Открытый урок «Игровые моменты в работе над развитием технических навыков игры на начальном этапе обучения в классе фортепиано» 2019 год

Филиппова Айталина Владимировна
Методическая разработка открытого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_ayaana.docx23.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУ ДО "Оленекская ДШИ" МР "Оленекский эвенкийский национальный район" Республики Саха (Якутии)

Открытый урок.

«Игровые моменты в работе над развитием технических навыков игры на начальном этапе обучения в классе фортепиано».

преподаватель

Филиппова Айталина Владимировна.

с. Оленек

2019

Урок проводится с учащейся 2 класса фортепианного отделения, занимающейся по программе дополнительной общеразвивающей программе «Фортепиано».

Дата проведения: 07.05.2019 г.

Место проведения: МБУ ДО "Оленекская ДШИ".

Возраст ученицы: 9 лет

Тема урока: «Игровые моменты в работе над развитием технических навыков игры на начальном этапе обучения в классе фортепиано».

Цель урока: Совершенствовать технические навыки, знания, умения на материале изучаемых гамм и этюдов.

Задачи урока:

Образовательная:

1.Освоение приемов технического развития и игровых навыков исполнения на фортепиано.

2. Применение технических формул в сочетании с творческим художественным исполнением музыкальных произведений.

Воспитательная:

1.Воспитывать умение ученика работать творчески в решении технических задач.

Развивающая:

1.Развивать умение самостоятельно работать над техническими задачами в музыкальных произведениях.

     Тип урока: урок - обобщение и закрепление полученных знаний,    навыков.

Методы урока:

Словесный;

Практический;

Игровой.

 План урока:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово.

3.Работа над техническими формулами.

3.Заключение.

Оборудование: фортепиано, ноты.

     На уроке используется материал:

1.Гамма до мажор - прямой вид, расходящийся, аккорды и хроматическая.

2.Упражнения: «Колобок», «Говорящие пальцы», «Наперегонки».

3.К. Черни  «Этюд» ре мажор.

Ход урока.

   Организационный момент, сообщение темы урока, вступительное слово преподавателя.

       Наш урок мне хотелось бы посвятить решению технических проблем учащихся на начальном этапе обучения, освоению технических навыков и ознакомлению с различными техническими формулами.

        Конечно, для развития всех видов техники музыканты часто обращаются к упражнениям. Но как приучить ребёнка осмысленно заниматься с упражнениями? Как привить любовь начинающего музыканта к этой кропотливой работе?

       В комплексном воспитании начинающих пианистов очень важна взаимосвязь музыкально-слухового и технического развития. Мировой пианистический опыт накопил немало ценнейших достижений в овладении пианистической техникой. Прислушиваясь к рекомендациям великих музыкантов, мы  понимаем, что  развитие техники нужно начинать с первых занятий на инструменте и главной в этих занятиях должна быть  систематичность приобретения навыков.  Этюды и упражнения позволяют провести приобретение технических приемов в стройном и последовательном порядке.

       С первых уроков с маленькими пианистами осуществляется еще одна очень важная работа - работа над прикосновением к клавиатуре, ощущением всего механизма звукоизвлечения при контакте кончика пальца с клавишей, над осмысленным прикосновением, над художественной техникой.

       В условиях раннего исполнительства, необходима возможность сосредоточения внимания детей на интересном, ярком, занимательном. Необходимо, избегая сухих дидактических рекомендаций, провести показ и словесные пояснения конкретными, доступными, наглядными для ребенка приемами педагогического воздействия.

Педагог: Скажи мне пожалуйста, что такое  техника в жизни человека? У вас какая дома есть техника? Машина есть? Холодильник есть? Стиральная машина есть? Что делают все эти предметы, для чего они служат? Помогают они людям?

Ученица: Помогают.

Педагог: Вот, например машина  - средство передвижения, которая помогает нам добраться из пункта «А» в пункт «Б». Также и фортепианная техника это средство для достижения выразительной и качественной игры на фортепиано, т.е. она помогает развить руку, кисть и пальчики, так, чтобы они были сильными и умелыми и приобрели полное господство над клавиатурой.  Самое главное при развитии техники на начальном этапе является работа над правильной постановкой руки. Спина должна быть прямая, плечи опущены, кисти наши на клавиатуре не жесткие, а гибкие и упругие. Для того, чтобы рука находилась правило на клавиатуре, мы выполняем упражнение колобок.

Упражнение «Колобок»: Крутим запястье, затем поднимаем руку и она должна свободно упасть на руку преподавателя.                  

Упражнение «Говорящие пальцы».

Запомни стишок:

Фокус-покус, трали-вали,

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш! Кыш! Кыш!

Проговори – простучи стишок такими пальцами:

1        1    2       2       1        1     3        3

1        1    4       4       1        1     5        5            

1        1    2       2       1        1     3

1        1    4       4       1        1     5

Следить, чтобы ребенок кончиками пальцев простукивал стишок.

Педагог: Упражнение помогает  ориентироваться на клавиатуре. Пальчик рядом нотка рядом, через пальчик  - через нотку и т.д.

Педагог: Далее мы покажем упражнение наперегонки. Для этого мы ставим на ноту «До» машинку - это будет «Финиш», и начинаем бежать наперегонки. С начала мы бежим 2 и 3 пальцами, затем 3 и 4,далее 4 и 5. Чтобы было удобнее бежать необходимо опустить локоть, чтобы пальцы были одинаковой высоты.

Педагог: Далее мы с тобой будем разыгрываться на гамме, в которой написан у тебя этюд.  Всем известно, что гаммы являются фундаментом  фортепианного обучения на всех этапах обучения, не только на начальном этапе.  В какой тональности написан  твой этюд?

