Методическая разработка образовательной программы "Хоровые ступени"

Комарова Ксения Владимировна

В данной методической разработке предложена структура построения образовательной программы художественной направленности по хоровому пению "Хоровые ступени".

Данная программа успешно реализуется в детской хоровой студии "Искра" (г.Санкт-Петербург)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_komarovoy_k.v.docx31.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Хоровое пение является наиболее доступной и эффективной формой приобщения детей к музыкальному искусству, а также самой надежной основой интенсивного развития музыкальных способностей детей. Хоровое пение дает возможность каждому ребенку проявить свои способности, независимо от уровня подготовки и его природных данных.

Направленность данной дополнительной общеразвивающей программы - художественная. 

По сроку реализации, объему, результативности дополнительная общеразвивающая программа имеет углубленный уровень.

Учащиеся, успешно закончившие обучение по программе имеют возможность дальнейшего обучения по музыкальным специальностям в профессиональных учебных заведениях.

Возможность индивидуального подхода к освоению программы обуславливает дифференцированность в постановке и решении задач для обучающихся разных возрастов. Программа интегрированная, так как включает в себя наряду с вокально-хоровой работой хоровое сольфеджио и работу над репертуаром.

Отличительная особенность. Программа «Хоровые ступени. Средний и старший хор» входит в инвариантную часть комплекта дополнительных общеразвивающих программ хоровой студии «Искра». Неразрывна связь учебной работы с творческой, которая происходит непосредственно на занятиях через творческое соучастие детей в работе над произведениями, используя другие виды искусств (элементы театрализации, игра на музыкально - шумовых инструментах). Программа предоставляет возможность сделать результаты учебной работы востребованными в живой концертной практике: учебно-репетиционные занятия детей реализуются в концертах, творческих вечерах, фестивалях и других ярких запоминающихся событиях в жизни детей. Концертно-исполнительская деятельность хора, гастрольные поездки в другие города и страны являются практической стороной воспитания открытости миру и творчеству.

Программа актуальна, так как базируется на лучших образцах классической, современной и народной музыки. Программа отвечает важной социальной задаче - воспитанию обучающихся на основе приобщения детей к высоким нравственным ценностям на разных этапах музыкального развития. В дополнительной общеразвивающей программе разработан подробный репертуарный план по годам обучения, чётко прочерчивающий вектор развития воспитанников.

Адресат программы: В средний хор зачисляются девочки 10-11 лет, прошедшие обучение в младшем хоре, не имеющие противопоказаний по здоровью, включая детей с ОВЗ. В старший хор зачисляются девочки 12 – 13 лет, прошедшие обучение в среднем хоре.

Возможно зачисление переводом из других музыкальных учреждений, после прослушивания.

Цель программы: формирование основ музыкальной культуры учащихся для осуществления социально-значимой творческой деятельности и развития музыкальных способностей через вокально-хоровое исполнительство.

Задачи программы

Обучающие:

  • содействовать формированию и совершенствованию  основных вокально-хоровых навыков: певческой установки, дыхания, звукообразования, чистоты интонации, строя, дикции, ансамбля, в совокупности его тембральных, ритмических и динамических компонентов;
  • создать условия для накопления обучающимися музыкального багажа на основе работы над репертуаром и слушания музыки;
  • дать необходимые знания учащимся в работе с хоровыми партитурами.

Развивающие:

  • развивать и совершенствовать музыкальные способности (ладогармонический слух, музыкальную  память, метроритм), образное мышление, воображение, эмоциональное восприятие музыки;
  • развивать осмысленное выразительное исполнение  вокально-хоровых произведений;
  • развивать навыки понимания и следования дирижёрским жестам, создавая предпосылки для осознанного подхода к процессу исполнения произведения;
  • развивать творческие способности ребёнка.

Воспитательные:

  • воспитать культурного слушателя, подготовленного к полноценному эстетическому восприятию музыкального искусства;
  • расширить кругозор, эрудицию посредством посещения театральных и  концертных залов и исполнительскую деятельность;
  • воспитать творческого исполнителя;
  • воспитать нравственные качества личности: коллективизм, патриотизм, толерантность, культуру общения и поведения в социуме, чувства прекрасного.

Валеологические:

  • формировать способность воспитанников контролировать работу голосового аппарата, владение навыками бережного отношения к голосу.

Условия реализации программы:

Особенности организации образовательного процесса:

Программа «Хоровые ступени» рассчитана на 4 года для девочек в возрасте от 10 до 17 лет: 10-11 лет в Среднем хоре, 12-17 лет в Старшем хоре

Хоровые группы среднего и старшего хора девочек комплектуются от 15 человек.

Режим занятий:

Средний и старший хор занимается два раза в неделю по три часа (216 часов в год).

Необходимое кадровое обеспечение программы: для реализации образовательного процесса по программе необходим концертмейстер - пианист.

Материально-техническое обеспечение программы: 

наличие учебного класса для проведения  групповых хоровых занятий, который должен быть оборудован хоровыми станками-подставками и стульями. Необходим хорошо настроенный инструмент (рояль/фортепиано), камертон, метроном, набор музыкально-шумовых инструментов, набор ударных инструментов, «валдайские колокольчики», оркестровые треугольники, дирижерский пульт–пюпитр, концертные костюмы, папки с хоровыми партитурами и партиями (индивидуальные), репертуарные папки с хоровыми партитурами, нотные издания педагогического репертуара для детского хора.

Планируемые результаты

Предметные:

Учащийся разовьёт музыкальные способности и сформирует умения и навыки:

  • приобретёт вокально-хоровые навыки (музыкальная память, метроритм, дикция, интонация, умение работать в хоровом ансамбле, ладогармонический слух);
  • сформирует основы певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;
  • освоит нотную грамоту, будет понимать музыкальные термины,
  • будет знать имена и биографии композиторов, познакомится с их творчеством через хоровое пение,
  • будет понимать музыку и стили разных жанров и эпох,
  • будет понимать и следовать дирижерским жестам, уметь работать по партитуре.

Метапредметные:

  • учащиеся разовьют учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные, учебно-организационные умения и навыки.
  • умение анализировать, обобщать, систематизировать, сравнивать при работе с музыкальным материалом позволит применять эти навыки при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
  • у учащихся разовьётся образное мышление, эмоциональное восприятие и осознанное исполнение музыкальных произведений;

У учащегося сформируются личностные качества:

  • полноценное эстетическое восприятие музыкального искусства;
  • дисциплинированность, ответственность;
  • культура общения, чувство прекрасного;
  • кругозор, эрудиция, разнообразие интересов;
  • коллективизм, патриотизм, толерантность;
  • культура поведения;
  • умение работать в коллективе.