Концерт-лекция на тему "Это причудливое барокко"

Мячина Ольга Ивановна

Лекция о  стиле барокко  и музыкальные иллюстрации учащихся фортепианного отделения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moudod_kontsert-lektsiya_barokko_.docx29.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                        Моудод «Верхнемамонская ДШИ»

Концерт-лекция на тему «Это причудливое Барокко»

На  отделении «Фортепиано»

                               Подготовила

                               преподаватель  теоретических              

                            дисциплин  Мячина О.И.

                2018год

Внеклассное мероприятие: лекция-концерт "Это причудливое Барокко»"

Автор: Мячина Ольга Ивановна , преподаватель МОУДОД «Верхнемамонская ДШИ ».
Описание материала: внеклассное мероприятие разработано для обучающихся «Детских школ искусств» как отделения  «Фортепиано» и их родителей, так и для обучающихся других отделений. Ведущие могут так же являться участниками концерта. В мероприятии может быть использована презентация, или просто иллюстрации, и аудиозаписи. Конспект может быть полезен для преподавателей "Детских школ искусств" и музыкальных школ.
Внеклассное мероприятие
Лекция-концерт для обучающихся и родителей класса преподавателя Мячиной О.И.
«Это причудливое Барокко»»
Цель: создание условий, способствующих повышению творческой активности обучающихся и повышения мотивации к обучению.
Задачи:
1. Повысить мотивацию к обучению игре на инструменте.
2. Создать условия для раскрытия творческих способностей.
3. Развивать артистизм, эмоциональность, свободу исполнения на публике.
4. Закрепить и совершенствовать знания, умения и навыки.
5. Способствовать эстетическому развитию и воспитанию обучающихся.
6. Способствовать повышению интереса родителей к творческой жизни детей.

Используемые материалы:   фортепиано, медиацентр , проектор, ноутбук.

Ход мероприятия

Вступительное слово педагога
Здравствуйте, уважаемые родители, обучающиеся и гости! Мы рады приветствовать вас на нашем  концерте старинной музыки. Представляю наших ведущих- это учащиеся фортепианного отделения Безмельницина Виктория и Пожидаев Никита.

(Мп3)  №1 менуэт Боккерини ( выступающие садятся на места в зале)

Слайд № 2

В:  Стиль барокко- один из главных стилей в архитектуре и искусстве в Европе.  В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый»,  раковина причудливой формы.    Эпоха барокко охватывает около 150 лет.

Н:. Это время великих географических открытий,  гениальных научных открытий, время великих живописцев, музыкантов  и  композиторов.

Видео №3 (Архитектура)

В:  Время барокко –это великолепные дворцы, украшенные барельефами и скульптурами, изобилие архитектурных решений, лепнина в украшении убранства дворцов,  фонтаны и фейерверки,  карнавалы и развлечения.

Н: Время барокко олицетворяло силу и красоту форм и тела человека.  Человек эпохи барокко любил  роскошь.

Слайд  № 4

В:  Очень нарядным был мужской костюм--- поверх кружевной сорочки надевали длинный жилет, а сверху  кафтан с манжетами.  Мужчины носили пышные парики, шелковые чулки с узорами, галстуки в виде огромных бантов.

Н:  Для дам обязательным было ношение туго зашнурованных корсетов, создававших  тонкую талию, и кринолины необъятной ширины, обилие украшений, вышивки, шикарные веера, необъятных размеров  сложные причёски.

В: Большие изменения произошли и в музыкальной культуре: новая мода на вычурность рождала  новые музыкальные формы ,новые  музыкальные инструменты, и, конечно, талантливых композиторов:

Слайд № 5

Н:. Баха, Вивальди, Генделя, Куперена, Рамо, Глюка…..

 В:   А можно  чуть  подробнее о них?

 Н:   Конечно!

 Слайд  №6  

Н:. Франсуа́ Купере́н— французский композитор, органист и клавесинист.

Н:. №1   Овчинникова  Марина исполнит пьесу Франсуа Куперена  «Смелая кукушка»

Слайд № 7

  В:.  Доменико Циполи - один из интереснейших деятелей музыкального барокко, композитор-странник.

