Статья “Поэзия Сергея Есенина в композиторском творчестве Георгия Свиридова”

Солоницына Вера Александровна

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_esenin_sviridov.docx20.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Солоницына В. А.

Педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДТ “Юность”

Статья

“Поэзия Сергея Есенина в композиторском творчестве Георгия Свиридова”

Для российской культуры 2020 год ознаменован двумя крупными юбилейными датами - 125 лет со дня рождения Сергея Есенина и 105 лет со дня рождения Георгия Свиридова. В связи с этими крупнейшими событиям в культурной жизни страны еще раз хочется упомянуть об удивительном творческом воплощении поэзии Есенина в вокально-хоровом творчестве Свиридова.

Сергей Есенин был любимым поэтом композитора Георгия Васильевича Свиридова. Судьба поэта, неразрывно связанная с судьбой его народа, отношение к Есенину других поэтов, его современников — все это темы размышлений композитора. О Есенине Свиридов пишет сердцем, страстно, вкладывая в строки всю душу. Любого критика Есенина он подвергает уничижительному осуждению.

«Я слышу, что это – музыка», - говорила Айседора Дункан, слушая Есенина. Действительно, стихи поэта звучат как лирическая, грустно-щемящая мелодия. Возможно, именно поэтому творчество Сергея Есенина близко многим композиторам, среди которых Георгий Свиридов занимает особое место. Эта мысль отражена в «Поэте России» Ю. Евдокимовой: «В одно огромное художественное впечатление сливается сейчас для нас музыка Свиридова и поэзия Есенина. Перечитываешь стихи - и они не только мягко переливаются красотой слова и увлекают образом, они звучат. Звучат мелодией распевной, изящной и простой, ясной и глубокой. Звучат мелодией Свиридова…»

До середины 50х годов поэзия Сергей Есенина по существу была запрещена.  О нем старались не упоминать, его не издавали. Формальной причиной тому был образ жизни поэта и его трагическая смерть. Георгий Свиридов стал одним из первых людей, вставших на путь возрождения поэзии Есенина. И именно Есенин стал центральной поэтической фигурой в творчестве Свиридова, предоставляя своей поэзией основу для выражения музыкально-сокровенного.

«Свиридов подошел к творчеству поэта с принципиально новых позиций. Он открыл и музыкантам, и слушателям иного Есенина - национального художника больших масштабов, певца революционной эпохи. Так, оказалось, что композитор-мыслитель может влиять на представления общества о поэте.» подчеркнул фундаментальной монографии о композиторе ближайший друг и исследователь творчества Свиридова Арнольд Сохор.

Как ни странно, композитор познакомился с поэзией Сергея Есенина лишь в 1955 году. Строка «Я — последний поэт деревни» потрясла и сразу стала музыкой, тем ростком, из которого выросла «Поэма памяти Сергея Есенина». Есенин обладал пророческим даром — еще в середине 20-х гг. он прорицал страшную судьбу русской деревни. «Железный гость», грядущий «на тропу голубого поля», — это не машина, которой будто бы боялся Есенин (так когда-то считали), это образ апокалиптический, грозный. Мысль поэта прочувствовал и раскрыл в музыке композитор.

Премьера «Поэмы памяти Сергея Есенина», состоявшаяся в 1956 году в Москве, стала новой вехой в творчестве композитора, по-настоящему открыв широкой публике его своеобразный авторский стиль, тонкое чутье поэтического слова. С другой стороны, «Поэма» Свиридова, в которой композитор стремился передать духовный облик поэта, его страстную «любовь к родному краю», стала фактической реабилитацией творчества самого Есенина, поэзия которого долгое время была негласно запрещена.

В 1968 году в беседе с корреспондентом одной из ленинградских газет, Свиридов рассказал: «Моим любимым поэтом всегда был Блок. Но однажды - а произошло это в ноябре 1955 года - я встретился в Ленинграде со знакомым поэтом, и он долго читал мне Есенина. И тут есенинские стихи как-то особенно запали мне в душу. Воротясь домой, я долго не мог заснуть, все повторял про себя запомнившуюся строфу. И неожиданно родилась музыка. Просидел я за фортепиано не вставая, почти пятнадцать часов! Так была написана первая песня на есенинский текст, ставшая потом ключевой в моей «Поэме памяти Сергея Есенина». Остальные песни сочинились за две недели, залпом». Уже в процессе работы Свиридову стало ясно, что масштабы замысла «Поэмы» выходят за пределы камерного жанра и требуют иного решения. И в начале 1956 года создается новый, окончательный ее вариант - для солиста (тенор), смешанного хора и симфонического оркестра. Надо сказать, что Свиридов перед первым исполнением «Поэмы памяти Сергея Есенина» выступил по радио, раскрывая замысел своего сочинения: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки, эпиграфом к поэме я взял слова С. Есенина:

                  «… Более всего

                  Любовь к родному краю

                  Меня томила,

                  Мучила и жгла».

