Статья. Создание школьного хора. Рекомендации

Боронникова Юлия Сергеевна

Хоровой коллектив подготавливает грамотных слушателей музыки, воспитывает художественную взыскательность, требовательность, что имеет большое значение в формировании человека будущего. Вот почему роль хормейстера, как художественного руководителя, интерпретатора, педагога и воспитателя с каждым годом приобретает все большую значимость.

Прежде чем организовать хоровой коллектив, важно создать благожелательную для этого атмосферу. Достижение взаимопонимания с руководителями учреждения, при котором начинает жить детский творческий коллектив, - важнейшая задача в деятельности руководителей хора, который, обсуждая проблемы, выдвигая предложения и просьбы, должен быть образцом компетентности, деловитости, профессионализма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._sozdanie_shkolnogo_hora._rekomendatsii.docx49.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья. Создание школьного хора. Рекомендации.

Автор: Тарасова Юлия Сергеевна

Хоровое пение - это основа музыкальной культуры народа. Хоровое пение по своей природе отличается естественностью формы проявления коллективного творчества масс, оно наиболее доступно им.

Основная задача хорового коллектива - идейно-эстетическое воспитание певцов. С помощью хорового пения дети знакомятся с сокровищами фольклора, наследием русской национальной классики, советским композиторским творчеством и овладевают ими.

Хоровой коллектив подготавливает грамотных слушателей музыки, воспитывает художественную взыскательность, требовательность, что имеет большое значение в формировании человека будущего. Вот почему роль хормейстера, как художественного руководителя, интерпретатора, педагога и воспитателя с каждым годом приобретает все большую значимость.

Проектно-практические рекомендации адресованы педагогам – хормейстерам, работающим в учреждениях дополнительного образования, центрах творческого развития, а также в общеобразовательных школах.

Задачи:

  •  воспитание интереса и любви к хоровому искусству, художественного вкуса, формирование потребности в коллективном музицировании;
  • развитие и обогащение музыкальных знаний, формирование умений и навыков по основам вокального искусства;
  • развитие активного, осознанного восприятия учащихся лучших образцов мировой музыкальной культуры и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений;
  • приобретение опыта хорового исполнительства;
  • развивать   у учащихся систему ценностей,   связанных      не только с  музыкой  (вокально-хоровое развитие),   стимулировать их   эстетические, духовно-нравственные,  коммуникативные качества и проявления при  взаимодействии,  как  в хоровом коллективе, так  и вне его;
  • сформировать готовность к  активной  концертной, музыкально-просветительской деятельности  через участие в   хоровых конкурсах,  фестивалях, концертах.

Прежде чем организовать хоровой коллектив, важно создать благожелательную для этого атмосферу. Достижение взаимопонимания с руководителями учреждения, при котором начинает жить детский творческий коллектив, - важнейшая задача в деятельности руководителей хора, который, обсуждая проблемы, выдвигая предложения и просьбы, должен быть образцом компетентности, деловитости, профессионализма.

Руководитель самодеятельного хора должен быть не только педагогом-хормейстером, но и хорошим организатором, человеком находчивым, инициативным. Эти качества особенно необходимы в момент создания коллектива.

Хормейстер самостоятельно решает вопросы комплектования состава хора, определяет его художественно - творческое направление, т.е. на его плечи ложатся все организационные и творческие задачи, которые встают в момент создания хора - наиболее ответственный, трудоемкий и хлопотливый момент в жизни любого творческого коллектива. Чтобы заинтересовать детей, требуется мастерство, большое терпение и настойчивость.

Роль школьной администрации.

           Роль школьной администрации особенно велика на первых порах — в период организации коллектива. Именно директор и заведующий учебной частью должны создать все возможные условия, как материальные (помещение, оборудование), так и моральные, для будущей деятельности руководителя хора.

Здесь имеется в виду серьезный разговор о создании хора на общем педсовете школы, на родительских собраниях, на школьных линейках.

 В свою очередь руководитель хора должен сделать все от него зависящее для создания коллектива перспективного, прогрессивного, с хорошей внутренней атмосферой, интенсивно развивающегося как в области непосредственно хоровой и общемузыкальной, так и в области нравственной, эстетической, воспитательной.

Заручившись поддержкой администрации школы, целесообразно развернуть широкую пропаганду самой идеи создания хора. Для этого нужно использовать весь арсенал средств агитации за хоровое искусство:

-        местную и стенную печать;

-        местное радио;

-        афиши;

-        объявления.

Эффективными могут быть и личные беседы с потенциальными участниками. В итоге должна сложиться группа энтузиастов - ядро будущего коллектива. Полезно организовать конкретное мероприятие, которое поможет вызвать интерес к хоровому пению, например выступление какого - либо хора или певческого ансамбля. После концерта желательно провести беседу слушателей с участниками выступившего коллектива. Это может стать самой действенной агитацией за хоровое пение. Словом, от руководителя требуется большая фантазия, инициатива в деле создания коллектива.

