«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНЦЕРТНОГО ВОЛНЕНИЯ»
Практика показывает, что волнение время от времени испытывают все люди, но у одних людей оно выходит за рамки контроля и становится отрицательным фактором, который влияет на качество выступления, а у других более контролируемо и является стимулом для успешного выступления. Ребенок, забыв о художественном образе, стиле, с потерями текста и срывами, отчаянно пытается побороть своё волнение и страх. В такой момент даже идеально выученная вещь выглядит как очень плохо подготовленная, тело лишается управления, движения сжимаются и память изменяет.
Успешность публичного выступления на сцене зависит от психологической подготовки музыканта к концертно-исполнительской деятельности, качества выученных им произведений, и во многом от сторон его личности, которые влияют на особенности состояния музыканта во время концертно-исполнительской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_psihologo-pedagogicheskaya_problema_preodoleniya_kontsertnogo_volneniya.docx | 21.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНЦЕРТНОГО ВОЛНЕНИЯ»
Практика показывает, что волнение время от времени испытывают все люди, но у одних людей оно выходит за рамки контроля и становится отрицательным фактором, который влияет на качество выступления, а у других более контролируемо и является стимулом для успешного выступления. Ребенок, забыв о художественном образе, стиле, с потерями текста и срывами, отчаянно пытается побороть своё волнение и страх. В такой момент даже идеально выученная вещь выглядит как очень плохо подготовленная, тело лишается управления, движения сжимаются и память изменяет.
В методической литературе выделяется два типа волнения: «волнение-подъем» и «волнение-паника», то есть «волнение в образе» и «волнение вне образа». В первом случае исполнитель взволнован чувствами и мыслями, рожденными образом, во втором случае главенствует самооценка успешности выступления [2, с. 273].
Безусловно, волнение выдающихся музыкантов-исполнителей в процессе концертно-исполнительской деятельности связано с чувством высокой профессиональной ответственности перед слушателями.
Успешность публичного выступления на сцене зависит от психологической подготовки музыканта к концертно-исполнительской деятельности, качества выученных им произведений, и во многом от сторон его личности, которые влияют на особенности состояния музыканта во время концертно-исполнительской деятельности. Г.М. Цыпин, говоря об эмоциональном мире музыканта, приводит цитату Г. Малера: «Только сильное переживание делает меня способным к творчеству, и только творчество даёт мне эти переживания» [5, с. 52].
К.К. Платонов, выделял в личности четыре подструктуры. Он представлял структуру личности в виде пирамиды, в фундаменте которой лежат генетические, физиологические и биохимические особенности человеческого организма, а на высшем уровне находятся социальные и духовные особенности личности.
Биологический фундамент личности, который определяется полом, возрастом и особенностями протекания биохимических и нервных процессов – это первая подструктура.
Формы отражения, которые зависят от особенностей познавательных процессов человека – его внимания, памяти, мышления, восприятия и ощущений – вторая подструктура.
Жизненный опыт, в основе которого находятся знания, умения, навыки и привычки – третья подструктура.
Направленность личности, которая определяется убеждениями человека, его ценностями, мировоззрением, желаниями, влечениями, стремлениями и идеалами – четвертый уровень личности [6].
Как отмечает доктор педагогических наук, профессор, академик педагогических и социальных наук Г.М. Цыпин: «Творчеству обучить нельзя. Это, как говорится, дар Божий. Но можно и нужно научить (вернее научиться) правильно, умно, продуктивно работать; научиться культуре общения с самим собой» [5].
Для всех, кто занимается художественно-творческой работой важно уметь справляться с проблемами, которые возникают в их творческой практике - начиная от неумения раскрепоститься в нужный момент и острого, разрушительного сценического волнения, заканчивая неумением понимать самого себя, своё Я. Л.П. Бочкарёв выделяет 3 типа потребностей, которые различны по их мотивации в структуре пригодности к музыкально-исполнительской деятельности:
- потребность в исполнительском процессе;
- потребность в общении со слушателями;
- потребность в активном воздействии на слушателей [2].
К представителям науки, занимавшимся исследованиями в области сценического волнения, следует отнести сподвижника известных российских психологов В.Н. Мясищева и А. Люблинской – А.Л. Готсдинера. Он перенес некоторые положения общей психологии в область музыкальной деятельности. А.Л. Готсдинер считал, что волнение может проявляться в трёх основных видах: волнение-подъём, волнениепаника, волнение-апатия. Внутреннее состояние исполнителя может сильно меняться в течение одного вечера – от угнетенно-тревожного или болезненно-возбуждённого в начале выступления до экстатическивосторженного, когда все трудности и тревоги уже позади [3].
А.Л. Готсдинер [3, 133] разработал и систематизировал теорию пяти фаз волнения, которое испытывают музыканты.
