Методический доклад «Игра учащихся в ансамбле как одна из важных мотиваций обучения в классе аккордеона»
О значении ансамблевой игры в музыкально-исполнительском развитии учащихся ДШИ в классе баяна, аккордеона
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ansambl.docx | 22.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методический доклад на тему:
«Игра учащихся в ансамбле как одна из важных мотиваций
обучения в классе аккордеона»
преподавателя по классу аккордеона МАУ ДО ДШИ
МО «Барышский район»
Ульяновской области
Прапорщиковой Ирины Васильевны.
Сегодня сложно представить себе мир без музыки: без нежных колыбельных песен, без романтических серенад, без вдохновляющих симфоний и, конечно, без оживлённой и популярной эстрады… Большинство, вероятно, сочли бы такую жизнь скучной и неинтересной. Музыка способна передавать весь диапазон человеческих чувств. Она обладает огромной силой, благотворно влияет и приносит радость всем – и молодым, и пожилым.
Музыка сегодня доступна миллионам. Одним нажатием кнопки или щелчком компьютерной мыши разнообразную музыку можно записывать, загружать из Интернета и воспроизводить на устройствах, которые легко помещаются в карман. Согласно исследованию, дети и подростки проводят от двух и более часов в день, слушая музыку и другие аудиозаписи, играя в различные компьютерные игры. Такая повсеместная тенденция объясняет, почему музыка и связанные с ней технологии стали сегодня прибыльным делом, переместившись в сферу большого бизнеса.
Недооценка роли искусства в развитии личности, увеличение учебной нагрузки в общеообразовательных школах – все это ведет к неоднородности контингента учащихся школы искусств по уровню способностей и потребностей. Конечной целью обучения все равно остается формирование в процессе обучения общей культуры личности, навыков содержательного досуга и перехода на более высокую ступень музыкального образования.
Большую роль в разностороннем воспитании личности, развитии обучающегося, как музыканта-исполнителя, безусловно, играет коллективное музицирование – ансамбль. Ансамблем в музыке называют группу из двух или более музыкантов, исполняющих совместно музыкальное произведение, а также само произведение, написанное для такой группы музыкантов.
Самое важное и ценное из того, что приносит исполнителю игра в ансамбле -это включение в музицирующий коллектив, ощущение радости от совместной игры.
Определение «хороший ансамбль» характеризует слаженность исполнения и единство творческих устремлений участников, выражение «чувства ансамбля» подразумевает способность музыканта к совместной игре и приобретение особых навыков коллективной игры.
Традиция совместной игры произведения на нескольких хроматических гармониках или на баянах возникло с появлением инструмента. Появление первой хроматической гармоники в России относится к семидесятым годам 18 века. И сейчас ансамбли баянистов и аккордеонистов пользуются успехом у публики благодаря их широким художественно-выразительным и техническим возможностям. В нашей местности, несмотря на общий спад интереса, престижа к народному исполнительству, выступления различных ансамблей приветствуются как знатоками музыки, так и широкой аудиторией. Такие выступления развивают учащихся не только, как музыкантов, но и как активных пропагандистов академической и народной музыки.
Для ансамблей характерно слитное звучание, широкий диапазон и разнообразие нюансов. Ансамбль – это форма коллективных занятий, где дети чувствуют и раскрываются по-другому, чем в индивидуальных занятиях, у них появляется чувство уверенности и комфортности. При игре в ансамбле развиваются следующие важные качества учащихся, как музыкантов-исполнителей: умение слушать себя, партнёра, общее звучание; воспитание, чувство ритма; чувство приобретения свободного владения текстом и расширения музыкального кругозора.
Привитие навыков ансамблевой игры требует систематической и тщательной целенаправленной работы в классе ансамбля в течение длительного времени. По учебному плану занятия в классе ансамбля начинаются со 2 класса, в своей педагогической деятельности наиболее одарённых я приобщаю к работе и концертным выступлениям учащихся 1 класса. В своей практике стараюсь приобщать к работе в классе ансамбля не только наиболее одарённых детей, но почти каждого учащегося. Игра в ансамбле значительно повышает интерес к занятиям музыкой, а также стимулирует и активизирует работу менее одарённого учащегося, когда он видит и анализирует успехи более сильных учащихся.
