Шумовые инструменты на уроках сольфеджио в 1 классе
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Детская музыкальная школа №31
Открытый урок
на тему:
«Использование шумовых народных инструментов на уроке сольфеджио
в 1 классе»
Преподаватель: Ватагина Наталья Николаевна
Казань, 2020г.
Цель урока: Демонстрация методов использования шумовых народных инструментов на уроке сольфеджио в работе с детьми младшего возраста.
Задачи:
- Освоение метроритма и выработка чистой интонации
- Привлечение внимания учащихся, используя новые формы работы
- Создание доброжелательной атмосферы на занятии
План урока
- Гамма До мажор:
- Пение гаммы вверх и вниз ровными длительностями в сопровождении фортепиано;
- Закрепление темы «Написание нот на нотоносце»
- Пение гаммы вверх и вниз в ритме в сопровождении
- Закрепление темы «Устойчивые и неустойчивые ступени» (Пение и определение на слух последовательности устойчивых ступеней в гамме До мажор (выкладывание карточек))
- Освоение метроритма:
- Стихотворение «Жили у бабуси»:
- проговорить стихотворение, отмечая сильные доли хлопком;
- проговорить стихотворение, отмечая сильные доли хлопком + динамически выделять сильную и слабую доли (сильная – громко, слабая - тихо)
- Работа с карточками:
-выкладывание карточек – длительностей под диктовку («две восьмые – четверть - половинная», слоги «ти – та»), умение расставить тактовые черты (карандашами) и прохлопать ритм, проговаривая слоги;
- сочинение собственного ритмического рисунка
- Последовательность на доске (умение прохлопать ритмические двухтактовые построения , проговаривая слоги)
- Ритмический диктант на примере песни «Паровоз» (под аккомпанемент)
- Исполнение на маракасах ритмического рисунка колокольчика в песне «Паровоз» под сопровождение.
- Сольфеджирование:
- Пение песни «Паровоз» под сопровождение различными способами
- со словами хлопая ритм;
- проговаривая слоги «ти-та»+ хлопая ритм (восьмые-хлопок в ладоши, четверть – рука вниз)
- проговаривая слоги «ти-та»+хлопая сильные доли
- с названием нот +тактирование(группой и индивидуально)
- Игра песни «Паровоз» на метелофоне
- от нот «до» (быстро) и «ля» (медленно) + выявление характера, образа «паровоза» (обычный паровоз, игрушечный паровоз и большой, груженый паровоз).
- Освоение интервалов («ежик», «кукушка»):
- Закрепление терминологии
- Определение «интервала»; характеристика интервалов - «дожджик», «ежик», «кукушка»;
- Определение интервалов на слух с демонстрацией карточек – картинок
- Выявление ступеневого состава интервалов, умение их построить от звука вверх и вниз
- Определение на слух (жанр, темп, динамика):
- Закрепление терминологии
- Определение жанра, темпа и динамики в прослушанных музыкальных фрагментах + выкладывание карточек-терминов
- Игра «Определи жанр» (в звучащем произведении определить жант и показать его движениями).
- Домашнее задание:
- Петь песню «Паровоз» всеми способами
- Добавить аккомпанемент шумовыми народными инструментами
- Нарисовать разные образы «Кота - Воркота» (кот плачет, котик играет, котёнок в тюбетейке).
ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ХОДА УРОКА
Педагог: Наше занятие сегодня не совсем обычное. На наш урок пришли
гости, чтобы посмотреть на то, какие вы замечательные и как вы
занимаетесь. Начнем мы наш урок с пения гаммы До мажор.
Пение гаммы До мажор вверх и вниз ровными длительностями в
сопровождении фортепиано
Педагог: Только что вы спели гамму До мажор. Скажите, пожалуйста,
сколько всего музыкальных нот?
Ученики: Семь.
Педагог: А где они «живут»? Как называется их «домик»?
Ученики: Нотоносец или нотный стан.
Педагог: А сколько линеечек на нотном стане?
Ученики: Пять.
Педагог: Молодцы. Я вам раздам карточки, на которых изображены разные ноты. Переверните их пожалуйста изнанкой вверх. Вы будете доставать любые три карточки и вслух называть ноты, которые там нарисованы.
