Музыкально-педагогический репертуар-основа обучения и воспитания юного музыканта
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
,,Музыкально-педагогический репертуар-основа воспитания юного музыканта,,
Музыкальный репертуар составляет главное содержание предмета специального фортепиано в музыкальной школе. Репертуар-самый важный, стержневой вопрос развития юного исполнителя, основа обучения и воспитания, и поэтому одной из основных задач педагога с самых первых шагов обучения начинающих юных музыкантов является тщательно продуманное, целенаправленное составление репертуара для каждого ученика. Умение подобрать наилучший репертуар для ученика-важнейший показатель педагогического искусства. Проблема подбора учебного репертуара на всех этапах обучения сложна, но особенно она важна на начальном этапе обучения, когда закладываются основы всей музыкальной будущности ученика, то есть формируется эстетический вкус будущего любителя музыки или формируется музыкальное мышление будущего профессионала. На первый взгляд в настоящее время созданы все условия для ее успешного разрешения-нарастающий поток ф-х изданий для детей за последние 20 лет превышает весь объем литературы этого рода, изданной в советское время. На самом же деле педагогу-пианисту становится все труднее ориентироваться среди огромного количества выпускаемых сборников. Возникает необходимость в специальном обзоре, посвященном современному фортепианному репертуару и в изучении содержания, музыкально-художественных, образно-выразительных и дидактических задач репертуарных сборников, что должно способствовать более точному подбору произведений для учащихся. В выборе репертуара можно выделить несколько направлений: 1)новый художественный репертуар для детального изучения 2) репертуар для самостоятельного изучения учащимися 3)репертуар для эскизного обучения 4) инструктивный материал (гаммы, этюды, упражнения) 5) материал для развития навыков чтения с листа, транспонирования, подбора по слуху, импровизации. Принцип подбора репертуара таков: произведение должно быть художественным, увлекательным, оно должно быть педагогически целесообразным, то есть учить нужному и полезному и должно выполнять воспитательную роль. Основным принципом является принцип художественной ценности материала. Музыкальный материал для воспитания культурной, образованной личности ,а это -главная цель музыкального образования в ДШИ, должен представлять из себя высоко-художественные образцы мирового искусства. Таковым материалом является классическая музыка. Как образец совершенного высокохудожественного мирового искусства, классическая музыка составляет базовую основу учебно-педагогического и концертного репертуара музыканта-инструменталиста. Работа над классическими музыкальными произведениями в ДШИ -прочный фундамент, который позволяет воспитать у юного музыканта художественный, музыкальный, обще - эстетический вкус, сформировать высокий уровень исполнительской культуры игры на музыкальном инструменте, эффективно развить как общие так и специальные музыкальные способности. Художественный вкус представляет собой эстетическую установку , формирующуюся в эстетическом опыте человека. Хороший художественный вкус-это способность получать удовольствие от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное; а также потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, в быту, в искусстве. Художественный вкус является особенностью личности, ее уникальностью. Личность музыканта складывается из взаимосвязанных развивающих компонентов: художественного вкуса, мышления эмоционального строя, технического мастерства. В формировании творческой индивидуальности и в совершенствовании мастерства решающую роль играет широкий круг музыкальных образов, разнообразие стилистических особенностей и музыкального языка исполненных произведений, и чем глубже они изучены, тем больше условий для разностороннего развития юного музыканта. При подборе учебного материала педагог прежде всего должен решить два вопроса: 1.какие новые знания и навыки приобретет учащийся, работая над данным произведением 2.развитию каких сторон личности будет способствовать художественное содержание изучаемых произведений. Принцип педагогической целесообразности заключается в том, что на основе изучения определенных музыкальных произведений учащийся должен овладеть спецификой исполнения музыкальных произведений различных стилей, жанров и форм, освоить виды исполнительской техники игры на инструменте, овладеть как можно большим и разнообразным музыкальным материалом, познать особенности интерпретации определенных стилей композиторов, расширить багаж музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений расширить музыкальный кругозор и интеллект, определиться в собственном стиле и манере исполнения. Принцип новизны предполагает введение в репертуар музыкальных произведений современных авторов , что позволит учащимся овладевать стилем исполнения современной музыки, оригинальными приемами игры на инструменте. Особенное значение в подборе репертуара имеет его жанровое разнообразие. Для исполнения выпускнику музыкальной школы должна быть доступна как серьезная классическая музыка, так и народная, эстрадная, популярная музыка, музыка кино.
