ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ В.02.УП.02. «Вокальный ансамбль»

Волкова Ирина Александровна

Учебный предмет «Вокальный ансамбль» входит в вариативную часть дополнительной общеразвивающей рабочей программы в области музыкального искусства.

Ансамблевое пение является одним из самых популярных направлений используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Совместное пение помогает учащимся глубже воспринимать музыку, активно выражают свои переживания и чувства, помимо этого, в процессе пения у обучающихся формируется много личностных качеств: чувства товарищества, коллективизма, воли, организованности. Актуальность рабочей программы заключается в том, что ее содержании способствует художественно-эстетическому развитию обучающихся, приобщению их музыке разных направлений и жанров, раскрытию их разносторонних способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokal_ansambl_prog.docx65.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

Предметная область

В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ В.02.УП.02.                  «Вокальный ансамбль»

Жуковский 2019

«Одобрено»

Методическим советом

МОУДОД ШХИ «Полет» им. Т. Е. Селищевой

«     »                        20   г.

                                         «Одобрено»

Директор _________ Филатова Н. К.

  «       »                                 20    г.

«Одобрено»

Педагогическим советом

МОУДОД ШХИ «Полет» им. Т. Е. Селищевой

«      »  

                     20   г.

Разработчик:

Курносов Д. Н.   – преподаватель ШХИ «Полет» им. Т. Е. Селищевой

Волкова И. А.  -  преподаватель ШХИ «Полет» им. Т. Е. Селищевой

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

  1. - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  2. - Срок реализации учебного предмета;
  3. - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

  1. - Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  2. - Цели и задачи учебного предмета;
  3. - Обоснование структуры программы учебного предмета;
  4. - Методы обучения;
  5. - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.        Содержание учебного предмета        

                                        

  1. - Сведения о затратах учебного времени;
  2. - Годовые требования по классам;
  3. - Учебно – тематический план

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся

                        

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

  1. - Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  2. - Критерии оценки;

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

                        

  1. - Методические рекомендации педагогическим работникам;
  2. - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.        Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

        - Список рекомендуемых произведений по классам;

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.  Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Учебный предмет «Вокальный ансамбль» входит в вариативную часть дополнительной общеразвивающей рабочей программы в области музыкального искусства.

Ансамблевое пение является одним из самых популярных направлений используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Совместное пение помогает учащимся глубже воспринимать музыку, активно выражают свои переживания и чувства, помимо этого, в процессе пения у обучающихся формируется много личностных качеств: чувства товарищества, коллективизма, воли, организованности. Актуальность рабочей программы заключается в том, что ее содержании способствует художественно-эстетическому развитию обучающихся, приобщению их музыке разных направлений и жанров, раскрытию их разносторонних способностей.

Разнообразный репертуар для вокального ансамбля включает в себя музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную.

Современные музыкальные стили отличаются не только гармоническим, мелодическим и ритмическим своеобразием, манерой исполнения, эстетикой, но и своими законами аранжировки.

Требования к исполнителям музыки возрастают, в концертных выступлениях большое внимание уделяется именно «живому» звуку. Наряду с сольным исполнением вокальной музыки, возникает потребность в ансамблевом исполнении.

Предлагаемая рабочая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения для обучающихся в возрасте от 11 - 17 лет.

Данная рабочая программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самих обучающихся. Отбор произведений и песенного репертуара осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (репертуар зависит, в том числе, от дат, особых праздников, конкурсов и школьных мероприятий).

Недельная нагрузка по предмету «Вокальный ансамбль» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в форме малых групп (от 2-х человек).

Эффективным способом музыкального развития детей является пение в ансамбле, в том числе, с преподавателем, позволяющий совместными усилиями создавать художественный образ, развивающий умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующий вокальные навыки пения ритмично, синхронно. Ансамблевое пение доставляет большое удовольствие обучающимся и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя певцами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

Данная рабочая программа предполагает проведение итоговой аттестации в виде академического концерта по предмету вокальный ансамбль. Возможны другие формы итоговой аттестации. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.

2.Срок реализации учебного предмета «Вокальный ансамбль»

Предметом «Вокальный ансамбль»  учащиеся  начинают заниматься с 5 класса. Продолжительность обучения – 4 года (5-8 классы).

         «Вокальный ансамбль» - учебный предмет, который входит в вариативную часть учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».

3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Постановка голоса»:

Недельная нагрузка

5 класс

6 класс

7 класс

8    класс

Вокальный ансамбль

2

2

2

2

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

5. Цели и задачи учебного предмета

Цель  данной  программы  - создание условий  для проявления  индивидуально-творческих способностей детей, выявление талантливых детей и развития их творческой самореализации.

