Доклад к педагогическому совету на тему: «Создание ситуации успеха на занятиях в творческом объединении».
Доклад к педагогическому совету на тему: «Создание ситуации успеха на занятиях в творческом объединении».
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «Контакт»
Доклад к педагогическому совету на тему:
«Создание ситуации успеха на занятиях в творческом объединении».
Составил: педагог дополнительного образования Емушинцева Марина Валентиновна |
г. о. Подольск 2017
Доклад к педагогическому совету на тему: «Создание ситуации успеха на занятиях в творческом объединении».
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие негативное отношение в школе. Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения.
На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К.Д. Ушинский. В своем педагогическом сочинении “Труд в его психическом и воспитательном значении” К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться.
В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости, радости познания, радости творчества, радости общения.
Такую ситуацию успеха можно и нужно создавать во внешкольных дополнительных образовательных объединениях. Успех от обучения должен стать источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок будет испытывать уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Дополнительное образовательное объединение должно стать школой радости для детей, которое «заряжает» ребенка энергией успеха. А успех в учебе – это завтрашний успех в жизни!
Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг педагога могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.
Таким образом, учащийся тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.
Содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать педагог: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учащимся ситуации успеха:
ν повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
ν стимулирует к высокой результативности труда;
ν корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
ν развивает инициативность, креативность, активность;
ν поддерживает в группе благоприятный психологический климат.
Технологические операции создания ситуации успеха
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для учащегося ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
Технологические операции создания ситуаций успеха:
1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”.
2. Авансирование успешного результата – помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его учащийся обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
4. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
7. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Система методов создания ситуации успеха на занятии.
Деятельность педагога – преподавание, строится на основе системы методов, оперируя которыми педагог сможет создать условия для переживания учащимися ситуации успеха.
Методы дифференцированного обучения
Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача педагога состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому воспитаннику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
Дифференциация (от латинского differentia – различие) означает расчленение, разделение, расслоение целого на части, формы, ступени. В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний, разноуровневым может быть контроль и проверка знаний.
При изучении нового материала можно создавать группы, условно разделив их на “сильных”, “средних” и “слабых” учащихся. Учитель объясняет новый материал для всей группы, затем предоставляет возможность группе сильных учащихся проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала.
Вторая и третья группа продолжают работать под руководством педагога, после чего средние учащиеся также получают задание с элементами творчества. Педагог имеет возможность поработать с группой слабых учеников и осуществляет усиленное закрепление материала на основе возврата. Каждый учащийся в такой ситуации работает в меру своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.
Осуществление разноуровнего контроля – создание групп учащихся, каждая из которых выполняет свою работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню ЗУН обучающихся. Задания выполненные сверх обязательного минимума оценивается педагогом отдельно.
Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разного объема, разной сложности. Педагог всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому воспитаннику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом.
Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в группе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий.
Созданию ситуации успеха, на наш взгляд, способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в занятие коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, педагог предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые в педагогической деятельности: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в группах, коллективная работа.
Использование проектного метода в обучении учащихся.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством педагога. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.
создания ситуации успеха на уроке:
ν развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности;
ν воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей;
ν повышение уверенности обучающихся в себе, мотивации учения;
ν построение учебного процесса с опорой на интересы детей.
Осуществление диагностики эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса.
Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в коллективе в течении занятия и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги занятия, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течении занятия.
Акцентирование успехов каждого учащегося, отслеживание продвижение его в учебной деятельности.
Закреплению уверенности воспитанника в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом учащихся удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью каждым ребенком может быть заведена папка, название которое каждый учащийся выбирает индивидуально “Мои успехи”, “Мои достижения”, “Мое творчество”. В папку вкладываются все работы учащегося, выделенные ими как успешные и достойные признания окружающих.
В заключении хочется отметить, ребенок приходит в ОУ преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и ОУ, и ее методы обучения.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!