Работа с карточками-нотами
Педагог: Вы очень хорошо справились с этим заданием. А теперь мы с вами
споем гамму До мажор ровными длительностями в сопровождении
фортепиано.
Педагог: А теперь мы споем гамму До мажор в ритме, который записан на
доске.
Гамма До мажор вверх
Гамма До мажор вниз
Педагог: Замечательно. На прошлом уроке мы с вами узнали, что в гамме есть устойчивые ступени и неустойчивые. Назовите, пожалуйста, ноты, которые находятся на устойчивых ступеньках.
Ученики: До, ми и соль.
Педагог: Сейчас я вам поиграю эти ноты в разном порядке, а вы будете их отгадывать и обязательно пропевать вслух.
Педагог: Следующее задание будет самостоятельное. Я вам раздам карточки ноты. Затем сыграю последовательность из устойчивых ступеней, а вы должны будете выложить эти ноты на своем столе. Некоторые ноты могут повторяться. Выкладывайте их столько раз, сколько они прозвучат.
Педагог: Вы справились с этим заданием очень хорошо. Сейчас я попрошу кого-нибудь выйти к доске и выполнить упражнение на устойчивые ступени. Ваша задача - неустойчивые ступени в гамме До мажор превратить из целых нот в четвертные.
Задание на устойчивые и неустойчивые ступени
Педагог: Задание выполнено на оценку «5». Теперь мы плавно перейдем к одному из ваших любимых упражнений. Вам очень хорошо известно стихотворение «Веселые гуси». Мы с вами его проговорим вслух, отмечая сильные доли хлопком. На слабые доли будем разводить руки в стороны.
Стихотворение «Веселые гуси»
Педагог: А теперь мы выполним это задание еще раз, но добавим динамику. Сильные доли будем произносить громко, а слабые — тихо.
Стихотворение «Веселые гуси»
Педагог: Умнички! Сейчас я раздам вам карточки-длительности. Вы под диктовку будете выкладывать ритмические рисунки и расставлять в них тактовые черты карандашами, а затем хлопать, проговаривая слоги («ти-та»).
а) диктовка - названия длительностей (четверть, две восьмые или
половинная):
П J Л JJJJJ
2
4
б) диктовка - проговаривание слогов «ти-та»:
4 J J J ПП
Педагог: Сейчас я вас попрошу самостоятельно сочинить ритмический рисунок, выложить его с помощью карточек на столе, расставить тактовые черты и прохлопать, проговаривая слоги.
Работа с карточками-длительностями
Педагог: Вы очень хорошо проявили себя в этом творческом упражнении. Следующее задание. Встаньте, пожалуйста, в один ряд перед доской. Ваша задача - по очереди прохлопать ритмические рисунки, которые я укажу. Будьте предельно внимательны.
На доске двухтактовые ритмические построения
Педагог: Молодцы. Практически все справились с заданием с первого раза.Сядьте, пожалуйста, на свои места. Сейчас прозвучит для нас
песня «Паровоз». На фоне мелодии будет звучать колокольчик. Ваша задача
- выложить из предложенных карточек-длительностей ритмический рисунок,
который исполняет колокольчик. Я вам предлагаю на выбор четыре карточки
с двухтактовыми ритмическими построениями. Вы должны определить, в
какой последовательности они прозвучали, и выложить их на своемстоле.
Данное задание вы будете выполнять с соседом по парте.
Звучит песня «Паровоз»
Педагог: А теперь я попрошу кого-нибудь из вас сыграть на маракасах
ритмический рисунок колокольчика под аранжировку.
Педагог: Очень хорошо. А теперь давайте споем эту песню различными способами все вместе:
- со словами + хлопая ритм;
- проговаривая слоги «ти-та» + хлопая ритм (восьмые - хлорок в
ладоши, четверть – рука вниз); - проговаривая слоги «ти-та» + хлопая сильные доли;
- с названием нот + тактирование
Педагог: Отлично. Следующее задание - вы самостоятельно по одному споете песню в сопровождении разными способами, используя шумовые музыкальные инструменты (ложки, рубель, кастаньеты) :
- проговаривая слоги «динь-дон» + хлопая сильные доли;
- со словами + хлопая ритм;
- с названием нот + тактирование
- проговаривая слоги «ти-та» + хлопая ритм (восьмые - хлорок в
ладоши, четверть – рука вниз); - проговаривая слоги «ти-та» + хлопая ритм (восьмые - хлорок в
ладоши, четверть – рука вниз); - с названием нот + тактирование
Педагог: Хорошо. Задание выполнено правильно. Возьмите, пожалуйста,
ваши клавиатуры и положите их перед собой. Сейчас я попрошу кого-то из
вас выйти и сыграть песенку «Паровоз» от ноты «до» на ксилофоне.