Задачи:

Образовательные:

  • обучение детей сольному и ансамблевому пению
  • обучение грамотному и выразительному художественному исполнению вокальных произведений
  • обучение самостоятельному анализу структуры вокальных произведений
  • обучение самостоятельному анализу формы, жанра, стиля вокального произведения
  • формирование правильных вокальных навыков
  • формирование навыков ансамблевого пения
  • обучение грамотному и полноправному сотрудничеству с концертмейстером
  • обучение навыкам публичных выступление, правильной речи, уверенному общению с аудиторией

Развивающие:                                

  • создать условия, в которых ребенок сможет раскрыть свой потенциал, осознать свои возможности
  •  развитие  вокального и общего музыкального слуха
  •  развитие   тембра, силы, гибкости и диапазона голоса
  • развитие    полнозвучной    свободной речи
  • развитие  органов  звукообразования  и  дыхания,  способствующих общему оздоровлению организма
  • развитие музыкального мышления и музыкальной интуиции
  • развитие самосознания
  • развитие уверенности в себе
  • развитие эмоциональности, творческой интуиции

 Воспитательные:

  • воспитание высокохудожественного вкуса
  • воспитание целеполагания, умения ставить перед собой задачи и достигать их решения
  • воспитание любви  к своему народу, к Родине, к национальной культуре
  • понимание и уважение культуры и традиций   народов мира, формирование толерантности
  • воспитание нравственных качеств личности
  • воспитание чувства самоуважения и уважения другой личности
  • приобщение  детей  к  основам  мировой  музыкальной культуры
  • профессиональное  ориентирование  учащихся  в  средние  и  высшие профессиональные учебные заведения.

6.Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

•  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

•  распределение учебного материала по годам обучения;

•  описание дидактических единиц учебного предмета;

•  требования к уровню подготовки обучающихся;

•  формы и методы контроля, система оценок;

•  методическое обеспечение учебного процесса.

7.Методы обучения

Для достижения положительного результата в работе используются педагогические методы:

  1. Метод развивающего обучения. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

  1. Метод индивидуального подхода к каждому ученику.

Никогда   не   надо   забывать,  что  у   людей  очень   индивидуальные анатомические,  физиологические  и  психологические  свойства  организма,  а отсюда  и  необходимость  индивидуального   подхода   к  каждой  личности  и неповторимость  звучания  каждого голоса, его тембр,  сила,  выносливость  и другие качества.

  1.  Метод активного и интерактивного обучения.

Эти приемы основаны на такой  форме взаимодействия учащихся и учителя, в результате которой учащиеся здесь не пассивно исполняют указание преподавателя, а активно участвуют в ходе урока. Более того, нами поощряется и взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом, т. к. в основе интерактивного метода обучения лежит принцип доминирования активности учащихся в процессе обучения.

4. Рассказ

5.Объяснение

6.Показ (демонстрация)

7.Диалог

8.Дискуссия

Педагог в работе с детьми подростками активно использует метод переосмысления.

Вокальная педагогика использует множество специальных терминов: грудные (головные) резонаторы, длинная гортань, мягкое округлое небо, звуковая атака.

Дети  не обладают ассоциативным мышлением, их мышление конкретно. Задача педагога, найти такие термины, чтобы они были понятны детям данной возрастной категории.

Для этого педагог использует эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов). Исходя из различия психики каждого ребенка, эти термины подбираются индивидуально.

  1. Метод группового обучения

Групповой метод обучения базируется на методологических принципах:

  • -группа может достичь большего  чем каждый ее участник в отдельности;
  • -группа подтягивает слабого до общего уровня;
  • -в группе быстрее развиваются творческие способности ее участников;
  • -групповые занятия способствуют психологическому раскрепощению и снятию зажатости;
  • -в процессе обучения каждый развивает свои индивидуальные навыки, но при этом помогает развиваться другим.

  1. Метод эвристики

Прогнозируемый результат:

  • учащиеся приобретают навык творческого отношения к музыкальному искусству
  • учащиеся приобретают устойчивые вокальные навыки в сочетании с элементами исполнительского мастерства
  • учащиеся приобретают умение понимать и доносить до слушателей содержание исполняемых произведений
  • учащие приобретают навык публичных выступлений.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Занятия в Школе проходят в учебных аудиториях с хорошей акустикой, соответствующим  освещением,  температурным  режимом  и  вентиляцией. В аудиториях обязательно есть рояль.

