребята, без чего не может существовать музыка?
Дети: без ритма.
Преподаватель: Правильно! С понятием метроритм мы с вами сталкивались не только на уроках сольфеджио, но и на уроке «Слушание музыки». Это одно из выразительных средств музыки. Давайте дадим определение что такое «Метр» и что такое «Ритм».
Дети:Метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей.
Ритм – это закономерное чередование долгих и коротких звуков.
Преподаватель: Молодцы, правильно! Какие бывают длительности?
Дети: Длинные и короткие.
Преподаватель: Какие длительности мы с вами знаем
Дети: Половинная, четверть, восьмые.
Преподаватель: Молодцы! Ребята, я предлагаю вам «погулять» по ритмическому лабиринту.
Задание 1.«Лабиринт»
Проговаривая ритмослогами каждую ритмическую группу дважды, обучающиеся стучат ритм.
Выполнение задания
Преподаватель: Очень хорошо! Ребята, посмотрите на стол. У меня много карточек, я попрошу четырёх обучающихся взять по одной карточке и выстроиться в линейку. У нас получился ритмический рисунок. Давайте простучим его «умными» ладошками (условными движениями.)
Дети стучат ритмический рисунок
Выполнение задания
Преподаватель:Молодцы! Очень хорошо! Скажите пожалуйста отчего ещё зависит ритм?
Дети: От размера.
Преподаватель: Правильно!Ритм зависит не только от длительностей, но и от размера, который ставится в начале мелодии. А что означают цифры в размере?
Ответ детей
Задание 2.«Найди ошибку»
Преподаватель на доске пишет ритмический рисунок. Задача обучающихся найти ошибку и правильно расставить тактовые черты.
Выполнение задания
Задание 3.«Угадай ритмический рисунок»
На доске выписано три ритмических рисунка. Один из обучающихся по своему выбору простукивает понравившийся ритмический рисунок, а остальные дети должны отгадать какой и простучать его проговаривая ритмослогами.
Выполнение задания
Преподаватель: Молодцы!
Задание 4. Вокально – интонационные упражнения.
- Пение гаммы в ритме заданном преподавателем.
- Пение номера с предварительным проговариванием нотного текста в ритме.
Выполнение задания
Задание 5.«Речевые потешки» (ритмическая партитура)
Выполнение задания
Вместе с преподавателем проговаривается с хлопками следующая фраза: «Киска учится считать». На доске записывается ритм слов. При помощи наводящих вопросов выясняется где ставится тактовая черта, какая доля в такте сильная, а какая слабая. Такая же работа выполняется с фразой: «Кисонька, глупая, что считать ты будешь?». Получившуюся ритмическую партитуру обучающиеся читают ритмослогами с хлопками, разделившись на две группы.
Задание 6. Ритмический диктант.
Преподаватель: И у нас осталось последнее и самое любимое задание — это ритмический диктант.
Каждому ученику раздается набор карточек с длительностями нот. Задача за 6 проигрываний(возможно меньше) выложить карточки согласно их порядку.
Домашнее задание.
Преподаватель:Вы сложили ритм, который я вам играла, а домашним заданием вам будет придумать свой ритм и записать его в тетрадь.
Подведение итогов:
Преподаватель: Ну, вот и подошел к концу наш такой насыщенный и сложный урок, где мы осваивали тему — метроритм. Какие понятия мы с вами, ребята, сегодня вспомнили?
Ответ детей (метр, ритм)
Вы сегодня очень хорошо поработали, у вас сегодня многое получилось потому, что вы работали не только каждый в отдельности, но и все вместе, дружной, командой, как единый ансамбль, как хор. А закончить урок мне бы хотелось словами музыковеда Эмиля Финкельштейна: «Ритм – это узоры музыкального времени, красивые и разумные.Метр размечает время, когда звукам появляться в узоре.Темп говорит, с какой скоростью разворачиваться узору.А сам узор, т.е. Ритм – это уже музыка!»Спасибо за работу!
Список использованной литературы:
- Ермакова О. уроки музыкальной литературы: первый год обучения – Ростов н/Д: изд. Феникс, 2018
- Жакович В.В. Музыкальная грамота для самых маленьких в сказках, стихах и картинках – Ростов н/Д: изд. Феникс, 2014
- Камаев А.Ф., Камаева Т.Ю. Азартное сольфеджио: метод. пособие по сольфеджио и теории музыки – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС; ЦРТС Доминанта, 2004
- Котляревская –Крафт М. Сольфеджио: учебное пособие для подготовительных отделений детских музыкальных школ – М. – С.-П.: изд. Музыка, 1995
- Фролов Ю. Сольфеджио. Подготовительный класс – Ростов н/Д: изд.Феникс,2000