ДПОП в области музыкального искусства Фортепиано Струнные инструменты (вариативная часть) Фольклорный ансамбль

Сутыркина Ольга Александровна

Целевая направленность программы «Фольклорный ансамбль» -введение учащихся в мир фольклорного искусства, формирование первоначальных умений знаний о народном, традиционном песенном творчестве.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                                                «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им.А.В.ЛИВНА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАМА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА                                                           «ФОРТЕПИАНО»                                                                                           «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНЫ»

Предметная область                                                                                                        В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Программа по учебному предмету                                                                            В.03.УП.03.ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ

Срок обучения 1 – 4  класс

Возраст обучающихся 6 лет 6 месяцев до 9 лет                                                                                      

п.г.т. Излучинск                                                                                                           2019г.

Согласовано

Педагогическим советом

«___»________2019 г.

Утверждаю

Директор МАОДО «ДШИ им.А.В.Ливна»

________________Т.И. Солонина

Рабочая учебная программа по предмету «Фольклорный ансамбль» составлена на основе Федеральных государственных требований; программы разработанной РОСКИ  к дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты»

Составитель:

Сутыркина Ольга Александровна – преподаватель теоретического отделения, руководитель фольклорного ансамбля.

Структура  программы  учебного  предмета

I. Пояснительная записка

-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-Срок реализации учебного предмета

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной   организации на реализацию учебного предмета

-Сведения о затратах учебного времени

-Форма проведения учебных аудиторных занятий

-Цели и задачи учебного предмета

-Структура программы учебного предмета

-Методы обучения

-Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

-Учебно-тематический план

III. Требования к уровню подготовки учащихся

-Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

-Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

-Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы и средств обучения

-Методическая литература

-Учебная литература

-Средства обучения

  1. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательномпроцессе.

Программа учебного предмета «Фольклорный ансамбль» разработана насучетомфедеральныхгосударственныхтребованийкдополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе вобласти музыкального искусства «Фортепиано» «Струнные инструменты», относится к вариативной части предметной области и способствует формированию у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства; воспитанию активного зрителя, участника творческой самодеятельности.                                 Целевая направленность программы «Фольклорный ансамбль» -введение учащихся в мир фольклорного искусства, формирование первоначальных умений знаний о народном, традиционном песенном творчестве.                                                                                        Детский музыкальный фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения -это оригинальный и многообразный пласт музыкального народного творчества, богатейшей песенной культуры. Через музыкальный фольклор (песни, игры, потешки, прибаутки) ребенок познает окружающий мир, развивается физически и духовно, овладевает родным языком, осваивает навыки музыкального интонирования.                                                Данная программа решает следующие задачи:

  • Создание условий для становления гражданских позиций личности.
  • Развитие национального самосознания личности, как проявление общечеловеческих ценностей.
  • Включение учащегося в такую систему деятельности и отношений, которая обогащает их положительный опыт.

На занятиях фольклорного ансамбля проводится идея комплексного подхода в развитии детей –соединение музыки, хореографии, народных обрядов и традиции и необходимости психолого-педагогического изучения каждого ребенка. И в плане общения в коллективе, бережное отношение к каждому ребенку.                                                                                В программе предусмотрены различные виды деятельности:

  • игра,
  • беседа,
  • прослушивание традиционного, песенного материала
  • пение, развитие
  • работа с музыкально-шумовыми инструментами,
  • разучивание основ народного танца,
  • театрализация игровых песен,
  • работа над  звукоизвлечением ,
  • участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.

Срок реализации учебного предмета

Срок освоения программы «Фольклорный ансамбль» составляет 4 года. Продолжительность учебных занятий в 1 классе –32недели, со 2 – 4 класс – 33 недели.                                                                                                        Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета                Объем учебного времени составляет в1 классе  48 часов максимальной учебной нагрузки, со 2 – 4 класс – 49,5 часов максимальной нагрузки, из них: 32 /33 часов –аудиторная нагрузка,  16/16,5 часа –самостоятельная работа.

1 год

2 год

3 год

4 год

ИТОГО

Продолжительность учебных

занятий (в неделях)

32

33

33

33

-

Количество часов на

аудиторные занятия (в неделю)

1

1

1

1

-

Аудиторная

32

33

33

33

131

Внеаудиторная

(самостоятельная)

16

16,5

16,5

16,5

65,5

Максимальная учебная

нагрузка

48

49,5

49,5

49,5

 196,5

Обоснованием объема учебной нагрузки являются Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

  • Аудиторные занятия:

1 – 4 годы обучения –по 1 часу в неделю.

  • Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

1 – 4 годы обучения –0,5 часа  в неделю.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Учебные аудиторные занятия проводятся в форме мелкогрупповых занятий (от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.

Цель и задачи учебного предмета

Цель:

Формирование умений изнаний в области народной песенной традиции

Задачи:

Образовательные

  • освоение аутентичной народной манеры пения;
  • изучение и освоение традиционного музыкального фольклора;
  • развитие музыкального слуха, ритма и движения;
  • координация пения и движения;

Воспитательные

  • расширение кругозора: изучение и освоение традиций, обрядов;
  • воспитание любви и уважения к традициям своей Родины и других народов;

Развивающие

  • развитие творческо-исполнительских навыков и умений учащихся нафольклорной основе;
  • развитие сценического мастерства средствами театральных представлений,народных праздников, концертов.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Структура программы отражает все аспекты работы преподавателя сучеником и содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения. Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • наглядный (наблюдение, демонстрация);
  • практический (упражнения, воспроизводящие и творческие, творческиепоказы).

Методика работы с фольклорным ансамблем, предложенная в программе, универсальна и может работать на любом локальном стиле традиционной культуры.                                                                                                        Она включает в себя конкретные формы разнообразной практики, которые позволяют в полном объёме комплексно изучить традиционную культуру любой этнографической местности, реализовать методику музыкально-эстетического воспитания детей посредством фольклора.        Содержание уроков основано на изучении традиционного фольклора.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Минимально необходимый для реализации в рамках образовательной программы учебного предмета «Фольклорный ансамбль» перечень аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

  • учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий, концертный зал с роялем/ фортепиано;
  • звукотехническое оборудование (проигрыватель пластинок и компакт дисков, магнитофон, видеомагнитофон, персональный компьютер);
  • библиотеку и помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал/класс);
  • наличие сети Интернет.

  1. Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план погодам обучения (классам)

Календарно-тематические планы по годам обучения отражают последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета.        В репертуар предмета «Фольклорный ансамбль» включаются произведения народнойпесенной традиции различных жанров:

  • песни календарных праздников (колядки, подблюдные, масленичные, веснянки, волочебные, троицкие, жнивные, осенние);
  • песни свадебного обряда (величальные, корильные, плясовые, лирические, плачи);
  • материнский фольклор (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки);
  • музыкальные игры;
  • хороводы;
  • пляски;
  • лирические протяжные песни;
  • эпические песни (былины, исторические песни, духовные стихи, баллады).

Календарно-тематический план

1 класс (1 год обучения)

п/п

Тема

Количество часов

Основы вокально-хоровой работы:

певческая установка, навыки пения стоя и сидя.

Постановка дыхания (дыхание перед началом пения,

одновременный вдох и начало пения, задержка дыхания перед началом пения). Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемой песни. Смена дыхания в процессе пения, развитие навыков цепного дыхания. Выработка естественного и свободного звука, отсутствие форсирования звука. Способы формирования гласных в различных регистрах. Развитие дикционных навыков, взаимоотношение гласных и согласных в пении.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата за

счёт активизации губ и языка. Развитие диапазона и

интонационных навыков. Развитие ансамблевых навыков, выработка активного унисона, ритмической

устойчивости и динамической ровности в произнесение текста.

В вокально-хоровой работе может быть использован

следующий музыкальный материал:

фрагменты из простейших народных песен, имитация

зовов животных, специальные упражнения.

8

Малые фольклорные формы устной традиции: игры и

считалки, дразнилки, страшилки, загадки, скороговорки

4

Музыкальные фольклорные игры (круговые формы).

4

Прибаутки и потешки в одноголосном изложении с сопровождением музыкального инструмента (балалайка, гармонь)

4

Игровые хороводы в одноголосном изложении и в

сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь)

5

Колыбельные в одноголосном изложении  

3

Частушки, небылицы в одноголосном изложении

и сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь).

4

ИТОГО

32 часа

2 класс (2 год обучения)

п/п

Тема

Количество часов

Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона,

интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения.