Первая фаза – состояние, которое возникает у исполнителя, когда он узнает о точной дате своего будущего выступления: «Волнение возникает периодами, с приближением срока выступления мысли о нем все чаще приобретают навязчивый характер, а волнение и тревожность все больше нарастает».
Вторая фаза – время, которое предшествует концерту. На этой фазе волнение все более нарастает. Некоторые в этот период времени жалуются на упадок сил, а другие очень раздражительны. Одни мечтают как можно скорее выйти на сцену, а другие уверены, что не смогут сыграть ни одной ноты.
Третья фаза – как таковой выход на сцену, появление перед публикой: «Эта фаза переживается очень остро и переживется по-разному. Одни идут как на Голгофу, с трудом преодолевая путь к своему месту на эстраде; другие стараются не смотреть на публику, внутренне отстраняются от неё и настраиваются на начало исполнения; третьи идут “работать”, то есть выполнять свой долг сосредоточенно и деловито» [3, с. 134].
Четвертая фаза – начало выступления. Волнение в этой фазе достигает пика, кульминационной точки. Неприятности могут подстерегать здесь даже опытных исполнителей. Но, ситуация несколько упрощается после того, как сыграно или спето первое произведение программы. Волнение постепенно уходит, отпускает исполнителя. Хотя, некоторые исполнители не чувствуют облегчения вплоть до самого конца их выступления.
Пятая фаза – период после выступления. Исполнителя тревожит мысль о том, хорошо ли он выступил. Он с нетерпением ждет отзывов, остро и эмоционально реагирует на них.
А.Л. Готсдинер утверждает, что «изучение предконцертного состояния очень важно для психолога и педагога в диагностических целях, так как в нем довольно отчетливо проявляются симптомы волнения, свойственные данному исполнителю» [3].
От умения управлять своим эмоциональным состоянием на сцене во многом зависит подготовка к концерту, её эффективность. Стабильность и психологическая устойчивость становятся необходимыми качествами музыканта-исполнителя. Именно формирование этих качеств должно зарождаться у подростков на этапе их обучения в школе.
Г.М. Коган отметил, что исполнители чаще всего волнуются из-за боязни забыть текст. Он пишет, что сама по себе память не при чём. Исполнители волнуются оттого, что бояться забыть, а забывают из-за того, что очень волнуются [4].
С.Л. Рубинштейн, которому волнение доставляло большие неприятности, вспоминал, что в молодости ему всё было нипочём. Но в дальнейшем всё изменилось – стала подводить память. Вернее даже не память, а опасение за неё. «С тех пор, как она начала слабеть, я начал испытывать робость… Вещь, которую я должен исполнить, я знаю очень хорошо. Но появляется какая-то раздражительность, какое-то нервозное состояние, возбуждение, думаешь о том, что остановишься, раздражаешься, нервничаешь. Это пытка, страшнее которой и инквизиция не могла бы выдумать. Сидишь у фортепиано и дрожишь на каждом такте, вот-вот лопнешь. Никто и не подозревает об этих мучениях» [7]. Вероятно, проблемы с памятью и были причиной сценического волнения у Рубинштейна, но, возможно, эти неполадки являлись не причиной, а следствием невротических состояний, которые доставляли столько мучений пианисту.
Л.А. Баренбойм видит причину ошибок и провала исполнительской памяти, которые сопутствуют эстрадному волнению, в «обострении сознательного контроля над автоматически налаженными процессами» [1]. «Сверхконтроль» над автоматически налаженными процессами или давно выработанными исполнительскими навыками, по мнению
Л.А. Баренбойма, приносит вред, если совершается перед выступлением или на самой сцене. Успешная концертно-исполнительская деятельность возможна лишь в том случае, если слаженно, согласованно «работают» интеллектуальная, эмоциональная и двигательная стороны личности исполнителя. Ни одна из этих сторон не должна подавлять другие.
Список литературы:
1.Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство /
Л.А. Баренбойм. – Л.:Сов.композитор, 1974. – 334 с.
2.Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарёв. – М.: Издательский дом «Классика-XXI века», 2006. – 352 с.
3.Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.:
«NB Магистр», 1993. – 190 с.
4.Коган Г.М. У врат мастерства. Работа пианиста / Г.М. Коган. –
М.: 1969. – 342 с.
5.Музыкальная педагогика и исполнительство. Проблемы, суждения, мнения: учебное пособие / сост. Г.М. Цыпин. – Издание 2-е, дополненное. – М.: Прометей, 2016. – 404 с.
6.Платонов К. К. О системе психологии/К.К. Платонов. – М., «Мысль», 1972. – 216 с.
7.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т.1. – 488с; Т.2. – 325 с.
8.Станиславский К.С. Собр. соч.: в 9 т. Т.3: Работа актёра над собой. Ч.2: Работа над собой в творческом процессе воплощения. – М.: Искусство, 1990. – 509 с.
9.Станиславский К.С. Собр. соч.: в 9 т. Т.4: Работа актёра над ролью. – М.: Искусство,1991. – 400 с.