Процесс создания длится от одной - двух недель до года, в зависимости от реальных условий. Желательно, конечно, этот период не затягивать, привлечь к хоровому делу общественность и обязательно мобилизовать ее влияние.

Ставя перед собой задачу, создать хор, следует, прежде всего, определить, что это будет за коллектив, какой контингент учащихся в возрастном и количественном отношении он будет охватывать в настоящее время, в недалеком будущем, какой у хора будет репертуар и репертуарное направление, каковы его специфические особенности (это — хор мальчиков или хор старших классов, состоящий исключительно из девочек). Следует определить заранее (в основных чертах) и объем, масштаб работы с хором в области развития музыкальной грамотности хористов, рассчитать, сколько времени будет отведено на занятия хоровым сольфеджио, слушание музыки, беседы, разборы услышанного. Важно также определить сферу деятельности хора в общественной жизни школы, поселка, села, иногда даже района или города.

Хорошее начало — это уже половина успеха. Именно в первые дни существования хора закладывается фундамент его прочности, стабильности, долгой жизни.

Организатор хора — школьный учитель музыки или приглашенный хормейстер — должен, прежде всего, выяснить, был ли раньше в школе хор, какие впечатления о нем остались у ребят. Если хор был и оставил о себе хорошие воспоминания, необходимо, если это возможно, собрать бывших его участников. Если это невозможно, нужно собрать тех, кто слушал этот хор, — учеников старших классов.

Материально-техническая база

Для создания самодеятельного хора нужны определенные условия: материально-техническая база, репетиционное помещение, музыкальные инструменты, необходимая для работы хора мебель, а также денежные средства на оплату труда руководителя хора и его помощников, приобретение концертных костюмов, нотной библиотеки, фонотеки.

Важно, чтобы репетиционное помещение было пригодно для работы в нем хорового коллектива. Для репетиционных занятий хора желательно иметь несколько изолированных помещений, оснащённых музыкальными инструментами. Это позволит хору проводить репетиции по партиям (группам). Чаще всего такие условия для работы с хором возникают очень редко. Для занятий хора должно быть отведено как минимум два просторных помещения. Необходимо, чтобы каждое помещение было с хорошей акустикой, вентиляцией и освещением. Акустические условия репетиционных помещений требуют особого внимания. Комнаты с плохой акустикой (полное поглощение звука или отражение его с эффектом «эхо») совершенно непригодны для занятий. Обычно в помещении для улучшения акустики задрапировываются углы. Для занятий хора должны быть хорошо настроены музыкальные инструменты в соответствии с принятым стандартом (для первой октавы — 440 герц). Желательно, чтобы стулья в репетиционном помещении были расположены с небольшим повышением каждого ряда (амфитеатром).

Прием в хор

Прием в хор обычно проводится с помощью прослушивания. Состав хорового кружка не ограничивается какими - либо рамками и требованиями к участникам. В него, практически, входят все желающие. Главная задача - заинтересовать занятиями всех. Дело это нелегкое; его успех зависит от умения увлечь детей, которые чаще всего не представляют, насколько интересно и увлекательно пение в хоре. Ведь многие приходят из-за любопытства, просто интересно провести время.

Не нужно завлекать участников в хор обещаниями успешной концертной деятельности, гастрольными поездками. Во-первых, нет гарантии, что коллектив сможет вырасти до высоких творческих вершин. Во - вторых, необходимо учитывать местные условия и возможности работы коллектива. И, конечно, давая установку на высокий художественный результат, который часто оказывается недостижимым, можно разочаровать участников, и коллектив распадется.

 В зависимости от контингента желающих петь, создаваемый хор может быть мужским, женским или смешанным. Оптимальное число участников хора составляет, как правило, 20-30 детей. Но, может возникнуть и большой по составу хор. Такой коллектив создается при серьезной моральной и материально - технической поддержке администрации.

Перед прослушиванием поступающих в хор надо постараться создать атмосферу, при которой ребенку захотелось бы выглядеть, как можно лучше. Руководителям хора к этому дню нужно хорошо подготовиться. Чистое, нарядное помещение, доброжелательность и торжественность, спокойствие и деловитость. Присутствие родителей нежелательно. Руководитель хора и его помощник, могут принимать участие и другие педагоги.

Чтобы снять с детей естественную стеснительность, скованность, первые занятия целесообразно посвятить знакомству с коллективом, дать возможность поближе узнать друг друга. Хормейстер по очереди должен познакомиться с каждым ребенком: побеседовать с ним и определить уровень музыкальных данных.

Общение с ребенком во время прослушивания всегда очень индивидуально. Надо быть особенно чутким, человечным и тактичным, ведь кому - то придется отказать, а лучше всего, если бы удалось увидеть в таком ребенке другие способности и убедить его, что в другом кружке ему будет гораздо интереснее.

          Уже при первом прослушивании руководитель хора распределяет учащихся по основным хоровым партиям — сопрано и альтам. Голоса следует называть именно так, а не первыми и вторыми, как это бывает на практике. Иначе многие ребята сразу же задают вопрос: почему я второй? Второй — значит хуже первого?