Библиотека включает в себя достаточное количество нотных вокальных изданий, необходимых для занятий по постановке голоса (вокализы, романсы, хрестоматии и др.). Учебные аудитории для занятий по постановке голоса оснащены  звукотехническим  оборудованием (аудио  и  видео аппаратурой), так как при проведении занятий желательно прослушивание аудио и видеозаписей с выступлениями выдающихся вокальных коллективов. Такой вид работы способствует расширению кругозора учащихся.

II.        Содержание учебного предмета

  1. Сведения о затратах учебного времени

Классы

5

6

7

8

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

2

2

2

2

Общее количество часов на аудиторные занятия

66

66

66

66

  1. Годовые требования по классам

Первый год обучения

В течение года обучающиеся в классе вокального ансамбля должны быть ознакомлены с вокальными навыками.

Цели первого года обучения:

- расширение параметров вокального исполнительства (расширение певческого диапазона, выравнивание звучности голоса на всѐм диапазоне);

- знакомство с ансамблевыми произведениями различных стилей.

Задачи:

- развитие певческого дыхания (развитие навыка «пение на опоре»);

- развитие навыков артикуляции (отнесение внутри слова согласных к последующему слогу);

- закрепление навыка интонационно чистого пения в ансамбле;

- работа над высокой певческой позицией;

- сглаживание переходных звуков;

- формирование ощущения головного и грудного резонирования;

- развитие навыков звуковедения: пение легато, стаккато, нон легато;

- развитие навыка свободного пения без эмоциональной перегрузки, ведущей к форсированию звука;

- целенаправленная работа над выразительностью исполнения – фразировкой, агогикой, динамической нюансировкой;

- работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений.

В течении года учащиеся должны разучить 4 – 6 ансамблей.

Промежуточная аттестация проводится в форме Академических концертов в 1 и 2 полугодии - 2 разнохарактерных произведения, чётко исполняя интонационно-интервальные передвижения голоса.

Второй год обучения

В течение учебного года необходимо проработать с обучающимися 5 - 6 разных направлений и жанров ансамблей, включая ансамбль солирующих голосов.

Цели второго года обучения:

- расширение параметров вокального исполнительства (расширение певческого диапазона, выравнивание звучности голоса на всѐм диапазоне);

- знакомство с ансамблевыми произведениями различных стилей.

Задачи:

- развитие певческого дыхания (развитие навыка «пение на опоре»);

- развитие навыков артикуляции (отнесение внутри слова согласных к последующему слогу);

- закрепление навыка интонационно чистого пения в ансамбле;

- работа над высокой певческой позицией;

- сглаживание переходных звуков;

- формирование ощущения головного и грудного резонирования;

- развитие навыков звуковедения: пение легато, стаккато, нон легато;

- развитие навыка свободного пения без эмоциональной перегрузки, ведущей к форсированию звука;

- целенаправленная работа над выразительностью исполнения – фразировкой, агогикой, динамической нюансировкой;

- работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;

В течение второго года обучения продолжается работа над разносторонним воспитанием обучающихся и развитием музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, музыкального мышления, памяти, эмоциональности и творческих способностей. Развитие вокальных навыков, работа над дыханием, дикцией, выявление и развитие индивидуальной манеры исполнения, работа над сценической свободой и звуковедением. Формирование у обучающихся основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, микстового (смешенного) звучания, тембровой ровности, пения с вибрато. Обучение умению петь активно, но не форсировано. Обучение непринуждённому, естественному, льющемуся пению и гибкому владению голосом.

Промежуточная аттестация проводится в форме Академических концертов: в 1 и 2 полугодии - 2 разнохарактерных произведения, чётко исполняя интонационно-интервальные передвижения голоса.

Третий год обучения.

В течение учебного года необходимо проработать с обучающимися 10 - 12 ансамблей.

Цели:

- расширение параметров вокального исполнительства (выявление технических и выразительных исполнительских возможностей обучающихся).

Задачи:

- развитие навыков певческого дыхания (увеличение продолжительности фонационного выдоха);

- развитие навыков артикуляции (формирование свободы и подвижности артикуляционного аппарата);

- развитие тембровых и динамических возможностей голоса;

- работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;

- работа над стилистическими особенностями произведений;

- работа над 3-х – 4-х голосными произведениями;

- работа a cappella.

Продолжается работа над укреплением вокально-технических навыков и освоением эстрадного вокального репертуара. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Одна из главных задач третьего года обучения – соединение грудного и головного регистров, то есть микст. Хорошо замикстованный средний регистр даёт возможность развивать диапазон, совершенствовать верхний регистр и преодолевать переходные ноты.