5

Игры/музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов).

4

Материнский фольклор – пестушки, потешки, прибаутки в одноголосном изложении без сопровождения.

2

Материнский фольклор – колыбельные в одноголосном изложении с элементами обыгрывания.

2

Частушки и небылицы в одно-двухголосном изложении (терцовая втора)

2

Исполнение сказок и музыкальных сказок с элементами хореографии и распределением по ролям персонажей

3

Хороводные и плясовые песни в одно- двухголосном изложении (терцовая втора) с элементами народной хореографии и музыкальным сопровождением

4

Зимние календарные песни, колядки в одноголосном изложении, с распределением по ролям персонажей

3

Масленичный цикл: песни встречи и проводов

Масленицы, масленичные частушки и игровые песни. Одно-двухголосное изложение (бурдонное многоголосие)

4

Весенние заклички в одноголосном изложении

4

ИТОГО

33 часов

3 класс (3 год обучения)

п/п

Тема

Количество часов

Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона,

интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения.

5

Музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов).

4

Хороводные и хороводно-игровые песни в двухголосном изложении без сопровождения, с хореографическими элементами

4

Шуточные и плясовые песни в двухголосном изложении без сопровождения, с хореографическими элементами.

3

Частушки, шуточные припевки, небылицы в

двухголосном изложении с сопровождением и a

cappella, с элементами движения

3

Песни святочного периода – колядки, подблюдные, христославия, святочные хороводы в двухголосном изложении без сопровождения

3

Масленичный обряд - Проводы Масленицы.

Песни, частушки, прибаутки и пляски. Театрализованная постановка

3

Весенние заклички и хороводы в одно- двухголосном

изложении без сопровождения, с элементами хореографии.

4

Освоение импровизационных приёмов на материале

пройденных жанров народной песни

4

ИТОГО

33 часов

4 класс (4 год обучения)

п/п

Тема

Количество часов

Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона,

интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения. Работа над навыками двух- и трёхголосного исполнения.

5

Загадки и дразнилки, музыкальные игры (повторение

пройденных и разучивание новых образцов)

3

Частушки, небылицы, шуточные припевки в двух- и

трёхголосном изложении с сопровождением

4

Хороводные и хороводно-игровые песни в двух- и

трёхголосном изложении без сопровождения, с

постановкой танца. Освоение простого и переменного

шага.

4

Плясовые и шуточные песни в двух- и трёхголосном

изложении без сопровождения, с постановкой танца

4

Песни святочного периода – колядки, подблюдные, христославия, святочные хороводы в двухголосном изложении без сопровождения. Постановка обряда колядования.

3

Весенние календарные песни: весенние заклички в

гетерофонном изложении без сопровождения;

приуроченные хороводы

3

Песни праздников осеннего календаря

(Новолетие, Кузьминки)

4

Скоморошины в двух- и трёхголосном изложении.

Солдатские строевые песни в двух- и

трёхголосном изложении с постановкой движения

3

ИТОГО

33 часов

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результат освоения программы «Фольклорный ансамбль» направлена на приобретение обучающихся следующих знаний, умений и навыков:

  • знание начальных основ песенного фольклорного искусства, а также особенностей оформления нотации народной песни;
  • знание характерных особенностей народного пения, вокально- хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства, художественно-исполнительских возможностей вокального коллектива;
  • знание музыкальной терминологии;
  • умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах фольклорных коллективов;
  • умение самостоятельно разучивать вокальные партии;
  • умение сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций, в том числе, исполнения театрализованных фольклорных композиций;
  • навыки фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;
  • практические навыки исполнения народно-песенного репертуара;
  • навыки владения различными манерами пения;
  • навыки аккомпанирования голосу в процессе работы, а также в концертном исполнении вокальных произведений различных жанров; навыки публичных выступлений.

Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения:

По результатам первого года обучения учащийся демонстрирует:

знания:

  • 4 игровые песни
  • шуточные песни
  • хоровод

        умения:

  • участвовать в играх и обрядах народного календаря;

По результатам второго  года обучения учащийся демонстрирует:

знания:

  • 8 игровых песен (запевы, текст, правила игры)
  • 3 календарные песни (запевы, текст, в какое время исполняется)
  • 2 хороводных песни (запевы, текст, фигуру танца)
  • применять полученные знания в практической деятельности.

