Концерт-лекция на тему "Это причудливое барокко"
Лекция о стиле барокко и музыкальные иллюстрации учащихся фортепианного отделения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moudod_kontsert-lektsiya_barokko_.docx | 29.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Моудод «Верхнемамонская ДШИ»
Концерт-лекция на тему «Это причудливое Барокко»
На отделении «Фортепиано»
Подготовила
преподаватель теоретических
дисциплин Мячина О.И.
2018год
Внеклассное мероприятие: лекция-концерт "Это причудливое Барокко»"
Автор: Мячина Ольга Ивановна , преподаватель МОУДОД «Верхнемамонская ДШИ ».
Описание материала: внеклассное мероприятие разработано для обучающихся «Детских школ искусств» как отделения «Фортепиано» и их родителей, так и для обучающихся других отделений. Ведущие могут так же являться участниками концерта. В мероприятии может быть использована презентация, или просто иллюстрации, и аудиозаписи. Конспект может быть полезен для преподавателей "Детских школ искусств" и музыкальных школ.
Внеклассное мероприятие
Лекция-концерт для обучающихся и родителей класса преподавателя Мячиной О.И.
«Это причудливое Барокко»»
Цель: создание условий, способствующих повышению творческой активности обучающихся и повышения мотивации к обучению.
Задачи:
1. Повысить мотивацию к обучению игре на инструменте.
2. Создать условия для раскрытия творческих способностей.
3. Развивать артистизм, эмоциональность, свободу исполнения на публике.
4. Закрепить и совершенствовать знания, умения и навыки.
5. Способствовать эстетическому развитию и воспитанию обучающихся.
6. Способствовать повышению интереса родителей к творческой жизни детей.
Используемые материалы: фортепиано, медиацентр , проектор, ноутбук.
Ход мероприятия
Вступительное слово педагога
Здравствуйте, уважаемые родители, обучающиеся и гости! Мы рады приветствовать вас на нашем концерте старинной музыки. Представляю наших ведущих- это учащиеся фортепианного отделения Безмельницина Виктория и Пожидаев Никита.
(Мп3) №1 менуэт Боккерини ( выступающие садятся на места в зале)
Слайд № 2
В: Стиль барокко- один из главных стилей в архитектуре и искусстве в Европе. В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый», раковина причудливой формы. Эпоха барокко охватывает около 150 лет.
Н:. Это время великих географических открытий, гениальных научных открытий, время великих живописцев, музыкантов и композиторов.
Видео №3 (Архитектура)
В: Время барокко –это великолепные дворцы, украшенные барельефами и скульптурами, изобилие архитектурных решений, лепнина в украшении убранства дворцов, фонтаны и фейерверки, карнавалы и развлечения.
Н: Время барокко олицетворяло силу и красоту форм и тела человека. Человек эпохи барокко любил роскошь.
Слайд № 4
В: Очень нарядным был мужской костюм--- поверх кружевной сорочки надевали длинный жилет, а сверху кафтан с манжетами. Мужчины носили пышные парики, шелковые чулки с узорами, галстуки в виде огромных бантов.
Н: Для дам обязательным было ношение туго зашнурованных корсетов, создававших тонкую талию, и кринолины необъятной ширины, обилие украшений, вышивки, шикарные веера, необъятных размеров сложные причёски.
В: Большие изменения произошли и в музыкальной культуре: новая мода на вычурность рождала новые музыкальные формы ,новые музыкальные инструменты, и, конечно, талантливых композиторов:
Слайд № 5
Н:. Баха, Вивальди, Генделя, Куперена, Рамо, Глюка…..
В: А можно чуть подробнее о них?
Н: Конечно!
Слайд №6
Н:. Франсуа́ Купере́н— французский композитор, органист и клавесинист.
Н:. №1 Овчинникова Марина исполнит пьесу Франсуа Куперена «Смелая кукушка»
Слайд № 7
В:. Доменико Циполи - один из интереснейших деятелей музыкального барокко, композитор-странник.