В рабочую программу третьего года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих в себя мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в медленном темпе, мажорные и минорные гаммы в более быстром темпе, тесситурные скачки, пропевание нотных партий голосами, затем со словами, обращая внимание на дыхание, единое звукообразование и чистоту интонации. В результате третьего года обучения обучающиеся должны отработать ранее полученные вокально - технические навыки, следить за фразировкой и динамикой при исполнении песни. В соответствии со способностями должны овладеть подвижностью голоса и выявить индивидуальный тембр.

Промежуточная аттестация проводится в форме Академических концертов: 1 и 2 полугодие - 2 разнохарактерных произведения, с чёткой ритмической структурой, с правильной интонацией, с исполнением 3-хголосия, должна быть соблюдена стилистика песен.

Четвертый год обучения

К этому периоду учащиеся уже обладают достаточно сформированными вокальными навыками, основанными на опыте классической вокальной школы.

Упражнения и вокализы помогают решать различные вокально -  технические задачи. Они являются прекрасным материалом для развития музыкального слуха, певческого дыхания, подвижности голоса, полезны в работе над чистотой интонирования. Как образцы итальянского ,,bel canto’’, они отличаются красивой, выразительной мелодией и исполняются как вполне самостоятельные, хотя и небольшие музыкальные произведения.

Усложняющийся репертуар требует высокого художественного прочтения, что ведет к работе не только над приемами вокального мастерства, но и над правильной интерпретацией произведения.

От учащегося требуется глубокое прочтение музыкального произведения, что приводит к самовыражению посредством пения.

В классе вокала уделяется большое внимание работе над интерпретацией  музыкального    сочинения, а это требует работы над: bel canto, cantelena, артикуляцией, мелодикломацией.

 В течение учебного  года  следует обратить внимание на устранение имеющихся недостатков в организации     процесса певческого дыхания и звуковедения.

Кроме того, следует продолжить работу  по выравниванию  звучания по всему диапазону, развитию подвижности голоса, над исполнительскими задачами, включая музыкальное и смысловое интонирование, эмоциональность исполнения произведений, а также над развитием навыков публичных выступлений.

Учащийся должен уметь:

  • владеть выразительным  певческим звуком, проявлять элементы артистичности при выступлении
  • разбираться в качестве своего звука, уметь анализировать исполнение репертуара

самостоятельно разбирать и прорабатывать вокальные произведения.

В течение учебного года необходимо проработать с обучающимися 12 - 16 ансамблей.

Промежуточная аттестация проводится в форме Академических концертов: 1 и 2 полугодие - 2 разнохарактерных произведения, с чёткой ритмической структурой, с правильной интонацией, с исполнением 3-хголосия, должна быть соблюдена стилистика песен.

На выпускном экзамене обучающиеся должны исполнить два произведения: отечественную популярную песню, зарубежную популярную песню , произведение по выбору из пройденного репертуара (романс, ретро, произведение из мюзикла).

  1.  Учебно – тематический план

1 год обучения

Содержание

Общее    кол-во

часов

Работа над репертуаром:

  • народная песня
  • классика
  • современных авторов

16

24

26

                                              Итого:

66

2 год обучения

Содержание

Общее    кол-во

часов

Работа над репертуаром:

  • народная песня
  • классика
  • современных авторов

16

24

26

                                              Итого:

66

3 год обучения

Содержание

Общее    кол-во

часов

Работа над репертуаром:

  • народная песня
  • классика
  • современных авторов

16

24

26

                                              Итого:

66

4 год обучения

Содержание

Общее    кол-во

часов

Работа над репертуаром:

  • народная песня
  • классика
  • современных авторов

16

24

26

                                              Итого:

66

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения рабочей программы учебного предмета «Вокальный ансамбль», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности голосового аппарата для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- знание ансамблевого репертуара;

- знание художественно-исполнительских возможностей голосового аппарата;

- знание профессиональной терминологии;

- навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;

- навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;

- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста.

IV.        Формы и методы контроля, система оценок         

 

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы "Вокальный ансамбль" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестации обучающихся.

Промежуточная аттестация проводится в форме Академических концертов в 1 и 2 полугодии - 2 разнохарактерных произведения, чётко исполняя интонационно-интервальные передвижения голоса.

На выпускном экзамене обучающиеся должны исполнить два произведения: отечественную популярную песню, зарубежную популярную песню , произведение по выбору из пройденного репертуара (романс, ретро, произведение из мюзикла).

При  выведении  итоговой (переводной)  оценки  учитывается следующее:

•  оценка годовой работы ученика;

•  оценка на академическом концерте;

•  другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки  выставляются  по  окончании  полугодий учебного года.