По результатам третьего года обучения учащийся демонстрирует:

знания:

  • 12 игровых песен (за все года обучения)
  • 3 шуточных песни (запевы, текст, подголосок в 1 произведении пробовать)
  • 5 календарных песен (запев, текст, подголосок в 1 произведении)
  • 5 хороводных песенки
  • 2 плясовые песни (петь, танцевать, подыгрывать на шумовых инструментах)

        Применять свои навыки в концертной и фестивальной жизни коллектива.

По результатам четвёртого года обучения учащийся демонстрирует:

знания:

  • Разбирается в вокальных жанрах русского фольклора (хороводная песня, игровая, лирическая и т.д)
  • Умение держать основной голос в многоголосье, умение петь подголосок либо нижний голос.
  • Может различать вокальные традиции России
  • Знает основные фольклорные праздники и подходящий к ним репертуар

Использует свои навыки в концертной, фестивальной, конкурсной деятельности коллектива.

  1. Формы и методы контроля система оценок

Аттестация: цели, виды, формы, содержание.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются: систематичность, учёт индивидуальных особенностей обучаемого и коллегиальность. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носитьстимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.                                                                         Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии.                                                                                        Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, её корректировку и проводится с целью определения:

  • качества реализации образовательного процесса;
  •  качества теоретической и практической подготовки по учебномупредмету;
  •  уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося наопределенном этапе обучения.

Формы аттестации – контрольный урок, зачёт, экзамен. В случае, если по предмету «Фольклорный ансамбль» промежуточная аттестация проходит в форме академических концертов, они могут быть приравнены к зачетам или контрольным урокам.                                                                                 Виды промежуточной аттестации:академические концерты, исполнение концертных программ, прослушивания, творческие просмотры, творческие показы, театрализованные выступления.                                         Итоговая аттестация может проводиться в виде концерта (театрализованного выступления), исполнения концертных программ, творческого показа.

Контрольные требования на разных этапах обучения:

Контрольные задания в рамках текущих аттестаций могут включать в себя индивидуальную сдачу отдельных песен или партий, индивидуальный показ других форм работ (элементы хореографии, игра на этнографических инструментах).                                                                                                 Методы контроля в промежуточных и итоговой аттестации должны быть направлены на оценку сформированных навыков сценического выступления, ансамблевого взаимодействия.                                                 Критерии оценки качества исполнения Критериями оценки качества исполнения могут являться:

  • точное знание слов песни;
  • точное знание партии;
  • стремление к соответствующей стилю манере пения;
  • стремление к соблюдению диалектных особенностей;
  • эмоциональность исполнения;
  • соответствие художественному образу песни

По итогам исполнения программы на зачёте, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 (отлично)

Выступление участников ансамбляможет быть названо концертным.Яркое, экспрессивное выступление,блестящая, отточенная вокальнаятехника, безупречные стилевыепризнаки, ансамблевая стройность,выразительность и убедительностьартистического облика в целом

4 (хорошо)

Хорошее, крепкое исполнение, сясным художественно-музыкальнымнамерением, но имеется некотороеколичество погрешностей, в том числевокальных, стилевых и ансамблевых

3 (удовлетворительно)

Слабое выступление. Текст исполнен неточно. Удовлетворительные музыкальные и технические данные, но очевидны серьёзные недостатки звуковедения, вялость илизакрепощенность артикуляционного аппарата. Недостаточность художественного мышления и отсутствие должного слухового контроля. Ансамблевоевзаимодействие на низком уровне.

2 (неудовлетворительно)

Очень слабое исполнение, безстремления петь выразительно. Текст исполнен, но с большим количеством разного рода ошибок. Отсутствует

ансамблевое взаимодействие.

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

Основная форма учебной и воспитательной работы – урок, обычновключающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и учащихся над песней, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы участников ансамбля. Урок может иметь различную форму:

  • работа над вокальным и артикуляционным аппаратом;
  • постановка дыхания;
  • разбор музыкального материала по партиям
  •  работа над партитурой;
  • постановка концертных номеров и т.п.

Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с вокальным

показом необходимых фрагментов музыкального текста, а также прослушиванием первоисточников. Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, а также уровня подготовки.                                                         На репетициях фольклорного ансамбля преподаватель должен решатьцелый ряд задач: формирование вокально-исполнительского аппарата учащегося; воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и певучести звучания;

  • овладение различными певческими стилями;
  • работа над важнейшими средствами музыкально-художественного исполнения(точность прочтения музыкального текста, выразительность интонации,ритмическая четкость, соблюдение динамики, фразировки, диалекта,особенностей формообразования).

Правильная организация учебного процесса, успешное всестороннее развитиемузыкально-исполнительских данных учащихся зависят от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

Особенности работы с фольклорным ансамблем, предусмотренные данной программой, заключаются в подробном изучении подлинных народных традиций. Освоение материала в первую очередь должно идти через обращение к первоисточникам (аудио прослушивание, видео-просмотр, непосредственный контакт с носителями традиции). Важны также навыки работы с нотными и текстовыми расшифровками песенного материала.                 Самая главная задача для участников процесса – научиться петь не строго заученными партиями, а создавать свою, каждый раз новую версию исполняемой песни в стилевых рамках заданного материала. Необходимо научиться музыкально- поэтической, а также комплексной импровизации, в рамках жанровых истилистических особенностей песенного образца.        Значительное место в освоении программы занимает работа над изучением диалекта того или иного певческого стиля, поскольку диалект влияет на формирование певческой и тембральной позиции.                                 Музыкальный фольклор, как синкретический вид искусства, предполагает одновременное овладение певческим, инструментальным, хореографическим и драматическим исполнительством. Такой подход позволит обучающимся по данной программе качественно усвоить пройденный материал, овладеть необходимыми певческими и исполнительскими навыками и принимать активное участие в творческой деятельности коллектива.

  1. Списки рекомендуемой методической и нотной литературы, аудио и видеоматериалов
  1. Алексеев А. Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и ДальнегоВостока. Новосибирск, «Наука», Сибирское предприятие РАН, Серия книг«Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»
  2. Ананичева Т. Песенные традиции Поволжья. М., «Музыка», 1991 3. ВендинаТ.И., Попов И.А. Атлас русских народных говоров, 2004
  3.  Карачаров И.Н. Песенные традиции бассейна реки Пселл.Белгород, «Крестьянское дело», 2004
  4. Костюмы Курской губернии, Курск, 2008
  5. Красовская Ю.Е. Человек и песня. Библиотечка «В помощь художественнойсамодеятельности» № 14. М., «Советский композитор», 1989
  6. Куприянова Л.Л. Русский фольклор, учебник (1-4 классы), «Мнемозина»,2002.
  7. Колотыгина И.А. Песни Ставропольского края. Исторический очерк //Музыкальный фольклор. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 15. – М., 1974. – С. 65 -78
  8.  Мельник Е. Варженские певицы и их песни. М., «Советский композитор», 1986.
  9. Новицкая М.Ю. От осени до осени. Хрестоматия. Издание центраПланетариум. М., 1994.
  10. .Прокопец О.Н. Традиционная культура Тульского края. М., 1998
  11. Руднева А.В.Курские танки и карагоды. М.,1975

Список рекомендуемой нотной литературы

  1. Анисимова А.П. Песни и сказки Пензенской области Пенза,1953
  2. Бондарева Н. Русские народные песни Алтайского края. М., 1995
  3. Ведерникова Н.М. Фольклор Калужской губернии. ООО Издательство «Родник», 1998
  4. Веретенников И.И. Южнорусские карагоды. Белгород, «Везелица»,1993
  5. Власов А.Н. «А в Усть-Цильме поют». Сборник. Издательство «ИнКа»,1992
  6. Гилярова Н.Н. Музыкальный фольклор Рязанской области. 2-е издание. - Рязань: ОНМЦ, 1994
  7.  Гилярова Н.Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области. М., 1985
  8. Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. «Советский композитор», 1989
  9. Ефименкова Б.Б. Северная причеть. М., «Советский композитор», 1980
  10. Мехнецов А.М. Лирические песни Томского Приобья. Л., «Советский композитор», 1986
  11. Мехнецов А.М. Хороводные песни, записанные в Томской области. Л. «Советский композитор». 1973
  12. Померанцева Э.В. Фольклор Ярославской области. Ярославское издательство,1958
  13. Потанина Р.П. Обрядовые песни русской свадьбы Сибири. Новосибирск, «Наука», 1981
  14. Рубцов Ф.А. Русские народные песни Смоленской области в записях 1930-1940-х годов. Ленинград. Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1991
  15. Савельева Н.М. Календарные и свадебные песни села Верещаки Брянской области. Сборник. Брянск, 1993
  16. Савельева Н.М. Сумские песни. М., МГК им. Чайковского, 1995 Тархова А.,
  17. Мальков Н. Песни села Канаевки. Пенза, 2006
  18. Терентьева Л.А. Народные песни Куйбышевской области. Куйбышевский государственный институт культуры, 1983
  19. Фёдоров А.И. Хороводные и игровые песни Сибири. Новосибирск, «Наука», 1985
  20. Христиансен Л.Л. Уральские народные песни.
  21. Щуров В.М. Русские песни Алтая. Выпуск 1. Песни Убино- Ульбинской долины.М., «Композитор», 2004
  22. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. Исследования. М., «Советскийкомпозитор»,1987.