Первое занятие

Отобранные ребята приходят на первое организационное собрание хора. Руководитель рассказывает о том, чем будет заниматься хор, о его будущих концертах, встречах со слушателями, о его самоуправлении.
И сразу же на первом собрании начинается занятие. Оно должно пройти эмоционально, радостно, в хорошем темпе, чтобы ребята поняли, какое это интересное дело — хор.

На первом же занятии можно немного рассказать детям о тембровых особенностях человеческого голоса, о его разновидностях (сопрано, альты, тенора, басы), об особенностях детских голосов (дисканты, они же сопрано, альты).
        Ребята должны понять, что каждый голос по-своему хорош и важен в звучании хора. (На первом этапе воспитания двухголосия, а также развития унисона очередность голосов все время меняется (особенно при разучивании канона). То вступают первыми альты, то сопрано. Эти же условия соблюдаются и при пении
 упражнений хорового сольфеджио. Которые предусматривают постоянную смену голосов: первый голос поют то сопрано, то альты.)

Чтобы снять с детей естественную стеснительность, скованность, первые занятия целесообразно посвятить знакомству с коллективом, дать возможность поближе узнать друг друга. Хормейстер по очереди должен познакомиться с каждым ребенком: побеседовать с ним и определить уровень музыкальных данных.

Общение с ребенком во время прослушивания всегда очень индивидуально. Надо быть особенно чутким, человечным и тактичным, ведь кому - то придется отказать, а лучше всего, если бы удалось увидеть в таком ребенке другие способности и убедить его, что в другом кружке ему будет гораздо интереснее.

Расписание занятий

Назначаются постоянные дни занятий. Для многих коллективов особенно в школах, расписание занятий составляется в зависимости от постоянного расписания учащихся, и чаще всего это вторая половина дня. Для детей начальной школы удачным днем для занятий будет суббота, в утренние часы, ребята и позанимаются любимым делом, и остается время на отдых.

Так же в субботу можно организовывать сводные репетиции, при необходимости. Кроме того,  дети и родители постепенно привыкают к тому, что все субботнее утро занято, и всегда могут построить свое время таким образом, что хор не будет мешать другим занятиям. Обычно в субботу занятия начинаются в 10 часов утра и заканчиваются в 12 часов дня (с перерывом 10—15 минут).

Второй и третий день занятий устанавливается по согласованию с учебной частью школы с учетом расписания уроков.

Первое родительское собрание

Первому занятию хора должна предшествовать встреча с родителями хористов. К ней нужно хорошо приготовиться. Если место будущих занятий хора – зал или большой класс - уже подготовлено, то хорошо бы посадить родителей на хоровые места. Чтобы собрание началось вовремя, дата и время его проведения должны быть определены с учетом занятости родителей на работе. Конечно, их часто могут заменять бабушки и дедушки, но на первой встрече лучше видеть маму и папу.

Начать нужно с поздравления. Еще раз представиться и познакомить родителей с коллегами, концертмейстером, педагогами.

По возможности, проще и доходчивее рассказать родителям о роли искусства и музыки в жизни человека, о большом значении личного участия в коллективном   творчестве   наших  детей,   которое  будет; способствовать воспитанию в них чувства прекрасного, потребности в труде, верности в дружбе, преданности идеалам, расширит их кругозор, благотворно отзовется на их воспитанности и культуре.

Надо разъяснить родителям, что наша цель - не создание «кружка», а создание храма искусства, что дети будут здесь не развлекаться, а обогащаться и очищаться духовно.

На первом родительском собрании желательно остановиться только на некоторых принципиальных положениях, особенно важных в начальный период становления хора. Это, прежде всего, дисциплина и взаимное уважение. Дисциплина в хоре одна  для всех!

Деление хорового коллектива

Обязательное условие успешной хоровой работы — деление хоров на младший (I—III классы), средний (IV—VI классы) и старший (VII—Х классы) или хотя бы на младший и старший. Только тогда создаются условия творческого развития старшего (он будет постоянно пополняться подготовительными хористами из среднего) и среднего хора; а у младшего тоже будет стимул роста — ребята закончат III класс и перейдут в средний хор. Конечно, бывают и ранние переходы: скажем, после II класса в средний или после V в старший, но это лишь исключения из правила.
При такой большой нагрузке не обязательно, чтобы все три хора вел один человек (хотя крайне желательно). Например, младший хор может вести одна из учительниц младших классов школы, у которой есть хороший голос, соответствующая подготовка, увлеченность. А средний и старший хоры ведет сам учитель музыки. Можно и эти два хора поручить двум музыкантам-педагогам, если такие имеются (особенно если при школе есть хоровая студия).