  1. Критерии оценки

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

  1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Процесс обучения постановке голоса подразделяется на несколько этапов:

1.  развитие  голоса,  где  в  основном  используются  вокальные  упражнения, ставящие своей задачей:

•  приведение вокального аппарата в рабочее состояние (распевание)

•  формирование вокальных навыков на упражнениях и вокализах.

2.  работа  над  вокальным  произведением,  включающая  в  себя  изучение произведений разных стилей и жанров: народная песня,  романсы русских и зарубежных композиторов, современные сочинения.

Методы вокального воспитания школьников опираются лишь частично   на практику обучения взрослых, так как имеют свою специфику, и, прежде всего, возрастную.  Педагог встречается с еще не сложившимся аппаратом и психикой, а интенсивно растущим  и развивающимся организмом молодого человека, с его изменяющимися возможностями.

У детей младшего школьного возраста (7-10лет) сила голоса невелика,  индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Это обстоятельство привносит значительные трудности в подборе репертуара, и в то же время подчеркивает ту ответственность и то внимание, с которым нужно подходить к работе   по постепенному расширению диапазона звучания. Голосовой аппарат в этом возрасте  может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции охраны голоса целесообразно использовать фальцет и легкий микст. Этому голосообразованию  соответствует легкое серебристое, преимущественно головное, звучание. Работу по организации звука целесообразно строить на игровой основе.

Если произведение написано в удобной тесситуре, детский голос звучит естественно, петь тогда легко и приятно. Неразвитый диапазон  голоса заставляет нередко прибегать к транспонированию вокальных произведений  в более низкие тональности.

Голоса детей (11-13 лет)  становятся более сильными, несколько расширяется диапазон, ярче проявляются различия в тембровой окраске. Этот возрастной   период справедливо считают временем расцвета детского голоса.  Основные вокальные навыки должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Здесь должна идти кропотливая работа над воспитанием культуры звука, развитием вокального слуха и музыкально-образного мышления.

Необходимо учитывать «кризисы возраста» у детей и подростков. Это (6-8 лет)  и (13-15 лет), когда часто могут проявляться состояния дефицита активного внимания, негативизм, безразличие.

Следующий период  развития детского голоса связан с мутацией. Учащиеся этого периода, в возрасте(13-16 лет), требуют особо бережного отношения. Например, в части дозировки пения, так как их голосовой аппарат особенно чувствителен к перегрузке, он претерпевает существенные изменения. Основной характер голоса, как правило, не меняется, однако в звучании может появиться осиплость и хрипы. В редких случаях на короткое время может наступить потеря голоса.

В конечной фазе мутации у девочек  появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, его гибкость. Тем не менее, с голосом надо работать осторожно, поскольку взрослое звучание еще не сформировалось, аппарат продолжает  развиваться, а потому возросшие вокальные возможности нельзя переоценивать.

Следует избегать форсированного пения, а также употребления твердой атаки, как постоянного  приема звукообразования. Наиболее целесообразным с точки зрения охраны голоса, будет свободное, эмоциональное, не вялое, но в меру активное пение, без форсирования звука.

Известна и проблема голоса мальчиков. В возрасте (8-11 лет)  многие из них с увлечением могут заниматься пением. Но в( 12-14 лет) у мальчиков  начинается период сначала скрытой, а затем острой мутации. Диапазон их голосов смещается вниз. Занятий в этот период, кроме особых случаев, можно не прекращать. Однако ограничения и особая осторожность совершенно необходимы. Щадящая методика включает специальные упражнения. Необходимо обратить особое внимание   на состояние голоса     и психологическое состояние учащегося, связанного с непривычными для него  ощущениями.

 С (15-17 лет) происходит стабилизация юношеского голоса. Исчезают болезненные явления, связанные с перестройкой аппарата, постепенно формируется  тембр будущего взрослого голоса.

На первых уроках  необходимо внимательно  и подробно изучить природные данные, строение и особенности вокального аппарата учащегося, недостатки и дефекты пения (сип, гнусавость, крикливость,  заглубленность звука, вялость, тремоляцию, перегрузку дыхания, зажим челюсти, скованности и т.д.).

