Мастер-класс для педагогов "Профилактика синдрома "эмоционального выгорания" средствами музыкальной терапии"
Профилактика синдрома "эмоционального выгорания" с помощью методов музыкальной терапии.
Признаки синдрома "эмоционального выгорания", описание приёмов музыкальной коррекции профессиональной деформации личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактика синдрома "эмоционального выгорания" (СЭВ) педагогов средствами музыкотерапии | 16.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов: ”Профилактика синдрома “эмоционального выгорания” (СЭВ) средствами музыкальной терапии.
- Тестирование.
- Определение термина СЭВ
- Признаки СЭВ
- Группа риска в плане эмоционального выгорания
- Стереотипы педагогической деятельности, ведущие к ЭВ.
- Статистика.
- Практическая часть.
- Тестирование повторное . Рефлексия.
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательных учреждениях. Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Каждый педагог в буквальном смысле «творит личность»,тем самым влияя на будущее страны. Поэтому сохранение физического,психического и духовного здоровья учителя является необходимым условием высокого уровня его профессионального педагогического мастерства. Общество ставит перед школьными и дошкольными учреждениями совершенно определённые задачи: сформировать у воспитанников систему знаний,умений и навыков,основы мировоззрения, нравственности и навыки общественного поведения.В связи с тем,что личность является основным инструментом педагогического труда,общество предъявляет высокие требования не только к профессиональным,но и личностным качествам учителя. Многолетний педагогический труд может приводить к деформирующему влиянию на личность, ведёт к дезадаптации-это малообратимые или необратимые изменения в психическом и физическом статусе учителя, начинающиеся и сопровождающиеся синдромом эмоционального выгорания (понятие, введённое в психологию американским психиатром Г. Фрейденбергером в 1974 году). Оно проявляется нарастающим эмоциональным истощением, может повлечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми ( вплоть до развития глубоких когнитивных искажений). Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными переживаниями и большой ответственностью : врачи, психологи, педагоги .
Тестирование “Краткая психологическая характеристика основных типов личности”(выбрать предлагаемую фигуру -квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг и раскрасить предложенным цветом ( 4 основных и 4 дополительных по системе М.Люшера). Знакомство с основными характеристиками теста.Расшифровка результатов теста Люшера
Каждый цвет обозначает конкретную потребность:
серый (0) - в ограждении, создании границы;
синий (1) - в удовлетворенности, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
зеленый (2) - в самоутверждении, желание нравиться;
красный (3) - в активных действиях, добиваться успеха;
желтый (4) - в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах;
фиолетовый (5) - в самоидентификации;
коричневый (6) - в свободе от напряжения, уюте;
черный (7) - в отказе из своенравного протеста, восстание против собственной судьбы.
Если основные цвета располагаются на первых пяти позициях, то считается, что потребности человека, соответствующие этим цветам, в какой-то мере удовлетворяются, если же они на последних трех позициях, то имеется напряжение из-за их неудовлетворенности.
Чаще всего после 10-15 лет работы педагогов настигает «педагогический криз», который проявляется чаще у учителей творчески мыслящих, высокой квалификации. Это явление длится от нескольких месяцев до нескольких лет. Работник чувствует невостребованность своих творческих ресурсов в соответствии с формальными требованиями.
Особенности деформации личности в результате многолетнего педагогического труда.
- Эффект прилипания профессиональной маски к лицу -результат обезличивания, деперсонализации учебно-воспитательного процесса. Всё, что думают и переживают учащиеся и учителя, выражают в поведении, подвергается строгой цензуре и отражается лишь то, что согласуется с требованиями ролей (Техника “ Музыкальная психодрама”).
- Структура речи-«я» реплики. «Я сейчас объясню, я недовольна вами.»
Центрированность на себе, «прокурорский тон» - способ самоутверждения в детском конфликтогенном коллективе.
- Тенденция упрощённого подхода к проблемам, излишняя прямолинейность и ригидность мышления. Сложную картину мира учитель упрощает до детского уровня.
- Гипертрофированная властность и категоричность, умение «держать класс в руках».
- Отсутствие юмора, утрата способности к рефлексии.
- Болезненная реакция на ошибки.
- Стремление к рельефности в речи, артикулированность, склонность к повторениям.
- Стремление к оценочным суждениям поступков всех окружающих в моральных категориях, разлад с взрослеющими детьми.
- Привычка «вещать на публику»
- Сужение интересов.
В 1994 году Центр социологии Российской Академии образования при проведении исследований обнаружил парадокс. Для учителей со стажем до 3-ёх лет более значимая ценность «полноценное общение с людьми» составляет 50%, в остальных группах от 17 до37 %. Педагоги со стажем от 3 до 7 лет -80% желают иметь счастливую семейную жизнь, 43%-материальное благополучие. Когда стаж более 18 лет- 60% предпочтений- успешная профессиональная деятельность. Вывод: с увеличением стажа работы происходит последовательное сокращение личностной самореализации во внепрофессиональных сферах-семье, быту, спорте, культуре, искусстве, общественной жизни, происходит обеднение ресурсов.
Статистика.
Факты, отражающие количественную сторону деятельности учителя.