Самоуправление в хоре

Хор — это, прежде всего коллектив. Каждое занятие — это собрание единомышленников, любителей музыки, хорового искусства.
Подчинить свое «Я» задачам и целям коллектива — одно из правил его участников. Только тогда дело, которым занимается коллектив, станет делом каждого, когда в него вложены общие усилия, общий труд.
Самоуправление — это именно та форма проявления детской активности в общественной работе, которая учитывает наклонности школьника. Надо стараться сделать так, чтобы каждый участник хора как-то проявил себя.
С первых же шагов, с первых занятий руководитель должен стремиться окружить себя активом детей, создать условия, при которых наиболее полно проявляются организаторские и другие общественные способности большинства хористов, сделать так, чтобы каждый из хористов считал все, что касается хора, своим делом. Для этого желательно всех участников хора проверить на каких-то простых задачах организационного характера. Скажем, все по очереди дежурят по хору, но дежурный обязан не только доложить руководителю о количестве присутствующих и об их готовности к занятиям.

Дежурный (или дежурные) отвечает за то, чтобы помещение, где будет проходить репетиция, было проветрено, за то, чтобы была в порядке доска и т.д. В дальнейшем дежурный готовит к работе необходимую для занятий технику (магнитофоны, проигрыватели и т.д.), проверяет наличие и готовность к занятиям музыкальных инструментов, открывает крышку рояля (пианино), приносит дирижерский пульт (по необходимости). Но самая важная функция дежурного — это еще до прихода руководителя посадить участников хора на места, проверить наличие присутствующих, подготовить все и всех для начала репетиции. Уже на подобных дежурствах (проявляются организаторские способности детей, которые следует отмечать и развивать.

Особое значение мы придаем выборам органов самоуправления в хоре. Вначале не следует спешить с выборами председателя совета хора и членов совета. Руководителю важно самому разобраться, кто из хористов наиболее подходит для выполнения этих обязанностей. Поспешные выборы могут затормозить все дело, так как дети, особенно в младшем возрасте, предлагают и выбирают подчас своих сверстников совсем не за организаторские способности и заслуги.

Председателем совета хора должны стать не просто хорошая девочка или хороший мальчик, а человек, которого ребята осознанно или неосознанно считают своим лидером, к мнению которого прислушиваются, воле которого подчиняются. Если такого ярко выраженного лидера в коллективе нет, выбирается хорист с уже проверенными (по своему классу) возможностями. Тут полезно посоветоваться с учителями, с одноклассниками, иногда с родителями. Большое значение имеет единомыслие председателя совета хора и всех его членов с руководителем хора.
         Руководитель, проводя воспитательную работу с хором в целом, особое внимание должен уделять его активу, участникам самоуправления, поручая им все более сложные задачи. Так, в хороших хоровых коллективах актив выполняет все необходимое  по построению хора перед концертом, следит за  формой хористов, подготовкой и проведением дней рождения хористов (поздравления, дирижирование — как подарок имениннику).

Значение актива возрастает при поездках хора. В этих случаях каждый из членов совета имеет свое звено, за которое он полностью отвечает.
Конечно, вся деятельность совета проходит под контролем руководителя хора, и ему принадлежит право утверждать или отменять решения совета. Умелый руководитель пользуется этим правом очень осторожно и всегда старается поощрять разумную инициативу детей. Так, иногда даже подсказанные им решения воспринимаются хористами как свои собственные, так как обсуждаются всеми членами совета. В свою очередь, демократически построенный детский актив с разбуженной инициативой может подсказать руководителю совершенно иные решения тех или других проблем.
Предложим примерную структуру совета хора и его количественный состав (который находится в прямой зависимости от количества участников хора и в одних случаях может быть несколько больше, в других случаях — меньше). Например, если в хоре 40— 50 человек, в работе совета принимают участие 7—8 человек: председатель, его заместитель, 2—3 старосты хоровых партий (если хор трехголосный — староста I сопрано, староста II сопрано и староста альтов), библиотекарь, редактор стенной газеты.

Во многих хорах имеется также историк, об обязанностях которого будет сказано ниже. В работе совета могут принимать участие старейшие участники хора (если хор существует ряд лет) и даже бывшие его участники, а также приглашенные учителя, родители, представители администрации школы, общественных организаций (в зависимости от вопросов, решаемых на совете), заседания совета проходят по необходимости, но не реже 1 раза в месяц.

Обязанности членов совета

Председатель осуществляет руководство и контроль над всей организационной деятельностью совета, помогает руководителю следить за посещаемостью, успеваемостью и дисциплиной хористов. Председатель совета может предлагать повестку дня заседаний. Вопросы могут быть поставлены самые серьезные (вплоть до исключения нерадивых из коллектива). Председатель следит за деятельностью дежурного по хору, за проведением дней рождения, дней встреч с выпускниками хора и т. д.

Заместитель председателя является помощником председателя во всех организационных делах и замещает его при необходимости. За ним, кроме этого, закрепляется один из главных участков организационной работы. Например, контроль за посещаемостью хора. Часто заместитель председателя следит за ведением документации совета, протоколов, летописи хора.

Староста хоровой партии ведет учет посещаемости хористов своей хоровой партии, назначает из числа опытных хористов шефов для работы с подшефными (разучивание хоровых партий, занятия упражнениями хорового сольфеджио и т.д.).

Библиотекарь следит за нотной библиотекой хора, своевременно подбирает ноты для занятий (организация переписки нот, запись на доске и т.д), раздает ноты старостам хоровых партий.

