Доклад к педагогическому совету на тему: «Создание ситуации успеха на занятиях в творческом объединении».

Емушинцева Марина Валентиновна

Доклад к педагогическому совету на тему: «Создание ситуации успеха на занятиях в творческом объединении».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

                              Дом детского творчества «Контакт»

                                

               

 Доклад к педагогическому совету на тему:

«Создание ситуации успеха на занятиях в творческом объединении».

                       

                                   

Составил:

педагог дополнительного образования

Емушинцева  Марина Валентиновна

г. о. Подольск 2017

Доклад к педагогическому совету на тему: «Создание ситуации успеха на занятиях в творческом объединении».

  Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие негативное отношение в школе. Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения.

На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К.Д. Ушинский. В своем педагогическом сочинении “Труд в его психическом и воспитательном значении” К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться.

В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости, радости познания, радости творчества, радости общения.

Такую ситуацию успеха можно и нужно создавать во внешкольных дополнительных образовательных объединениях. Успех от обучения должен стать источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок будет испытывать уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Дополнительное образовательное объединение должно стать школой радости для детей, которое «заряжает» ребенка энергией успеха. А успех в учебе – это завтрашний успех в жизни!

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг педагога могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.

Таким образом, учащийся тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать педагог: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача педагога  в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Переживание учащимся ситуации успеха:

ν повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

ν стимулирует к высокой результативности труда;

ν корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

ν развивает инициативность, креативность, активность;

ν поддерживает в группе благоприятный психологический климат.

Технологические операции создания ситуации успеха

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к  учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для учащегося ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Технологические операции создания ситуаций успеха:

1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”.

2. Авансирование успешного результата – помогает  педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его учащийся обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.

4. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”

7. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Система методов создания ситуации успеха на занятии.

Деятельность педагога – преподавание, строится на основе системы методов, оперируя которыми педагог сможет создать условия для переживания учащимися ситуации успеха.

Методы дифференцированного обучения

Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача педагога состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому воспитаннику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Дифференциация (от латинского differentia – различие) означает расчленение, разделение, расслоение целого на части, формы, ступени. В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний, разноуровневым может быть контроль и проверка знаний.

При изучении нового материала можно создавать  группы, условно разделив их на “сильных”, “средних” и “слабых” учащихся. Учитель объясняет новый материал для всей группы, затем предоставляет возможность группе сильных учащихся  проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала.

Вторая и третья группа продолжают работать под руководством педагога, после чего средние учащиеся также получают задание с элементами творчества. Педагог имеет возможность поработать с группой слабых учеников и осуществляет усиленное закрепление материала на основе возврата. Каждый учащийся в такой ситуации работает в меру своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.

Осуществление разноуровнего контроля – создание групп учащихся, каждая из которых выполняет свою работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню ЗУН обучающихся. Задания выполненные сверх обязательного минимума оценивается педагогом отдельно.

Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но  разного объема, разной сложности.  Педагог всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому воспитаннику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом.

Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в группе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление  на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий.

Созданию ситуации успеха, на наш взгляд, способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в занятие коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, педагог предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые  в  педагогической деятельности: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в группах, коллективная работа.


Использование проектного метода в обучении учащихся.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством педагога. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.

создания ситуации успеха на уроке:

ν развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности;

ν воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей;

ν повышение уверенности обучающихся в себе, мотивации учения;

ν построение учебного процесса с опорой на интересы детей.

 Осуществление диагностики эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса.

Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в коллективе в течении занятия и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги занятия, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течении занятия.

Акцентирование успехов каждого учащегося, отслеживание продвижение его в учебной деятельности.

Закреплению уверенности воспитанника в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом учащихся удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью каждым ребенком может быть заведена папка, название которое каждый учащийся выбирает индивидуально “Мои успехи”, “Мои достижения”, “Мое творчество”. В папку вкладываются все работы учащегося, выделенные ими как успешные и достойные признания окружающих.

В заключении хочется отметить, ребенок приходит в ОУ преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и ОУ, и ее методы обучения.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!