Клименкова А.С.- музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №6 Мастер-класс " «Хор рук» как музыкально – педагогическая технология (по методике Т. Боровик), способствующая музыкальному развитию дошкольников"
Клименкова Анастасия Сергеевна: музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №6 Мастер-класс " «Хор рук» как музыкально – педагогическая технология (по методике Т. Боровик), способствующая музыкальному развитию дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_szhat.ppt | 706 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Кем бы не стал в дальнейшем ребенок- музыкантом, врачом, ученым или рабочим, задача педагога- воспитать в нем творческое начало, творческое мышление». К. Орф.
Цель мастер - класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов путем овладения технологией «Хор рук» (автор Т.Боровик).
Задачи: - продемонстрировать коллегам этапы реализации технологии; - прокомментировать эффективность применения методов в различных видах деятельности; - отработать приемы в деятельностно - имитационном режиме.
Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала. Поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одной из инновационных форм музыкального развития дошкольников является музыкально педагогическая технология «Хор рук», автор которой наш современник Татьяна Боровик- русский музыковед, педагог, исследователь. Т. А. Боровик закончила Минскую Академию музыки. Стажировалась в Швеции как музыкотерапевт. Практикует в области музыкального профессионального, общего и коррекционного воспитания и образования детей. С 1994 года проводит авторские семинары, является автором 8 книг и 15 статей.
Эта форма работы интересна тем, что она подводит детей к пониманию двухголосия в целом, и в частности к пониманию двигательного двухголосия. Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Предварительно ребята прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. Затем детям предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в хоре рук. «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего первого ведущего - «дирижера», «вторую партию» - другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего второго «дирижера».
Для более глубокого восприятия музыки и развития творческого воображения ребят, можно использовать дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек» и др.).
Для того, чтобы детям проще было вникнуть в процесс, я начала работу с «одноголосия», где я выполняла роль дирижера, а ребята были моим хором и повторяли движения за мной. Затем место «дирижера» предлагается занять одному из детей. По мере накопления детьми двигательных навыков ребята с удовольствием берут на себя эту роль.
После того, как дети с уверенностью справляются в «одноголосием» можно начать работу над «двухголосием». Здесь дошкольники делятся на две партии, где поначалу ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый. А со временем, накопив опыт двигательных навыков и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно выступают в роли дирижеров всех партий.
Особенностями технологии является: 1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа. 2. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста 3. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.
4. Это одна из форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. 5. Форма «двигательного двухголосия», заложенная в основе технологии, активизирует внимание и способности подражания, а также развивает слуховое восприятие, чувство ритма, ансамблевую слаженность, способности к двигательной импровизации и творческое воображение. 6. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель. Поэтому эту форму могут использовать педагоги, не имея специального музыкального образования. (я рекомендую Вам, уважаемые коллеги)
Обращение к данной технологии в работе с дошкольниками позволило добиться следующих результатов: Удалось создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения; Дети стали более активными и раскрепощенными, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность; Дети развиваются творчески в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, (без лишних «натаскиваний» и заучиваний).
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в хоре рук, начнем мы тоже с одноголосия. Я приготовила для вас атрибуты – это цветочки. Мы будем руками изображать красивую цветочную полянку. Пока я буду выполнять роль ведущего – дирижера (показ, затем дирижера выбираю из участников). А теперь предлагаю поучаствовать в двухголосном хоре, для этого нам понадобятся два ведущих дирижера, одним из них буду я. Цветочки у нас уже есть, мы к ним добавим бабочек. Наверное, многим из нас хочется, чтоб наступило лето, давайте сами попробуем создать летнее яркое настроение. Я предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент ( Isole в исполнении камерного оркестра Rondo Veneziano ), представить образ и его изобразить движениями рук, (слушаем, беседуем о музыке, показываем хор рук).