"СЛАВЬСЯ ДОНСКАЯ ЗЕМЛЯ"
Методическая разработка сценария музыкально-литературной композиции для детей старшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slavsya_donskaya_zemlya.doc | 52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Славься Донская земля»
Методическая разработка сценария музыкально-литературной композиции для детей старшего школьного возраста
Разработала:
Мартынова Анна Вадимовна, преподаватель
Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования «Таганрогская школа искусств»
города Таганрога Ростовской области
2019 г.
Тема: музыкально-литературная композиция «Славься Донская земля».
Цель: формирование интереса к истории и традициям русского народа и Донского казачества в частности; формирование духовно-нравственных качеств обучающихся.
Задачи:
- стимулировать интерес к изучению духовного наследия и культурных традиций родного края;
- познакомить учащихся с особенностями быта и традиций Донских казаков;
- познакомить учащихся с музыкальным творчеством Донских казаков.
Место проведения: актовый зал.
Продолжительность проведения: 40 – 45 минут.
Подготовительная работа: разработка и написание сценария, оформление сцены, подбор музыкального оформления представления, репетиции.
Действующие лица:
Ведущий в казачьем костюме.
Вокальный ансамбль в казачьих костюмах.
Оформление: стол с изделиями домашней утвари Донских казаков, стены украшены вышитыми полотенцами, расписными шалями.
В исполнении вокального ансамбля звучит песня «Тихий Дон».
Ведущий:
Тихий Дон издревле несёт свои воды по широким просторам полей к Азовскому морю омывая берега Крыма с востока. Воды его соприкасаются с Чёрным морем. Неустанные войны и сражения шли здесь из года в год. Отсюда выходили герои удивлявшие весь мир своими подвигами.
История казачества помогает понять традиции и обычаи, пережившие века и дошедшие до наших дней. Многие казачьи семьи и роды растворились среди поляков, русских, литовцев и других народов. Часть казаков оставшихся на Севере, двинулась на покорение земель на Востоке, отвоёвывая для московских царей огромные пространства Сибири. Разделённые громадными расстояниями, наши казаки осознают себя единым народом правда с добавлениями: амурские, донские, сибирские, оренбургские, семиреченские, астраханские, забайкальские, терские, уральские, уссурийские, вояжские, енисейские, якутские.
Казаки влились в семью народов, составивших русский народ. Но пройдя сквозь века, они сохранили свою историю, традиции и обычаи, самобытность, признаки особой древней ветви славянского народа, занимающего часть России.
Донские казаки, с детства, приученные к воинским упражнениям, к воинскому строю и к воинской службе, имели своими командирами офицеров исключительно казачьего происхождения. Как правило, рядовой казак и казачий офицер росли в одной станице, считались станичниками, как они, так и их отцы и деды. Офицеры, имея армейские чины, несли службу как профессиональные командиры, а казаки же видели в каждом офицере брата, товарища и верили ему. Во времена войн Донскими казаками было сложено немало былин и исторических песен, походных и строевых песен. В промежутках между боем, войны – казаки собирались в казачьем круге и душевно исполняли песни, прославляя своих атаманов и войско, пели о родных краях, станицах, о Тихом Доне, вспоминая свои семьи, жён и детей.
В исполнении вокального ансамбля звучит песня «Дон, ты вольный».
Ведущий:
В старину казаки жили просто, честно и дружно. Краж и обманов не было: всё, что кто-то имел или приобретал, делились между собой как в единой семье, без всяких расчётов. Если кто-то убивал большого зверя или ловил большую рыбу – всё тут же разносилось по дворам и каждый брал себе сколько было нужно. Чистота нравов было невероятная – боялись греха казаки пуще смерти, ибо знали, что в любую минуту могут предстать на суд Божий и тогда за каждый нечестный поступок придётся платить дорогую цену. Другой стороны не озабоченные хозяйством Донцы, в старые времена жили не в пример всем! После обеда станичники собирались на площади у станичной избы. Сидя кружком, пели песни, плели сети и слушали рассказы бывалых казаков. Здесь исполнялись песни различного характера: и плясовые, и шуточные, и протяжные.
В исполнении вокального ансамбля звучат песни «Если б знал я», «Во горушках».
Казачки вели тихую и уединённую жизнь, тогда как мужчины щеголяли оружием, одеждой, проводили дни в забавах. Хозяйки варили дома рыбу, только тогда когда разрешался лов. В постные дни хлебали пустые, постные щи или ели кашу, в скоромные резали баранцев, ели каймак (упаренное густое молоко). В походы брали пшеничные хлебцы с запечёнными яйцами.
Донские казаки соблюдали старые обычаи. Дети, получали имена того святого, которого праздновали за несколько дней до рождения. И этот обычай строго соблюдался.
Казачки отлично знали церковную службу, хозяйничали, ткали шёлковые поярки, шили сарафаны, вязали чулки.
Других работ кроме ловли рыбы и содержания скота, у женщин не было.