Ученица: До- мажор.

Педагог: Правильно.

Педагог:  А что такое гамма?

Ученица: Это упражнения.

Педагог: А для чего нужны эти упражнения?

Ученица: Ответ

Педагог: Гаммы нужны для того, чтобы делать зарядку для наших пальчиков, разогревать наши мышцы, тренировать пальчики, чтобы они умели быстро и красиво играть.

А сейчас сыграй мне гамму в прямом движении.  Для начала давай вспомним, 4 палец в правой руке, на какую ноту приходится? Чтобы это узнать, мы берем октаву,  и смотрим, на какую ноту попал палец?

Реб. На си.

Педагог: Все мы знаем, что дети не любят заниматься сложными техническими упражнениями, зато они любят музицировать, им нравится заниматься физкультурой - бегать, прыгать, приседать. На уроке нам хотелось бы представить упражнения из сборника "Веселая музыкальная гимнастика" С.А.Барсуковой. Упражнения из этого сборника легко усваиваются детьми и позволяют в игровой, увлекательной форме познакомить ребенка, как с различными техническими формулами, так и с разными приемами звукоизвлечения, аппликатурными и динамическими принципами.

Вот, например, ряд упражнений, которые  помогают работать над одновременным звучанием всех голосов. В них очень важно уделять внимание пианистическому «дыханию» Упражнение №42, 62,63.  

Учитель: А теперь сыграй аккорды. В аккордах вес руки откуда идет?

Реб. От плеча, опираемся всем весом руки.

Учитель: Аккорды  играем так:  со счетом (показ) 1,2, наверх; 1, 2, наверх. Пока рука идет наверх,  глазками ищем следующий аккорд. Пальчики чтобы не путались, нужно выучить железно и сначала надо поиграть их на столе или закрытой крышке инструмента. Этот способ помогает сосредоточить внимание учащегося на правильности пальцев.

Учитель: Далее идет хроматическая гамма.  Мы видим, что клавиши у нас двух цветов. Какие цвета?

Реб. Черные и белые.

Учитель: Белые – 1 этаж, черные - 2 этаж. Представим, что черные клавиши это цветочки растут (3 и 2), к которым подлетела пчелка и своими усиками стала собирать нектар(Показ учителя 3 и 1 пальцем), с трех цветочков и с двух. Покажи мне усики (ребенок показывает). Сыграй.  (Играет) Между цветочками белые клавиши – это лужок, где ползают гусеницы. Покажи мне это расстояние, где лужок занимает. А теперь сыграй мне правой рукой, 2и 1пальцем  начиная с 3октавы. А теперь левой рукой снизу вверх 2  и 1 пальцем. А теперь давай подружим всех бабочек, которые собирают нектар и гусениц, которые ползают по лужку (соединить). С 3 и малой октав. А теперь в обратном направлении.

Учитель: Ну а теперь мы переходим к этюду. Скажи, кто написал этюд, который мы с тобой учили?

Реб. А. Гедике.

Учитель: Посмотри на портрет Александра Федоровича  Гедике. Александр Федорович Гедике родился  в немецкой семье, которая давно обосновалась в России. Дед и отец Александра были музыкантами. Он  окончил московскую консерваторию по классу фортепиано.  Но органную игру изучал с детства под руководством отца, с 10 лет замещал отца в церкви, с 12 лет начал выступать в концертах. 

 Учитель: Я попрошу тебя сыграть этюд. (Играет) Какие мы с тобой ставили задачи, над чем работали, что нам не сразу давалось?

Реб. Ответ

 Учитель: Работали над звуком, окончаниями фраз, которые все время разрывала. Мы даже сочинили песенку, чтобы было понятней.

1 хочу учиться,

   Я хочу играть,

   Хочется на сцене мне

   Выступать!

   Я играю каждый день

   Пальцы укреплять не лень,

   Потому что хочется играть

   Скорей!

2. Научилась я играть,

    Скоро буду выступать,

    Мне пятерки получать

    Хочется!

    Буду я для вас играть,

    Буду песни распевать

    Потому, что очень рада видеть

    Вас!

Учитель:  Также пришлось потрудиться над  аппликатурой, динамикой, муз штрихами.  Скажи, все ли у тебя сейчас получилось? Что не получилось? (Работа над этюдом)

Учитель:  Давай поиграем в медленном темпе, чтобы бы был слуховой контроль каждого звука, играем  таким способом: правая рука играет на стаккато, левая на легато. Для чего мы это делаем, правая рука, более подвижная, чем левая, поэтому при игре необходимо идти за левой рукой. Когда наши пальчики не слушаются,  мы играем на неровный ритм.

                                        Заключение.

 

                 В работе с начинающими очень важно правильно выстроить урок. На каждом уроке ученик получает новые знания и умения – и урок должен стимулировать его желание заниматься, урок организует его работу, поэтому тонус каждого урока должен быть бодрым, оживлённым, а атмосфера, царящая на нём, должна быть приятной, располагать к общению. Необходима не только заинтересованность педагога, но и его умение добиться заинтересованности и активности со стороны ученика.

                 Первый год для педагога–музыканта с учеником самый трудный и важный в выявлении индивидуальных способностей ученика, и нужно быть особенно внимательным к тем или иным проявлениям его характера.

                 Хочется закончить работу словами А.Артоболевской: «Начав путь музыкального обучения, ведите ребёнка по царству музыки спокойно, без окриков, красиво и терпеливо. Музыка не терпит в занятиях ничего скучного, пошлого и некрасивого. Её язык – это, может быть, единственный в мире язык на котором человеческая душа может выразить самое тонкое, самое возвышенное, ничем, кроме звуков музыки невыразимое».