Редактор стенной печати отвечает за выпуск стенной газеты, организует художественное оформление летописи хора.

Кроме перечисленных общественных должностей, в совете может быть так называемый историк. В его функции входит ведение летописи хора, сбор и хранение реликвий хора (грамоты, фотографии, медали, значки, подарки).
С помощью и под контролем историка создается музей коллектива. Музей может занимать всего лишь одну полку шкафа, а может стать гордостью не только хора, но и всей школы. Это зависит от того, насколько хор стал общественно важным музыкальным очагом в школе, сколько у него имеется материалов, фиксирующих его активную творческую и общественную деятельность. Часто музей хора размещается на одной из стен кабинета музыки.

Руководитель хора

Создание спаянного дружбой и любовью к хоровому пению коллектива невозможно без глубокого уважения и даже расположения его участников к своему руководителю.

Руководитель хора должен внимательно относиться к каждому участнику хора, знать его трудности и заботы, уметь добрым советом и конкретным делом помочь членам хорового коллектива, быть им настоящим товарищем. Руководитель хора должен беззаветно любить не только хоровое искусство, но и многоплановую работу, связанную с организацией коллектива, посвящать этой работе всего себя.

В задачу руководителя хора входит:

· подбор репертуара;

· музыкально-педагогическая деятельность;

· организация и проведение репетиционной работы

· концертно-исполнительской деятельности,

· организация творческих встреч с различными самодеятельными и профессиональными коллективами,

· организация и осуществление гастрольных поездок хора,

· деловые контакты.

В задачу руководителя хора входит не только обучение его участников правильным певческим и хоровым навыкам, развитие музыкальности, но и воспитание у них хорошего художественного вкуса, высокой духовности, любви к хоровому искусству. Задача эта усложняется тем, что руководителю приходится работать с детьми разного возраста, различного образовательного и культурного уровня.

Такой широкий и разнообразный спектр деятельности руководителя самодеятельного хора требует от него не только знаний, умений и навыков в области хорового искусства, но и широкой общей эрудиции и педагогической образованности. Он должен быть разносторонне подготовленным, творчески активным педагогом. Для этого необходимы большие знания в области литературы, театра, изобразительного искусства, общественных наук, основ психологии. Руководитель хора должен обладать развитым интеллектом и силой воли. Работа с хором требует от руководителя большой работоспособности, выносливости и крепкого здоровья, а также оптимизма и, естественно, чувства юмора.

Все эти знания, умения, навыки, способности и черты характера являются, по существу, профессиональными качествами руководителя хорового коллектива.[1] 

Первые шаги хора

Совсем не обязательно сразу же организовывать большой хор, хотя стремиться к этому следует. Сначала достаточно объединить 10—15 детей. Важно удержать основной состав — ядро хора, познакомиться с каждым его участником, изучить их успеваемость, наклонности, увлечения.
Но для того чтобы хор хорошо «прижился» и стал музыкально-просветительным очагом в школе, чтобы его участники полюбили сами занятия, а не только концерты и поездки, руководитель хора прежде всего сам должен тщательно готовиться к каждому занятию, умело строить его, уделять серьезнейшее внимание репертуару.

Хорошо, если участники хора раскрывают себя не только в пении. Часто, особенно вначале, хор становится своеобразной агитбригадой, где все поют, сочиняют (капустники), участвуют в общественной жизни (самоуправление, концерты). В процессе становления коллектива выявляются самые разнообразные способности его участников. Любители рисовать ведут летопись хора, выпускают музыкальную газету. Любители чтения по очереди ведут концерты. Именно в начале деятельности хора, когда он еще не способен давать сольные концерты, вместе с ним, «на его фоне» выступают солисты, чтецы, танцоры и т.д. Такой школьный хоровой коллектив может быстро превратиться в центр всей просветительной музыкальной работы в школе.

Хор может с первых же шагов стать активным пропагандистом музыки вообще и хоровой в частности. Участники хора могут стать подлинными помощниками руководителя хора, учителя музыки и администрации школы в проведении школьных мероприятий, праздников песни и, наконец, музыкальных воспитательных концертов.

Следует указать еще на один важный момент: если руководитель хора — школьный учитель музыки, то участники хора становятся активом всей музыкальной работы непосредственно на уроках музыки в классах.

Принципы подбора репертуара

Чтобы правильно подобрать репертуар дирижёр должен помнить о задачах, поставленных перед хором и выбранное произведение, так же должно быть направлено, на отработку некоторых навыков.

Репертуар должен отвечать таким требования:

1) Носить воспитательный характер;

2) Быть высокохудожественным;

3) Соответствовать возрасту и пониманию детей;

4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива;

5) Быть разнообразным по характеру, содержанию;

6) Подобранным трудностям, т.е. каждое произведение должно двигать хор вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их.

Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, безинтересность к делу которым он занимается, в некоторых случаях даже отчуждение от хорового пения вообще (зависит от характера) ребёнка. Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений должны быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост. А так же естественно он должен быть интересен хористам, это даёт даже некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремиться, как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя.