Зарплата учителя не включает в себя время, затраченное на планирование занятий. А ведь на подготовку одного урока может уйти до трех часов! Как сообщает Национальная ассоциация образования, учителя проводят в среднем 53 часа в неделю, выполняя задачи, связанные с обучением. Все это - планирование уроков, написание отчетов, дополнительные занятия, а также проверка домашней работы. В то время как обычная норма офисных служащих — 40 часов в неделю. В середине 80-ых годов выборочные исследования обнаружили, что досуг молодого учителя составлял 25-30 часов в неделю. В конце 90-ых –сокращение до 15 часов в неделю. Средняя продолжительность рабочей недели увеличилась с 46 часов в 1927 году до 52 часов в 1968 году. К концу 90-ых составляла 53-57 часов в неделю. В 21 веке, с появлением электронных журналов и дневников, увеличением числа отчётности (наряду с бумажными журналами) нагрузка учителя продолжает расти. Наиболее длинной является рабочая неделя преподавателей русского и литературы-60 часов в неделю, математики и физики-57 ч., учителей начальных классов-55 ч.. В выходные дни более 60% занимаются работой, а филологи до 80%. Учителя музыки выгорают быстрее, чем другие преподаватели. Час интенсивной голосовой работы сравнимы по энергозатратам с сыгранным матчем у футболистов.
Влияние семейного статуса учителя на СЭВ.
Среди учителей, состоящих в браке, каждый третий со страхом и пессимизмом ждёт завтрашнего дня-32%, среди не состоящих –лишь каждый 10-ый- 12%. Среди учителей, имеющих детей, доля испытывающих страх и пессимизм-34,2%, среди бездетных-5,9%. С другой стороны, неустроенность личной жизни, отсутствие семьи неблагоприятно сказываются на адаптивных возможностях педагога.
Формализация общения в процессе работы ведёт к увеличению количества невыраженных эмоций, а они, в свою очередь, ведут к блокированию энергии, выражающихся в мышечных зажимах, приводящих к психосоматическим забалеваниям. До 60% болезней имеют такую природу. Это и знаменитая «чикагская семёрка»: ишемическая бодезнь сердца,диабет, гипертония,бронхиты, язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки,расстройства мочеполовой сферы, различные неврозы и другие болезни. Музыка может изменять физические показатели организма, влиять на артериальное давление,температуру, химические показатели, она способна, минуя сознание, воздействовать на подсознание напрямую очень щадяще, в отличие от других методов.При всех видах музыкальной деятельности задействуются оба полушария головного мозга.Успешность любой работы зависит от их синхронизации. В деятельности многих людей преобладает работа левого полушария, ответственного за аналитические функции, вербальные процессы, линейное мышление. А правое отвечает за невербальные, неречевые процессы, интуицию, артистичность, цветовую чувствительность, чувства и эмоции, за связь с кинестетикой, за чистоту пения, образно-слуховые ассоциации. Все нобелевские лауреаты занимались музыкой.
Практическая часть.
1.Экспресс-релаксация.
2.Шумовой оркестр. Техника 2Музыкальная психодрама”.
3.”5 движений” .
4. Антистрессовое дыхание по В.И. Петрушину.
5.Вокалотерапия.
6.Практика”5 движений” Габриелы Рот, американской танцовщицы.
«Если ты не будешь танцевать свой танец, кто его тогда станцует за тебя» (Г. Рот).
-Flowin –текучесть, плавность, женская энергия
- Staccato-отрывистая, мужская энергия
-Хаос
-Лирикал- лёгкие, прозрачные движения и чувства на уровне полутонов и нюансов, бабочка, падающий лист
- Stilness-тишина, неподвижность, погружение в себя, движение изнутри, пульсирующая статуя.
Вокалотерапия
20% звука уходит во внешнее пространство, а 80%-внутрь организма.
Но «петь надо на проценты, не используя основного капитала», т.е. грамотно используя резонаторы. Резонансное пение.
Звуки, издаваемые при пении воздействуют на внутренние органы.
А-лечит сердце и верхние доли лёгких, респираторные заболенвания, снимает различные боли.
У-улучшает дыхание,стимулирует работу почек, органов в области живота.
И-воздействует на глаза,уши,тонкий кишечник, про чищает нос.
О-лечит кашель, бронхит, воспаление лёгких.
ОМ-приводит в баланс все тело, успокаивает ум, открывает сердце.(Аминь,амен)
Ух,Ох,Ах,Хи,Ху-междометия и слоги стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.
Каждый орган имеет свою вибрацию и своё звучание.
Повторное тестирование. Сравнение результатов до и после тренинга. Рефлексия.
Библиография, интернет-ресурсы:
1.А.В. Осницкий. Проблемы психического здоровья и адаптации личности.”Серебряный век”. Санкт-Петербург 2003
2.“День учителя. 25 фактов о професии”
https://rosuchebnik.ru/material/interesnie-fakti-o-professii-uchitel/
3.Алексеев А.А.,Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров .”Знание” РСФСР 1991 год
https://lektsii.org/8-47928.html
4. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания по В.В.Бойко
https://psylist.net/praktikum/19.htm
5.Цветовой тест М.Люшера
https://testometrika.com/