С полным основанием слова эти Сергея Есенина можно взять и в качестве эпиграфа к творчеству самого Георгия Свиридова. Есенин и Свиридов были певцами родного края, родной природы оба они познали прелесть той неповторимо красивой глубинки России, где красота природы сочетается с чистотой чувств человека.

«Поэма памяти Сергея Есенина», безусловно, одно из самых значительных сочинений Свиридова. Все произведение пронизано лирической «есенинской» песенностью.  Главный замысел поэмы – это печальное размышление поэта о родном крае, предсказание его горькой судьбы, рассказ  о  его собственном рождении.

Вскоре после окончания «Поэмы» были написаны романсы «Любовь» и «На земле живут лишь раз», и вокальный цикл «У меня отец — крестьянин» для тенора и баритона с фортепиано, в котором есенинские образы русской природы и картины деревенской жизни выражены средствами камерной вокальной лирики. В цикле отражено то, что было сознательно обойдено в поэме: быт дореволюционной деревни, любовные переживания, сожаления о потерянной молодости.

 Маленькая кантата «Деревянная Русь» для тенора, мужского хора и оркестра была написана в 1964 году, ей предпослан эпиграф из есенинских строк «Русь, мой деревянная Русь!». Четыре стихотворения поэта воссоздают облик патриархальной, старой России, а последние строки финальной части возглашают ее трагическую гибель.

На протяжении 1976—1977 годов Свиридов работает над одним из самых значительных своих произведений на стихи Есенина — «Отчалившей Русью» для голоса и фортепиано. Свиридов определил сочинение как поэму в двенадцати песнях, хотя по структуре это вокальный цикл. В данном случае ему было ясно, что создается именно поэма — размышление о судьбах родины, о роли поэта.

Так же среди произведений на стихи Есенина Свиридовым написаны хоры «Душа грустит о небесах», «Вечером синим», «Табун».

Воплощая в музыке лирическую тему есенинской поэзии - «любовь к родному краю», Свиридов раскрывает также важные для поэта грани этой темы: поэт и Родина, поэт и народ, поэт и революция. Он показывает их во всей сложности и противоречивости, свойственных Есенину, не сглаживая остроту и трагизм его переживаний. Как и стихи Есенина, музыка Свиридова вскормлена родной землею и воспета народом.

Свиридов со свойственной ему прозорливостью раньше и глубже многих других деятелей советской культуры ощутил необходимость сохранения русского поэтического и музыкального языка, бесценных сокровищ старинного искусства, создававшихся столетиями.  Над всеми этими народными богатствами в наш век тотальной ломки устоев и традиций, в век пережитых злоупотреблений реально нависла опасность уничтожения. И если современная наша литература призывает в полный голос к спасению того, что еще можно спасти, то Свиридов заговорил об этом еще в середине 50-х гг. Российское хоровое искусство, гармоничное и возвышенное, не имеющее аналогов ни в прошлом, ни в современной зарубежной музыке — является настоящим выражением духовного богатства и жизнестойкости нашего народа. И в этом — творческий подвиг Свиридова. Найденное им с огромным успехом развивают другие композиторы, последователи: В. Гаврилин, В. Тормис, В. Рубин, Ю. Буцко, К. Волков. А. Николаев, А. Холминов и многие другие.

Стихи Есенина были много раз отражены не только в русской музыке, но и в творчестве композиторов и исполнителей других народов. Есенинская поэзия продолжает привлекать к себе композиторов разных поколений и вдохновлять их на создание новых произведений для хора, песен, романсов и других произведений музыкального творчества.

На открытии памятника Сергею Есенину Георгий Свиридов сказал: «За последнее время мы привыкли к поношению России. Я не хочу привыкать. Пользуюсь случаем, чтобы сказать об этом во всеуслышание. Это несправедливо — история России перекореживается, многие люди в истории получают дурные, ложные оценки. Я призываю вас не стыдиться того, что мы — русские люди. Я призываю вас, самое главное, к творчеству, к любви братской, к чувству человеческого достоинства».