В:. №2 Ходарева Анастасия   исп  «Фугетту»  Доминико  Циполи

Слайд № 8

Н:  Ге́орг Фи́липп Те́леман — немецкий композитор, капельмейстер, музыкальный критик и общественный деятель.

Н:  №3  В исполнении Сайгаковой Марии прозвучит   «Пьеса» Телемана

В:.  №4  Сероштанова Вероника исполнит ещё одну Пьесу  Георга Филиппа Телемана.

В: В начале эпохи барокко не существовало тональных направлений. Но в период позднего барокко были созданы музыкальные тональности.  Чётко определились два лада-  мажор и минор. Музыка увеличила размер, диапазон и сложность музыкального исполнительства. Она полна украшений и виртуозных приемов.

Слайд  № 9

В:.  Иоганн Маттесон  — немецкий композитор, музыкальный критик.

В:.  №5 «Фантазию»  Матессона  исполнит Овчинников Руслан

Слайд  № 10

Н:  Иоганн Георг Леопольд Моцарт  — австрийский скрипач, композитор. Отец и учитель Вольфанга Леопольда Моцарта.

Н:. №6  «Бурре»   Леопольда Моцарта исполнит Цельман Елизавета

Слайд  №11

В:  Новая мода на пышность  рождала новые жанры. Передать сложный мир человеческих переживаний смогла опера. И с этой поры опера   стала одним из главных жанров в музыке!

Н:. Почти как опера, только без декораций и костюмов, с религиозным сюжетом, появляется оратория .

В:  Из жанров духовной музыки популярными были духовные кантаты и пассионы.    В инструментальной музыке появились соната, сюита, а также  Concerto Grosso (большой концерт). Концерты сопровождали пышные празднества и зачастую исполнялись на открытом воздухе .Здесь правил маэстро А. Вивальди.

Н:   Антонио Лучиано Вивальди – итальянский композитор, дирижер, педагог, скрипач-виртуоз,    его кончерто гроссо «Времена года» ,раскрывающий нам во всей красе Весну, Лето, Осень и Зиму !  

Видео № 12 (Весна)

В:. Антонио Вивальди . Кончерто гроссо  «Времена года». Гроза.  В современной обработке  она более динамичная и больше похожа на шторм.

Видео №13  (Гроза)

Н: Говоря о эпохе мы не можем не сказать о великом Иоганне Себастьяне Бахе.

Видео №14  Бах за органом

Н:    А вот и он сам!  

В:    Удивительна судьба этого великого немецкого композитора. автора более 1000 музыкальных произведений  .

При жизни он получил признание как органист и знаток музыкальных инструментов, а после смерти забыт почти на 100 лет.

Н:   Но затем  стали  заново открывать его творчество и восхищаться им как драгоценным художественным сокровищем,  неисчерпаемым по глубине и человечности.      « Не ручей ему имя, а море!!!»

(Звучит ре- минорная  фуга)

(Фото Баха )

   В:   Бах написал много полифонической музыки доступной и понятной для детей разных возрастов .

Н;   №7   И.С. Бах .   « Волынка».  Исполняет Горяинова Анна

В:   № 8. «Прелюдию»  И.С.Баха   исполнит   Коптева Анастасия

Н:   № 9.  И.С.Бах  « Маленькая прелюдия»  прозвучит в исполнении

Сергеенко Ирины

 В:   Мне дорог Бах….

       Ну, как бы вам сказать

       Не то, чтоб нынче музыки не стало,

       Но вот такого чистого кристалла

       Ещё нам не являла благодать.

В:. №10. Горягина Мария исполнит « Аллеманду»  И.С. Баха

Н:.   Бах известен как великий мастер полифонии, в его творчестве барочная полифония достигла расцвета.     Музыка Иоганна Себастьяна Баха вечна как наш мир  и прекрасна  как космос…

Видео №  15   Космос

(без объявления звучит прелюдия )  

Н:  № 11. Прозвучала соль- диезная прелюдия  из Первого тома «Хорошо темперированного клавира» в исполнении Одоевских Марины Валентиновны..

В:  А  на каких музыкальных инструментах играли в эпоху Барокко?

Слайд № 16

Н:   Это прежде всего орган- мощный и громкий инструмент, он звучал в церквях.

Н:  В домашней обстановке процветала клавирная музыка.

