Значение музыкальной сказки для становления хорошего музыкального вкуса у дошкольников
Ребёнок растёт и развивается в определённой музыкальной среде, которая в настоящее время очень противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой - антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и маленьких слушателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokolova_znachenie_muzykalnoy_skazki.doc | 31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Значение музыкальной сказки для становления хорошего музыкального вкуса у дошкольников»
Ребёнок растёт и развивается в определённой музыкальной среде, которая в настоящее время очень противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой - антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и маленьких слушателей. Но если взрослый человек, с уже сформировавшейся системой эстетических ценностей, способен ему противостоять, то ребёнок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса.
Дошкольник предрасположен к восприятию произведений различных видов искусства. Вместе с тем восприятие музыки представляет для него большую трудность, чем восприятие других искусств. Это связано, с одной стороны со сложностью и спецификой музыкального художественного образа, с другой - с возрастными особенностями дошкольника.
Музыкальный образ достаточно абстрактен, в его основе лежит музыкальная интонация, многозначная по своей сути. Другое отличие музыкального образа - его динамический характер. Детям свойственно целостное восприятие искусства, синтез музыки, живописи и литературы обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу ребёнка.
Все сложные искусства, например, драматический и музыкальный театр, кино, в основе своей строятся на слиянии разных элементов трёх основных искусств - литературы, музыки и изобразительного искусства. Эти три искусства, как три основных цвета, являются основой всего многообразия спектра искусства.
Взаимодействие различных видов является наиболее органичным и естественным в жанрах, синтетических по самой своей природе - опере и балете. Опера объединяет в себе музыку, литературу и изобразительное искусство (декорации и костюмы), актёрское мастерство, хореографию в балете. В балете неразрывно слиты хореография, музыка, изобразительное искусство, сценарная драматургия (литературная основа балета).
Эти сложные жанры искусства весьма перспективны в отношении развития у дошкольников музыкального восприятия и художественной культуры в целом. Опера и балет впервые были включены в программу для детей дошкольного возраста и, как показала её апробация, успешно используется в практике детского сада, вызывая у детей живой и яркий интерес.
Для того чтобы облегчить детям знакомство с оперой и балетом, им предлагаются произведения, в основе сюжета которых лежит сказка - наиболее доступный и любимый ими жанр литературы. При подборе репертуара - главное стремление к высокой художественности. Поэтому естественным является обращение прежде всего к русской классике:
сочинениям Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, М. И. Глинки, С. С. Прокофьего. Дети с большим удовольствием слушают и смотрят «Сказка о царе Салтане» и «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Золушка» С. С. Прокофьева.
На музыкальных занятиях по ознакомлению детей с синтетическими жанрами, чрезвычайно важно сохранить приоритет музыки. Все средства должны помочь ребёнку лучше понять музыку, глубже проникнуть в её содержание.
Знакомство с музыкой той или иной оперы и балета происходит от её характера, сложности и возраста детей.
Очень важно чтобы дети имели опыт посещения концертов, оперных и балетных спектаклей. Желательно, чтобы оперный и балетный спектакль, который дети слушают и смотрят, был ярким, интересным в музыкально - сценическом отношении, понятным им по содержанию, небольшим по объёму.
Посещению оперного или балетного спектакля должна предшествовать определённая подготовка. Можно провести его в форме игры «Мы играем в театр». В этом случае вводятся некоторые моменты, характерные для жизни театра: звонки, один или два антракта, во время которых детей можно угостить чаем с конфетами.
Во время занятия - ознакомления решаются следующие задачи:
1. Ознакомить детей с понятием опера (балет).
2. Определить музыкальное настроение произведения.
3.Услышать основные музыкальные темы.
4. Познакомить с главными действующими героями.
5. Познакомить с сюжетом.
Сказка, обогащённая и «украшенная» музыкой, визуальным рядом, воплощённая в собственном творчестве детей, начинает «звучать»для них совершенно по - иному, более многогранно и ярко. Увлечённые игрой, дети с удовольствием слушают и легко запоминают фрагменты опер и балета.
Мир музыкальной сказки входит в жизнь ребёнка, и ребёнок уже не хочет расставаться с ним. Знакомство с этим богатейшим миром, с оперной и балетной музыкой, способствует развитию не только музыкального восприятия и музыкальности детей в целом, но и формированию их художественной и общей культуры.