В коллективном музицировании ученик приобретает музыкальную гибкость, свободу, навыки быстрого реагирования в случае ошибок. Партнёрами в игре могут быть: преподаватель, ученики, кто-нибудь из членов семьи (музыкантов). При игре в ансамбле каждому учащемуся хочется показать себя с лучшей стороны и поэтому возникает нечто вроде соревнования, стимулирующего более внимательную игру.
При организации ансамбля стараюсь не руководствоваться формальным признаком принадлежности учащегося по определённому классу, а придерживаюсь того, чтобы индивидуальные качества каждого участника ансамбля дополняли друг друга, это расширит исполнительские возможности ансамбля.
При подборе членов ансамбля педагог должен хорошо продумать распределение по партиям. Партии должны соответствовать исполнительским возможностям учащихся. При завышении трудностей партии учащийся будет долго учить её и просто плохо исполнять. При занижении - ученик не получит от занятий в ансамбле творческого удовлетворения, не разовьется интерес к исполнению, творческому подходу.
Важное значение в работе ансамбля имеет достижение в нем равновесия силы звучности каждой партии. Исполнители аккомпанирующих партий должны хорошо слышать мелодию и учитывать характер и фразировку. При исполнении полифонического произведения педагогу важно суметь определить значение и место каждого голоса, а также их динамическую связь.
Необходимо также учитывать, что немаловажный фактор успешной игры –размещение участников ансамбля. Каждый учащийся должен иметь возможность слышать и видеть всех участников и быть, в свою очередь, слышимым и видимым каждым из них. Также расположение ансамбля должно быть таким, чтобы слушатель воспринимал весь ансамбль в целом, а не отдельные его партии. Педагог должен решить какое расположение лучше подходит для каждого ансамбля с учётом качества инструментов, силы звука исполнителя и т.п. Расстояние между исполнителями должно обеспечивать слитное, цельное звучание и в тоже время свободу движений при игре каждого участника ансамбля.
Успех работы в классе ансамбля во многом зависит не только от активной работы учащихся, но и от самого педагога. Он должен знать материал, который составляет репертуар ансамблей, и тщательно изучить каждое произведение, входящее в работу ансамбля. Педагог должен не только прослушивать запись произведения, но и самому играть ансамблевую партитуру на инструменте. Проигрывая произведение, нужно стремиться воспроизвести все динамические оттенки и фразировку, которые будут требоваться от учащихся. Педагог, анализируя разучиваемое произведение, должен определить его форму, тональности, выявить главные и побочные темы, частные и главную кульминации, установить темп. В результате такой работы педагогу необходимо составить план работы над произведением.
Работу ансамбля над произведением можно разделить на три этапа:
1.знакомство ансамбля с произведением в целом;
2.техническое освоение выразительных средств;
3.работа над воплощением художественного образа произведения.
На первом этапе главным является создание у учащихся общего впечатления от произведения в целом. Педагог должен познакомить учащихся с автором произведения, музыкальным стилем, жанром произведения и временем его создания. При детальном изучении определяется тональность, размер, темп, анализируются художественные и стилевые особенности, форма.
Для лучшего восприятия учащимися задания педагог может представить произведение в собственном исполнении или в звукозаписи.
Главным моментом на втором этапе является преодоление учащимися технических трудностей. Раскрытие образа требует от каждого участника овладения всеми видами техники исполнения. Работа над техникой связана с работой над воплощением художественного образа и постепенно становится осмысленной, интересной для учащихся.
Заключительный этап работы над произведением - репетиция всего ансамбля. На репетиции проигрываются несколько раз отдельные места произведения, но не должно быть механического повторения без поставленной цели. При проведении репетиции одной из основных задач педагога является достижение максимальных результатов, важен темп занятий. Игра учащихся должна прерываться только для конкретных замечаний педагога.