В:  Клавир-это общее название всех предшественников фортепиано:   клавикорда, верджинела, спинета . Они больше сочетались с тембрами других инструментах и человеческого голоса, а так же были  маленькими  и их  легко было переносить.

Слайд  № 17

Н:  Это лютня -под  аккомпанемент которой можно было спеть мадригалы .

Слайд №18

В:   Такая же функция и барочной гитары-предшественницы современной гитары.

Слайд  №19

Н:   Сложился оркестр ,в который входят: Струнно- смычковые:  скрипки, альты, виолончели  ,контрабасы;     деревянно- духовые: флейты, гобой, фаготы;    медно-духовые:  труба, остальные  медные появились позже, входили ударные и ,конечно, клавесин.

В:   Теперь понятно на чём играли , какую музыку исполняли, а  танцевать любили в эпоху Барокко?

Видео  № 20   Музыка на воде

Н:   Пожалуй, нигде так не увлекались танцем как во Франции в конце 17 века. При Людовике 14 балы достигли необыкновенного блеска. Они поражали роскошью костюмов и парадностью обстановки. Здесь правила придворного этикета соблюдались особенно строго.
В:  В 1661 году Людовик 14 издает указ об организации Парижской Академии танца- это первое хореографическое училище.

Танцы, которые танцевали на балу:

Н:      Полонез

В:      Куранта

Н:     Сарабанда

В:      Аллеманда

Н:      Жига

В:      Гальярда

Н:      Бурре

(Видео Менуэта Ф. Генделя)

В:  Менуэт!     Король танцев и танец королей!
Н:    Менуэту обучались долго, это объясняется тем, что очень трудно давалась манера исполнения.

 В:     Переход от одного движения к другому должен был совершаться без рывков и в точном ритме, плавно, красиво.  

Н:      Танцы эпохи барокко – это скорее состояние, что-то целое, нераздельное.

В:. Музыка плавно перетекает в витиеватый танец, танец в изысканный костюм, костюм, в свою очередь, в великолепные интерьеры, а они – в богато украшенные дворцы. И всё вокруг, даже воздух, наполняется духом  изысканности, динамичности, грандиозности и роскоши.

Прибавить громкость,чуть подождать ….

Н:     Вы посмотрели  оркестровую сюиту Георга Генделя « Музыка на воде»

В:     В наше время эти танцы остались в нотных текстах  и их исполняют на музыкальных инструментах.

В:. № 12. Георг  Телеман   «Бурре» .     исп Усенко София

Н:     Эпоху Барокко называют эпохой  великих композиторов Баха и Генделя.  Они и родились в один год.

 Слайд  № 21

Н:.     Геóрг Фри́дрих Ге́ндель — немецкий и английский композитор эпохи барокко, известный своими операми, ораториями и концертами.

 Н:  № 13.   Каширский Николай исполнит « Пассакалью» Георга Фридриха Генделя

В:.  №  14.      Гендель .  «Каприччио» исполнит  Пожидаев Никита

Выходят вместе

В:   Несмотря на то, что инструментальная музыка преобладала--  вокальной музыке уделялось тоже достойное место – она была полна аффектов- определённое состояние души.  В вокальной  музыке длинные каденции и цепочки форшлагов и трелей часто украшали оперные арии.

В:   № 15.   Сахарова Светлана Юрьевна  исполнит   «Аве Марию »  Джулио Каччини . Произведение Аве Мария живёт, оно продолжает трепетать на струнах нашей души!  Нежнейшая тончайшая  , как искусное кружево мелодия  , захватывает нас и не отпускает .

Слайд №22-24

Выходят вместе

В : Музыкальная культура барокко оказала огромное влияние на развитие последующей эпохи классицизма. И не только этой эпохи.

Н :   Цитаты баховской музыки появляются в соло тяжёлого рока, эстрадные песни в большинстве своём строятся на барочной «золотой секвенции», а джаз в какой-то мере перенял искусство импровизации.

В: И уже никто не считает барокко «странным» стилем, но восхищается его поистине драгоценными жемчужинами. Пусть и причудливой формы.

Видео № 25

 Н: И завершает наш концерт  Великий  Бах.  «Шутка» !

В: На этом наш концерт подошёл к концу .

Вместе:  До новых встреч!