Как было сказано выше произведение должно соответствовать возрастному уровню по тематике. И если это не так, исполнение, как правило, бывает неудачным и вызывает недоумение зрителей.

Произведение репертуара должны отличатся по стилистической и жанровой направленности. Успешный концертирующий хоровой коллектив имеет в перечне исполняемых произведений, сочинения различных эпох и композиторских школ:

  • Хоры старинных мастеров (до - Баховский период);
  • Хоры композиторов - полифонистов (включая И. Баха);
  • Венских классиков;
  • Композиторов – романтиков;
  • Представителей современных зарубежных композиторских школ;
  • В русской музыке - произведения композиторов до - Глинковской поры (духовная и светская музыка, канты);
  • Русских композиторов – классиков;
  • Произведения композиторов советского периода;
  • Обработки народных песен, выполненные выдающимися дирижерами и композиторами;
  • Обработки народных песен разных стран.

Песенные сочинения: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А.С. Аренский, П.Т. Гречанинов, В.С. Калинников, а так же произведения - композиторов - песенников: И.О. Дунаевского, А.Н. Пахмутовой, В. Я. Шаинского, Е.П. Крылатова.

В репертуар должно входить не менее 20 произведений. Желательно что бы не менее половины его составляли хоры a'cappella[2]. Хорошо развивает слух, и частоту интонирования. Хоровые студии, капеллы, хоры детских музыкальных школ, обладающие хорошей вокальной - хоровой выучкой всегда могут представить полную концертную программу a'cappella.

Чаще брать полифонические произведения. А.В. Свешников проявлял особую тягу к полифонии.

Хоры младшего детского возраста имеют в репертуаре одно двухголосное произведение. На этом начальном этапе и закладывается необходимые профессиональные навыки - точное интонирование, ансамблирование, элементы вокальной техники

Для хора среднего возраста исполнительские возможности значительнее, в репертуаре таких хоров, несложная полифония. Отдельные хоры среднего школьного возраста справляются и с 3х и 4х - голосными партитурами «Я посею ли млада младенька» - обработка М. Анцева, «Висла» - польская народная песня - обработка В. Иванникова. «Гаснет вечер» в обработке Свешникова. «Ты соловушка умолкни» Глинки в обработке Юрлова. С сопровождением «Отставала лебедушка» обработка С. Василенко, «Четыре таракана и сверчок» итальянская народная песня обработка К. Никольского.[3]

В репертуаре старших хоров - сложные произведения. У девочек заканчиваться формирование голоса, у мальчиков мутация (в хоре редко участвуют).

В репертуарах хоров народные песни занимают особое место. Русские народные песни учат основам вокально - хоровой профессиональной школы пения. Для которой характерна широта дыхания, вокально - интонационная устойчивость, яркая и выразительная подача слов, задушевность, радость, печаль, через богатство нюансов вокальной речи. Песни других народов открывают нам новые народные традиции, познание песенной культуры других народов.

Русская духовная музыка - по словам известного музыковеда Б. Доброхотова - «вырабатывала замечательно ровное, мягкое и согласованное звучание, необычайную чистоту строя, выразительное, глубоко осмысленное интонирование, наконец, глубокую, живую и в то же время точную динамику»[4].  Духовные песнопения построены на средних звуках диапазона, исполняемые без сопровождения, вырабатывают у хористов определённо вокальный навык. Петь в характере русскую духовную музыку - большое мастерство.

Звучание западноевропейской хоровой музыки влияет на певческое голосообразование. Петь на языке оригинала требует от хористов иных навыков и иных средств художественной выразительности.

Русские хоровые произведения полезны для творческого роста.

Организация репетиционного процесса.

Выбрав произведение, хормейстер, прежде всего, должен внимательно изучить его. Для этого надо наметить общий план исполнения, проанализировать трудные места. Прежде чем приступить к разучиванию произведения руководитель проводит беседу о его содержании и характере, сообщает краткие сведения о композиторе и авторе литературного текста.

Формы ознакомления различны. Лучше его организовать прослушиванием в исполнение высококвалифицированного хорового коллектива (можно использовать аудиозапись). Если нет возможности прослушать запись, то хормейстер сам должен воспроизвести это произведение: сыграть или напеть основные мелодии под аккомпанемент. Это поможет хористам освоению музыкальной фактуры и возможности вслушиваться в гармоническое окружение мелодии. Это способствует музыкальному развитию детей, и вносит в процесс активность и сознательность.

Вообще полезно разучивать произведение без подигрывания на инструменте, потому что это уничтожает самостоятельность. Можно отметить, что многие из известных дирижёров великолепно играли на рояле, а значит, знакомили певцов с новым произведением играя партитуру, как бы она звучала в хоре (А.А. Архангельский, Н.М. Данилин, М.Г. Климов) - тем самым ориентировали певцов в содержании, стиле, музыкальной форме.