Очень важным в работе ансамбля является использование технических средств. Прослушивание участниками ансамбля своего исполнения со стороны помогает им слышать свои ошибки, неудачное исполнение отдельных мест. Прослушивание должно быть многократным, от одного занятия к другому, чтобы учащиеся видели результаты своей работы в их развитии.
Важным аспектом игры в ансамбле является то, что она предполагает усиленное внимание к партнёру, стремление к сопереживанию. Участнику ансамбля необходимо очень внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии. Также полезно каждому участнику коллектива ознакомиться с партией своего партнера.
Одним из факторов успешной работы в классе ансамбля является подбор интересного материала. Подбор репертуара играет решающую роль в воспитании музыканта-исполнителя, в формировании и совершенствовании мастерства, развивает художественный вкус, мышление, техническое мастерство.
В выборе репертуара педагог должен учитывать музыкальные данные каждого участника ансамбля: технической подготовленности, особенностей исполнительского аппарата, музыкального слуха, художественного вкуса, эмоционального вкуса, способности образно мыслить.
В программу моего класса ансамбля аккордеонистов я включаю полифонические произведения, произведения композиторов-классиков (русских и зарубежных), обработки народных песен и танцев, произведения оригинального жанра и современных композиторов, т.е. репертуар должен быть содержательным, разнообразным, обогащающим художественный вкус, а по техническим возможностям не превышать предельных возможностей участников.
Логическим завершением совместной работы над произведением педагога и учащихся является концертное выступление. Концерт всегда приносит учащимся нечто новое. Обстановка зала, скопление публики и то, что исполнители находятся в центре всеобщего внимания - всё это делает исполнение ансамбля качественно отличным от игры в обычной, классной обстановке.
Концерту предшествует генеральные репетиции. На такие репетиции я приглашаю слушателей из числа педагогов в школе, а также родителей, что помогает учащимся ощутить обстановку, близкую к концертной, привыкнуть к новым условиям и впоследствии справиться с волнением на самом концерте, чувствовать полную свободу и ответственность. В моей практике концерты, на которых публика - родители учащихся, проходят два раза в год, а также учащиеся совместно с родителями организуют семейные домашние музицирования и постоянно выступают в концертах, конкурсах различного уровня.
Немаловажное значение имеет беседа с участниками ансамбля о внешнем виде и поведении их на эстраде - выходе, посадке, поклоне, уходе. Выполнение требований дисциплины на сцене создаёт определённое впечатление у публики, способствует внутренней собранности каждого участника ансамбля, повышает чувства ответственности.
После концерта, на следующем занятии, педагог должен обсудить с учащимися итоги выступления, обратив их внимание на недостатки и выяснить их причины, отметить положительные и отрицательные моменты. В этом поможет также просмотр видеозаписи выступления, что даст возможность музыкантам проанализировать собственное исполнение, увидеть допущенные ошибки.
Концертное выступление активизирует, сплачивает участников ансамбля, повышает уровень музыкального, эмоционального состояния, внимания и приносит ощущение радости от общения с музыкой, от самого процесса игры. Успех концерта зависит от степени подготовки, уровня мастерства педагога и его воспитанников.
Концертная практика развивает артистичность, творческое внимание, чувство ответственности, а также служит благородной цели популяризации русского народного инструмента аккордеон.
Использованная литература:
- «Оркестровый класс, класс ансамбля народных инструментов» (Москва, 1972г.)
- «Музицирование в классе баяна, аккордеона» (Москва, 2008г)
- Ю. Акимов « Баян и баянисты» (1974г.)
- Ушенин В. Школа ансамблевого музицирования баянистов (аккордеонистов) , 2011г.
- А.Демидов «Вопросы формирования ансамбля русских народных инструментов. Вопросы исполнительства на народных инструментах». Вып 1, 2004г.