  1. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

  • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
  • периодичность занятий - каждый день;
  • количество занятий в неделю - от 2 до 6 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: пение упражнений и вокализов; разбор новых произведений; выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; исполнение программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  1.  Список рекомендуемых произведений по классам

Первый год обучения

  1. «Калейдоскоп»– Л. Скрягина
  2. «Колыбельная медведицы»- Е. Крылатов
  3. «Три Желания» - А. Ермолов
  4. «Росиночка – Россия» Е. Зарицкая
  5. «Чунга-чанга»- Г. Гладков
  6. «Песенка пиратки»- В. Тюльканов
  7. «Белоснежка» - А. Ципляускас
  8. «Мама мамонтенка» - "Шаинский"
  9. «Заводная обезьянка»- А. Ципляускас
  10. «Круглая песня» из. реп. гр “Непоседы”
  11. «Ручеёк – журчалочка» А. Ермолов
  12. «Раз ладошка» - Е. Зарицкая
  13. «Песенка на хрустальной лесенке»- О. Полякова
  14. «Котенок- мурлыка» - О. Полякова
  15. « Оранжевая песенка» -К. Певзнер
  16. « Песня Красной шапочки» - М. Дунаевский
  17. « Облака» - В. Шаинский
  18. « Маленькая страна» -И. Николаев
  19. « Прекрасное далёко» - Е. Крылатов
  20. «Чёрный кот» -Ю. Саульский
  21. «Московские окна»-Т. Хренников

Второй год обучения

  1. « Буратино»-А. Рыбников
  2. « Песенка про медведей» -А. Зацепин
  3. «Есть только миг»- А. Зацепин
  4. « Подмосковные вечера» - В. Соловьёв-Седой
  5. « Вместе весело шагать» -В. Шаинский
  6. «Город мечты» -Е. Зарицкая
  7. « Котята» -Е. Зарицкая
  8. « Светит солнышко» -Ж. Колмагорова
  9. « Ручеёк» -Ж. Колмагорова
  10. «Динь – дон»- Шемтюк В.
  11. «Кашалот»- Паулс Р.
  12. «Уголок России» -Шаинский В.
  13. «Малиновый крокодил», «Мери Поппинс»- Чураков Д.
  14. «Новый год», «Праздник»- Ермолов А.
  15. «Карусель мелодий», «Снег» -Арсентьева А.
  16. «Свет звезды» -Серин С.
  17. . «Музыка детства» -Зарицкая Е
  18. «Семь нот» -Верижников Ю.

Третий год обучения

  1. «Рыжее чудо» - В. Тюльканов
  2. «Ябеда» - Р. Васильев
  3. «Нон стоп» - К. Ситник
  4. «Стану звездой"» - А. Ермолов
  5. «Крутой"» - Ф. Клибанов
  6. «Потолок ледяной» - Э. Ханок
  7. «Осторожно добрая собака»- А. Ермолов
  8. «Не отнимайте солнце у детей» - Е. Лучников
  9. «Детская дружба» - В. Тюльканов
  10. «Барбарики» - Любаша
  11. . «Журавлик» - О. Полякова
  12. «Веночек» - Укр. нар. песня
  13. «Звуки музыки» - Р.Роджерс
  14. «Звёздное лето» -А. Пугачёва
  15. «Журавлиная песня» - К. Молчанов
  16. «Папа купил автомобиль» -А. Пугачёва
  17. « Нежность» -А. Пахмутова
  18. « 3 белых коня» -Е. Крылатов
  19. «Всё могут короли» - Б. Бычков
  20. «Бабочка» - А. Ципляускас
  21. «Доброе утро, кошка» -А. Ципляускас
  22. «Крыша дома твоего»-Ю. Антонов
  23. «Надежда» - А. Пахмутова
  24. « До свидания, лето»- А. Зацепин
  25. « Гляжу в озёра синие»- К. Орабелян
  26. «Аист на крыше» -Д.Тухманов
  27. «Леди-джаз» -Ж. Колмагорова
  28. « По ниточке» -Н. Королёва
  29. « Мама» -Ж. Колмагорова
  30. « Всё пройдёт» - М. Дунаевский
  31. «Каникулы», «Рождество»- Марченко Л.
  32. «Yesterday»- Маккартни П.
  33. «Колокола» -Крылатов Е.
  34. «Радуга», «Розовые кони», «Апрельская капель»- Сибирцева Л.
  35. .. «До-ре-ми» -Роджерс Р
  36. «Лесная песенка»- Суэтов С.
  37. «Солнечный лучик» -Поляков П.
  38. «Вороны» -Орехов И.
  39. «Малыш и Карлсон»- Осошник В.