В:. №2 Ходарева Анастасия исп «Фугетту» Доминико Циполи
Слайд № 8
Н: Ге́орг Фи́липп Те́леман — немецкий композитор, капельмейстер, музыкальный критик и общественный деятель.
Н: №3 В исполнении Сайгаковой Марии прозвучит «Пьеса» Телемана
В:. №4 Сероштанова Вероника исполнит ещё одну Пьесу Георга Филиппа Телемана.
В: В начале эпохи барокко не существовало тональных направлений. Но в период позднего барокко были созданы музыкальные тональности. Чётко определились два лада- мажор и минор. Музыка увеличила размер, диапазон и сложность музыкального исполнительства. Она полна украшений и виртуозных приемов.
Слайд № 9
В:. Иоганн Маттесон — немецкий композитор, музыкальный критик.
В:. №5 «Фантазию» Матессона исполнит Овчинников Руслан
Слайд № 10
Н: Иоганн Георг Леопольд Моцарт — австрийский скрипач, композитор. Отец и учитель Вольфанга Леопольда Моцарта.
Н:. №6 «Бурре» Леопольда Моцарта исполнит Цельман Елизавета
Слайд №11
В: Новая мода на пышность рождала новые жанры. Передать сложный мир человеческих переживаний смогла опера. И с этой поры опера стала одним из главных жанров в музыке!
Н:. Почти как опера, только без декораций и костюмов, с религиозным сюжетом, появляется оратория .
В: Из жанров духовной музыки популярными были духовные кантаты и пассионы. В инструментальной музыке появились соната, сюита, а также Concerto Grosso (большой концерт). Концерты сопровождали пышные празднества и зачастую исполнялись на открытом воздухе .Здесь правил маэстро А. Вивальди.
Н: Антонио Лучиано Вивальди – итальянский композитор, дирижер, педагог, скрипач-виртуоз, его кончерто гроссо «Времена года» ,раскрывающий нам во всей красе Весну, Лето, Осень и Зиму !
Видео № 12 (Весна)
В:. Антонио Вивальди . Кончерто гроссо «Времена года». Гроза. В современной обработке она более динамичная и больше похожа на шторм.
Видео №13 (Гроза)
Н: Говоря о эпохе мы не можем не сказать о великом Иоганне Себастьяне Бахе.
Видео №14 Бах за органом
Н: А вот и он сам!
В: Удивительна судьба этого великого немецкого композитора. автора более 1000 музыкальных произведений .
При жизни он получил признание как органист и знаток музыкальных инструментов, а после смерти забыт почти на 100 лет.
Н: Но затем стали заново открывать его творчество и восхищаться им как драгоценным художественным сокровищем, неисчерпаемым по глубине и человечности. « Не ручей ему имя, а море!!!»
(Звучит ре- минорная фуга)
(Фото Баха )
В: Бах написал много полифонической музыки доступной и понятной для детей разных возрастов .
Н; №7 И.С. Бах . « Волынка». Исполняет Горяинова Анна
В: № 8. «Прелюдию» И.С.Баха исполнит Коптева Анастасия
Н: № 9. И.С.Бах « Маленькая прелюдия» прозвучит в исполнении
Сергеенко Ирины
В: Мне дорог Бах….
Ну, как бы вам сказать
Не то, чтоб нынче музыки не стало,
Но вот такого чистого кристалла
Ещё нам не являла благодать.
В:. №10. Горягина Мария исполнит « Аллеманду» И.С. Баха
Н:. Бах известен как великий мастер полифонии, в его творчестве барочная полифония достигла расцвета. Музыка Иоганна Себастьяна Баха вечна как наш мир и прекрасна как космос…
Видео № 15 Космос
(без объявления звучит прелюдия )
Н: № 11. Прозвучала соль- диезная прелюдия из Первого тома «Хорошо темперированного клавира» в исполнении Одоевских Марины Валентиновны..
В: А на каких музыкальных инструментах играли в эпоху Барокко?
Слайд № 16
Н: Это прежде всего орган- мощный и громкий инструмент, он звучал в церквях.
Н: В домашней обстановке процветала клавирная музыка.