Начальная работа - сольфеджирование. В период становления юного коллектива обучение хора умению сольфеджировать - важно. Встречаются и хоры, для которых читка с листа бегло наработана. При сольфеджировании проверяется точность интонирования, правильность ритмических рисунков, т.е. музыкально - теоретическая основа произведения. При сольфеджировании происходит отстраненное от эмоциональной стороны понимания хористами ладогармонических, метроритмических особенностей нового произведения.

В хорах, где участники неуверенно читают ноты с листа, или вовсе их плохо знают, невозможность петь сольфеджио лишает хористов понимания музыкальной композиции изнутри. Хоровое произведение обязательно должно быть исполнено всем хоровым коллективом в плане музыкального ознакомления, или иначе должно быть пропето «с места» (желательно 1-2 раза), хотя бы даже с техническими и исполнительскими ошибками. При читке нот с листа хоровой коллектив, всё же получает первичное представление о произведении.[5] Если это трудное многоголосие (2х - 3х) то произведение можно разучивать по партиям, это продуктивный метод работы над ансамблем, строем и дикцией каждой партии. Так руководитель лучше узнает возможности певца.

Учить произведение следует по заранее намеченным частям, причём разделить их в связи со строением музыкальной речи и литературного текста, что бы была определенная завершенность. Перейти от одной части к другой можно лишь тогда, когда предшествующая часть освоена. Но если партия трудна, разучивание песни следует продолжать, но к закреплению трудного места следует вернуться, после ознакомления со всем произведением.

Процесс разучивания песни и работы над художественно - технической стороной исполнения сложен; требует от руководителя большого опыта, знаний и умения. Вывод: сначала разбор произведения по партиям, затем работа над преодолением технических трудностей и художественная отделка произведения. «Самое главное - сделать отдельно каждую партию, вплоть до нюансов. И тот, хормейстер, который умеет работать с хоровой партией»[6].

    Нельзя рекомендовать какие-то сроки на ту, или иную фазу работы с хором над песней и тем более определить их границы. Многое зависит от умения и мастерства руководителя, от квалификации хора, от степени трудности произведения. Но при разборе нельзя отбрасывать идейно-художественную сторону. Опытный руководитель в такой момент найдёт способ привнести художественность в техническую фразу, хотя бы в малых дозах. Это выражается в ярких образных сравнениях и сопоставлениях, кроме того эти образы могут и не относится к непосредственно к идейно - художественному образу данного произведения. Это закономерно и необходимо.

Нечто подобное происходит и в последний, художественный период работы над песней, когда внимание сосредоточено к художественной стороне исполнения. Здесь обратная взаимосвязь: в процессе художественной отделки хорового произведения включаются и чисто технические приёмы, это тоже необходимо и закономерно.

Таким образом, можно утверждать, что процесс работы над произведением с хором нельзя строго ограничивать фазами с чётко очерченными кругом технических, или художественных задач для каждой из фаз. Это будет формальным, и может приниматься лишь как схема, следуя которой руководитель в меру своего опыта, умения и способности примет те или иные методы работы.

Самостоятельная работа учащихся

Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе хорового пения является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической проработке своей хоровой партии в произведениях, изучаемых в хоровом классе. Учащийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий произведений. Важно, чтобы ученик мог свободно интонировать свою партию и знал партии других голосов.  Такой способ формирует навыки пения в ансамбле. В результате домашней подготовки учащийся при сдаче партий должен уметь выразительно исполнять свой хоровой голос в звучании всей хоровой фактуры без сопровождения.

Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.

Концертно-исполнительская деятельность

   Концертно-исполнительская деятельность  —  важнейшая  часть  творческой работы  хорового  коллектива.  Она  является  логическим  завершением   всех репетиционных и педагогических  процессов.  Публичное  выступление  хорового коллектива  на   концертной   эстраде   вызывает   у   исполнителей   особое психологическое  состояние,  определяющееся  эмоциональной   приподнятостью, взволнованностью. Самодеятельные артисты  испытывают  подлинную  радость  от соприкосновения с миром  художественных  образов,  интерпретаторами  которых они являются.

Творческий контакт со  слушательской  аудиторией  имеет  очень большое значение для артистов хора.     Каждое концертное выступление хора должно быть тщательно  подготовлено. Плохо  подготовленное  выступление  хора,  малое  количество  слушателей   в концертном     зале     порождает     разочарование     участников     хора, неудовлетворенность    деятельностью    хорового    коллектива.    Неудачное выступление хора приносит глубокие  переживания  его  участникам,  а  иногда приводит и к распаду коллектива.

    Концертно-исполнительская деятельность хора является одним из  активных средств   музыкально-эстетического    воспитания    широкой    слушательской аудитории, поэтому очень важно, чтобы во время концерта хора концертный  зал не пустовал. Для этого следует  проводить  большую  организационную  работу. Распространение  билетов,  организация  рекламы  концертных  выступлений   - важнейшая часть работы совета хора. Этому должен уделять большое внимание  и руководитель хора.