Список рекомендуемых аудио и видеоматериалов аудио и граммофонные записи этнографических исполнителей и коллективов

  1. Антология. «Музыкальный фольклор СССР», «Фирма Мелодия», 1989. Пластинка 1 «Народная музыка южной России», пластинка 2 «Песни русского казачества» 34
  2. Антология. «Музыкальное творчество народов СССР», Музыкальный фольклор средней полосы России и Поволжья, «Фирма Мелодия», 1990
  3. Антология. «Музыкальное творчество народов СССР», Русская народная музыка Севера и Сибири, ВТПО «Фирма Мелодия», 1990
  4. Антология. «Музыкальное творчество народов СССР», Музыкальный фольклор западной России, «Фирма Мелодия», 1990
  5. «Антология народной музыки. Душа народа». «Фирма Мелодия», 2009
  6. Песни Вятской губернии и Белорусского Полесья. (Аудио приложение к книге М. Л. Копыловой «В поисках костяной иглы») , 2005: Экспедиционные записи Вятской губернии «Календарь» и «Свадьба»
  7. Из коллекции Кабинета народной музыки Воронежской государственной академии искусств, выпуски 1-8, «Фольклорный ансамбль села Фощеватово Белгородской области», «Фольклорный ансамбль села Плёхово Курской области», «Фольклорный ансамбль Русская Буйловка Воронежской области», «Фольклорный ансамбль села Глуховка Белгородской области», «Фольклорный ансамбль сел Пузево и Гвазда Воронежской области», «Фольклорный ансамбль «Воля» Воронежского государственного института искусств»
  8. Из собрания фонограмм архива Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, «Эпические стихи и притчи Русского Севера», 1986
  9.  Из собрания фонограмм архива Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, «Музыкальный эпос русского севера», 2008 год
  10. Народный календарь. Песни народных праздников и обрядов. Выпуски 1 и 2. «Фирма Мелодия», 1989
  11. Традиционное искусство Поозерья. «Вечериночная музыка». «Мелодия», 1990
  12. «Казаки – некрасовцы на концерте в Московской консерватории». «Мелодия», 1984.

Записи фонотеки отдела РНХ музыкального колледжа им. Гнесиных:

  1. Западнорусский певческий стиль: песни Брянской, Калужской, Псковской и Смоленской областей
  2. Казачья певческая традиция: Дон, Кубань, Некрасовцы, Оренбургские казаки,Терцы
  3. Северный певческий стиль: песни Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Мурманской областей
  4. Сибирская певческая традиция: песни Кемеровской, Новосибирской,Омской, Свердловской областей и Красноярского края
  5. Средне-Волжский певческий стиль: Пенза, Саратов, Ульяновск, Уфа
  6. Среднерусский певческий стиль: песни Ивановской, Костромской,Московской и Тульской областей
  7. Уральская певческая традиция: заводской фольклор
  8. Южнорусская певческая традиция: песни Белгородской,Воронежской,Курской, Липецкой, Рязанской областей.

Другие аудио и видеоматериалы:

  1. Цикл видео фильмов «Мировая деревня» и «За околицей»;
  2. Телевизионные передачи из цикла «Странствия музыканта» ТМК«Россия- Культура»;
  3. Экспедиционные записи отечественных фольклористов: Гиляровой Н.Н,Кабанова А.С., Красовского А.В., Медведевой В.Н., Мехнецова А.М., ПушкинойС.И., Щурова В.М. и др.