В: Клавир-это общее название всех предшественников фортепиано: клавикорда, верджинела, спинета . Они больше сочетались с тембрами других инструментах и человеческого голоса, а так же были маленькими и их легко было переносить.
Слайд № 17
Н: Это лютня -под аккомпанемент которой можно было спеть мадригалы .
Слайд №18
В: Такая же функция и барочной гитары-предшественницы современной гитары.
Слайд №19
Н: Сложился оркестр ,в который входят: Струнно- смычковые: скрипки, альты, виолончели ,контрабасы; деревянно- духовые: флейты, гобой, фаготы; медно-духовые: труба, остальные медные появились позже, входили ударные и ,конечно, клавесин.
В: Теперь понятно на чём играли , какую музыку исполняли, а танцевать любили в эпоху Барокко?
Видео № 20 Музыка на воде
Н: Пожалуй, нигде так не увлекались танцем как во Франции в конце 17 века. При Людовике 14 балы достигли необыкновенного блеска. Они поражали роскошью костюмов и парадностью обстановки. Здесь правила придворного этикета соблюдались особенно строго.
В: В 1661 году Людовик 14 издает указ об организации Парижской Академии танца- это первое хореографическое училище.
Танцы, которые танцевали на балу:
Н: Полонез
В: Куранта
Н: Сарабанда
В: Аллеманда
Н: Жига
В: Гальярда
Н: Бурре
(Видео Менуэта Ф. Генделя)
В: Менуэт! Король танцев и танец королей!
Н: Менуэту обучались долго, это объясняется тем, что очень трудно давалась манера исполнения.
В: Переход от одного движения к другому должен был совершаться без рывков и в точном ритме, плавно, красиво.
Н: Танцы эпохи барокко – это скорее состояние, что-то целое, нераздельное.
В:. Музыка плавно перетекает в витиеватый танец, танец в изысканный костюм, костюм, в свою очередь, в великолепные интерьеры, а они – в богато украшенные дворцы. И всё вокруг, даже воздух, наполняется духом изысканности, динамичности, грандиозности и роскоши.
Прибавить громкость,чуть подождать ….
Н: Вы посмотрели оркестровую сюиту Георга Генделя « Музыка на воде»
В: В наше время эти танцы остались в нотных текстах и их исполняют на музыкальных инструментах.
В:. № 12. Георг Телеман «Бурре» . исп Усенко София
Н: Эпоху Барокко называют эпохой великих композиторов Баха и Генделя. Они и родились в один год.
Слайд № 21
Н:. Геóрг Фри́дрих Ге́ндель — немецкий и английский композитор эпохи барокко, известный своими операми, ораториями и концертами.
Н: № 13. Каширский Николай исполнит « Пассакалью» Георга Фридриха Генделя
В:. № 14. Гендель . «Каприччио» исполнит Пожидаев Никита
Выходят вместе
В: Несмотря на то, что инструментальная музыка преобладала-- вокальной музыке уделялось тоже достойное место – она была полна аффектов- определённое состояние души. В вокальной музыке длинные каденции и цепочки форшлагов и трелей часто украшали оперные арии.
В: № 15. Сахарова Светлана Юрьевна исполнит «Аве Марию » Джулио Каччини . Произведение Аве Мария живёт, оно продолжает трепетать на струнах нашей души! Нежнейшая тончайшая , как искусное кружево мелодия , захватывает нас и не отпускает .
Слайд №22-24
Выходят вместе
В : Музыкальная культура барокко оказала огромное влияние на развитие последующей эпохи классицизма. И не только этой эпохи.
Н : Цитаты баховской музыки появляются в соло тяжёлого рока, эстрадные песни в большинстве своём строятся на барочной «золотой секвенции», а джаз в какой-то мере перенял искусство импровизации.
В: И уже никто не считает барокко «странным» стилем, но восхищается его поистине драгоценными жемчужинами. Пусть и причудливой формы.
Видео № 25
Н: И завершает наш концерт Великий Бах. «Шутка» !
В: На этом наш концерт подошёл к концу .
Вместе: До новых встреч!