Виды и особенности концертных выступлений

    Виды концертных выступлений хорового коллектива могут  быть  различными, как  по  объему  выступления,  так  и  по  содержанию   концерта.   Наиболее распространенным видом выступления  хора  является  участие  его  в  сводке концерта наряду с  другими  творческими  коллективами,  когда  хор  исполняет  2-3 произведения.  В  таких  концертах  выбор  репертуара  обычно   определяется творческим замыслом режиссера.

Часто сборные концерты посвящаются  какому-то событию и имеют театрализованную  направленность.  Руководителю  хора  нужно добиваться  того,  чтобы  репертуар  хора   в   таких   концертах   не   был одноплановым. Элемент контрастности репертуара должен всегда  присутствовать в концертных выступлениях.

    Нередко хору приходится  участвовать  в  концертах-лекциях, концертах-встречах, в которых главным действующим лицом является  лектор  или  тот,  с кем встречаются в зале. В таких выступлениях хору также важно  иметь  успех, свое творческое лицо.

    Самым сложным видом концертного  выступления  является  самостоятельный концерт хора в одном или двух отделениях. Концерт в одном  отделении  обычно длится до одного часа. Когда концерт состоит из двух  отделений,  то  каждое отделение обычно  занимает  30-40  минут.  В  самостоятельном  концерте  хор исполняет   20-25   произведений.   Концертная   программа    должна    быть разнообразной.   Это   достигается   подбором   разноплановых   произведений контрастных по художественным  образам,  характеру  музыкального  материала, стилю изложения. Концертная  программа  может  быть  построена  или  в хронологической последовательности, или по  жанрам,  или  по  стилистической принадлежности  составляющих  ее  произведений.    Руководитель   хора   при составлении программы  должен  иметь  в  виду,  что  интерес  слушателей  к выступлению хора должен возрастать  к  финалу  концерта.  Сверх  объявленной программы хору следует  иметь  одно-два  произведения,  которые  могут  быть исполнены по настоятельным просьбам слушателей в  конце  концерта.  Особенно понравившееся    слушателям    произведение    из    концертной    программы (продолжительные аплодисменты, скандирование "бис") можно  повторить  в  том случае, если дирижер уверен,  что  при  повторении  оно  прозвучит  не  хуже первого исполнения.

    Поведение  дирижера  хора  на  сцене,  его  артистичность,  обаяние  в значительной степени влияет на успех концерта. За 10-15  минут  до  выхода  на  сцену  желательно  провести   стоя,  в концертных костюмах. Важно провести короткую 5-7-минутную настройку хора, во  время  которой следует спеть одно-два упражнения, настраивающие хор на начало  концерта,  а главное,  сосредоточить  внимание  коллектива  к  выходу  на  сцену,   снять излишнее  напряжение,  естественно  возникающее  у  певцов   перед   началом концерта.

    Концертно-исполнительскую  деятельность   хора   следует   планировать. Количество концертных выступлений коллектива определяется его художественно-творческими возможностями,  уровнем исполнительского  мастерства,  качеством и количеством  подготовленного репертуара. Нельзя  выступать  на  концертной эстраде с недоученными или плохо впетыми  произведениями.  Малое  количество концертных  вступлений  так  же  плохо,  как  и  слишком  большое.  Самодеятельному хору желательно выступать не  более 10-12 раз в год.

    Каждое концертное выступление хора должно анализироваться,  обсуждаться с хоровым коллективом.  Следует  отмечать  положительные  стороны,  обращать внимание на  недостатки  с  целью  их  устранения  в  дальнейшей  концертно-исполнительской деятельности.

Вывод:

Работа хормейстера школьного хора сложна и многогранна. Руководитель должен быть не только высококвалифицированным, одаренным хормейстером и дирижёром, но и умелым, талантливым педагогом, организатором и воспитателем. Если он не сумеет создать  дружный, увлеченный коллектив единомышленников, для которых хоровое пение является важной духовной потребностью, то не сумеет добиться ощутимых художественных результатов.

Главной особенностью работы в школьном хоровом коллективе является творческий процесс, прочно взаимосвязанный с процессами обучения, воспитания и организации.

Нынешний этап развития школьного хорового искусства переживает серьёзный кризис по трём основным направлениям — экономический, социальный и в определённой степени духовный. В этой ситуации проверяются на прочность не только профессиональные качества руководителя, но и его, прежде всего, педагогическое умения организовать коллектив, вывести его на должный исполнительский уровень и удержать от распада. И чтобы при этом не пострадало творчество. Важно научить детей школьного возраста петь в хоре, понимать его, любить и, главное, — не предавать хор ни при каких обстоятельствах.


[1]         Приложение № «Должностные инструкции руководителя хора».

[2]         Акапе́лла (итал. a cappella, «как в капелле») — пение (как правило, хоровое) без инструментального сопровождения.

[3]         Приложение № Примерный репертуар для младшего и старшего школьного хора.

[4]         К.Ф. Никольская - Береговская. Русская вокально - хоровая школа от древности до ХХI века - М., 2003г.

[5]         Егоров А. Теория и практика работы с хором - М., 1951 - с.226

[6]         Виноградов К. методика работы русских мастеров хоровой культуры XIX и начала XX столетий - Машинописная рукопись.