Четвертый год обучения

  1. «Лебеди» - А. Ципляускас
  2. «Осени не будет»- Я. Старикова
  3. «Россия» - С. Шумова
  4. «Старинный дом» - А. Ципляускас
  5. «Выше солнца» - К. Ситник
  6. «Карнавальная» -В. Сажин
  7. «Зимний вечер» - И. Манкееев
  8. «Тили-тесто» - А. Ципляускас
  9. «Отчий дом»- Ю. Вержиников
  10. «Яблонька» - И. Манкеев
  11. «Наш сосед» -Б. Потёмкин
  12. « Случайный вальс» - Н. Богословский
  13. « Музыка» -А. Варум
  14. « Лето кастаньет»- И. Николаев
  15. « Журавли»- Я. Френкель
  16. «Ты говоришь мне о любви» -Э. Колмановский
  17. «Игрушки»- Е. Крылатов
  18. «Жар- птица» -Е. Зарицкая
  19. « Синий платочек»- Г. Петербургский
  20. « Родительский дом» -В. Шаинский
  21. «Над Россией моей» -М. Девятова
  22. «Миллион алых роз»-Р. Паулс
  23. « Жёлтые тюльпаны»- Н. Королёва
  24. « Детство не вернуть»- В. Тюльканов
  25. « Смуглянка» -А.Новиков
  26. « Хочу на юг»-В. Тюльканов
  27. « Музыка звучит»-А. Варум
  28. « Алёша» -Э. Колмановский
  29. « Старый клён» -А. Пахмутова
  30. «Расскажите птицы»- И. Николаев

Концертный репертуар вокального ансамбля

  • Бах И. С. «Мелькнет за часом час», «Перед дорогой»
  • Баневич С. «Солнышко проснется»
  • Бетховен Л. «Сурок», «Гимн ночи»
  • Брамс И. «Колыбельная»
  • Броннер М. «Про ослика», «Про киску», «Ветрам покорны»
  • Гендель Г. «Dignare
  • Глиер Р. «Вечер»
  • Дунаевский И. «Скворцы прилетели»
  • Ермакова О. «Что случилось ранним утром», «Регтайм – каприз»
  • Зацепин А. «Ты слышишь, море»
  • Итал. нар. п. «Четыре таракана и сверчок»
  • Кабалевский Д. «Наша весна», «Счастье»
  • Калныньш А. «Музыка»
  • Каччини Дж. «Ave Maria»
  • Колкер А. «Девчонки, мальчишки и весна»
  • Крылатов Е. «Хоть глазочком заглянуть бы»
  • Кофман Р. «Виолончель»
  • Мак – Ги Б. «Emanuel»
  • Мендельсон Ф. «Осенняя песня»
  • Моцарт «Азбука»
  • Огиньский М. «Полонез»
  • Паулс Р. «Кашалотик»
  • Пахмутова А. «Песенка о смешном человечке», «Дикая собака Динго»
  • Петков Д. «Если дети земли»
  • Петров А. «Песенка о дружбе»
  • Покрасс Д. «Москва майская»
  • Попатенко Т. «Это для нас»
  • Пресленев А. «Последняя школьная осень»
  • Реттино Э. «Christmas is a time to love»
  • Римский – Корсаков Н. «Не ветер, вея с высоты»
  • Рождественский кант «Небо и земля»
  • Рубинштейн А. «Горные вершины»
  • Савельев Б. «Большой хоровод»
  • Свиридов Г. «Ты запой мне ту песню»
  • Сен – Санс К. «Лебедь»
  • Славкин М. «Нелепый случай», «Нотная песенка», «Снег», «На концах перламутровых клавиш»
  • Совр. нар. песня «Ой, по – над Волгой»
  • Струве Г. «Океан улыбок», «Матерям погибших героев», «Музыка», «Полонез дружбы», «Вечное детство»
  • Христианиде И. «Волшебная свеча»
  • Хромушин О. «Раз, два радуга»
  • Цехановская И. «Колыбельная осени», «Пасхальная»
  • Чичков Ю. «В мире красок и мелодий», «Раскрыта книга»
  • Шаповаленко И. «Два веселых маляра»
  • Шопен Ф. «Желание»
  • Щуберт Ф. «В путь»
  • Шуман Р. «Ave Mapia»