Исполнение учеником песни «Паровоз» на ксилофоне от ноты «до»
Педагог: Следующий ученик не только сыграет эту песню, но и споет с
названием нот. А все остальные выполняют то же задание, только на
нарисованной клавиатуре.
Игра на ксилофоне и пение учеником песни «Паровоз» от ноты «до»
Педагог: А теперь я попрошу сыграть эту же песню от другой ноты - ноты
«ля».
Исполнение учеником песни «Паровоз» на ксилофоне от ноты «ля»
Педагог: Это же задание выполняем все вместе и поем песню с названием
нот.
Игра на ксилофоне и пение учеником песни «Паровоз» от ноты «ля»,
остальные учащиеся выполняют задание на своих местах
Педагог: Очень хорошо. А теперь мы не просто будем играть на ксилофонах
эту песню. Исполним ее в разных образах - «большой, груженый паровоз»,
«игрушечный паровозик». После исполнения надо будет объяснить
выразительные средства, которые вы применили в данном случае (регистр,
лад, темп).
Исполнение учениками песни «Паровоз» на фортепиано от разных нот в
разных образах.
Педагог: Молодцы. Сейчас мы с вами познакомимся с новым понятием
«интервал». «Интервал» - это расстояние между двумя нотами. Сегодня мы
изучим три интервала. Называются они прима, секунда и терция. Но на
первом этапе мы будем их называть иначе - «дождик», «ежик» и «кукушка».
В интервал «дождик» входит 1 ступень, в интервал «ежик» - 2 ступени, в
интервал «кукушка» - 3 ступени. Сейчас я поиграю их, а вы попробуете их
определить и выложить на своем столе карточки-картинки.
Слуховой анализ: определение на слух интервалов (прима, секунда и терция)
и выкладывание на столе карточек-картинок
Педагог: Сейчас я попрошу выйти одного из вас к доске и построить эти
интервалы.
Построение интервалов «дождик», «ежик» и «кукушка» на доске от звуков
вверх
Педагог: Мы с вами в I четверти познакомились с разными понятиями -
жанр, темп, динамика, регистр. Назовите, пожалуйста, какие вы знаете жанры в музыке?
Ученики: песня, танец, марш.
Педагог: А какие темпы бывают?
Ученики: быстрый, медленный, умеренный.
Педагог: А какие вы знаете динамические оттенки?
Ученики: громко и тихо (форте и пиано).
Педагог: Теперь назовите известные вам регистры?
Ученики: низкий, средний и высокий.
Педагог: Молодцы! Сейчас я раздам вам карточки. На мониторе компьютера
будут по очереди появляться понятия. Ваша задача - выложить карточки в
порядке их появления.
На доске ряд терминов
ПЕСНЯ PIANO ВЫСОКИЙ БЫСТРЫЙ
ТАНЕЦ СРЕДНИЙ МЕДЛЕННЫЙ
МАРШ FORTE НИЗКИЙ УМЕРЕННЫЙ
Педагог: Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент, в котором вы должны
будете определить жанр, темп, динамику и выложить на столе карточки.
Верди Триумфальный марш (марш -умеренный - форте)
Педагог: А сейчас мы с вами сыграем в одну игру. Называется она
«Определи жанр». Ваша задача - определить жанр музыкальных фрагментов и показать их движением (шаги, покачивания или прыжки на месте).
Чайковский Старинная французская песенка (Детский альбом)- песня
Бизе Прелюдия к опере «Кармен» - марш
Рахманинов Итальянская полька - танец
Педагог: В заключении урока я хочу дать вам домашнее задание:
- Петь песню «Паровоз» всеми способами;
- Нарисовать разные образы «Кота - Воркота» (кот плачет, котик играет,
котенок в тюбетейке).
Вы молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали на сегодняшнем уроке. Надеюсь, урок был вам интересен и полтора часа пролетели незаметно.