У женщин тоже были свои традиции. По вечерам, они собирались тесным кругом и занимались вышиванием, обсуждали семейные будни, делились впечатлениями и конечно же, пели песни.
В исполнении вокального ансамбля звучит песня «Ой, летят утки», «Люблю я казаченьку».
Ведущий:
Торжественные праздники, обряды и обычаи которых соблюдаются ещё из древней Руси, устраивались в каждой станице. Это и «Рождество Христово», и «Новый год», и «Троица», и «Ивана - Купала» и многие другие праздники пришедшие к нам из глубокой древности.
Казачки встречались на рубежах станиц со своими Атаманами. Там же устраивались упражнения в джигитовке, стрельбе из оружия и лука, примерные бои (как их ещё называли шермиции) и драки на кулаках (кулачные бои). Например, на Масленицу, в четверг все собирались на сбор и станичный Атаман отдавал приказ о том, чтобы во время гуляния не было бесчинств. Гуляние шло по домам и улицам до воскресения. Ряженные ходили пешком и ездили на конях при оружии, так как при встрече салютировали и так же устраивали примерные бои (шуточные). В воскресенье утром выносили на станичную площадь столы и скамейки, устанавливали их в круг и ставили напитки и закуски. После чего начиналось празднование последнего дня Масленицы.
Какое же гуляние без песни и пляски! Здесь уже звучали, как и женские, так и мужские голоса. Многоголосье раздавалось со всех сторон станицы, по всей округе. Люди водили хороводы, плясали, в пляс пускались все.
В исполнении вокального ансамбля звучит песня «Соловейка».
У Донских казаков, есть одно яркое торжество и в то же время очень важное в их жизни событие. Это свадьба. Этому событию отводится огромное внимание, всегда идёт тщательная подготовка, так как основа казачьего общества – это семья. Брак – христианское таинство, семья его святыня и никто не в праве вмешиваться в жизнь семьи, без её просьбы. Ответственность в казачьей семье и всё что в ней происходит, несут все члены семьи, но в большей степени глава семьи – отец. Силой, скрепляющей общину, семью и всё казачье общество, является любовь к своему народу и свои ближним, христианская нравственность и казачий обычай.
Где ещё как не на свадьбе Донских казаков можно было так повеселиться! Жители Дона хлебосольный народ. Всегда старались устроить красочное веселье! Свадебный стол украшался красивыми скатертями, ставились лучшие напитки и закуски, выбирались лучшие весельчаки которые веселили народ. Молодожёнов величали величальными песнями, под плясовые песни пускались в пляс.
В исполнении вокального ансамбля звучит песня «А я бабочка».
Ведущий:
Традиции и обычаи торжественных праздников сохранились и в наши дни. Донской край с полной ответственностью и верой в Всевышнего празднует «Рождение Христово», «Крещение», «Пасху», «Спас» и другие Православные праздники. Не забывает Донской народ праздники пришедшие к нам из древней Руси, когда люди обожествляли животных, предметы, явления природы. Другими словами являлись язычниками, за долгое время до принятия Православной веры. Это такие праздники как «Ивана - Купала» приуроченный к «Троице», а так же «Масленица» приуроченная к «Великому посту» и к «Пасхе».
Наиболее ярким и достоверным примером традиционного Донского казачества сегодня, является станица Вёшенская, которая находится у нас на севере Ростовской области, верхнем Доне. Это родина знаменитого Донского писателя Михаила Александровича Шолохова, автора всемирно известных романов «Поднятая целина», «Тихий Дон» и многих других произведений.
Шолохов писал о вере в несокрушимую мощь нашего народна, которая не покидала воюющих бойцов и командиров в самые тяжёлые дни. Эта вера воодушевляла их на ратные подвиги и помогала идти по трудным дорогам войны к полной победе над ненавистными врагами.
Не встретил он свою восьмидесятую весну. В 1985 году, холодной февральской ночью осиротела донская земля. Но жители Дона чтут память о Михаиле Шолохове. Каждый год в станице Вёшки, празднуют его день рождения. На праздник приезжают со всех уголков России. Выстраиваются казачьи курени, в которых гости станицы могут отведать традиционной донской кухни. Устраиваются ярмарки, где продаются необычной красоты посуда, игрушки расписанные хохломой, дымковской росписью, картины с пейзажами Донских просторов. Ручной работы вышивки, плетения шалей и праздничных скатертей… Множество поделок, оберегов, сувениров, сделанных из осины, берёзы и сосны.
Но самое интересное то, что приезжают творческие коллективы: профессиональные танцоры народных танцев, хоровые коллективы. На майдане, станичной площади выстраивают как минимум две сцены и участники по очереди демонстрируют свои умения, даря местным жителям и гостям станицы радость, чувство гордости и патриотизма.
В конце праздника устраивают гала-концерт на плоту у берега Дона и в завершении незабываемый фейерверк.
В исполнении вокального ансамбля звучит песня «Ой, Россия».