  1. Список рекомендуемой нотной литературы

  • Репертуар нароного певца, М., МГФЦ «Русская песня, Всеросийское музыкальное общество»,Выпуск 1,2, 1998
  • Дубравин Я.Чепуров А. «Давайте поклоняться доброте», М., «Советский композитор», 1983
  • «Вернисаж улыбок», М., «Советский композитор»,1991
  • Гурилев А. «Избранные романсы и песни»,М., «Музыка»,1996
  • «Песни и романсы на стихи Ахмадулиной Б.М.», М., «Советский композитор», 1991
  • «Любимые песни»,  М.,»Престиж – Ариа», 2001
  • «Песни на стихи Рождественского Р.», М., «Советский композитор»,1987
  • «Антология советской детской песни» Выпуск 1, 2, М, «Музыка», 1989
  • «Счастливая весна», М.,  «Советский композитор», 1989
  • Зацепин А. «Песни из кинофильмов», М., «Музыка», 1970
  • «Школьные годы»,  Выпуск 40 - 43, М.,  «Советский композитор»,1989
  • «Крылатые качели»,Детские песни Крылатова Е., М., «ABF»,1997
  • «Романса свежее дыханье», С - П, «Советский композитор», 1988
  • «Популярные песни итальянских композиторов» Выпуск 1 - 3, М., «Советский композитор», 1988
  • «Старинные романсы», М., «Советский композитор», 1977
  • «От мелодии к мелодии», Выпуск 1 - 3, М., «Музыка», 1990
  • «Репертуар начинающего певца», М., «Музыка», 2002
  • «Музыкальный курьер», М., «Музык», 1987
  • «Минувших дней очарованье», Выпуск 1 – 3, М.. «Музыка», 1988
  • «Русские нароные песни», М., «Музыка», 1988
  • «Аккомпаниатор», С - П., «Союз художников», 2003
  • «Синий цвет», М., «Советский композитор», 1989
  • Чайковский П. Романсы, Выпуск 1 – 3,  М., «Музыка», 1988
  • Булахов П. Избранные романсы и песни, М., Музыка, 2004
  • «Под голубыми небесами», М., Всеросийское музыкальное общество, 1998
  • «Музыкальный иллюзион», М., «Советский композитор», 1990
  • Джорж Гершвин, М., Издательский дом "Муравей", 1996
  • Frank Sinatra,  М., ООО "Синкопа - 2000", 2002
  • «Наши любимые песни»,  М.,  Издательство «В. Н. Зайцев», 2001
  • Поет Владимир Высоцкий,  М., «Музыка», 1988
  • «О героях мы поем»,  М., «Советский композитор», 1984
  • Упражнения и вокализы, М.,  «Музыка»,  2002
  • «Утро»,  Песни и хоры на стихи Пушкина А. С.,  М., «Музыка»,  2005
  • «Споемте, друзья!»,  М, «Музыка», 1988
  • «Школьные годы»,  С - П.,  «Музыка», 1986
  • «The Best of»,  Киев,  "Прайм", 1997
  • «Синий цвет»,  М.,  «Советский композитор», 1988
  • Поет "Дубна", М.,  «Музыка», 1980
  • «Избранные полифонические произвеения зарубежных композиторов 16 - 18 веков»,  С - П.,  «Музыка»,  1986
  • Репертуар детского хорового коллектива,  М., «Музыка», 1990
  • «Алый галстук - алая заря»,  С – П.,  «Музыка»,  1979
  • Композиторы шутят,  М..  «Музыка»,  1989
  • «Наша школьная страна»,  М.,  «Советский композитор»,  1968
  • М. Славкин Песни и хоры,  М.,  «Владос»,  1999
  • М. Славкин Песни,  М.,  «Владос»,  2008
  • Песни для детского хора,  М.,  «Музыка»,  1967
  • Сборник хоровых произведений,  С – П.,  1998
  • Струве Г. «Школьный корабль»,  М.,  "Круг 1997"
  • Композиторы - классики для детского хора,  Выпуск 1 – 4.  М., «Музыка»,  2004

  1.  Список рекомендуемой методической литературы

  • Программы  для  внешкольных  учреждений,  Министерство  просвещения, М.,1986
  • Гонтаренко Н., «Сольное пение»,  Ростов на дону, «Феникс», 2007
  • Дмитриев Л. Б., «Основы вокальной методики»,  М.,  «Музыка», 1984
  • Луканин А. «Начало двухголосного пения в школе», М., «Музыка», 1966
  • Луканин В. «Обучение и воспитание молодого певца», С – П.,  «Музыка», 1977
  • Морозов В.П. «Тайны вокальной речи», С – П., «Музыка», 1967
  • Морозов В.П. «Детский голос» (соавт. колл. моногр.), М., «Педагогика»,1970
  • Павлищева О. «Методика постановки голоса», М., 1964
  • Плужников К.,  «Механика пения», С-П, «Классика»,  2006
  • Румер М.,  «Начальное обучение пению», М., «Музыка»,  1982
  • Стулова  Г.  «Развитие  детского  голоса  в  процессе  обучения  пению», М.,  «Прометей», 1992
  • Юссон Р. «Певческий голос», М., «Музыка», 1974