Воспитание юного музыканта-процесс многогранный и очень трудоемкий. Одной из составляющих этого процесса является воспитание восприятия и воспроизведение музыкального произведения через жанровое осознание характера музыки. Песня, танец, марш -это три основных жанровых сферы , в которых музыкальное начало находится в неразрывном единстве со словом и движением В них формируется все жанровое многообразие музыкальной культуры. Вместе с тем, они близки детскому мировоззрению и помогают ребенку сразу же включиться в процесс активного творческого действия. Последовательная работа над новыми образцами песни, танца, марша позволяет обнаружить типичные особенности жанра каждого произведения. Песня-это наиболее простой жанр вокальной музыки. Ее не трудно отличить на слух от марша или танца. Но сами песни очень разнообразны: гимны, колыбельные, игровые, застольные, шуточные и другие. Осознанному восприятию мелодического содержания песни способствует тщательный анализ ее наиболее характерных музыкально-выразительных особенностей (ритмических, интонационных, мелодических, гармонических, структурных). Всякий раз, исполнив произведение, ученик с помощью педагога должен задать вопрос ,,что выражает музыка?,, Ответ на этот вопрос должен помочь ученику проникнуть в содержание музыкального искусства. На первых порах это достаточно серьезная работа, развивающая художественное мышление ученика, играющая большую роль в осознании им образного содержания музыки. В работе с учениками над произведениями любого жанра следует руководствоваться эстетическими нормами исполнительского искусства, которые предусматривают такие черты, как : идейность и содержательность, правдивость и искренность, эмоциональная насыщенность и естественная простота, а так же возможно более совершенная техника исполнения.
При выборе репертуара учитываются не только исполнительские и музыкальные задачи, но и черты характера ученика: его интеллект, темперамент, душевные качества, наклонности. Если вялому и медлительному учащемуся предложить эмоциональную подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать большого успеха. Но проходить в классе подобные пьесы необходимо с целью развития недостающих качеств. Репертуар ученика должен быть разнообразным по содержанию, стилю, фактуре. В нем должны найти место произведения современных авторов , русская и зарубежная классика, полифонические произведения, произведения крупной формы, обработки народных песен и танцев, этюды, гаммы. Формируя репертуар для определенного возраста надо обращать внимание на соответствие идейно-художественного содержания произведения возможностям восприятия ученика, определять нагрузку, сопоставлять технические возможности исполнителя с техническими сложностями сочинения; следует учитывать и направлять интересы ученика. При подборе репертуара следует руководствоваться принципами постепенности и последовательности обучения. Недопустимо включать произведения, превышающие возрастные особенности и музыкально-исполнительские возможности учащегося. В репертуаре ученика должно быть наличие трех групп сочинений. Первая должна полностью соответствовать исполнительским возможностям ученика, вторая-опережать эти возможности, третья-быть легче достигнутого уровня. Наличие трех групп сложности дает педагогу возможность менять ритм в работе с учеником и во время снимать напряжение. Репертуар должен быть увлекательным, однако не все произведения сразу же захватывают юных исполнителей своим интересным образным содержанием или ярким мелодическим языком. В репертуаре должны быть и те произведения что быстро завоевывают любовь учеников, и те произведения, что раскрывают свою красоту постепенно, в процессе кропотливой работы(например, ,,Баба Яга,, П.И.Чайковского и ,,Колдунья,, Мак Доуэлла, ,,Песня без слов,, Ф.Мендельсона и ,,Мимолетности,, С.Прокофьева). Немаловажное значение имеет и количественная сторона репертуара. В этом вопросе недобор так же плох как и перебор. Слишком большой объем репертуара не дает возможности осуществлять кропотливую систематическую работу , а ограниченный репертуар не дает полноценного воспитания. В умело подобранном репертуаре наиболее полно прослеживаются единство воспитания и обучения, единство процесса овладения знаниями, навыками, умениями и систематически целенаправленного воздействия на духовное развитие личности. В этом и проявляется стержневое значение репертуара.