Дыхательные и артикуляционные упражнения при подготовке певческого голоса к выступлению.

Синцова Дарья Викторовна

Для подготовки певческого голоса к пению в классе и выступлению на сцене необходимы не только вокальные упражнения, но и дыхательные и артикуляционные упражнения. Без таких упржнений невозможна полноценная подготовка певческого голоса учащегося к творческому воплощению вокального материала. Примеры дыхательных и артикуляционных упражнений.

Синцова Д.В.

Рудакова Ю.В.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дыхательные и артикуляционные упражнения при подготовке певческого голоса к выступлению.

Работа над певческим голосом по подготовке к выступлению включает в себя развитие дыхания, силы звука, расширение диапазона, протяжённости, гибкости и подвижности, а также выносливости голоса, активизацию артикуляционного аппарата. Дыхательные и артикуляционные упражнения, выполненные перед выступлением на вокальном концерте или конкурсе, помогут активизировать дыхательный аппарат и органы звукообразования. Без предварительной подготовки певческого голоса вышеуказанными упражнениями нельзя приступать к вокальным упражнениям, т.к. дыхательно и дикционно неподготовленный певческий аппарат не сможет правильно функционировать и развиваться, и, соответственно, качество исполнения вокальных произведений будет занижаться.

Перед выполнением дыхательных и вокальных упражнений необходимо позаниматься скороговорками. Проговаривать их нужно активно, чётко, сначала в медленном темпе, затем постепенно увеличивая темп и повторяя скороговорку несколько раз на одном дыхании. Следующий этап- выразительное произнесение скороговорок, т. к. от выразительного произношения текста при пении зависит не только доходчивость содержания вокального произведения, но и артистичность его исполнения. Эта задача достигается при помощи интонационных упражнений. К примеру, можно привести следующее игровое упражнение: детям даётся задание произнести одну и ту же скороговорку с различными оттенками- радостно, грустно, страшно, насмешливо, игра «вопрос- ответ».

Примеры скороговорок:

  • От топота копыт пыль по полю летит.

  • Ткёт ткач ткани на платье Тане.

  • Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека – в pеке pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку цап!

  • Тpидцaть тpи коpaбля лaвиpовaли, лaвиpовaли, лавировали, дa не вылaвиpовaли.

  • Идут три брата: брат Клим брит, брат Глеб брит, брат Игнат бородат.

  • Вылит колокол, да не по-колоколовски. Шит колпак, да не по-колпаковски. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.

  • Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

  • Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

  • Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, болтала-выбалтывала, да не выболтала.

В арсенал обязательных упражнений в классе вокала у детей независимо от возраста обучающихся входит комплекс приемов на мышечное расслабление и напряжение, специальные упражнения для тренировки как артикуляционного аппарата, так и группы дыхательных мышц, участвующих в процессе пения. Упражнения со звуковой имитацией помогают придать голосу такие необходимые качества, как звонкость, объём, полётность. Упражнения способствуют развитию чувства темпа, чувства акцента, чередующихся ударений; развитию речевой и артикуляционной моторики, созданию артикуляционной базы звуков.

Большое внимание уделяется развитию певческого дыхания, для чего используются упражнения без фонации (глубокий вдох, активизация мышц живота и постепенный выдох с сохранением положения вдоха) и артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционных упражнений- выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонем.

Задачи артикуляционной гимнастики:

  1. формирование артикуляции различных звуков;

  1. закрепление артикуляционных укладов различных звуков в слогах, словах, фразах;

  1. совершенствование подвижности и точности движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти);

  1. увеличение объема слуховой памяти и внимания;

  1. совершенствование дикции;

  1. развитие чувства ритма;

Примеры упражнений:

  • Свечка– Спокойно и глубоко дышим. Вдох – носом, долгий ровный выдох – ртом. Контролируем плечи, они не должны подниматься. Если поднимаются плечи, это значит, что дыхание поверхностное, воздухом заполняются только верхушки легких. Такого дыхания может быть недостаточно для пропевания или проговаривания фразы.

  • «Язык-кисточка»- Язычок-кисточка тянется вверх и красит потолок-нёбо вдоль и поперёк. Обязательное условие: кончик языка крепко прижимается к поверхности нёба И ещё: «двери» в домике (зубы, губы) закрывать нельзя! Закончив покраску потолка-нёба, язык –кисточка красит и двери-зубки, и двери-губки с наружной и внутренней стороны.

  • «Полощем рот»-Губы плотно сжаты. Набрать воздух в ротовую полость и «полоскать» им рот по очереди, двумя способами: перекатывая воздух за щеками; полоща рот воздухом, направлять его за губы, с передней стороны зубов (но губы при этом не разжимать!).

  • Сделайте несколько энергичных вдохов и выдохов. Вдох – носом, выдох – ртом. При этом передняя стенка живота идет на вдохе вперёд, а при выдохе возвращается в первоначальное положение. Перед выполнением и первого, и второго упражнения следует сделать полный выдох, чтобы удалить весь воздух из легких, и тем самым подготовить дыхательный аппарат для качественного выполнения упражнения.

  • «Вежливый зевок». Представьте, что вы хотите зевнуть, но вокруг – люди. И поэтому зеваем с закрытым ртом и сомкнутыми губами. Ощутите, как активно при зевке поднимается мягкое нёбо.

  • Зевок на выдохе. Делаем предыдущее упражнение. Выдох озвучиваем долгим «ааааа». При этом потянитесь, сделайте полный вдох и долгий выдох, ровный и без толчков. Благодаря этому упражнению, речь будет плавной и объемной. Представьте, как звучание заполняет ваше тело от головы до нижних ребер и выходит через широкое свободное горло. Звуки приобретут такую же форму – округлую, и будут литься свободно и широко. Благодаря упражнению, гласные наполнятся звуком, и речь станет напевной и музыкальной, гласные будут звучать ровно, в единой манере.

  •  «Поцокайте» кончиком языка по твердому нёбу. Кончик языка острый, не прилипает к нёбу. При выполнении упражнения меняем положение губ: собрать губы вперед в трубочку, затем растянуть уголки рта. Контролируйте, как меняется высота звука при цоканье. Представьте нёбо, по которому ударяет кончик языка. Оно высокое, как купол парашюта. Это упражнение придаст вашему голосу объем.

  • Работа у зеркала. Погримасничайте, активизируйте губы и мышцы лица. Когда привыкните к своему отображению в зеркале, появится сценическая свобода. Поэтому, чаще работайте у зеркала.

  • «Немая рыба». Для активизации и выработки свободы нижней челюсти открывайте и закрывайте рот. Нижняя челюсть свободно опускается. Лицо при этом спокойное. Контролируйте выражение лица, глядя в зеркало. Потом будет легче воспроизвести упражнение по памяти, представляя свое изображение в зеркале.

Задачи дыхательных и артикуляционных упражнений:

  1. Активизация дыхательного аппарата;
  2. Активизация органов звукообразования;
  3. Активизация артикуляционного аппарата;
  4. Подготовка и разогрев речевого и певческого аппарата.

После выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений можно приступать к вокальным упражнением- распевке.