доклад «Здоровьесберегающие технологии на занятиях в объединении «Гитарная песня»
доклад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Здоровьесберегающие технологии на занятиях в объединении "Гитарная песня" | 25.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «КОНТАКТ»
Доклад на городском
методическом объединении на тему:
«Здоровьесберегающие технологии на занятиях
в объединении «Гитарная песня»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДДТ «Контакт»
Емушинцева М.В.
г. о. Подольск
май 2018г.
«Здоровьесберегающие технологии на занятиях в объединении «Гитарная песня»
Введение
Сегодня перед педагогами стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – актуальная тенденция обновления образования.
Цель данной работы – показать особенности применения различных видов деятельности на занятиях музыки с позиции здоровьесбережения, их эффективность в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
В своей педагогической практике я использую следующие методики: дыхательную гимнастику (А. Н. Стрельниковой), артикуляционную гимнастику, оздоровительные упражнения для горла и голосовых связок (вокальные упражнения для голоса).
Здровьесберегающие технологии на занятиях «Гитарная песня»
Терапевтические возможности музыкального искусства
История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало еще из Библии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. С 1969 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Духовная религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию.
Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Начиная с ХIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований.
Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В современной медицине все большее распространение получает наряду с фитотерапией и арттерапией термин «музыкотерапия». Речь идет о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой. Музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета, так как было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь.
Виды деятельности на занятиях с позиции здоровьесбережения
По мнению Д. Б. Кабалевского, главной задачей музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность. Все формы занятий с учащимися на занятиях музыки направлены на их духовное развитие.
К своей работе стараюсь подойти творчески и с любовью. Профессия учителя музыки мне нравится тем, что учитель может импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем. И, конечно же, только здесь в Доме Детского Творчества, по моему мнению, можно более качественно обучить детей играть на музыкальных инструментах, петь песни разных современных исполнителей, которые нравятся детям. На занятиях музыки обучающиеся знакомятся с воздействием музыки на чувства, мысли, настроения человека его внутренний мир, духовные стороны. Через познание жизни выдающихся людей обучающиеся учатся анализировать свои эмоциональные состояния, отклики на музыку, которые возникли в момент прослушивания произведения.
Занятия по музыке - это творческие занятия. Каждое из них должно способствовать развитию личности воспитанника, выявляя его индивидуальное я, проявлению способностей, активизации мышления и воображения, укреплению здоровья через различные виды деятельности с использованием современных технологий.
На своих занятиях я эффективно применяю здоровьесберегающие технологии, благодаря которым повышается мотивация, раскрываются творческие способности, индивидуальные особенности ребенка.
1) Вокалотерапия
Большое внимание на занятиях уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Голос, которым поют учащиеся, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит, если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы.
Одно из упражнений физвокализа: потянитесь. Поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову («столб достоинства»), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если воспитанник будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.
Пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей. Вдох носом при открытом рте можно определить термином «активная пауза». Главное качество певческого вдоха – бесшумность – при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечет за собой всю основную установку дыхательной мускулатуры. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом как антонимом вдоха. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.
Звучание голоса очень важный аспект в ЗСТ. При выборе оптимального режима голосообразования учитываю индивидуальные особенности голоса, этапы вокальной работы, условия занятий. В условиях коллективных занятий выбираю оптимальный режим, который доступен для большинства поющих в данном коллективе и не является перегрузкой для голосов.
2) Снизить усталость от занятий помогает физминутка, которая необходима для полноценного физического и психического здоровья, развития двигательных умений и навыков, укрепления опорно – двигательного аппарата.
Особое внимание уделяю осанке.
Прямое положение туловища и головы.
Развёрнутая грудная клетка.
Отведённые назад плечи, находящиеся на одном уровне.
Нормальные естественные изгибы позвоночника
Выпрямленные в тазобедренных и коленных суставах ноги.
Лопатки спины на одной высоте.
Дыхательная гимнастика (Стрельниковой).
Разминка мимических мышц лица
Эти здоровьесберегающие технологии при выполнении трудных задач создают предпосылки гарантированного успеха.
Дыхательная артикуляционная гимнастика.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть методики по восстановлению и развитию этой функции в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять развитие артикуляционной моторики: обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому и выработки контроля положения рта, развитие дикции.
1. Артикуляция звуков «Ш — Ж»
- Шар — жар, ваш — важный, шутка — жутко, ширь — жир, жить — шить.
- Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.
2. Артикуляция звуков «К — Г, X»
- Качели — газели, кол — гол, кость — гость, код — год, кнут — гнут, клуб — глуп, Кеша — Геша.
- Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!
3. Отработка звука «Ц»
- Цапля — сабля, цок — сок, цель — сель, цвет — свет, цирк — сыр, улица — лиса.
- Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.
4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:
Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.
3) Здоровьесберегающие технологии - это правильная организация учебного процесса. От учителя более чем на 50 % зависит здоровье учащихся. Доброжелательный и эмоционально окрашенный тон педагога - важный момент здоровьесбережения. Индивидуальный подход, посильная нагрузка, обязательная двигательная активность на занятиях, создание доброжелательной, психологически благоприятной среды. Создание комфорта на занятии, учение с увлечением благоприятно влияет на здоровье учащихся.
Характерными здоровьесберегающими факторами является создание творческой атмосферы (эмоции, переживания) на занятиях:
- пластическое интонирование;
- музыкально - ритмические движения;
- игра на музыкальных инструментах;
- драматизация, инсценирование;
- комфорт каждому.
Выводы:
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка и его интересов.
Результат использования здоровьесберегающей технологии на занятиях:
- закладываются основы здорового образа жизни;
- воспитанники настраиваются на позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшается эмоциональный климат на занятиях;
- повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память;
- формируется образно-ассоциативное мышление;
- развиваются двигательные качества, координация, укрепляется речевой аппарат; воспитанники легко усваивают новый материал.
Заключение
Таким образом, моя работа, как учителя музыки, по применению здоровьесберегающих технологий на занятиях вносит весомый вклад в решении важнейших задач, стоящих перед современным образованием, - создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Музыкотерапия становится признанной наукой.
Список литературы
1. Алиев Ю.Б. “Настольная книга школьного учителя-музыканта” М.,2000 г.
2. Апраксина О.А. “Музыкальное воспитание в школе” М.,1985 г.
3. Апраксина О.А. “Музыкальное воспитание в школе” Сборник статей. М.,1974 г.
4. Арчажникова Л.Г. “Профессия-учитель музыки” М.,1984 г.
5. Вендрова Т.Е.; Пигарёва И.В. “Воспитание музыкой” М.,1980 г.
6. Гродзенская Н.Л. “Школьники слушают музыку” М.,1969 г.
7. Джердималиева Р.Г. “Методические рекомендации в помощь преподавателям и студентам МПФ пед.институтов по улучшению учебно-методической работы” А-та.,1986 г.
8. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» Щетинин М.Н., Изд-во Метафора, 1910г.
9. «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой» Амосов Т., Москва, 2007г.
10. «Здоровьесберегающие технологии» И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. О. Соколова.
11. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе» Н. К. Смирнов.
12. “Искусство в школе” №2 М.,1994 г.
13. “Искусство в школе” №4 М.,2000 г.
14. “Искусство в школе” №3 М.,2000 г.
15. “Искусство в школе” №6 М.,1999 г.
16. «Игровые оздоровительные технологии» О. А. Степанова.
17.Кабалевский Д.Б. “Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 классы” М.,1980 г.
18.Кабалевский Д.Б. “Как рассказывать детям о музыке” М.,1989 г.
19.Методические рекомендации к урокам музыки общеобразовательной школы. М.,1971 г.
20. “Музыка в школе” №1 М.,1991 г.
21. “Музыка в школе” №4 М.,1990 г.
22. “Музыка в школе” №2 М.,1990 г.
23. “Музыка в школе” №1 М.,2000 г.
24. “Музыка в школе” №3 М.,2000 г.
25. Музыка в школе: Материалы по общему музыкальному образованию. М.,1971 г.
26. “Музыка в школе” Сборник статей. Апраксина О.А. М.,1975 г.
27. Музыкальное воспитание в школе. М.,1975 г.
«Обучение и здоровье» А.И. Киколов.
28. Под ред. Дугановой Л. “От творчества методиста к творчеству учителя” М.,1993 г.
29. Ригина Г.С. “Уроки музыки в начальных классах” М.,1979 г.
30. Тельчарова Р.А. “Уроки музыкальной культуры” М.,1991 г.
31. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. /Сост.О.А. Апраксина М.,1987 г.
32. Халабуздарь П.В..Попов В.С. “Теория и методика музыкального воспитания” Санкт-Петербург 2000 г.
28.Чепуров В.И. “Музыка в школе” М.,1983 г.
29.Школяр Л.В., Красильникова М.С. Теория и методика музыкального образования детей . М.,1999 г.
30.Школяр Л.В.”Музыкальное образование в школе” М.,2001 г.