Лейман Е.Н., Мельникова С.Л: музыкальные руководители МБДОУ детского сада №1«Хор рук» как музыкально – педагогическая технология (по методике Т. Боровик), способствующая музыкальному развитию дошкольников"
Лейман Е.Н., Мельникова С.Л: -музыкальные руководители МБДОУ №1 Презентация опыта «Хор рук» как музыкально – педагогическая технология (по методике Т. Боровик), способствующая музыкальному развитию дошкольников."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hor_ruk.doc | 38 КБ |
hor_ruk_leyman_szhat.ppt | 2.94 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №1
«Хор рук» как музыкально – педагогическая технология (по методике Т. Боровик), способствующая музыкальному развитию дошкольников.
Музыкальные руководители
МБДОУ детского сада №1:
Лейман Е.Н., Мельникова С.Л.
2019-2020
«Хор рук» как музыкально – педагогическая технология (по методике Т. Боровик), способствующая музыкальному развитию дошкольников.
Систематическая работа с детьми в области художественно-эстетического развития обеспечивает формирование всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, произвольности, самостоятельности, а так же формирование ориентировки в пространстве и развитие пространственных представлений.
Все эти факторы обладают не только высоким потенциалом творческого развития, но и оказывают коррекционное воздействие. Особенно важно обеспечить системный подход в совместной и самостоятельной деятельности, который обеспечивается применением педагогических технологий. В области художественно-эстетического развития детей успешно применяется технология «Хор рук».
«Хор рук» - это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий и одна из линий авторской методики Татьяны Анатольевны Боровик - русского музыковеда, педагога, исследователя.
Данная форма работы интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров».
Работа по данной технологии подчинена определенному алгоритму:
I этап - предварительная работа:
дети прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. Каждому ребенку предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в "хоре рук".
II этап - работа над партитурой:
-«Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего - «дирижера»,
-«вторую двигательную партию» - другая группа детей (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего - «дирижера». На первоначальном этапе разучивания партитуры ведущими - «дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети.
При создании ансамблевого многоголосия по данной технологии предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток», изображающих снежинки, листья, овощи и фрукты, посуду, цветы и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс», «Вальс цветов и бабочек», «Самовар», «Танец птиц» и др.). Оригинальность, простота, привлекательность, доступность такого рода атрибутов создают особую атмосферу в процессе детской деятельности, безусловно способствующей раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.
Принимая во внимание развитие широкого спектра навыков в процессе применения технологии "Хор рук" (координационной свободы движения, чувства ритма, концентрации внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации), был сделан вывод о высокой степени эффективности применения данной технологии в работе с детьми. (ритмизация моторных процессов и автоматизация ритмических навыков, развитие осмысленного отношения к интонации, развитие эмоционально-волевой сферы детей).
Применение технологии "Хор рук" в совместной и самостоятельной деятельности детей позволило сделать следующие выводы:
- Работа по технологии "Хор рук" возможна в самых разнообразных ситуациях: от занятия до концертного показа; с детьми разного возраста и со взрослыми (на совместных мероприятиях), в зависимости от поставленных задач.
- Доступность в исполнении партий при работе над партитурой позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Данная форма предлагает каждому из детей попробовать себя в роли лидера.
- Пластическое соучастие с музыкой в работе по данной технологии направлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка. Погружение в программное содержание музыкального произведения, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.
- Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, активной релаксации. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия
- Форма «двигательного двухголосия», заложенная в основе технологии, активизирует внимание и способности подражания, а также развивает слуховое восприятие и творческое воображение. Она является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков.
- Если некоторые исполняемые жесты комментировать, то, данную технологию, можно считать формой развития ассоциативно-образного мышления.
- Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель. Поэтому эту форму могут использовать педагоги, не имея специального музыкального образования.
ИТОГ: Опыт использования технологии "Хор рук" как в непрерывной образовательной деятельности (в области художественно-эстетического развития), так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, показал высокую степень эффективности применения данной технологии в работе с детьми, а так же выявил универсальность в комплексной работе по художественно-эстетическому развитию ребенка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ Систематическая работа с детьми в области художественно-эстетического развития обеспечивает формирование всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, произвольности, самостоятельности, формирование ориентировки в пространстве и развитие пространственных представлений, а так же способствует обогащению музыкально-художественных образов и формированию музыкального вкуса ребенка.
Автор Татьяна Анатольевна Боровик - музыковед, педагог, исследователь (закончила Минскую Академию музыки). Стажировалась в Швеции как музыкотерапевт. Практикует в области музыкального профессионального, общего и коррекционного воспитания и образования детей. Методика разработана в контексте классических и современных, российских и европейских систем развития музыкальности и детей.
ФУНКЦИИ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ Обучающая; двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания. Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков. Развивающая; развитие двигательной фантазии детей. Способствует развитию чувства ритма. Развивает чувство ансамбля, умение работать в группе. Координирующая; активирует («запускает») процесс мышления, вследствие которого развивается координирующие действия рук. Компенсаторная; Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера. Релаксационная; одна из форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.
Алгоритм работы по данной технологии: Первый этап - слушание музыкального произведения (проза, стихотворение), беседа о его характере, музыкальном образе, пластическое интонирование (жесты, движения рук и туловища, передающие музыкальный (литературный) образ). ».
Второй этап - работа с «одноголосием», где педагог выполняет роль дирижера, а дети роль хора. «Хор» повторяет движения за «дирижером»
Третий этап - по мере накопления двигательных навыков место «дирижера» предлагается занять одному из детей.
Четвертый этап - работа над «двухголосием». Участники делятся на 2 партии, где сначала ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый.
Пятый этап - накопив опыт двигательных навыков и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно выступают в роли дирижеров всех партий.
Шестой этап – использование дополнительных атрибутов, которые закрепляются на запястье детей, что способствует более глубокому восприятию музыки .
ВАРИАТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПАРТИЙ
СМЕНА ПАРТИЙ
ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ДАВИЖЕНИЕ ПАРТИЙ В ДВУХ КРУГАХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Опыт использования технологии "Хор рук" как в непрерывной образовательной деятельности (в области художественно-эстетического развития), так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, показал высокую степень эффективности применения данной технологии в работе с детьми, а так же выявил универсальность в комплексной работе по художественно-эстетическому развитию ребенка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!